Вы здесь

Интернет и политика. Модернизация политической системы на основе инновационных политических интернет-коммуникаций. Монография. Глава 2. Модернизация политических институтов и процессов в условиях функционирования интернет-сообщества (Г. Л. Акопов,...

Глава 2

Модернизация политических институтов и процессов в условиях функционирования интернет-сообщества

Показав в общих чертах в первой главе, что представляет собой политическая интернет-коммуникация, мы переходим к рассмотрению тех модернизационных изменений, которые их развитие несет с собой современному российскому обществу. Прежде всего выделим три ключевых направления, в которых происходит модернизирующее влияние на общество распространения политических интернет-коммуникаций. Во-первых, это модернизация деятельности властных структур и государственного управления на всех уровнях. Если традиционным для России долгое время оставалось противостояние один на один «маленького человека» и всемогущей государственной машины, то модернизирующее влияние политических интернет-технологий выразилось в начавшейся перестройке функционирования государственных органов в их нацеленности на онлайн-контакты с гражданами. Этой теме посвящен в данной главе параграф 2.1.

Во-вторых, это модернизационные изменения самой демократии, обусловленные широким использованием и распространением в политической сфере коммуникативных интернет-технологий. Формальное функционирование демократической системы политических институтов возможно, как показала история, и без реальной непосредственной демократии, что обусловило известное разочарование населения в принципах и идеалах демократии и рост политической апатии. Однако внедрение в политическую жизнь сетевых инновационных технологий привело к формированию через сеть прообраза эффективной прямой демократии, которая получила название «электронной демократии». Этому аспекту модернизирующего влияния политических интернет-коммуникаций посвящен параграф 2.2.

В-третьих, благодаря политическим интернет-коммуникациям произошла известная модернизация публичной деятельности политических партий, что будет рассмотрено в параграфе 2.3.

2.1. Политические инновации в деятельности органов государственной власти на основе интернет-коммуникаций

Политические инновации информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных структур получили основательный толчок к развитию, во многом благодаря Стратегии развития информационного общества в России. Необходимо также упомянуть и Концепцию формирования в России электронного правительства[106], а также план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти[107], по которому все государственные услуги будут переведены в электронный вид не позднее 2015 года.

Как заметил в своем выступлении Президент России, «…стратегические информационные технологии – это одно из важнейших направлений развития нашей страны»[108]. Реализация названного вектора развития страны модернизирует и процесс взаимодействия граждан с органами государственной власти, значительно упрощая и оптимизируя обозначенное взаимодействие.

Внедрение электронных государственных услуг не только упрощает доступ к ним для граждан, предприятий и организаций, но и способствует существенной экономии средств. Так, например, в Дании внедрение электронных услуг экономит налогоплательщикам 150 млн евро и более 50 млн евро в год для предпринимателей. Ожидается, что в случае внедрения электронных государственных услуг ЕС годовая экономия может превысить 50 млрд евро. Только в Италии системы электронных закупок сэкономили более 3 млрд евро[109].

Эффективное электронное правительство позволяет улучшить управление государством и способствует участию граждан в политической жизни. Взаимодействуя с чиновниками, представителями политических элит, а также участвуя в разнообразных виртуальных дебатах по различным актуальным проблемам, институты гражданского общества становятся объектами внимания властей и находят свое место в сфере влияния на политические процессы.

Отметим, что чем более свободным становится внутренний рынок Евросоюза, тем больше и больше граждан и предприятий взаимодействует с государственными органами за пределами своих родных стран по самым различным жизненным вопросам[110].

Как справедливо отмечает Д. Холмс, «государственные служащие будущего не будут сидеть за столами, заваленными кипами бумаг, они будут работать в виртуальных министерствах, имея огромные объемы ценной информации в своем распоряжении. Так организован Европол – Европейская полиция. Основной функцией этой современной надгосударственной организации, штаб-квартира которой расположена в Гааге, является сотрудничество и обмен информацией с различными европейскими полицейскими подразделениями. Ее служащие работают в высокотехнологичном окружении, где предпочтение оказывается электронным видам коммуникации, где используются системы электронного документооборота, а не многократный ввод данных и многократная обработка документов, где для хранения и получения информации существуют базы данных, а не архивы с папками»[111].

