Вы здесь

Интенсивный курс русского языка. Пособие для подготовки к экзамену по русскому языку в правилах, алгоритмах и практикумах. Мягкий знак после шипящих (М. Ж. Шайхынова, 2015)

Мягкий знак после шипящих


Мягкий знак после шипящих на конце слова употребляется не для обозначения мягкости, он является показателем формы:

1. существительных женского рода в именительном падеже ед.числа: речь, рожь, вещь, тишь.

2. глаголов: стеречь (инфинитив), моешь-моешься (2-е лицо ед.число), режьрежьте (повелительное наклонение).

3. наречий (на ш, ч): сплошь, навзничь.

Отсутствие после шипящих мягкого знака также является показателем формы:

1) существительных муж.рода в именительном падеже ед. числа: багаж, камыш, плач (сравните: плачь (глагол);

2) существительных жен.и среднего рода в Р. падеже мн. числа: много встреч, рощ, училищ.

3) кратких прилагательных: пригож, хорош, жгуч.

При правописании Ь в грамматических формах слов обратите внимание на то, что необходимо различать похожие формы: наречия (отвечают на вопрос как? и обычно зависят от глагола), где мягкий знак обязателен во всех случаях, кроме известных каждому школьнику уж, замуж, невтерпеж, и краткие прилагательные (отвечают на вопрос каков?, обычно зависят от существительного): наотмашь, прочь, вскачь – горюч, певуч, пахуч. Если вы вдруг забыли это правило, то легко вспомнить магическое уж замуж невтерпеж (надеемся, что никто не захочет написать в них Ь). Вы должны знать, что это исключение, а уже отсюда логически вывести само правило для наречий и противоположных им по отсутствию Ь кратких прилагательных.

В глаголах обратите внимание на обязательный Ь в формах повелительного наклонения (в особенности после твердых шипящих Ш, Ж) –ешьте, режьте, справьтесь, познакомьте – и отсутствие его в глаголах будущего времени глаголов с корнем – да(ть): ему воздатся, удатся, выдатся, предатся (ср. формы инфинитива предаться, удаться).

Практикум


1. Вставьте там, где нужно, Ъ и Ь.

Опершись на фортеп…яно, протод…яконша в кол…е и пен…юаре, отделанном белич…им мехом, пела низким контрал…то арию из оперы «Ман…чжурская обез…яна», томно поглядывая на сидевшего в бел…этаже флигель-ад…ютанта, небрежно жевавшего монпас.е. Хотя решительного об…яснения между ними еще не произошло, но по всему было видно, что оно не за горами: уж слишком фамил…ярно, по мнению раскладывавшей пас.янс почтал…онши с из…язвленным оспой лицом, поглядывал во время котил… она этот суб…ект на бедную протод…яконшу. Впрочем, сама певун…я была без памяти от этого «славного кабал…еро из Севил…и», как она именовала его с того в…южного вечера, когда он с видом от…явленного злодея раз…езжал по набережной на необ…езженном жеребце по кличке Д…яволенок, а она мирно прогуливалась, держа под руку с…ёжившегося от холода под…ячего, сер…ёзно раз…яснявшего ей смысл средневекового барел…ефа, изображавшего испанскую дон…юв об…ятиях некоего сен…ора. С каким-то неиз…яснимым блаженством вспоминала протод…яконша с тех пор эту минуту влюбленности и всякий раз, ложась спать, клала в изголов…е постели медал…он с портретом флигель-ад…ютанта, и, пряча свой коп…еобразный нос в кролич…ем воротнике пен…юара, пр…давалась сладким мечтай…ям. Уж… и хорош… он собой, и свеж… и влюблен – она вовсе не проч… завести с ним роман.

2. Вставьте там, где нужно Ъ и Ь.

Распахнуть настеж… выйти замуж., упал навзнич… играют туш… не проч… полакомит…ся, гранитный п…едестал, кустарник колюч… ар…ергард, двух…ярусный, назнач…те время, красивая брош… дебют блестящ… черная туш… не могло не передат.ся отчаяние, когда раздаст…ся первый удар грома, с…экономить, отреж…те, не скроеш…ся, нестись вскач… из…яны, не наклич… беды, двух…этажный, ознаком…тесь, раз…ахаться, в…едливый, проносится стриж… меж туч… над скукой загородных дач., раздается детский плач… не плач… неудаст…ся предат…ся отчаянию.