Интеграция как фактор всестороннего воспитания детей и развития их творчества
Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, с нашей точки зрения, определяются взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной).
Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, включая все виды классического и народного искусства, окружающая жизнь и особенно природа, эстетическая развивающая среда и художественные деятельности (разные их виды), благодаря которым ребенок активно приобщается к опыту художественной деятельности людей.
Придавая большое значение эстетическому воспитанию; известный педагог и психолог П. Ф. Каптерев писал: «Эстетическому развитию человека служат средства двух родов: созерцательные и деятельные. Первые заключаются в созерцании природы – неба, земли, моря, гор, степей, рек, лесов, восхода и заката солнца, красивых видов. За созерцанием красоты в природе следует созерцание красоты в искусстве – посещение картинных галерей и выставок, музеев, концертов, опер, драмы и комедии, обозрение памятников строительного искусства, чтение художественных словесных произведений. К деятельным средствам эстетического развития относятся занятия рисованием, лепкой, пением, музыкой, ручным трудом с изящным оттенком. Деятельные средства эстетического развития нужно предпочесть созерцательным, потому что первые лучше вводят в область прекрасного, с их помощью сам воспитываемый становится творцом красоты. Созерцательные средства будут действовать сильнее, глубже после деятельных потому, что тогда они станут понятнее, ближе, наблюдение прекрасных предметов в природе и искусстве сделается тоньше, отчетливее; человеку, самому сотворившему нечто прекрасное, красота всегда будет роднее, она глубже будет входить в его сердце, чем у того, кто никогда ничего не нарисовал и не спел».[1] По мнению П. Ф. Каптерева для эстетического развития ребенка огромное значение имеет организация разнообразных художественных деятельностей (изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой и других).
Мы рассматриваем ознакомление детей с искусством и их художественно-творческую деятельность разного содержания как органичную часть воспитательно-образовательной работы детского сада, в процессе которой решаются как общие задачи воспитания и развития, так и специфические для каждого вида искусства и художественной деятельности задачи.
Все виды художественно-творческой деятельности тесно связаны с различными разделами работы, включенными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе занятий по ознакомлению с окружающим миром, в том числе с природой, по развитию речи, чтения произведении художественной литературы дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Это обогащает их опыт, образное содержание любой художественной деятельности; способствует развитию мышления, формированию эстетической оценки и эстетического отношения к окружающему миру, искусству и собственно художественной деятельности.
Большое значение в осуществлении эстетического воспитания детей мы придаем интеграции всех видов искусства и художественно-творческих деятельностей, которую понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разных разделов воспитания и образования детей. Интеграция, в нашем понимании – это не межпредметные связи, где один из предметов выступает как ведущий, а содержание других привлекается с целью улучшить его усвоение. Цели интеграции шире и глубже: она способствует разностороннему развитию ребенка, который познает объект с разных сторон, с позиций разных видов искусства, с помощью средств выразительности каждого вида, что обеспечивает возникновение и развитие ассоциаций. На основе эстетического восприятия, выделения средств образной выразительности каждого вида искусства и постепенного перевода на уровень осознания, а затем и частичного использования этих средств детьми в их художественной деятельности создаются образы предметов, явлений.
Познанию средств выразительности способствует образование постоянно обогащающихся ассоциативных связей, без которых невозможно ни развитие воображения, ни художественное творчество.
Интеграция разнообразного содержания на занятиях и в других формах образовательной работы способствует углублению и обогащению восприятия, представлений.
Постепенно под тактичным, ненавязчивым руководством взрослого дети осваивают выразительные средства искусства. Это позволяет им не только глубже воспринимать и познавать искусство как средство оформления эстетической развивающей среды, как компонент художественного образования и как эталон творческой художественной деятельности, и в целом как важнейший фактор формирования всесторонне образованной и высокодуховной развитой личности.
Интеграция должна охватывать все виды художественно-творческой деятельности: разнообразные игры (дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые); изобразительную, художественно-речевую, музыкальную деятельность.
Разработка проблемы интеграции различных видов искусства, художественной деятельности в отечественной педагогике началась в 20-е годы XX века, когда остро встал вопрос о создании новой школы, призванной дать всестороннее воспитание и образование всем детям нашей страны. Однако речь шла об интеграции в рамках школьных предметов эстетического цикла: литературы, изобразительного искусства и музыки. Другие художественно-эстетические предметы в школьный образовательный цикл не входили. Не предусматривалась и взаимосвязь с предметами общеобразовательного цикла. Особенно большой вклад в изучение интеграции внесла В. Н. Шацкая. Под ее руководством в Институте художественного воспитания была создана исследовательская лаборатория комплекса искусств. В последующие годы направления интеграции не изменялись. В широкой сети внешкольных учреждений того времени объединялись занятия самыми разными видами искусства, а не только теми, которые входили в школьную программу. В конце 60-х и 70-е годы XX века следует отметить исследования Н.П. Сакулиной, Т.Я. Шпикаловой, Б. П. Юсова, позднее Л. Г. Савенковой, С.И. Хмарского и др. Но эти исследования осуществлялись в рамках содержания школьного обучения искусству.