Уже сегодня в некоторых зарубежных и даже отечественных инстанциях электронный документ заменяет привычные бумажные документы. В современном цивилизованном мире через компьютер фактически можно общаться с правительством. В Сингапуре, который продвинулся на пути предоставления государственных услуг своим гражданам гораздо дальше других стран, не выходя из дома можно не только получить документы, но и открыть ресторан, как в этом убедился Дмитрий Медведев во время визита в эту страну. У главы российского государства эта процедура отняла не больше десяти минут[112].

Количество услуг, предоставляемых в электронном виде, в разных странах варьируется. К примеру, во Франции еще в прошлом году насчитывалось около 600 электронных услуг, что составляет примерно 66 % всех услуг, предоставляемых государством (всего около 900). В Испании в электронный вид переведены 1225 услуг от центральных, региональных и местных властей. В некоторых странах появились дополнительные порталы «электронного правительства» по специальным вопросам. В частности, в Сети можно найти и центральные порталы, официально представляющие страну в Интернете с информацией по истории, географии, официальными публикациями, и порталы для госслужащих, как во Франции, и порталы по вопросам законодательства, а также порталы «обратной связи». Портал «Citizenlink» в Голландии, к примеру, должен стимулировать граждан для более активного участия в жизни государства. Очень часто порталы государственных услуг связаны со здравоохранением, образованием и работой, а также ориентированы на основные целевые группы. Так устроены порталы в Великобритании (Directgov), Италии и ряде других стран[113].

«Проанализировав международный опыт, мы убеждаемся, что информационное общество – это интеллектуальный социум, построенный на знаниях, готовый изменяться, создавать и продвигать инновации», – заметил Игорь Щеголев[114].

Как справедливо утверждает академик АПН Ю.В. Ирхин, «реализация концепции электронного правительства находится в тесной взаимосвязи с реформой государственного управления. С одной стороны, необходимость перехода к электронному государственному управлению требует определенной перестройки основ административной системы, а с другой, переход к „электронному правительству" в известной степени способствует повышению оперативности и эффективности принимаемых управленческих решений; снижению издержек на содержание государственного аппарата, повышению производительности труда государственных служащих; борьбе с коррупцией в правительственных структурах и др…»[115].

Примечательно, что еще более 10 лет назад А.О. Давыдов в своей статье «О некоторых социально-политических последствиях становления сетевой структуры общества» утверждал: «С помощью новых компьютерных технологий резко снижается потребность в построенных на чиноначалии управленческих конструкциях, без посредничества которых до сих пор невозможно было организовать совместную работу большого количества людей. В условиях низкого качества коммуникаций такие конструкции были необходимы, но теперь передавать управляющее воздействие выгодней не по состоящей из чиновников цепочке, а посредством интернет-технологий. Причина этого – в „родовых" свойствах бюрократических систем управления, таких как высокие расходы на содержание, подчиненность главным образом целям собственного сохранения и укрепления, подавляющая инициативу и усиливающая зависимость каждого служащего от вышестоящего должностного лица. К тому же социальный статус участвующих в каком-либо деле субъектов управления перестает быть самодовлеющим обстоятельством, определяющим их поведение… В Сети социальный статус можно не принимать во внимание и действовать, учитывая только дееспособность и честность вовлекаемых лиц. Причем найти людей с нужными качествами в условиях Сети гораздо проще, чем при использовании любой из ранее известных форм взаимодействия»[116].

К сожалению, уровень развития электронных государственных услуг в России находится на начальной стадии развития. Он еще далек от полноценного сетевого присутствия «Электронного правительства». Об этом говорил и В.В. Путин, выступая на заседании Правительственной комиссии по вопросу «О развитии информационных технологий в субъектах Российской Федерации»: «Нам нужно избавить людей от необходимости ходить по конторам, трепать там нервы в очередях тогда, когда нужно получить элементарные бумаги из БТИ, собесов, ДЭЗов, паспортных столов и регистратур в поликлиниках. Поэтому уже в ближайшие годы мы должны полностью отстроить систему предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Речь идёт об информационных и сервисных порталах, интегрированных каналах связи, ведомственных и региональных банках данных»[117].

Информационные технологии, поставленные на службу государственным и общественным образованиям, позволяют по-другому, по-новому взглянуть на роль государства в жизни общества; создают новые возможности для функционирования социальных и политических систем, значительно облегчая социальные и политические процессы, а также модернизируя политическую систему общественного устройства.

Конец ознакомительного фрагмента.