Вы здесь

Интерактивные технологии подготовки кадров в сфере физической культуры. Раздел 3. Кейсы в работе педагога по физической культуре (Е. В. Быстрицкая, 2018)

Раздел 3

Кейсы в работе педагога по физической культуре

3.1. Кейсы в работе педагога по физической культуре в начальной школе

Младший школьный возраст (6–10 лет) характеризуется наличием учебно-познавательной деятельности в качестве ведущего вида деятельности. Именно поэтому большинство кейс-ситуаций, подлежащих незамедлительному решению учителем, имеют ярко выраженную учебную направленность.

Характеристика ребенка как учащегося ставится в этом возрасте на первое место. В начальной школе часто можно слышать такие высказывания, как, например: «Я не дружу с ним, он плохо учится». Личностные характеристики остаются в это время «за кадром», что дает основание ученикам 1–4-х классов зачастую составлять неверное представление о социально полноценной личности. Это одна из основных причин возникновения конфликтных ситуаций в условиях начальной школы.

Решение педагогических ситуаций в этой возрастной группе значительно облегчается тем, что слово учителя, его личность, манера поведения являются для учеников примером для подражания. Авторитет учителя в условиях начальной школы, как правило, непререкаем, а это значит, что последнее слово в разрешении учебной ситуации остается за учителем. Это накладывает на педагога особую ответственность в принятии единственно правильного решения. Наличие высокого учительского авторитета говорит еще и о том, что большинство подобных ситуаций возникает по вине учителя, который не сумел правильно организовать учащихся на уроке или во внеурочной деятельности. Значит, решая возникшую конфликтную ситуацию в условиях начальной школы, учитель фактически исправляет свои же ошибки.

Для решения ситуаций, возникающих в начальной школе, лучше всего подходят методы, связанные с озвучиванием предмета спора, мнений сторон и с открытым обсуждением способов разрешения конфликтов. Это вызвано особенностями формирования личности в этом возрасте, когда мнение учителя ценится выше, чем мнение одноклассников, ровесников. На этом, первом школьном этапе социализации дети нуждаются в постоянном одобрении и коррекции своих действий со стороны взрослых.

Открытое решение педагогических ситуаций для учителя в данный период представляет ценность в этом плане, поскольку важно, чтобы его слова услышали все учащиеся и подобные ситуации впредь не повторялись или повторялись реже. Дети в начальной школе, как правило, с удовольствием делятся с учителем своими проблемами и сомнениями, задача учителя состоит в том, чтобы верно трактовать слова учеников и адекватно разрешать возникающие вопросы.


Примеры типичных педагогических ситуаций в условиях начальной школы

1. «На урок физической культуры по просьбе учителя семилетний Вадик Р. принес роликовую доску-скейт для комбинированной эстафеты. Во время проведения эстафеты Максим Н. на доске Вадика наехал на диск от штанги и сломал доску. Вадик заплакал, говоря, что мама не сможет купить ему другую доску, у нее нет денег. Кто виноват в сложившейся ситуации и каким образом учитель может разрешить конфликт?»

2. «В семье, где растет второклассница Таня М., трое детей. Мать – вдова, воспитывает их одна. Девочка аккуратно относится к своим вещам, учебникам, тетрадям, форме. Однажды она увидела, как одноклассник Петя К. после урока физкультуры выбросил в мусорное ведро спортивные носки. На вопрос Тани о том, зачем он это сделал, мальчик ответил, что они стали грязными после занятий гимнастикой на уроке и ему их не жаль, потому что у него дома их полно. Таня пожаловалась на мальчика учителю ФК. Какова должна быть реакция учителя на сложившуюся ситуацию?»

3. «Учитель ФК показывал учащимся третьего класса схему прыжка в длину, нарисованную на ватмане. После урока учитель убирает инвентарь в тренерскую комнату и слышит в зале шум. Все ученики обступили Сергея Б. и ругают его хором за то, что он «изрисовал эту прекрасную картину», указывая на схему, которую они рассматривали на уроке. Учитель увидел, что мальчик просто разукрасил схему, добавив к изображению легкоатлета красивую спортивную форму, развевающуюся прическу и проявил при этом прекрасные художественные способности. Мальчик громко заплакал. Каковы действия учителя в данной ситуации?»

