Вы здесь

Интенсивный курс русского языка. Пособие для подготовки к экзамену по русскому языку в правилах, алгоритмах и практикумах. ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ (М. Ж. Шайхынова, 2015)

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ

Правописание гласных в корнях слов:

► – проверяемыебезударные гласные

► – непроверяемыебезударные гласные

► – чередующиеся гласные

Безударные гласные, проверяемыеударением

Чтобы не ошибиться в написании проверяемых безударных гласных, нужно помнить:

– важно правильно определить лексическое значение данного слова и общее для всех родственных слов.

Например: слово «гора» означает значительное возвышение над поверхностью земли, «горный» родственное слово. Поэтому мы можем проверить: гора – горный; слова «горный» и «горн» похожие, но не родственные, поэтому мы не можем проверить;

● определив лексическое значение слова, подберите родственное или измените форму слова так, чтобы проверяемая гласная находилась под ударением: небесный – небо, гора – горы;

● образование сложных слов может помочь проверить так называемые непроверяемые гласные: батальон, баталия – комбат (командир батальона);

● в случае затруднения с проверкой можно обратиться к этимологическому словарю, сведения о происхождении слова могут пояснить его написание:

великий (очень большой) – велкий (старославянский), велкий (чешский);

очевидно (ясно, видно невооруженным взглядом) – очи (устаревшее);

● смена ударения может происходить и в одной форме слова (в том случае, если существуют два варианта употребления слова): творог – творог, каталог – каталог.

Гласные, проверяемые ударением (сложные случаи)

Каждый знает, что, если возникло сомнение в том, какой гласный писать, первое, что надо сделать, – это попытаться изменить слово так, чтобы неясный звук попал под ударение. Однако существуют и совпадающие по звучанию слова (омофоны), где подбор проверочного слова зависит от смысла. Приведем наиболее распространенные из них:

Ст а рожил нашего города (старый житель) – сторожил склад (сторож);

Выт а чка на блузке (тачать)выточка детали (точит);

Выт е сненный из толпы (тесно) – вытисненный на книге (тиснуть);

Вышк о лить ребенка (школа) – вышколить сосуд (шкалы);

Ум о лять о пощаде (молит) – умалять значение (делать малым);

Флаг развевается (веет) – ребенок развивается (развитие), локоны развились (перестали виться);

Удариться оземь (о землю) – взошла озимь (озимые);

Разр е женный воздух (редко) – разрядить пушку (разряд);

Скр е пя сердце, скрепить печатью (крепко) – скрипя зубами во сне (скрип);

Осв е тить комнату (включить свет) – освятить храм;

Просв е щение (переносное значение слова свет) – посвящение другу (святость);

Инструкция такова : подбирая проверочное слово, убедись, что оно действительно родственно по значению к проверяемому.

Нельзя!

– проверять правописание безударной гласной в корне глаголов совершенного вида подбором в качестве проверочного слова глаголы несовершенного вида с суффиксами-ыва (ива):

опоздать – опаздывать (опоздать – поздний, поздно);

– проверять безударную гласную ударением, если есть чередование гласных, которое не зависит от ударения:

носить – вынашивать (носить – износ, носит);

ловить – вылавливать (ловить – ловля, ловит);

– проверять подбором родственных слов или изменением формы слова с чередующимися корнями: блестеть – блистать

Чередующиеся гласные в корне


Правописание согласных в корне

НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Непроверяемые согласные в корне слова нужно запоминать: хоккей, вокзал, рюкзак.

Написание непроверяемых и удвоенных согласных (в большинстве своем заимствованные слова) проверяется по словарю (футбол, зигзаг, ветчина).

Удвоенные согласные встречаются:

■ на стыке приставки и корня, если приставка заканчивается, а корень начинается одной и той же согласной (беззаботный);

■ в корне (жужжали, ссора);

■ в суффиксе (родственный);

■ в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной (главврач, роддом);

■ в сложносокращенных словах во второй основе (Донецкий бассейн – Донбасс);

■ в прилагательных, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные (баллпятибалльный);

■ на стыке корня и суффикса (осенний);

■ в иноязычных словах с суффиксом-есс-а (стюардесса, поэтесса);в иноязычных словах с суффиксом-етт-а (оперетта);в иноязычных словах с суффиксом-иссимус (генералиссимус).

■ если корень оканчивается на двойные согласные, перед суффиксом они сохраняются: группа – группка.

Удвоенные согласные не пишутся:

■ в первой части сложносокращенных слов (групповой организатор –групорг);

■ в уменьшительных именах собственных (Алла – Алка, Кирилл – Кирилка);

■ в иноязычных словах с суффиксом-ис-а (директриса).

Запомните: Алла – Алка, Кирилл – Кирилка, финн – финка, оперетта – оперетка, колонна – колонка, кристалл, кристаллический – кристальный, Россия – Русь, Белоруссия – Беларусь.


Практикум


Вариант 1.

Из предложений выпишите слова с непроизносимой согласной в корне.