В то же время проводилась серьезная работа по широкому использованию взаимосвязи искусства с разнообразными видами художественной деятельности в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Наиболее основательными были исследования, направленные на разработку так называемых комплексных занятий, проводившиеся под руководством Н.А. Ветлугиной в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Нередко педагоги трактуют интегрированные занятия как комплексные. Однако комплексный и интегрированный подходы не одно и то же. Комплексные занятия в дошкольном воспитании были разработаны раньше, чем интегрированные. По замыслу Н.А. Ветлугиной комплексные занятия строились на взаимосвязи разных видов искусства и художественной деятельности (как правило в одном занятии объединялись 2–3 вида художественной деятельности и искусства). Центром этих комплексных занятий становились музыка и изобразительная деятельность. Такие комплексные занятия рекомендовалось проводить один раз в месяц как итоговые или как занятия-досуг. Например, в зале заранее расставляют столы и необходимые материалы для изобразительной деятельности, так чтобы большая часть зала осталась свободной. В зал входят дети младшей группы. Педагог подводит их к столам и говорит: «Посмотрите, ребятки, в окошко, какая хорошая сегодня погода, светит солнышко. Вам нравится солнышко? Какое оно?» Ответы детей воспитатель одобряет: «Да, солнышко теплое, яркое, светлое. Хотите его нарисовать?» Дети соглашаются. Хорошо прочитать ребятам стихотворение о солнышке. После того как дети нарисуют, им предлагается спеть песенку, а затем, радуясь солнышку, поплясать кто как хочет. Музыкальный работник поет вместе с ними и исполняет плясовую музыку.
Комплексные занятия, как правило, проводились не в групповой комнате, а в зале, что позволяло полнее использовать музыку, танцы, элементы театрализованного представления (в то время в детских садах не было театральных студий).
Интеграция как системообразующий фактор формирования творчества в процессе обучения детей изобразительной деятельности и развития их творчества была включена в разработанную Т.С. Комаровой систему рисования, лепки и аппликации, тесно взаимосвязанную не только с искусством, но и со всеми разделами воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. Такая система работы на год была создана для всех возрастных групп детского сада[2]. В структуре почти всех занятий выделялась рубрика: «Связь занятий с другими сторонами воспитательной работы», где отмечалось, какие предметы и явления следует наблюдать с детьми, какие поэтические (прозаические) произведения прочитать детям или предложить им самим это сделать, какие репродукции, иллюстрации художников к детским книгам рассмотреть, какую музыку послушать и др. Так перед рисованием картинки про лето (старшая группа) накануне или в день занятия предлагалось провести с детьми беседу о лете, прочитать стихотворения о лете. На занятии по рисованию напомнить ребятам о стихотворениях о лете, а затем рассмотреть репродукции картин, книжные иллюстрации, послушать песни о лете. Это позволяет сформировать у детей более глубокие знания и представления о том, что им предстоит изобразить.
В начале 90-х годов XX века мы приступили к опытно-экспериментальной разработке и проверке интегрированных циклов занятий для детей дошкольного возраста. Содержание циклов определялось исходя из окружающей микро– и макросреды, интересов детей: игрушки и игры, сказочные сюжеты, любимые темы («Зоопарк», «Мое любимое животное» и т. п.). На основе этого исследования были созданы циклы, в которых подробно описаны[3] все возможные и необходимые взаимосвязи всех составляющих, обеспечивающих наиболее полное раскрытие образов темы того или иного цикла.
Таким образом были найдены пути практического решения проблемы построения педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе интеграции и представлены рекомендации для педагогов детских садов.
В своей работе по развитию художественно-творческих способностей детей к различным художественно-эстетическим деятельностям мы выделили общие группы психических процессов, составляющих основу способностей к различным видам эстетических деятельностей: восприятие, образные представления, образное мышление, воображение, способы художественной деятельности, эмоциональное отношение к объектам эстетического характера, к искусству и к художественной деятельности, а также внимание, память и др. Психологические основы интеграции искусства, художественной деятельности со всей воспитательно-образовательной работой определяются нами исходя из того, что требуется ребенку для создания образа в любом виде художественной деятельности; какие психические процессы включаются в освоение им окружающего мира, человеческой культуры как части общественно-исторического опыта, усвоение которого способствует формированию личности человека, его духовного мира, способностей. Однако ребенок не только «присваивает» окружающее, но и воспроизводит в доступных пределах окружающий его мир, выражая свое отношение к тому, что осваивает и к том у, что создает в своей деятельности. Вот почему в разработке проблемы интеграции мы придаем большое значение развитию психических процессов, на которых базируется освоение ребенком мира и художественное творчество, направленное на его отражение.
Интеграция понимается нами как глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающая все виды художественно-творческой деятельности. Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетическое восприятие, образные представления, мышление, воображение, эмоционально положительное отношение к деятельности, а также памяти и внимания). В интеграции не все содержания включаются в процесс художественного творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли своеобразного стержня, вокруг которого объединяются другие содержания и виды деятельности. Применительно к интеграции в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей дошкольников в качестве таких стержневых содержаний выступают чаще всего игра, природа, детская художественная литература.
Работа с детьми осуществляется через интегрированные блоки (циклы), объединенные определенной темой (содержанием), разные художественные деятельности, виды искусства; детскую литературу, ознакомление с окружающей жизнью, природой, путем создания художественно-эстетической обстановки в дошкольном учреждении, к которому необходимо привлекать детей.
Разрабатывая проблему интеграции педагогического процесса в дошкольном учреждении мы опирались на исследования отечественных и зарубежных психологов в области психического развития ребенка, роли деятельности в этом, общения как средства культурного и социального становления личности, формирования способностей и детской одаренности (Л. С. Выготский, Н.А. Бернштейн, А.А. Бодалев, Н.Е. Веракса, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А. Ф. Лазурский, С.П. Ломов, В. Лоунфельд, А.А. Мелик-Пашаев, М.А. Матюшкин, О.И. Никифорова, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.И. Савенков, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др.).
Для эффективного осуществления интеграции необходимо развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, вкусовое, обонятельное и другие психические процессы, о которых мы говорили выше. Только это может обеспечить полноту и глубину эстетического восприятия действительности, а, следовательно, полноту и глубину впечатлений и складывающихся на их основе образов.
Конец ознакомительного фрагмента.