Глава 4. Состояния и стадии
Одна из задач, которые я постараюсь решить в этой книге, состоит в том, чтобы дать очень краткое описание прекрасно известных методологий, а затем предложить способ их эффективной интеграции при помощи AQAL-подхода, – это необходимо сделать в любом случае, если понятию «интегральная духовность» предстоит обрести хоть какой-либо смысл. Мы начинаем с дзен и спиральной динамики и с вопроса: если очевидно, что состояния и стадии отличны друг от друга, то как они соотносятся?
Зоны 1 и 2: дзен и спиральная динамика
Спиральная динамика основывается на работах Клэра Грейвза, одного из основоположников изучения развития в зоне 2. Его модель опирается на исследование, первоначально проводившееся с привлечением студентов университета, которых попросили выполнить одно простое задание: «Опишите поведение психологически здорового человека». Пользуясь стандартной методологией зоны 2, которую ввёл ещё Болдуин, Грейвз проанализировал ответы, что в результате привело его к формулировке системы развития, которую он и его ученики называли уровнями «системы ценностей». Спиральная динамика, основывающаяся главным образом на работах Грейвза, описывает цМЕМ (vMEME), который определяется как «системный или ценностный мем», а также как «центральный интеллект» (который я просто называю интеллектом, или линией развития, ценностей – одним из множества интеллектов)[20].
Грейвз и СД говорят о 8 уровнях/стадиях этого адаптивного интеллекта, которые кратко можно представить следующим образом (приведённые ниже термины взяты напрямую из книги «Спиральная динамика»[21]):
Уровень 1 (A-N) – Борющийся за выживание; остаться в живых; «Борьба за выживание»
Уровень 2 (В-О) – Магический; защита и безопасность; «Кровные узы»
Уровень 3 (С-Р) – Импульсивный; эгоцентрический; сила и действие; «Боги силы»
Уровень 4 (D-Q) – Целеустремлённый; абсолютистский; стабильная и целеустремлённая жизнь; «Сила правды»
Уровень 5 (E-R) – Достигающий; множественный; успех и автономность; «Жажда соперничества»
Уровень 6 (F-S) – Коммунитарный; релятивистичный; гармония и равенство; «Общность людей»
Уровень 7 (G-T) – Интегративный; системный; «Гибкий поток»
Уровень 8 (H-U) – Холистичный; основывающийся на опыте; синтез и обновление; «Глобальное видение»
Многие люди, применяющие спиральную динамику, плохо понимают природу знаний, представляемых этой моделью в рамках более масштабной системы координат AQAL, так что позвольте мне предложить вам провести следующий мысленный эксперимент.
Предположим, вы слушаете курс по спиральной динамике в университете. Давайте в целях нашего эксперимента допустим, что с точки зрения развития вы пребываете на Уровне 4 – «Целеустремлённый». Вы прочли учебник, выучили описания 8 уровней, или 8 цМЕМОВ, обсудили их с преподавателем и группой. На итоговом экзамене ваше задание: описать 8 уровней систем ценностей. Поскольку вы всё выучили, это не составит для вас никакого труда. Вы получаете высший балл.
Конец ознакомительного фрагмента.