Часть первая. Заумная
Общество
Структура первобытного общества
По какому принципу строится первобытное племя? Это весьма интересный факт, почти забытый, но до сих пор на земле существуют уголки, где люди живут именно таким образом. Каждый член племени выполняет определенную задачу: кто-то хорошо ловит рыбу, кто-то быстро бегает, кто-то хорошо готовит, а кто-то хорошо рассказывает сказки или поет песни. Все с благодарностью относятся друг к другу, образуя гармонию с природой и в самом обществе.
Каждому члену племени «присваивается» занятие согласно его умениям, и обычно оно с течением времени не меняется. Таким образом решается проблема общности человека – далеко не каждый человек способен выжить в одиночку, а уж тем более прожить счастливую жизнь. Ведь, согласитесь, при всем неприятии общества или возмущении обществом человек продолжает в нем жить, и лишь немногие окончательно разрывают «путы общности» и уходят в отшельничество. Я бы сказал, общество есть продукт самоотрицания, т. е. при всем неприятии человеком общества общество так же не приемлет человека. Образуется сложно построенная форма взаимоотношений, где каждый из «участников» – человек и общество – сосуществует друг с другом. В первобытном обществе из-за малого количества людей в племени такая взаимосвязь отлична от современной. Жаль, форма первобытного общества непригодна для технологического общества, частью которого в том числе является Интернет. Но тем не менее в чем-то она «созвучна» этой форме.
В написании данной главы использован материал из книги американской писательницы Марло Морган «Послание с того края Земли».
Модель первобытного общества, в котором существовала четкая взаимосвязь его членов, чем-то отозвалась в современном обществе, но из-за масштабов «пещеры» эти взаимосвязи не всегда видны отдельному человеку.
Модель власти
Рассмотрим модель власти, в которой есть «Главный», «Замглавного», «Придворные» и просто люди, выполняющие определенную работу. Без самого «Главного» общество существовать не может. Обязательно должен быть кто-то, кто принимает решения и на кого можно положиться: царь, султан, король, вождь – названий много, но суть одна. Есть ли такое в мире Интернета?
Что такое общество? Общество – это «совокупность людей и их взаимоотношений», гласит научная литература. В западной литературе обществом чаще всего называют «географическое образование, связанное воедино правовой системой и имеющее определенное “национальное лицо”».[1] Возможно и еще одно определение: «Общество – это, прежде всего, такие особого рода отношения между людьми, которые дают им возможность возвыситься всем вместе над своей чисто животной, биологической природой и творить собственно человеческую надбиологическую реальность».[2]
Для чего же люди живут такими большими популяциями? Шло время, условия жизни становились все более благоприятными и еды было все больше, в том числе благодаря развивающемуся сельскому хозяйству и промышленности. И. этот «процесс» продолжается до сих пор. Но все ли задумывались, какой процент людей пользуется всеми благами цивилизации? Совсем небольшой, порядка 5 % от всей массы 6.664. млн. человек на Земле. А сколько людей живут за чертой бедности? И что же получилось построить за те бесчисленные века человеческой цивилизации и куда мы, собственно, пришли? Это уже философские вопросы, требующие нетривиального ответа.
Рост популяции людей на планете Земля
Материал из Википедии. World human population (est.) 10,000 BC-2000AD.
Как мы можем наблюдать, взрыв роста населения произошел совсем недавно, с момента нового витка технологического процесса: 1970 г. – 3 696 588 000 человек, 2007 г. – 6 664 959 522 человека. Темп роста с 1970 г. вырос почти в два раза! Сейчас, конечно, рост замедлился, но частично те изменения, которые мы с вами наблюдаем, являются последствиями этого «взрыва».
За последние 40 лет население Земли увеличилось почти в два раза, исходя из этого резко возросли потребности и появилось огромное количество новых взаимосвязей между людьми благодаря техническому прогрессу.
Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра» (о государстве)
Обратимся к классике – приведем отрывок из монументального труда Ф. Ницше «Так говорил Заратустра».
«Кое-где существуют еще народы и стада, но не у нас, братья мои; у нас есть государства. Государство? Что это такое? Итак, слушайте меня, ибо теперь я скажу вам свое слово о смерти народов.
Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно; и эта ложь ползет из уст его: “Я, государство, есмь народ”.
Это – ложь! Созидателями были те, кто создали народы и дали им веру и любовь; так служили они жизни.
Разрушители – это те, кто ставит ловушки для многих и называет их государством: они навесили им меч и навязали им сотни желаний. Где еще существует народ, не понимает он государства и ненавидит его, как дурной глаз и нарушение обычаев и прав.
Это знамение даю я вам: каждый народ говорит на своем языке о добре и зле. – этого языка не понимает сосед. Свой язык обрел он себе в обычаях и правах.
Но государство лжет на всех языках о добре и зле: и что оно говорит, оно лжет – и что есть у него, оно украло.
Все в нем поддельно: крадеными зубами кусает оно, зубастое. Поддельна даже утроба его.
Смешение языков в добре и зле: это знамение даю я вам как знамение государства. Поистине, волю к смерти означает это знамение! Поистине, оно подмигивает проповедникам смерти! Рождается слишком много людей: для лишних изобретено государство!
Смотрите, как оно их привлекает к себе, это многое множество! Как оно их душит, жует и пережевывает!..
Государством зову я, где все вместе пьют яд, хорошие и дурные; государством, где все теряют самих себя, хорошие и дурные; государством, где медленное самоубийство всех – называется – “жизнь”…
Еще свободной стоит для великих душ свободная жизнь. Поистине, кто обладает малым, тот будет тем меньше обладаем: хвала малой бедности!
Там, где кончается государство и начинается человек, не являющийся лишним: там начинается песнь необходимых, мелодия, единожды существующая и невозвратная.
Туда, где кончается государство, – туда смотрите, братья мои! Разве вы не видите радугу и мосты, ведущие к сверхчеловеку?
Так говорил Заратустра».
Из сей, не сильно положительной, тирады Заратустры можно весьма наглядно проследить неприятие человеком общества и обществом самого человека.
Сферы общества
Вот основные сферы, на которые общество исторически поделилось:
материальная;
духовная (религия);
управленческая;
социальная (обслуживание).
Материальная сфера – мне ли (или Заратустре) о ней говорить? Да, безусловно, современный человек погряз в современном материальном мире и материальных стремлениях. Как бы религиозные деятели и просветители ни увещевали об обратных сторонах материализма, тем не менее – факт остается фактом: большинство людей стремится к удовлетворению своих материальных потребностей.
Соблазн велик! Наверняка многим приходили такие мысли: «Как это? У него есть, а у меня нет?», «Я хочу… (список)», «Мне необходимо… (список) для чувства собственной значимости, иначе она неполноценна (значимость эта самая)», «Мне необходимо… (список) для продолжения рода, как иначе?».
При этом не все задумываются, что приобретя все вожделенное, они не станут счастливыми и не решат своих проблем в одночасье (не думайте только, что я решил читать вам религиозные проповеди! Отнюдь! Мы просто рассматриваем общество как таковое и членов этого общества, из которых оно, собственно, и состоит. Затем плавно перейдем к интернет-обществу).
Общество на примере другой математики
Если использовать другую, не древнегреческую математику, то можно получить такой весьма интересный опыт. Допустим, что один человек – это 1, другой человек – это тоже 1, тогда получается, что
1 + 1 = 2?
Так? Но при сложении мы получаем лишь числа!
Воспользуемся другим, альтернативным, примером. Возьмем вкусный, только что испеченный пирог с яблоками с хрустящей корочкой и благоухающим ароматом – представили? (Ок, ок! Для страждущих потом дам рецепт шарлотки, которую я люблю.) Из чего состоит пирог? Правильно: яблоки, мука, сахар, сода, ванилин, масло.
Теперь положим все это рядом – ну как, получился пирог? НЕТ! Необходимо совершить действие! Порезать яблоки, замесить тесто, намазать противень маслом и поставить его в духовку – и наш пирог готов!
Что мы получили:
1(яблоко) + 1(мука) + 1(сахар) + 1(сода) + 1(ванилин) + 1(масло) = 6?
