Глава 2
Интеграция как основополагающий принцип обучения студентов
Творчество – способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта.
Интегративный подход в современной системе образования относится к понятию «педагогическая технология» и используется во всех разделах и видах непрерывного образования: дошкольное, школьное, вузовское, дополнительное, семейное, профессиональное, производственное, специальное.
Говоря об интегрированных уроках, интересно вспомнить притчу Будды о слоне и слепцах: «Один царь приказал собрать к себе во дворец слепых от рождения и спросил их: «Каков вид слона?». Слепцы отвечали, что они ничего не видят и поэтому ничего не могут сказать. Тогда царь приказал вывести слона и подвести к нему слепцов. Каждый из них ощупал ту часть слона, к которой прикасалась его рука. Затем царь опять подозвал их и спросил: «Узнали ли Вы теперь, какой вид имеет слон?». «Узнали», – радостно ответил один из слепцов, ощупавший слоновье брюхо: «Он похож на ведро!». «Нет» – перебил его другой, ощупавший ногу: «Он похож на столб». Третий опровергал доводы товарищей по несчастью и утверждал, что слон похож на канат. Между слепцами возник нескончаемый спор, и дело чуть не перешло в потасовку. Тогда царь вмешался и сказал: «О, толпа несчастных людей, лишенных зрения! К чему безумно спорить о форме слона, когда Вы не знаете, кого осязали!».
Конечно, в данной притче слон символизирует не систему образования в начальной школе, однако очень хорошо ее иллюстрирует. Образование только тогда имеет смысл, когда ребенок понимает взаимосвязи между предметами и может ими оперировать.
Как мы уже указывали в предисловии, интеграция – творческий процесс взаимодействия различных наук для решения задач предметной области «Технология». Также мы видим в интеграции средство, обеспечивающее целостное познание мира и способности человека системно мыслить при решении практических задач.
Принцип интегрированного подхода в обучении – это объединение на материале нескольких учебных дисциплин на заданную тему, включающее и самостоятельную учебную деятельность студентов.
Необходимость использовать при обучении студентов ФНК интегративный подход обусловлена несколькими факторами:
• полидисциплинарность: учитель начальных классов должен быть способен применять знание теоретических основ и технологий начального языкового, литературного, математического, естественнонаучного, художественно-эстетического образования и формировать единую интегрированную траекторию обучения младших школьников;
• метапредметность: учитель начальных классов должен быть готов к реализации такой важнейшей цели – научить школьников методам одновременного усвоения знаний, умений и навыков из различных образовательных областей, и тогда у ребенка формируются метапредметные представления и можно говорить об их развитии.
Говоря о полидисциплинарности можно отметить, что именно в начальной школе учитель может самостоятельно построить модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем, когда темы, близкие по содержанию или по какому-либо другому признаку, изучаются параллельно.
Прежде чем говорить о том, как готовить студента к творческой педагогической деятельности, необходимо определить те нововведения, с которыми он столкнется при обучении младших школьников. Поэтому подробнее остановимся на понятии «универсальные учебные действия», на том, как они формируются у учащихся при изучении ими предметной области «Технология» в начальной школе, а также рассмотрим предпосылки этого понятия в развивающей системе обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования по предметной области «Технология» включает в себя:
• связь универсальных учебных действий с содержанием учебного предмета «Технология»;
• характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии;
• формирование метапредметных результатов на уроках технологии.
Отечественные психологи, и прежде всего Л. С. Выготский и его школа, открыли перед педагогикой качественно новые возможности: не только обучать узкопредметным знаниям, умениям и навыкам, но целенаправленно формировать и развивать общеинтеллектуальные способности детей.
Государственные образовательные стандарты 1-го поколения не ставили задачу сформировать какие-то определенные способности, были сформулированы знания, умения и навыки, которыми должны были овладеть учащиеся в процессе обучения. Этого учитель и добивается. А какие есть способности, как они устроены, как их диагностировать и как с ними работать – с этим учитель обычно дела не имеет. Считалось, что способности – это что-то врожденное и при любом обучении ребенок развивается.
Подход Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова специально строился как педагогика способностей, а развивающее обучение нацелено, например, на формирование способностей мышления в первую очередь, а на обучение математике и русскому языку – во вторую.
Федеральные государственные образовательные стандарты 2-го поколения учли систему Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, поскольку прослеживается взаимосвязь основных идей развивающего обучения и понятия «универсальные учебные действия».