4. «У Виктора Петровича, учителя физкультуры, хорошее настроение. Его команда легкоатлетов 2–3 классов прекрасно пробежала эстафету по парку Победы, заняв первое место по району. Неожиданно учитель узнал, что на территории парка его ученики «срезали угол» в одном из этапов, который был скрыт за деревьями от судейской бригады. Что пережил учитель в этот момент – чувство отвращения или досаду, гнев или обиду, или был оскорблен? Каковы должны быть его дальнейшие действия?»

5. «В группе продленного дня начальной школы ежедневно большое количество детей (25–30 человек). Учителю ФК надлежит проводить в этой группе физкультурные занятия в небольшом классном помещении, так как зал в это время занят под уроки ФК для учащихся второй смены и под занятия спортивных секций. Какой выход из этой ситуации может быть предложен учителем ФК?»

6. «Ученик первого класса Саша Т. перед уроком физкультуры всегда прячется в раздевалке в личный шкафчик для одежды и сидит там, не желая выходить. Каковы могут быть причины такого поведения ребенка и как должен в этой ситуации поступить учитель?»

7. «В третьем классе есть отверженный ребенок Лева Д., с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить свое отношение к данному ребенку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. У мальчика явное расположение к учителю ФК и хорошие спортивные данные, но когда учитель хвалит за это мальчика, то весь класс издевательски подсмеивается. Каким образом учитель ФК может повлиять на социальный статус мальчика в классе?»

8. «Ученик 2-го класса Антон Г. – гиперактивный ребенок. В строю он постоянно отвлекает ребят, стоящих рядом с ним, во время объяснения правил или техники выполнения упражнений, поэтому и сам плохо усваивает их, и не дает усвоить остальным. Каким образом учитель может изменить сложившуюся ситуацию?»

9. «В 1-м классе есть мальчик Ваня Н., имеющий недостатки зрения и ожирение. На уроках физкультуры у него многое не получается. Дети над ним откровенно смеются, не берут в игру. Мальчик от этого страдает. Ваши действия?»

10. «Учитель ФК делит учеников 2-го класса на две команды для эстафеты. Обе команды хотят получить в свой состав ученика Николая М., самого высокого и физически развитого мальчика. Он начинает зазнаваться и спрашивает капитанов: «Если я буду в вашей команде, что вы мне за это дадите?» Ваши действия?»

11. «К директору школы приходят разгневанные жители соседнего со школой жилого дома. Они жалуются, что их некогда уютный дворик ученики младших классов превратили в спортплощадку. Особенно дети любят играть в футбол, делая из съемных скамеек ворота на газонах. Люди спрашивают директора: нельзя ли оборудовать спортплощадку на территории школы, чтобы дети после уроков играли там? Каковы действия директора и позиция в споре методического объединения учителей ФК школы?»

12. «Зима. Из-за аварии в школе отключили отопление. Дети занимаются в верхней одежде. Многие учащиеся, особенно в младших классах, стали простужаться, болеть. Родители недовольны. Они считают, что уроки ФК, проходящие на улице или в холодном зале, лучше вообще отменить. Как быть?»

13. «Во время педагогической практики студент факультета ФК проводил уроки в 3-м «А» классе. Он очень понравился детям, так как придумывал игры, соревнования, нестандартные разминки, – одним словом, детям было с ним легко и интересно. По завершении педпрактики штатный учитель ФК данной школы почувствовал негативное отношение учеников к его урокам и к нему самому. Они требовали вернуть им молодого педагога-стажера. Что должен предпринять учитель данной школы?»

14. «Только начался урок физкультуры, как распахивается дверь и учитель 3-го «Б» вводит за руку перепуганного ученика из 3-го «А» класса Алешу С. Оказывается, он чуть не сбил ученика из ее класса, когда мчался к вам на урок. Вы видите, что гнев учителя тут же обрушится на вас и на ученика. Ваши действия?»

15. «Учитель ФК Виктор Иванович, придя в школу в плохом настроении, не смог сдержаться и при первом же нарушении дисциплины с ходу накричал на провинившегося ученика 3-го класса Павла З. На перемене он слышит, как этот ученик с обидой говорит однокласснику: «Моя мама училась у Виктора Ивановича и говорила, что он добрый и никогда не орет». Каковы, на ваш взгляд, должны быть действия учителя в этой ситуации?»

16. «По залу на уроке ФК «ходит по рукам» электронная игра. Учитель отбирает ее у ученика 3-го класса и сообщает, что отдаст ее после урока. Тут же объявляется хозяин игры и уверенно требует отдать ее на основании того, что это его частная собственность и она неприкосновенна. В чем суть данного конфликта и каким образом поступить учителю?»