Нет! = пирог! А не набор единиц 1+1+1+1+1+1. Итого мы получаем 7! Не 6, а 7! Потому как нам явилось совершенно новое творение путем действия, которое не описано в формуле 1+1+1+1+1+1.
Поэтому можно рассмотреть «формулу пирога» как
1+1+1+1+1+1 (+действие) = 7.
Итого мы имеем набор единиц и действие. Теперь вернемся к формуле («счастья» хотел написать, НЕТ) общества:
1 человек + 1 человек + 1 человек + 1 человек + 1 человек + 1 человек + действия этих людей = 13.
Почему? Каждый человек по отдельности совершает действие в обществе, итого получаем: 1.человек и 1 действие. Чтобы он ни делал (даже, собственно, если ничего), он все равно влияет на результат, это отражается и на обществе, созданном им же в том числе. При этом человек не образует общество в одиночку, пример тому та же математика:
1 человек + 1 действие = 3!
Рассмотрим более сложную формулу. Образование 3 можно расшифровать как
1 человек + его действие + результат этого действия = 3.
Но такой человек общества не создает. При этом, когда в дело вступает более двух индивидов, формула получается другой:
1 человек + 1 действие + результат этого действия + 1 человек + 1 действие + результат этого действия = 7,
потому как два человека и результаты их действия создали новое – ОБЩЕСТВО (знаете, как семья – ячейка общества).
И еще немного цифр. Как можно суммировать «козлов и бабочек»?
3 козла + 3 бабочки = 3 козла и 3 бабочки!
Правильно же? Но если козлы вспугнули бабочек, т. е. произвели определенное действие, опять-таки мы имеем «эффект шарлотки»:
3 козла + 3 бабочки + 1 действие + результат этого действия = 8!
Или, если исключить действия как таковые и не суммировать их, то
3 козла + 3 бабочки + результат действия козлов = 8!
Не хватает еще «одного ряда чисел», если людей считать цифрами одного порядка, то их действия следовало бы считать как-то по-другому:
1 человек + 1 действие человека + 1 человек + 1 действие человека + 1 человек + 1 действие человека + результат действий = 7,
где семь состоит из трех разного вида составляющих.
Если не следовать распространенной древнегреческой математике, модель взаимосвязей и действий людей будет другой. Принимая на веру что-либо, всегда можно найти еще множество вариантов.
Время
Понятие времени в обществе
Теперь рассмотрим формулу общества. Введем еще один параметр – ВРЕМЯ! Много ли вы задумывались о времени?
Л. Кэролл «Алиса в Стране чудес»:
Шляпник: Если бы ты знала Время так же хорошо, как я, ты бы этого не сказала. Его не потеряешь! Не на такого напали!
Алиса: Не понимаю.
Шляпник: Еще бы! (Презрительно встряхнул головой.) Ты с ним небось никогда и не разговаривала!
Алиса: Может, и не разговаривала. Зато не раз думала о том, как бы убить время!
Шляпник: А-а! тогда все понятно. Убить Время! Разве такое ему может понравиться! Если б ты с ним не ссорилась, могла бы просить у него все что хочешь.
Давайте подружимся со временем и применим его к нашей, ставшей уже совсем не простой формуле.
Что такое время, задумывались ли вы об этом? Для человека как существа, оперирующего понятием времени, опираясь на собственное сознание, время – это единица измерения протяженности события. Нет впечатлений – нет и времени. Много впечатлений – плотность событий увеличивается, время замедляет свой бег. Мало впечатлений (событий) – время ускоряется.
Если рассмотреть субъекта, который обладает другим восприятием времени, допустим, с другой планеты, рамки физического времени, существующего изначально в точке, отсчет и формат времени происходят в случайном месте времени и пространства, трансформируя при этом часть физического времени в свое биологическое индивидуальное время.