Рассмотрим те, что близко соотносятся с предметной областью «Технология»:
1) Идея учебной деятельности. Фундаментальная идея Д. Б. Эльконина позволяет понять, чем учение отличается от всего другого, что делает человек. Во всякой деятельности человек меняет, преобразует какой-то предмет, чтобы получить результат. Например, гончар преобразует глину в кувшин, молочник – молоко в сметану, кефир, творог, масло. Это все – предметные действия. Учебная деятельность отличается от предметной тем, что в ней человек преобразует самого себя. В традиционной системе ученик выполняет множество заданий, но при этом не тренируется осознанно в каком-либо способе. Для него вообще способы действия не являются главным. А в учебной деятельности развивающего обучения ученик нацелен именно на способы – перенять новый эффективный способ, понять его, овладеть им, оттренировать его – вот специфически учебная задача.
Учебная деятельность развивающего обучения – это самообучение с помощью взрослых и одноклассников, чем дети, пришедшие в начальную школу, не владеют, поэтому требуется прививать это ученикам. Отсюда главная задача развивающего обучения – научить детей учиться. «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [12].
2) Идея обучения понятиям – фундаментальная идея
В. В. Давыдова. Она позволяет понять, чем деятельностное содержание обучения отличается от обычного предметного учебного материала.
Закладывая понятие в основу обучения предмету «Технология», учитель развивает у детей пространственное мышление, творческую активность, воображение, умение выходить за рамки типовых понятий. Например, понятие «аппликация» подразумевает не только вырезание деталей из бумаги и приклеивание ее на картон. Аппликацию можно выполнить из соломы, бересты, ткани, кожи, меха, пуха, бумаги и т. п. Когда ребенок овладевает понятием «аппликация», он может использовать самые разнообразные материалы. Но при выполнении аппликации в традиционном обучении основное внимание уделяется не материалам, их свойствам и их сочетанию, а самой работе по определенному образцу, заданному учителем. Выполняя подобную работу, ученик приобретает лишь навыки вырезания и приклеивания. Овладевая изначально понятием «аппликация», у ребенка проявляется «ага-реакция»: «А ведь эту деталь можно было бы вырезать из ткани или из ваты сделать, тогда мишка получился бы как живой!». Тоже касается и математических понятий (в частности, геометрического материала), возможности передачи олицетворения, метафоры, образа персонажа, изучаемых соответственно на уроках математики, литературы или музыки и реализуемых при помощи различных техник и приемов на занятиях технологией.
В данной идее закладывается основополагающий, универсальный набор понятий, исходя из которого строится обучение детей от начальных до старших классов. Освоение детьми исходных, базовых принципов, на основе которых ученики бы сами смогли строить и осваивать новые действия, знания и умения, позволяет научить их понятийному мышлению, развить универсальные учебные действия.
3) Идея учебной задачи закладывает формирование у детей специфической учебной цели: на примере немногих конкретных упражнений на выделение и освоение всеобщего способа выполнения всех изделий определенного вида.
В решении учебной задачи выделяются учебные действия. Например, обучение основам техники «изонить»:
1. Преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения.
Детям предлагается несколько композиций, из которых они должны вычленить отдельные детали и понять, что все композиции строятся на двух базовых элементах и их модификациях: «по углу» и «по кругу».
2. Выделение и построение серии конкретно-практических задач, решаемых с помощью данной модели.
Учащиеся ставят задачу: научиться выполнять данные элементы «по углу» и «по кругу».
3. Рефлексия, самоконтроль, самооценка.
Учащиеся оценивают собственное понимание данных действий и выполняют более сложные упражнения, а затем и композицию целиком.
В этой идее мы видим перечисления тех самых учебных действий, которые впоследствии перерастают в сферы универсальных учебных действий: регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные.
4) Идея формирования способностей мышления
подразумевает выделение в окружающем мире существенных отношений; особая знаковая работа, позволяющая эти отношения выражать и фиксировать, рефлексия способов такого познания.
При обучении детей понятиям формируется важнейшая способность – способность моделирования.
Вторая важнейшая способность – инструментальная рефлексия: дети учатся видеть, как они действуют; для них важнейшим вопросом становится: каким способом нужно действовать, чтобы решить задачу.
В этой идее мы видим регулятивную сферу универсальных учебных действий, которая «обеспечивает учащимся организацию их учебной деятельности, к ним относятся целеполагание, планирование, оценка, саморегуляция и др.» [12].
