Вы здесь

Интегральная духовность. Новая роль религии в современном и постсовременном мире. Глава 3. Состояния сознания (Кен Уилбер, 2006)

Глава 3. Состояния сознания

Как выглядят внутренние холоны изнутри? Как всё, что вы непосредственно чувствуете в настоящее мгновение.

Феноменология, чувственный опыт и состояния сознания

И с данного места все становится чуть более сложным. Одно из важных различий, подчёркиваемых AQAL-моделью, состоит в различении структур и состояний. Структуры, изучение которых мы начали в предыдущей главе, попросту являются ещё одним термином для обозначения уровней в любой из линий. Каждый уровень обладает структурой, или определённого рода действительной архитектурой или паттерном. Например, когда мы говорим об уровне комплексности языка, сам этот уровень обладает некоторой структурой, или конфигурацией, или паттерном в том же смысле, в каком мы бы говорили о структуре клеточной стенки или структуре новой коры.

Примечательно в отношении этих структур то, что они, будучи далёкими от того, чтобы быть фиксированными или застывшими, буквальным образом представляют собой вихри. Язык имеет устойчивый паттерн, или синтаксис, даже несмотря на то, что используемые слова находятся в постоянном движении. Структуры – это обладающие крайне высокой динамикой паттерны, зачастую склонные к «автопоэзу», или самоорганизации. Различные части клетки находятся в постоянном движении, но клетка остаётся клеткой, потому что у неё есть устойчивый самоорганизующийся паттерн. Сей динамический холистический паттерн и является структурой этой клетки.

Эта организованная целостность или её стадии, будучи рассматриваемыми извне в качестве объектов, являются теми самыми «структурами», которые изучаются структурализмом и наукой о развитии (developmentalism). Так, согласно Лёвинджер, «конформистский», «добросовестный», «индивидуалистический» и тому подобные понятия описывают основные структуры (или уровни) линии развития эго.

(Эти структуры/уровни возникают в рамках последовательных стадий, и поэтому мы часто употребляем термины «структуры» и «стадии» как взаимозаменяемые, однако с формальной точки зрения структуры и стадии не одно и то же – в стадиях возникают и другие вещи, так что в этой части нашего обсуждения мы их уравнивать не будем. Как бы громоздко это ни выглядело, когда захотим обратиться к ним вместе, мы будем использовать термин «структуры-стадии», имея в виду последовательное развёртывание в психике структур зоны 2. Лёвинджер, Киган, Селман, Перри, Броутон и др. описывали структуры-стадии. Невзирая на терминологическую громоздкость, это делается по причине, которая, на мой взгляд, вскоре станет очевидной.)

В этой главе мы рассмотрим состояния сознания в сравнении и сопоставлении со структурами сознания. Какой бы неинтересной эта тема поначалу ни показалась, в их соотношении, по-видимому, заключается единственный важнейший ключ к пониманию природы духовного опыта (и, как следствие, самой роли, которую играет религия в современном и постсовременном мире). Вот после такого скромного и застенчивого введения мы можем начать наше обсуждение.

Выше мы упоминали, что зона 1 в ВЛ (внутренняя сторона «я») является всем тем, что я думаю, чувствую и ощущаю в настоящее мгновение. Я мог бы продолжить описывать свой текущий, непосредственный, чувственный опыт и восприятие прямой речью от 1-го лица («Я испытываю ощущение тяжести, тепла, напряжения, лёгкости, ясности, чувство любви, заботы, возбуждения, мерцающие вспышки опыта и т. д.»), и многие разновидности феноменологии, под каким бы названием они ни скрывались, занимаются именно этом (рис. 1.3). Все они являются подходами зоны 1, и некоторые из них исследуют определённые типы внутренних переживаний, известные как феноменальные состояния.