17. «Ученица 3-го класса Мария М., придя на первый урок после болезни, подошла к учителю и попросила разрешения выступить перед всем классом с докладом о древних Олимпийских играх, для чего она принесла иллюстрированные книги. Учитель предоставил Марии слово, похвалил ее за трудолюбие и поставил ей отметку «5» в журнал и в дневник. Ученики после урока стали обзывать девочку «зубрилой», «любимчиком» и «подлизой». Каковы действия учителя в данной ситуации?»

18. «Ученика 3-го класса Дениса В. мальчики часто подкарауливают после школы и издеваются над ним, считая «слабаком». Он не отвечает на провокации одноклассников в силу своего воспитания. Мама Дениса обращается к учителю ФК с просьбой помочь ее сыну, научив его драться. Как поступить в такой ситуации учителю ФК?»


Способы решения кейс-ситуаций учителем физической культуры в начальной школе

1. В создавшейся ситуации виноват учитель. Во-первых, он оставил на трассе гонки на скейтах диск от штанги, что является прямым нарушением правил техники безопасности. Во-вторых, за сохранность инвентаря, используемого на уроке, учитель также несет полную ответственность. Поэтому учитель должен оплатить семье Вадика стоимость ремонта или новой доски. Другой вариант – отремонтировать эту доску. В таком случае в ремонте должны будут принять участие как сам учитель, так и Максим, сломавший доску.

2. В этой ситуации учитель должен придерживаться стороны Тани. Она бережливая и аккуратная девочка. Учитель должен похвалить ее за эти качества, а Петю заставить положить носки в отдельный пакетик, отнести домой и самому выстирать; также он может напомнить мальчику пословицы о бережливости. Учитель также должен поговорить с родителями Пети о том, что произошло, и посоветовать обратить внимание на возможные причины такого высказывания мальчика.

3. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для выявления способностей и склонностей школьников, для определения их в спортивные секции и творческие кружки. Учитель ФК в этой ситуации должен поговорить о даровании ребенка с родителями и учителем ребенка. Однако в этой ситуации Сергей поступил плохо – он нарисовал на учебном пособии, не спросив разрешения у учителя, поэтому в конфликте учитель должен принять сторону класса, мягко порицать мальчика за своеволие, но замечания на первый раз в дневник не записывать. Завершить разговор следует на позитивном моменте, подчеркнув художественные способности мальчика и указав, где и как он их может применить и развить, чтобы не вызвать недовольства других людей.

4. В этой ситуации педагог должен сам настоять на отказе от наград первенства и провести беседу с членами сборной о принципах честной спортивной борьбы, о принципах олимпизма.

5. Основными методами организации занятий в таких группах должны стать упражнения, не подразумевающие активного перемещения детей по площадке. Также можно предложить педагогу разделить детей на подгруппы, которые приглашаются на занятия попеременно с тем, чтобы занятия физкультурой прошли более активно.

6. Поведение Саши, которое, как указано в условии, повторяется регулярно именно перед уроком физкультуры, может иметь следующие причины. Во-первых, мальчик боится или стесняется выполнять физические упражнения либо боится самого педагога по ФК. Во-вторых, ему может просто нравиться сидеть в шкафчике, как во время игры в прятки. Также может быть, что ребенок таким способом хочет привлечь к себе внимание коллектива класса и учителя. Еще одной причиной может быть то, что он прячется на спор с кем-то из одноклассников. В любом из указанных случаев учитель должен постараться доверительно поговорить с мальчиком о причинах такого поведения. Если же ребенок не пойдет на контакт, то постараться выяснить эти причины с помощью классного руководителя.

Для того чтобы ребенок вышел, надо придумать такой вид работы на уроке, который явно интересен мальчику, и намекнуть ему, что если он не выйдет, то в этом виде деятельности участвовать не будет. При этом тон голоса учителя должен быть спокойным и почти безразличным. Сказав, учитель должен уйти и дать мальчику самому принять решение и выйти. Угрозы и приказы в этом случае не действенны.

7. Главной задачей учителя ФК на уроке является развитие физических и личностных качеств ребенка, поэтому в данной ситуации учитель должен сосредоточить свое внимание на развитии физических кондиций Левы, на формировании волевых качеств, на поднятии его самооценки, при этом на первом этапе следует применять преимущественно индивидуальную форму организации учебной деятельности.