5) Идея коллективности учебной деятельности, основанная на разработках выдающегося отечественного методолога и ученого Л. С. Выготского, на его идеях психического развития и формирования способностей человека за счет интериоризации форм действия и общения, которые осуществляются совместно с другими людьми.
Интериоризация (фр. intériorisation – переход извне внутрь, от лат. interior – внутренний) – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить «про себя», и собственно думать, не мешая окружающим.
По мнению Л. С. Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность и лишь затем в результате интериоризации становится компонентом психики человека.
Традиционно дети смотрят прежде всего на учителя, отвечают прежде всего учителю, от учителя ждут оценки и отметки. На занятиях развивающего обучения дети слушают друг друга, продолжают мысль друг друга, задают друг другу вопросы, выявляют способы действия друг друга. И это не внешняя методическая особенность только формы занятий, а существенный момент дидактики и всего деятельностного обучения.
На уроках технологии можно использовать технологии парной, групповой и коллективной работы, игровые методы, проектную деятельность.
В этой идее мы видим коммуникативную сферу универсальных учебных действий, которая «обеспечивает социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми» [Там же].
6) Идея задачной формы организации обучения, которая заключается в следующем: человек начинает мыслить и ставить для себя вопросы, задачи только тогда, когда в привычном для него образе действия образуется разрыв и невозможно действовать по стереотипу. Философ и методолог, общественный и культурный деятель, создатель и идейный вдохновитель школы «методологов» Г. П. Щедровицкий приводил такой пример: если вы едете в метро на работу к определенному сроку, вам не надо об этом думать, вы добираетесь автоматически. Но вдруг – в метро авария. А вам надо успеть. Это и означает, что вы оказались в ситуации и именно теперь вам нужно начать мыслить: вырабатывать новый план своих действий, чтобы успеть к сроку [34].
Специфически учебные цели и задачи возникают у ребенка, когда он обнаруживает недостаточность собственных способов действия, тогда-то ему и требуется изобрести, построить и освоить новый способ.
Примером могут являться следующие изделия: «Колибри», «Колесо», «Цилиндры и конусы», «Регулировка летающих моделей» – то есть те изделия, которые подразумевают экспериментальную деятельность.
В этой идее мы видим познавательную сферу универсальных учебных действий, которая включает общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы [12].
Все эти идеи, нетривиальные и сложные, показывают интегративность универсальных учебных действий и могут реализоваться только хорошо подготовленным к подобной педагогической деятельности учителем. Учитель должен не только знать, что должен делать ребенок на уроках технологии, но и уметь владеть универсальными учебными действиями. Рассмотрим их.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Студент (как и младший школьник) должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение, и уметь находить ответ на него.
На уроках технологии в начальных классах формируется мотивация успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации уроков при использовании дифференциации. Каждый ученик получает возможность выбрать тот вид деятельности, который ему больше нравится: работа руками при изготовлении изделий, руководство группой при выполнении коллективных видов работ, создание проектов, занятие исследовательской деятельностью и другое.
Формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу за счет регулярной постановки проблемы, поскольку создание любого изделия требует определить выбор материалов, способ изготовления и дальнейшего использования. Например, запуск модели «Стрела» (мы ее рассмотрим в рамках разработанной нами дисциплины по выбору).
Формируется гордость за достижения отечественных ученых, космонавтов, летчиков, художников, архитекторов и других при выполнении различных моделей и рассказе учителя или подготовленного ученика о том, кто эту вещь изобрел, придумал или изобразил. Пример, модель самолета С-37 «Беркут» или выполнение из конструктора грузовых автомашин «КамАЗ» и другое.
На занятиях со студентами формируются представления о материальной и духовной культуре мира как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, развиваются эстетические представления и критерии на основе художественно-конструкторской деятельности.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Перечисленные этапы учащиеся проходят на каждом уроке технологии. В связи с этим у детей развиваются: регулятивные действия, умение осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане, рефлексия как осознание содержания и оснований выполняемой деятельности.
В ходе выполнения задач на конструирование учащиеся учатся использовать наглядные схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров для выполнения действия.
Познавательные универсальные действия включают обще-учебные, логические, действия постановки и решения проблем.
При подготовке к выступлению на заданную тему, к показу презентации, при выполнении проектной деятельности на уроках технологии дети учатся искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
На основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей) дети учатся знаково-символическому моделированию – преобразованию объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.
