Вы здесь

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. Глава II. Развитие идеи интеграции в концепции Теодора Хелльбрюгге (Германия) (А. Ю. Юсупова, 2006)

Глава II

Развитие идеи интеграции в концепции Теодора Хелльбрюгге (Германия)

§ 1. Т. Хелльбрюгге – врач и педагог

Научная деятельность Теодора Фридриха Хелльбрюгге – немецкого педиатра и педагога, лауреата премии им. И. Песталоцци, основателя Мюнхенского детского центра и основоположника Мюнхенской школы реабилитации развития детей – является неотъемлемой частью не только немецкой, но и мировой медико-педагогической истории.

В его научном творчестве можно выделить четыре основных этапа:

I. 1945–1953 гг. Работа в качестве «классического» врача-педиатра.

II. 1953–1960 гг. В этот период в своих трудах Т. Хелльбрюгге впервые обращается к проблемам школы, уделяя основное внимание вопросу детской загруженности в школе и дома и подчеркивая необходимость учета возрастных и личностных особенностей детей при организации учебно-воспитательной работы в школе.

III. 1960-е гг. Третий этап деятельности ученого связан с основанием им исследовательской лаборатории социальной педиатрии и подростковой медицины при Мюнхенском университете, положившей начало тесному сотрудничеству педиатров, педагогов и психологов в Мюнхенском детском центре.

IV. С 1968 г. в научной деятельности Т. Хелльбрюгге начался новый этап, отражающий историю основания и развития Мюнхенского детского центра – главного «детища» немецкого ученого.

Более подробное рассмотрение основных этапов научной биографии Т. Хелльбрюгге невозможно без учета «семейного» фона, на котором происходило становление Т. Хелльбрюгге – детского врача и педагога. Семья всегда была и остается центральным звеном его жизни: «Семья – самое важное педагогическое поле». Идея о первостепенной важности семьи в развитии и воспитании ребенка получила научное обоснование и легла в основу авторской концепции. Профессор Т. Хелльбрюгге не случайно считает семью основой для дальнейшего становления человека как личности. Его убежденность в этом покоится на мощном фундаменте – живительной силе его собственной семьи, которую он впитал в себя еще в детстве и которая существенно определила его дальнейшую профессиональную судьбу.

Родившийся 23 октября 1919 года в г. Дортмунд, Теодор Фридрих Хелльбрюгге рано решил стать врачом. Значительное влияние на профессиональный выбор сына, безусловно, оказал его отец, Теодор Кристиан Хелльбрюгге, практикующий врач, пользовавшийся большой известностью в Дортмунде, где они тогда жили.

Мать, Иоганна Буш, посвятила себя воспитанию семерых детей: пяти сыновей и двух дочерей. В педагогических идеях Т. Хелльбрюгге отчетливо прослеживается материнское влияние, особенно это касается положений об исключительной важности материнского внимания на ранних этапах детского развития и о колоссальной роли семейного воспитания. Отдельные исследования ученого были посвящены изучению атмосферы многодетной семьи и ее влиянию на развитие личности. В Дортмунде же, в детском саду, он познакомился со своей будущей супругой Юттой Тиманн – матерью их будущих шестерых детей (в семье Теодора и Ютты Хелльбрюгге были воспитаны, кроме того, шестеро приемных детей).

После посещения начальной школы он поступил в государственную гуманитарную гимназию в Дортмунде, где в 1938 г. сдал экзамен на аттестат зрелости. Затем последовала военная служба. С началом Второй мировой войны острая потребность в квалифицированных медицинских кадрах дала возможность Т. Хелльбрюгге начать изучение медицины в г. Мюнстере, но во время каникул его вновь призвали на фронт, где он и проходил свою «медицинскую практику» в составе санитарной бригады.

Конец ознакомительного фрагмента.