Когда самооценка ребенка будет на достаточном уровне и его успехи будут заметны, следует дать мальчику возможность поучаствовать в соревнованиях в составе сборной команды школы. Если команда победит, то ее члены поделятся позитивной информацией с одноклассниками Левы не только о его успехах, но и о самом мальчике. При этом учитель имеет право не говорить о соревнованиях одноклассникам Левы, пока победа не будет одержана. Прямая поддержка ученика учителем не рекомендуется.

8. Учитель ФК может дать возможность Антону проявить свою активность до того момента, как прозвенит звонок, назвав это «индивидуальной тренировкой». Тогда мальчик к началу урока немного утомится и будет рад постоять в строю. Если же и после этого ребенок продолжает отвлекать одноклассников, то учителю следует наказать ученика замечанием или заменой интересного для него вида активности менее интересным (например, вместо пионербола – бег).

Объяснение правил игры или техники выполнения физических упражнений для такого ученика следует проводить отдельно и лучше в форме диалога, где учитель будет задавать вопросы ученику, а ученик – отвечать на них. При объяснении этого же материала другим учащимся класса следует изолировать Антона, дав ему отдельное задание.

9. Для того чтобы у Вани возросла мотивация к занятиям физкультурой, следует подобрать ему индивидуальную программу физического развития, учитывающую заболевания мальчика и включающую как уроки физкультуры, так и внеурочные консультации учителя Ване и его родителям, а также обязательное выполнение домашних заданий по ФК и желательное посещение спортивной секции, например, по плаванию. При выполнении Ваней указанной программы следует обращать внимание на констатацию его успехов, чтобы поднять самооценку мальчика и уровень его притязаний в сфере физической культуры.

10. Учитель ФК может решить эту ситуацию, назначив Николая судьей соревнований. Это же решение аннулирует его претензии на вознаграждение от участников команды, за которую он согласился бы выступать. Однако это решение имеет разовый характер, поэтому во избежание повторения подобной ситуации учителю ФК следует поговорить с мальчиком о его недопустимом поведении и дать ему задание, выполнение которого сложно для него, чтобы показать, как много ему еще предстоит работать над собой. В этой ситуации Николай противопоставляет себя другим ученикам, поэтому можно организовать подвижную игру, где Николай выступал бы в одиночестве против команды, чтобы он убедился, что «один в поле не воин» и не игрок.

11. В этой ситуации методическое объединение учителей физической культуры должно рекомендовать учителю, ведущему занятия в начальной школе, организовать секцию по футболу или мини-футболу и проводить занятия этой секции в спортивном зале школы. Директор школы со своей стороны должен изыскать возможность строительства на территории школьного двора площадки для таких занятий в теплое время года и для решения этой проблемы привлечь родителей обучающихся.

12. В данном случае причиной повышения заболеваемости не могут быть уроки физкультуры, если они правильно организованы и дети одеты соответственно условиям. В данное время года наблюдается повышение заболеваемости детей. В холодной школе чаще всего происходит именно так: во время статичных занятий в классе дети мерзнут, даже занимаясь в одежде, а потом в перемену бегают по коридорам школы, чтобы согреться, и такой перепад температур приводит к снижению их иммунитета к простудным и респираторным заболеваниям.

Учителю в данном случае следует проводить уроки в штатном режиме и помочь учителям начальных классов организовывать в течение уроков физкультминутки и физкультурные паузы. Также ему следует выступить на родительском собрании по вопросу профилактики простудных заболеваний средствами ФК и закаливания и обсудить с родителями форму одежды ребенка в дни до устранения аварии.

13. В возникновении данной ситуации главными могут быть следующие причины:

1 – это личность молодого педагога, который нашел общий язык с учащимися. В этом случае учителю школы следует обратить внимание на формирование своего педагогического общения с младшими школьниками.

2 – это избыточность и разнообразие приемов повышения мотивации к занятиям физкультурой, которые практикант применял в условиях начальной школы. Здесь учителю также следует пересмотреть и обогатить свой арсенал педагогических средств, используемых для мотивации младших школьников.

3 – часто встречающаяся у практикантов тенденция к снижению требовательности в отношении своих учащихся, к «заигрыванию» с учениками. Здесь учителю ФК будет необходимо вернуть адекватный уровень учебных требований и строгую дисциплину на уроке, чтобы физическое развитие учащихся начальной школы происходило оптимальными темпами.