При выполнении моделей различных видов техники, изделий в технике оригами и других видах деятельности у студентов развиваются умения ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. При этом учащиеся учатся формулировать проблему и самостоятельно создавать способы ее решения.
При выполнении работ в технике «Китайская головоломка» или при выполнении макетов различных архитектурных сооружений и т. п. студенты осознают синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.
На уроках технологии студенты учатся: сравнивать и классифицировать объекты; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепи рассуждений; выдвигать гипотезы.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и преподавателем. На занятиях при выполнении различных поделок в коллективной форме студенты осознают важность таких работ для младших школьников, у которых таким образом развивается умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
У студентов реализуются следующие виды коммуникативных действий:
• планирование учебного сотрудничества между собой и учителем – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Помимо формирования универсальных учебных действий в стандарте заложены результаты обучения: личностные, метапредметные и предметные. К предметной области «Технология» относятся:
Воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающей успешность совместной деятельности, являются личностными результатами изучения технологии.
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, является мета-предметным результатом изучения технологии.
Доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности являются предметными результатами изучения технологии.
Итак, мы видим, что учебный предмет «Технология» по своей сути является комплексным и интегративным.
Самым новым понятием и одновременно самым сложным, поскольку малоизучен, является понятие метапредметные учебные действия и результаты.
Мета (от греч. Meta – после, за, через) – первая составная часть сложных слов, обозначающая следование за чем-либо, переход к чему-либо другому.
Применительно к образовательным результатам приставка «мета-» означает более высокий по сравнению с узкопредметным, «обобщающий» уровень способностей и знаний, приобретаемых учащимися. Обладая метапредметными УУД, учащийся не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия, которые он применил. Это дает ему возможность управлять своей деятельностью [2].
Формирование метапредметных результатов на уроках технологии происходит путем интеграции знаний, полученных при изучении других учебных предметов: математики, окружающего мира, изобразительного искусства, русского языка, литературного чтения, – и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Можно предложить человеку на обед мелко нарезанную картошку, морковь и капусту в воде, но при этом не стоит ожидать, что он сможет это съесть. Пока мы не приготовим эти составные части, не добавим специи и приправы, суп не получится. Интеграция также подразумевает, что отдельные части, элементы, ингредиенты необходимо не только собрать, но и приготовить, сдобрить приправой из педагогических технологий и психологических методов и приемов воздействия на ученика.
При работе со студентами подобная метафора наглядно отражает суть интегративного подхода. Также наглядно действенно его можно изобразить в виде складной картинки, пазла, творческого коллажа, где отдельные элементы очень точно должны подходить друг к другу, иначе картинка не сложится, цели не будут достигнуты. Как в складывании пазла нужно собрать определенную картинку, так и на интегрированных уроках необходимо достичь поставленных задач. Итоговая «картинка» зависит от целей, которые ставит перед собой учитель на уроке. При составлении конспекта интегрированного урока или проекта студентам предлагается собрать пазл или коллаж из элементов, олицетворяющих предметы (дисциплины), педагогические технологии, психологические приемы, которые необходимо включить в данный урок или проект.
Более подробно на этих кусочках складной картинки мы остановимся в последующих главах, здесь же определим основные из них:
1. Предметы в начальной школе и обеспечивающие их дисциплины в вузе (колледже):
• математика (элементы геометрии) и методика преподавания математики;
• окружающий мир и ботаника, зоология, методика преподавания окружающего мира;
• изобразительное искусство и методика преподавания изобразительного искусства, дисциплины по выбору;
• музыка и теория и методика музыкального воспитания, дисциплины по выбору;
• русский язык и методика преподавания русского языка;
• литературное чтение и методика преподавания литературного чтения;
• информатика и ИКТ в системе образования, дисциплины по выбору.
2. Педагогика:
• педагогические (образовательные) технологии; • теория обучения (дидактика); • теория воспитания.
3. Психология:
• методы психодиагностики;
• возрастная психология;
• психология деятельности и познавательных процессов: воображения, мышления, деятельности, восприятия, внимания, памяти, речи;
• психология личности: мотивация, способности, темперамент, характер, эмоции.
4. Анализ учебной литературы по предметной области «Технология».
5. Методы оценивания достижений учащихся.
В последующих главах рассмотрим каждый кусочек складной картинки во взаимосвязи с уроками технологии в начальной школе и дисциплиной «Методика преподавания технологии» и как это способствует формированию у студентов готовности к творческой педагогической деятельности.