Вы здесь

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. Введение (А. Ю. Юсупова, 2006)

Введение

Социальная полноценность есть конечная целевая точка воспитания.

Л.С. Выготский

Сложившиеся к настоящему времени социальные отношения далеки от гармоничных. Это несовершенство проявляется в делении детей на «нормальное большинство» и «отсталое меньшинство», изоляции их друг от друга и лишении их возможности полноценного общения. В области образования, в частности, такая дисгармония выражается в разделении массовой и специальной образовательных систем.

Подобная практика всецело поддерживается и системой здравоохранения. Это удивительное разъединение двух фундаментальных социальных систем находит свое продолжение в обособлении научных дисциплин – педагогики и медицины. Но врач и педагог должны, наконец, сделать шаг навстречу друг другу – на благо ребенка. Рассматривая интеграцию как одну из стратегических задач развития общественных отношений, Россия должна выработать свою модель в русле адаптации идей отечественных и зарубежных исследователей к культурным традициям и нормам российского общества. Пришедшие в начале 90-х годов ХХ в. на российскую почву процессы педагогической интеграции чаще всего не в состоянии решить данной проблемы, поскольку интеграционные процессы рассматриваются и инициируются с узких позиций специальной педагогики, занимающейся, главным образом, вопросами образования детей с ограниченными возможностями. Идея же подлинной педагогической интеграции подразумевает защиту интересов как детей с ограниченными возможностями, так и здоровых детей. Для реализации этой идеи необходимо вывести интегрированное обучение и воспитание из тесных рамок специального образования и объединить усилия педагогов, врачей и психологов.

Подобная попытка была предпринята Т. Хелльбрюгге – автором оригинальной концепции реабилитации развития и педагогической интеграции детей с различными образовательными возможностями. Структуру концепции составили:

1. Диагностико-терапевтический компонент, включающий в себя ряд диагностических и соответствующих им терапевтических программ, которые позволяют выявить и скорректировать физические, психические и социальные нарушения в развитии ребенка и начать тем самым процесс реабилитации. Особенность данного компонента заключается в том, что впервые при изучении детского развития Т. Хелльбрюгге исходил из этологического принципа, то есть учета поведенческих реакций, и применил этот принцип в педиатрической практике.

2. Идеи Монтессори-педагогики как базовой педагогической модели для включения ребенка в естественные образовательные интеракции в семье, детском саду и школе – интеграционное продолжение идеи реабилитации.

3. Работа с родителями, включающая в себя семейное воспитание и повышение медико-психолого-педагогической культуры родителей и их активное участие в реабилитационном и интеграционном учебно-воспитательном процессах.

Принципиальным звеном концепции выступает интегрированное обучение и воспитание детей с различными образовательными возможностями на базе идей М. Монтессори, которое представляет собой новую ступень в развитии Монтессори-педагогики, объединившую, по замыслу Т. Хелльбрюгге, два направления данной педагогической системы: всемирно известную Монтессори-педагогику здорового ребенка и менее известную Монтессори-педагогику для детей с ограниченными возможностями.

Очевидно, чтобы обеспечить как саму возможность реализации подобной интеграционной системы, так и ее эффективность, необходимо наличие ряда обязательных условий:

– проведение предварительных и сопровождающих диагностико-коррекционных мероприятий;

– соблюдение четких принципов по формированию детской группы (учет уровня социального развития, сочетание разновозрастных и разноуровневых детей);

– участие семьи во всех интеграционных мероприятиях.

Несоблюдение этих обязательных условий, то есть механическое помещение детей с различными образовательными возможностями в общие группы, называемое также «псевдоинтеграцией», может привести к различным негативным последствиям.

Преимущества интеграционной системы для личностного и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями, так и детей без подобных ограничений условно можно разбить на следующие подгруппы (на практике неразделимые друг с другом):

преимущества социального характера

• развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;

• обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;

• развитие толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

преимущества психологического характера

• исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;

преимущества медицинского характера

• подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;

• исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

преимущества педагогического характера

• рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);

• активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации (в том числе языковое развитие) и имитации.