14. В данной ситуации учителю физкультуры следует локализовать конфликт. Алешу С. необходимо отправить в раздевалку, чтобы он готовился к занятиям, предварительно взяв у него дневник для записи замечания о его опоздании на урок. Далее учитель ФК должен обсудить сложившуюся ситуацию с учителем 3 «Б» класса и предложить этому учителю самому написать в дневнике учащегося замечание для родителей о произошедшем инциденте.

Вызов родителей Алеши в школу в данном случае будет неоправданно высоким наказанием, так как ребенок спешил на урок и сбил другого третьеклассника не намеренно.

15. Учитель Виктор Иванович в данный момент, скорее всего, испытывает неловкость за проявленную грубость. Ему стоит подойти к мальчику перед следующим уроком и извиниться один на один за то, что повысил на него голос, не отказываясь от правомерности своих требований к ученику, но выражая их другим тоном. Извинения, произнесенные при другом мальчике и сразу после услышанного диалога двух ребят, приведенного в условии, могут быть истолкованы как слабость характера учителя и могут негативно сказаться на авторитете педагога среди учеников.

16. В данном случае требования учителя абсолютно правомерны.

Он может попросить ученика отдать ему до конца урока все посторонние предметы, не относящиеся к занятиям физкультурой с тем условием, чтобы вернуть их после урока либо самому ученику, либо его классному руководителю, либо родителям.

Претензия ребенка на то, что этот предмет принадлежит ему, – необоснованная. Учитель должен объяснить учащемуся, что эта электронная игра является собственностью родителей мальчика и им она будет отдана. Также возможно записать замечание для родителей в дневнике с указанием на то, что невнимание при объяснении учителя, вызванное наличием у их сына на уроке игры, может вызвать ошибки при выполнении заданий учениками и, как следствие, травмы.

Беседу подобного содержания с учеником и его родителями также можно провести в присутствии классного руководителя и обсудить этот случай на родительском собрании, не называя имен.

17. Действия учителя правомерны. Мария в связи с перенесенным заболеванием освобождена от занятий физкультурой, но проявила творческую активность в отношении этого учебного предмета, в связи с чем заслужила высокую оценку. Однако учитель ФК должен пояснить Марии и другим учащимся, что это исключение из правил и следующие положительные отметки Мария сможет заслужить, только выполняя физические упражнения по заданию учителя.

В результате этой беседы можно утверждать, что другие учащиеся, придя после болезни в школу, не будут повторять этот вид учебной работы Марии без особого указания учителя и Мария избежит статуса любимчика.

18. Учитель ФК может посоветовать маме Дениса определить ребенка в спортивную секцию единоборств, однако стоит предупредить ее о том, что один из главных принципов единоборцев – не применять свое умение в обычной жизни, кроме тех случаев, когда есть реальная угроза жизни людей. Также стоит упомянуть, что можно выбрать и другую спортивную секцию соответственно склонностям ребенка, так как главной целью этого мероприятия должно стать воспитание силы воли и повышение самооценки ребенка, снижение уровня его тревожности, а это происходит с детьми в любой спортивной секции при условии регулярных занятий.

Отношение детей к мальчику в связи с этим закономерно должно измениться, так как умения, которые он получит в секции, и его спортивные успехи вызывают у детей этого возраста неизменный интерес и уважение к их носителю.

3.2. Кейсы в работе учителя физической культуры с подростками

Средний школьный (подростковый) возраст характеризуется активным половым созреванием организма школьников, изменением работы нервной системы, повышенной возбудимостью, скачком роста. У подростков возникает чувство взрослости, характеризующееся усилением усвоения социальных ценностей, формированием жизненной позиции. Неравномерность течения этих процессов у подростков вкупе с повышенной агрессивностью, свойственной данному возрасту, делает учащихся 5–9 классов наиболее конфликтными. В качестве ведущего ориентира для подростков выступает смена групповой принадлежности. Именно поэтому большинство педагогических ситуаций, подлежащих незамедлительному решению учителем, имеют ярко выраженную социальную направленность.

Один вариант конфликтов затрагивает ролевые функции подростка в коллективе, в его референтной группе, в частности, когда самооценка не совпадает с «Я» – зеркальным, высказанным сверстниками и взрослыми людьми.

Другой вариант конфликтов вызван различием системы ценностей и жизненных позиций подростков, относящихся к разнонаправленным коллективам. Еще одна группа конфликтных ситуаций связана со стремлением подростка расширить свои права и свободы и с недостаточным, на его взгляд, признанием за ним права на собственное мнение.