Иными словами, то, что я напрямую испытываю в 1-м лице, в дополнение к определённым «содержаниям» или «непосредственным переживаниям» (чувство, мысль, побуждение, образ и т. д.) включает то, что обычно называется феноменальными состояниями. Заметьте, что, хотя я и могу пережить состояние, я не переживаю структуры как таковые. Я никогда непосредственно не переживаю ничего, что было бы похоже на «третью моральную стадию», или «добросовестную структуру», или «способность к межличностным отношениям четвёртой стадии», хотя это и может быть той стадией, на которой я нахожусь, причём все мои мысли в действительности возникают внутри этой структуры, мне неведомой. Структуры можно обнаружить только при помощи методологии зоны 2. Вот почему вы не сможете обнаружить их при помощи медитации или созерцания любого рода[16]. Состояния же, с другой стороны, напрямую доступны сознаванию при различных условиях. Я испытываю состояния, а не структуры.

Большинство из нас знакомы с состояниями сознания, знакомы с ними и великие традиции мудрости. В веданте, например, выделяется пять основных естественных состояний сознания: состояния бодрствования, сновидения, глубокого сна, свидетельствования (турийя) и недвойственное состояние (турийятита). Эти пять состояний крайне важны, так что, пожалуйста, потратьте несколько мгновений, чтобы их запомнить.

В дополнение к естественным, или обычным, состояниям встречаются изменённые, или необычные, состояния, включающие экзогенные состояния (например, химически вызванные) и эндогенные состояния (которые включают такие тренируемые состояния, как медитативные).

Особо интенсивные состояния, как обычные, так и необычные, принято называть пиковыми переживаниями.

Большинство культур и, конечно, великие традиции предлагают картографию состояний, которая включает естественные, экзогенные и эндогенные состояния.

Некоторые из медитативных картографий необычайно подробны, но все они основаны на методологиях и предписаниях зоны 1 (как, например, дзадзен, центрирующая молитва, шаманское путешествие, випассана, церемония айяхуаски, кружение дервишей, созерцание и т. д.), и они, как феноменологические переживания, могут быть проверены теми, кто желает следовать соответствующим предписаниям (например, сидеть на коврике для медитации и считать вдохи и выдохи от 1 до 10 до тех пор, пока не выработается способность не сбиваться со счёта в течение часа, или принять определённое психоактивное вещество, или танцевать определённым образом, или отождествиться с коаном и т. п.).

Если вы будете правильно следовать этим предписаниям, перед вами развернётся последовательность феноменологических переживаний. Не приходится и говорить, что крайне интересный вопрос (к которому мы далее ещё вернёмся, ведь это одна из основных областей интегральной постметафизики) заключается в том, имеют ли эти феноменологические переживания («я переживаю что-то похожее на неиссякаемый свет и безграничную любовь») действительно существующие онтологические референты («существует божественная Основа Бытия»)[17].

Многие великие традиции разработали детализированную психологию на основе этих состояний. Хотя и не стоит позволять подробностям уводить нас от основной канвы обсуждения, позвольте мне подчеркнуть несколько важных особенностей. Ведь мы здесь, как минимум, говорим о некоторых из величайших систем внутренней феноменологии, когда-либо разработанных человеком. Те взаимосвязи, которые я хочу обобщить, сами по себе весьма спорны и сложны в доказательстве. Но мы просто допустим их на некоторое время. В качестве примера я приведу веданту и ваджраяну (хотя с неменьшим успехом подошёл бы и неоплатонизм), и перед тем, как начать, нам стоит прояснить некоторые терминологические сложности.

Согласно обеим традициям, медитативные состояния являются вариациями естественных состояний. К примеру, медитация на форме (савикальпа самадхи) – такие её разновидности, как визуализация божества или повторение его имени или мантры, – есть вариация состояния сновидения, тогда как бесформенная медитация (нирвикальпа самадхи) – такая её разновидность, как сосредоточение на самом сознавании без какого-либо определённого объекта, – есть вариация состояния глубокого бесформенного сна. Более того, три основных естественных состояния сознания (бодрствование, сновидение и сон), как считается, поддерживаются определённой энергией, или «телом»: грубым телом, тонким телом и причинным телом соответственно (например, нирманакайя, самбхогакайя, дхармакайя; иногда утверждается, что четвёртое тело – свабхавикакайя – поддерживает свидетельствующее/недвойственное состояния сознания). Хотя, формально говоря, термины «грубое», «тонкое» и «причинное» относятся только к телам, или энергиям (в ВП), мы также используем эти термины для того, чтобы обозначать соответствующие общие состояния сознания (в ВЛ). Таким образом, мы можем выделить пять основных, естественных и/или медитативных состояний сознания: грубое, тонкое, причинное, свидетельствующее и недвойственное состояния сознания. (Подобно тому, как обычно поступают и сами традиции, я иногда буду отсылать то к 3, то к 4, то к 5 основным состояниям сознания, но подразумеваются все 5.)