Я рассматриваю письма читателей и вспоминаю многочисленные устные высказывания на литературных встречах.

Они, те письма и высказывания, пополняют мой писательский блокнот новыми абзацами и страницами.

Многие вопросы читателей можно свести к такому общему смысловому знаменателю: что являет собой в реальности понятие «счастье»?

Вариант 2.

Из предложений выпишите слова с орфограммой «Ь – показатель мягкости согласного» в корне.

Мама в обмороке, папа звонит старым друзьям. Женишься, стоишь в очередях, получаешь квартиру, покупаешь мебель, защищаешь кандидатскую, а дети подрастают, и только хочешь, чтобы они были счастливы.

И без остановки: начальству нужны статьи, жене – шуба и машина, детям – штаны и велосипеды, потом – карманные деньги и свобода, потом высшее образование, потом им нужны жены и мужья, а тебе нужна неотложка.

Вариант 3.

Из предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Тяжелораненых бойцов с ораниенбаумского «пятачка» необходимо было переправлять в ленинградские госпитали.

Единственной возможностью сделать это был путь по льду через Финский залив и только длинной зимней ночью, чтобы гитлеровцы, находившиеся по берегам залива, не смогли заметить тех, кто в темноте пробирался в блокированный город.

Они знали, что этот опасный путь был единственной ниточкой, связывавшей плацдарм с Ленинградом, и постоянно простреливали возможную трассу.

Вариант 4.

Из предложений выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Море в этот день было сильней земли. В дыму вдруг вырастали обтесанные водяные стены, и тут же тысячетонные обломки воды летели вкривь и вкось, рушились на землю.

Вода стала черной от подхваченного ею несметного миллиона гальки и груда песка. И из этой полукаменной, тяжелой и черной воды рождались ворохи белых летучих брызг. Вода была теплей воздуха, и парное тепло от разгоряченных водяных туш усиливало ощущение одухотворенности природы – море казалось живым.

Вариант 5.

Из предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Справа крутые рыжие берега, поросшие лебедой, шли к Аркадии и Фонтанам, к туманным пляжам, где море часто выбрасывало сорванные с якорей плавучие мины.

Черноморская улица была морским форпостом Одессы.

Мимо нее проходили все пароходы, шедшие в порт и уходившие из него.

Вариант 6.

Из предложений выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Мне казалось, что она знает о литературе все. Видимо, это у нее было наследственное: ее отец когда-то был владельцем букинистического магазина.

На меня ее знания о книгах производили большое впечатление: о чем бы я ее ни спрашивал, какую бы книгу ни называл, оказывалось, что она ее или прочитала, или знает о ней, и я брал много книг у нее.

При этом она строго следила за тем, что я выбираю в ее домашней библиотеке, и говорила назидательно: «Нет, это тебе еще рано читать, возьми лучше эту книгу».

Вариант 7.

Из предложений выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Начало быстро светать. Звезды бледнели, как бы уходили от земли в глубину неба, и неожиданно над головой, на огромной высоте, загорелось нежно-розовым светом одинокое облачко, похожее на пух.

Там, в вышине, уже светило летнее солнце, а на земле еще стоял сумрак, и роса капала с белых зонтичных цветов дягиля в темную, настоявшуюся за ночь воду.

Мерин опустил голову к самой земле, из его глаз выкатилась одинокая старческая слеза, и он уснул.

Вариант 8.

Из предложений выпишите слово с чередующимися полногласными и неполногласными буквосочетаниями.

Милые, забытые и полузабытые тени обступили меня. Они явились из дней моего младенчества, которые я не помнил, но, оказывается, все же помнил, из акуловского и рязанского детства, из громадной московской квартиры и кипящих котлов двух глубоких московских дворов, из дней моей первой любви в сердоликовом, горячем, ветреном, райском довоенном Коктебеле, из войны и поздней жизни, с кладбищ, оставив свои ведомые и неведомые мне могилы.

Вариант 9.

Из предложений выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Я никак не мог понять, почему нельзя радоваться раньше какого-то твердого срока.

По-моему, радость была не такая частая гостья в нашей семье, чтобы заставлять нас, детей, томиться, дожидаясь ее прихода.

Но как бы там ни было, меня услали на улицу. Наступило то время сумерек, когда фонари еще не горели, но могли вот-вот зажечься, и от этого «вот-вот», от ожидания внезапно вспыхивающих фонарей у меня замирало сердце.

Вариант 10.

Из предложений выпишите слово с непроверяемой двойной согласной в корне.

Вообразите на крыше современного трамвая двойную скамью во всю длину, на которой можно сидеть спинами друг к другу, лицами – к двум противоположным сторонам улицы.

По бортикам крыши – легкие перильца, а к ним с внешней стороны прикреплены длинные рамки выполненных на жести вывесок и рекламных объявлений.

Высота всего сооружения получалась довольно солидная, с теперешние двухэтажные автобусы и троллейбусы.

По длине вагоны примерно равнялись нашим трамвайным, но только, конечно, не современным четырехосным, а двухосным, легким, в высоту же они намного превосходили их.