Ловушка для нашего понимания в том, что мы знаем, что часы идут в независимости от того, находимся ли мы в возвышенном состоянии влюбленности или в пьяном угаре, целеустремленно работаем или просто сидим и смотрим телевизор. Все равно ускорить или замедлить ход внешних часов со стрелками невозможно (если только подкрутить или каждому человеку сделать индивидуальные часы, которые он будет подкручивать в зависимости от своего состояния). Поэтому точкой отсчета люди и выбрали внешние часы. Такой способ удобен для стандартизации. Он же, в свою очередь, накладывает определенные стереотипы. На вопрос «Сколько времени?» всегда есть внешний ответ («Сколько времени? 12 часов!»). Но этот ответ скорее навязанный, нежели он является ответом на внутреннее чувство времени каждого индивидуального человека. Если же точкой отсчета сделать самого себя и свои внутренние часы, то в течение собственной жизни мы многократно наблюдаем замедление или ускорение течения субъективного времени. Представьте себе общество с индивидуальным временем. Это было бы совершенно другое общество, возможно, с другими выработанными стандартами и нормами. Никто не знает, когда были изобретены первые часы, скорее всего они были солнечными. И, привязавшись к «внутреннему времени солнца», человечество с тех пор живет по тем законам времени, которые мы можем наблюдать с вами сейчас. Но если представить себя как часть Вселенной, как планету (например, чем вы хуже солнца), то мировоззрение будет «планетарным».
Как мы меряем время? Ведь все мы с вами знаем, что в сутках 24 часа, что час состоит из 60 минут и т. д. Если мы возьмем 1 человека, 1 его действие и 1 индивидуальное время этого человека, то в этом случае общество как совокупность этих трех параметров у каждого его члена будет выглядеть так:
Индивидуальное время каждого человека
Еще раз тот же пример:
1 человек + 1 действие + 1 индивидуальное время этого человека + 1 другой человек + 1 действие + 1 индивидуальное время другого человека + результат этих действий = 7.
Теперь рассмотрим этот пример в виде графика:
Если у каждого индивида есть свое собственное время, то можно предположить, что у общества, образованного данными индивидами, также есть свое собственное время, и можно посмотреть на этот график уже со стороны времени общества:
При относительном времени его значение постоянно меняется, потому как оно зависит от внутреннего времени индивидов, из которого состоит общество, а также от самого времени и его колебания, принадлежащего обществу, ведь оно тоже имеет свое собственное время, созданное путем соединения времени индивидов и их действий. Для того чтобы понять, как это работает, представьте себе анимацию, в которой показано движение оси времени, где деления то сжимаются, то разжимаются, но тебе, дорогой читатель вполне это можно представить, воспользовавшись своим воображением ☺.
Каждый человек живет в индивидуальном, собственном времени, ориентируясь на общепринятое понятие времени, в том числе на часовой пояс, в котором он живет.
Еще немного о времени. Интернет-время
Задумывались ли вы о времени в сети Интернет? Безусловно, у каждого на собственном компьютере, с которого он заходит в Интернет, есть часы, показывающие время в зависимости от того часового пояса, в котором он находится. Также у каждого человека есть «свое внутреннее время», которое он порой «подводит» по времени того часового пояса, в котором сейчас находится, но
В Интернете НЕТ ВРЕМЕНИ И ЧАСОВОГО ПОЯСА! Соответственно, В ИНТЕРНЕТЕ НЕТ СВОЕГО ВРЕМЕНИ! Время Интернета состоит из внутреннего времени его же пользователей (с погрешностью на время их часовых поясов, на которое они подсознательно опираются).
Определение интернет-общества:
Общество можно рассматривать как результат совместной деятельности людей и их действий, при этом каждый из членов общества влияет на действия другого; и на них же (как и на индивидов) влияют внешние факторы, при этом каждый из членов общества живет в собственном времени, опираясь на принятое между индивидами отдельное «общее» время в зависимости от часового пояса; в свою очередь, Интернет имеет время, состоящее из внутреннего времени его пользователей.
Теория долголетия
Теория долголетия основана на бурной жизни, полной впечатлений и событий. Но эта событийность основана не только на простом восприятии происходящего человеком, но и на активном его участии в происходящих процессах. Участие подразумевает не только визуальное восприятие или участие, например, в разговоре, но и некую деятельность, плоды которой и приносят впечатления индивиду. При осознании четкой конечной цели процесс развития носит осознанный, событийный характер. В момент рождения время человека сильно замедляется из-за огромного количества впечатлений, которые получает ребенок, но с течением жизни бег времени ускоряется и в момент смерти достигает максимальной скорости.
