Цель – знакомство с вулканом как с природным явлением.
Задачи:
‒
Формировать у детей умение делать умозаключения и поощрять их за самостоятельное формулирование выводов по итогам беседы, эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
‒
Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельной работы в интерактивной песочнице.
‒
Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества.
Блок 1. Ритуал приветствия
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Давайте улыбнёмся друг другу и проведём упражнение:
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Блок 2. Основное содержание занятия
(совместная деятельность со взрослым)
Воспитатель. Послушайте, ребята, мою загадку.
Ото сна гора проснулась,
Забурлила, закипела,
И из шапки вверх взметнулось
Много дыма, сажи, пепла.
Лаву льёт, как мёд, густую.
Как назвать гору такую?
(…)
Я предлагаю отправиться в поход-путешествие и разузнать всё. Вы со мной? Ну что, пошли?
Включается аудиозапись звуков леса.
Мы готовы для похода.
Поднимаем выше ноги.
По дороге мы идём,
Не спешим, не отстаём.
Руки за спину кладём
И по брёвнышку идём.
Вот куда-то мы забрались.
Где мы с вами оказались?
Изображения гор на магнитной доске.
Воспитатель. Я предлагаю отдохнуть и устроить привал. Посмотрите, ребята, как вокруг красиво! Какие высокие, величественные горы! А что такое горы? А из чего состоят горы?
Воспитатель. Горы – это высокие участки земли, состоят они из камней. А верх горы называется вершиной, они бывают острые и куполообразные (показывает на картинке).
Воспитатель. Ещё что есть у горы? А что вы видите на вершинах гор?
Дети. Это снег!
Воспитатель. А почему на горах снег?
Дети. Потому что наверху очень холодно!
Воспитатель. Вы совершенно правы! Там действительно очень холодно. Какие бывают горы?
Дети. Горы бывают высокие, низкие, средние, широкие, узкие. У одних верхушки острые, а у других как будто срезанные, пологие, крутые, белоснежные.
Воспитатель. А кто-то знает, откуда горы взялись? Вспомните, как называется наружный слой земли.
Дети. Земная кора.
Воспитатель. Она никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками. Это мы с вами попробуем показать. Для этого мы проведём эксперимент с ладошками.
Эксперимент
Воспитатель. Представьте, что наши ладони – это каменные пласты, из которых состоит земля. Эти пласты постоянно двигаются, но очень медленно. Подвигаем ладонями; что происходит? А вот места, где большие плиты отходят друг от друга – получилось углубление, впадина, а вот одна плита находит на другую, ещё и ещё; что получилось? (Горы.)
Вывод: горы образуются смещением плит.
На Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются».
Я чёрный страшный великан,
Что делать мне – решаю сам:
Могу я спать, могу рычать,
Огонь и пепел извергать,
А ну, попробуй угадать –
Как же меня звать?
(…)
Воспитатель. Я предлагаю продолжить наше путешествие и отправиться к вулкану; я думаю, там мы найдём ответ на наш вопрос.
Блок 3. Разминка
По дорожке мы шагаем
И ворон мы не считаем,
Смело мы идём вперёд,
Где вулкан уже нас ждёт.
Когда в гости мы пришли,
Можно крикнуть: «Раз, два, три!»
Воспитатель. Вот мы и пришли в гости к вулкану. Устроим ещё один привал. Усаживайтесь так, чтобы не мешать друг другу.
Просмотр мультимедийной презентации.
Воспитатель. В наше время, чтобы не случилось беды, учёные специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают на видеокамеру. (Просмотр слайдов сопровождается пояснением педагога.)
Воспитатель. Вулкан на вид обычная гора, но внутри у неё есть очень горячая жидкость – магма, пока магма живёт в домике, вулкан считается спящим.
А та же самая гора, только с извергающейся из неё магмой, огнём, дымом, – это действующий вулкан. Посмотрите: какой формы вулкан, на что похож?
Дети. На конус, пирамиду.
Воспитатель. А на что похожа верхняя часть?
Дети. На большую яму, воронку.
Воспитатель. Она называется кратер.
Ребята, а почему такие горы называют вулканами? (Рассуждения детей.) В древности люди не знали, что происходит на самом деле, и придумали легенду: «Жил на свете бог по имени Вулкан, и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места».
Хотя извержение вулканов всегда вселяло ужас, люди жили рядом с ними, причём не всегда догадывались об этом. Ведь такие горы могут спать очень долго. Так произошло с одним городом Помпея в Италии, который находился рядом с вулканом Везувий.
Про это событие написал картину художник К. Брюллов, она называется «Последний день Помпеи».
Воспитатель. Действующие вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, а из кратера по склонам течёт настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Она течёт вниз по склону и вытекает очень-очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечёт далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни. А уже из этого камня на специальных фабриках изготавливают вот такие маленькие аккуратненькие предметы – пемзы. Ребята, откуда появилась пемза?
Дети. Из вулканической лавы.
Воспитатель. Благодаря вулканам образуются горные породы, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А ещё вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна.
Воспитатель. Теперь прошу подойти к макету вулкана и посмотреть ещё раз на кратер, который расположен сверху, жерло – внутри, магму – снизу. (Включается аудиозапись извержения вулкана.)
Пора нам уходить. А чтобы ближе и на безопасном расстоянии посмотреть, как оживает спящий вулкан и начинает извергаться, мы продолжим наше путешествие в нашей волшебной песочнице.
Блок 4. Основное содержание занятия
(совместная деятельность со сверстниками или самодеятельность)
Воспитатель. Ребята, посмотрите: на песке изображён пейзаж – горы, реки, озёра, трава, песок. Нужно построить высокую гору, чтобы появился вулкан.
Посмотрите, наш вулкан оживает (аудиозапись извержения вулкана). Что произошло с нашим вулканом? Что вытекло из жерла вулкана?
Дети. Извержение вулкана. Лава.
Воспитатель. Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и затвердевает. А как мы ранее говорили, из кусочков застывшей лавы получаются камни с «пузырьками», из которых потом изготавливают пемзу.
В полёт отправляют самолёт,
Правое крыло – вперёд,
Левое крыло – вперёд,
Полетел наш самолёт!
Блок 5. Рефлексия и подведение итогов
Воспитатель. Вот мы и в группе. Давайте вспомним, что мы узнали сегодня: что такое вулкан? Как называется яма, расположенная вместо вершины горы? Как называется огненная река, которая вытекает из кратера вулкана? Давайте расскажем, как получается пемза и для чего она нужна, обязательно отметим пользу этого природного явления. (Ответы детей.)
Блок 6. Ритуал прощания
Наше занятие подошло к концу, давайте пожелаем друг другу что-нибудь хорошее, как и в начале занятия: «Я желаю тебе прекрасного настроения!» (Каждый желает друг другу что-либо по очереди, пока круг не замкнётся.) До свидания, ребята! Давайте похлопаем друг другу!