Карточка № 1.

1. Вечерняя з…ря, густые зар…сли, обв…вать ветром, пос…деть от горя, выск…чил из-за угла, ув…дать без воды, неверное предпол…жжение, крапива обж…гает, ум…лять заслуги, подр…жать герою, лёгкое прик…сновение, выр…внять грядку, р…вноправие, расп…вать вино, разв…ваться постепенно, пром…кательная бумага, распол…гать фактами, разг…релся интерес, ст…рожил ст…рожил свой дом, прор…стающие семена, прим…рял противников, г…реть ярко, выращ…нные цветы, юный возр…ст, изб…рательная к…мпания, непром…каемая ткань, в…сит килограмм, несг…раемый шкаф, разр…дить рассаду, отв…рить овощи.

Карточка № 2.

Повозгл…шать, бл…стательный, бл…снуть, об…ятельный, насл…ждение, предпол…жение, к…сается, прик…сновение, ант…г...нистический, просв…титель, посв…щать, накл…ниться, б…гряный, пл…нительный, несг…раемый, к…нфликт, оч…рование, оз…ривший, ижд…венец, впеч…тление, выпл…вка, пл…вец, к…варство, сож…ление, нар…щение, р…стущий, выр…сти, юб…лей, зап…х, выск…чка, на ск…ку, ск…чок, ар…мат, б…чевать, вым…кший, обм…кнуть, ав…нгард, прогл…тить, ув…дание, р…вномерный, ур…вновешеннный, р…весник, инт…лл…гентный, обн…жать, озн…меновать, пренебр…гать, распростр…нять.

Карточка № 3.

Неук…снительный, неперед…ваемое уд…вление, осв…тить лицо, оп…рация, скл…нение, сув…нирный, р…стительность, разв…вающийся плащ, притв…ряться, прил…житься, ман…кен, гр…циозный, пр…дут шерсть, выр…внять на глаз, разделить пор…вну, крепко обн…мать, в…стибюль, д…ректор, р…сточек, к…сательная, г…рючий, аб…туриент, изм…рять, ч…стота колебаний, ж…лет, ск…чок, скл…нение, об…няние, бл…госл…вить на подвиг, оз…рённный, одухотв…рённый, д…лина, отв…рить окно, л…ловый, од…колон, отр…жать нап…дение.

Тест

1. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая гласная в корне?

а. Вызв…лить, выр…стающий, предст…вительный

б. Вл..стелин, пок…рать, укр…титель

в. Пок…ряющий, з…ря, провозгл…шение

г. Упл…тняя (бетон), к…саться, к…мпаньон

2. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая гласная в корне?

а. Неприм…римость, ч…столюбие, раст…нуться

б. Д…лина, шт…мповать, вым…ршие животные

в. Т…жёлый, разв…вающиеся флаги, б…тонировать

г. Зап…вала в хоре, подм…сти пол, заж…гание

3. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая гласная в корне?

а. Разл…нованный, од…брительность, возн…кновение

б. Прибл…жённый, бл…стающий, нав…ждение

в. Стр…миться, тор…пясь, прин…мающий

г. Пер…одический, предв…рительный, опрот…стовать

4. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая гласная в корне?

а. Аргум…нтированный, з…рница, ч…рующий

б. Осн…стить, бл…стательный, впл…тнуй

в. К…ммерческий, см…гчить, обд…рать

г. Гарм…ничный, упр…щённый, пл…тёная (корзина)

5. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая гласная в корне?

а. К…пошиться, нагн…тать, нед…умевать

б. Увл…кательный, упр…стить, см…гчить

в. Уп…минать, к…варный, кр…стовина

г. Нагр…вать, упр…щение, подж…гать

6. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая гласная в корне?

а. Ст…пендия, расст…лать постель, разб…раться

б. Ос..длать, выл…нять от стирки, подд…ржать

в. Аргум…нтировать, д…спетчер, выт…рать

г. Адм…нистрация, подн…маясь, распл…скать

7. В каком ряду во всех словах имеются корни с чередующимися гласными?

а. Р..внять, пром..кашка, пот..рять

б. З..рница, переж..вание, предл..жение

в. Зан..маться, разр..статься, прик..сновение

г. Утв..рь, несг..раемый, под..вая

8. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая гласная в корне?

а. М..нимльный, в..риант, пол..жение

б. Ред..ктировать, либер..лизация, п..лнокровный

в. Уст..явшийся, к..мпьютер, упом..нание

г. Упр..щённый, проц..дура, предв..рительный

9. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?

а. Зан..маться, угр..жать. соч..тание

б. Расст..лать, уг..реть, бл..стать

в. Зам..реть, прор..щивать, ум..лять

г. Прид..раться, прик..сновение, просл..влять

10. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?

а. Выч..тание, р..вноправие, ин..циатива

б. Д..фицит, скл..ниться, зан..мать

в. Бл..стеть, натв..рить, попл..вок

г. Пл..вчиха, обл..чать, предпол..гать

Ответы к тесту