Визуальные модели пространства
Затрагивая данную тему, обратимся к двум теориям. Первая – доказательство гипотезы Пуанкаре, одна из семи главных математических задач, решенная питерским ученым Г. Я. Перельманом. Суть этой топологической загадки состоит в том, что любое трехмерное пространство без дыр эквивалентно растянутой сфере. И вторая – теория построения мира, исходя из Финслеровой геометрии и 4D-пространства с метрикой Бервальда-Моора. Гипотеза состоит в том, что пространство Вселенной не трехмерное, а имеет большее количество измерений. При этом оно может быть математически легко описано. Такое математическое описание геометрии пространства не только включает в себя трехмерный вариант (как частный случай), но еще и разрешает многие проблемы общепринятой теории строения мироздания, так как именно геометрия пространства определяет физические законы в нем. Излагаемая гипотеза имеет экспериментальные доказательства.
Авторы этих двух моделей пространства пытаются объяснить построение мира на основе иных, нежели привычные нам понятия «древнегреческой» математики и геометрии.
Порой отдельный человек хочет доказать то, что интуитивно и так понимает. Но общество не принимает на веру интуитивные доказательства, а верит только тому, что допустимо в рамках самого общества. Поэтому такому человеку приходится доказывать другим то, что понятно ему, несвойственным для себя образом, подгоняя свои доказательства под общепринятые рамки и изобретая новые правила.
Люди склонны к стереотипам, в частности, из-за восприятия мира с помощью собственных органов чувств, а также восприятия, навязанного обществом (например, помните, мы говорили о времени?). А если бы органы чувств были другими? Представляете себе эту картину? При отсутствии интуитивного восприятия мира, бытовавшего у наших далеких предков, объяснить, а главное представить такие сложные понятия с помощью общепринятых способов или придумывая приведенные в пример новые – порой ОЧЕНЬ сложно для понимания!
Иллюзорность восприятия человеком окружающего мира и самого себя является в чем-то моделью построения общества, которое зиждется на выработанных его индивидами законах по усредненным информационным данным этих же индивидов. Также обусловлено государственной моделью управления обществом, потому как в случае управления обществом с таким количеством индивидуальных мнений и живущих в собственном временном пространстве мы имеем вероятность полного коллапса управления.
Методика управления государством с помощью «усреднения мнений» порой приводит к усреднению самих членов – «пользователей» этого государства, имея обратный эффект.
В чем-то такую же картину мы наблюдаем в сети Интернет, рассматривая, например, анкетирование и его альтернативу – обработку данных, которые оставили пользователи самостоятельно.
Модели построения виртуального мира будут отличаться и от этих моделей, потому как будет введено новое понятие – модель виртуального мира. Данный аспект пока никак не изучен, и, может быть, как раз в процессе чтения книги кого-то осенит, и мы получим что-то совсем новое. Так ли это плохо?
Стоп, стоп, стоп! Заумности закончились – давайте о пирогах! Ура! Закончилась заумная часть!
Психология пирога
Вот обещанный рецепт шарлотки. Вы же не забыли, что мы начали с пирога? ☺
Ингредиенты:
500 г яблок
200 г сахара
5 яиц
200 г муки
0,5 ч. л. соды
ванилин на кончике ножа
масло для выпекания
Приготовление
Яйца взбить с сахаром (взбивать не менее 5–7 минут). Добавить муку, соду и ванилин, все хорошо перемешать. Яблоки почистить, удалить сердцевину, нарезать небольшими дольками. Форму для выпечки смазать маслом.
На дно формы вылить немного теста. На тесто выложить половину яблок (яблоки можно посыпать корицей). На яблоки вылить половину оставшегося теста. На тесто выложить оставшиеся яблоки. На яблоки вылить оставшееся тесто.
Поставить шарлотку в разогретую до 180 градусов духовку. Выпекать в течение 40–60 минут (в зависимости от размера формы). Во время выпечки дверцу духовки не открывать.
Чтобы приготовить пирог – надо готовить пирог!
Я же обещал про Интернет… Ок, ок – все будет!