В это же время (5–9-е классы средней школы) у учащихся возникает интерес к противоположному полу, и безответные симпатии нередко являются источником сильных переживаний. При этом подростки ни социально, ни психологически еще не готовы правильно решать эти проблемы. Эти ситуации усугубляются тем, что подростки зачастую лишают себя необходимой помощи взрослых, в том числе специалистов (учителей, психологов, родителей), а ориентируются на мнение группы.

Учитель физкультуры, как ни один другой учитель, сталкивается с такой причиной конфликтов между подростками – биологическая неравномерность физического развития учащихся средних классов порождает «культ силы», «культ внешней взрослости». При этом подростки забывают, что внешние признаки взросления очень часто не совпадают с личностным ростом.

Решение кейс-ситуаций в подростковом возрасте значительно затрудняется тем, что слово учителя, его личность уже не являются для учеников примером для подражания. Кроме того, снижение уровня критичности и подконтрольности подростков заставляет учителя искать нестандартные пути выхода из этих ситуаций, не надеясь только на свой учительский авторитет.

Еще одна сложность работы учителя с подростками заключается в трудности выявления скрытых конфликтов, так как ученики 5–9 классов не склонны делиться с учителем и другими взрослыми людьми своими переживаниями и проблемами.

Для решения ситуаций, возникающих в среднем звене школы, могут подходить методы, связанные с озвучением предмета спора, мнений сторон и открытым обсуждением способов разрешения конфликтов. Этот способ подходит для случаев, когда мнение учителя и коллектива или референтной группы совпадают и на учащегося можно воздействовать через коллектив. Другие ситуации необходимо решать вне коллектива, когда предмет спора затрагивает интимно-личностные стороны либо когда мнение учителя и мнение коллектива в решении спора не совпадают.


Примеры наиболее типичных для подросткового возраста педагогических ситуаций

19. «В школе готовится спортивный праздник – легкоатлетический праздник «Шиповка юных». В 9-м классе только Игорь С. занимается в легкоатлетической секции и может усилить команду одноклассников своим выступлением. Когда учащиеся предложили кандидатуру Игоря в команду класса, то услышали в ответ: «Мне нет дела до ваших состязаний. Я в эти детские игры не играю». Каковы должны быть действия учителя ФК в данной ситуации?»

20. «Перед своим уроком вы видите группу девочек-девятиклассниц во главе с Леной Н., которая не отличается ни спортивными, ни иными учебными успехами. Лена держит в руках дорогую губную помаду и объявляет ее небывалую цену. Вы видите нескрываемое восхищение в глазах девочек и слышите реплику отличницы Оли К.: «Зачем хорошо учиться, если капризами у предков такое можно выпросить!?» Ваши действия?»

21. «Мама ученицы 5-го класса, исполнительной, спокойной Анны М., обеспокоенная нежеланием дочери ходить на уроки физической культуры, приходит к учителю физкультуры с вопросом: не произошло ли на этих уроках какой-то неприятности? Учитель до этого момента не замечал негативного отношения девочки к нему и его предмету. Каким образом учитель ФК будет выяснять причины такого поведения девочки и исправлять ситуацию? Предложите варианты причин негативного отношения девочки к уроку физкультуры».

22. «Учитель физкультуры постоянно снижает ученику 9-го класса Никите В. оценку по легкой атлетике за то, что тот не соблюдает технику прыжка в высоту. Мальчик обижается, считая, что оценку ему снижают несправедливо, ведь он выполняет норматив. Каковы действия учителя и каковы могут быть последствия этой ситуации, если Никита – лидер в своем классе?»

23. «Ученик 8-го класса Павел П. в очередной раз забыл спортивную форму на урок физкультуры. Учитель предложил ему либо вновь получить неудовлетворительную оценку, либо принести форму на второй из сдвоенных уроков, зная, что тот живет рядом со школой. Ученик, придя домой после окончания всех уроков в школе, объявил родителям, что он был послан учителем физкультуры за формой с предупреждением без нее не возвращаться, а сам Павел якобы забыл дома ключи от квартиры и целый день не мог попасть ни домой, ни на уроки. Разгневанные родители пришли жаловаться на учителя физкультуры к директору. Правомочны ли были действия учителя, в чем суть конфликта и каковы могут быть способы его разрешения?»

Конец ознакомительного фрагмента.