Для тех, кто прекратил всяческие попытки понять, что я говорю, где-то посередине предыдущего абзаца, делаю простое заключение: согласно великим традициям мудрости, всем мужчинам и женщинам доступны, по меньшей мере, пять великих естественных состояний сознания, каждое из которых можно напрямую пережить:

состояние грубого бодрствования – как те, которые можно испытать при езде на велосипеде, чтении этой страницы или занятиях физическим трудом;

состояние тонкого сновидения – подобные тем, которые я могу пережить в красочном сновидении, в процессе мечтания или при выполнении упражнения на визуализацию, равно как и в определённых типах медитации на форме;

состояние причинной бесформенности – как в случае глубокого сна без сновидений и некоторых типах бесформенной медитации, а также при переживаниях безбрежной открытости и пустотности всего;

состояние свидетельствования – или «Свидетель», – что означает способность к свидетельствованию всех остальных состояний; например, способность к непрерывному вниманию в состоянии бодрствования и способность к осознанным сновидениям;

непреходящее недвойственное сознавание, которое является не столько состоянием, сколько вездесущей основой всех состояний (и может переживаться в качестве таковой).

Веданта и ваджраяна утверждают, что эти состояния (и соответствующие им тела или сферы бытия) доступны всем людям благодаря нашему «драгоценному человеческому телу». Это означает, что данные основные состояния бытия и сознания доступны до некоторой степени всем людям буквально на любой стадии развития, включая и младенцев, попросту потому, что даже младенцы могут бодрствовать, спать и видеть сны.

Это действительно крайне, весьма и очень важный момент, к которому мы ещё вернёмся.

(В качестве небольшого предисловия: поскольку важнейшие черты этих основных состояний доступны всегда, можно испытать пиковое переживание более высокого состояния, но не более высокой стадии. Если, например, по Джейн Лёвинджер, вы находитесь на ответственной структуре-стадии развития, для вас попросту невозможно испытать в пиковом переживании более высокую структуру, такую как автономная, – но вы можете пережить пиковый опыт грубого, тонкого, причинного, свидетельствующего или недвойственного состояния сознания. То, как именно эти два аспекта соотносятся друг с другом, будет предметом нашего разговора позднее.).

Хотя общие контуры этих основных состояний бытия естественным и спонтанным образом доступны всем людям, некоторые из них поддаются интенсивной тренировке или исследованию, и тогда такие тренируемые состояния и вправду раскрывают некоторые секреты.

Тренируемые состояния: созерцательные и медитативные состояния сознания

Несмотря на утверждение, что основные естественные состояния бытия и сознания доступны всем людям на всех стадиях, это не значит, что их нельзя тренировать и упражнять. Тренировка состояний является особенно продвинутой технологией зоны 1, развившей невероятно глубокие формы в рамках великих медитативных традиций Востока и Запада.

Если говорить обобщённо, то естественные состояния не демонстрируют развития. Состояния сновидения происходят, но они никуда не развиваются. Естественные состояния и большинство изменённых состояний не показывают стадий. Они просто приходят и уходят, как происходит в случае с большинством состояний – неважно, состояние ли это эмоций, или же состояние погоды, к примеру, гроза. Более того, большинство состояний сознания имеют исключающий характер: невозможно быть одновременно пьяным и трезвым. И естественные состояния устойчиво наблюдаются даже на самых продвинутых стадиях – даже будды бодрствуют, спят и видят сны (хотя они и свидетельствуют их как недвойственное).

Но некоторые состояния возможно тренировать, и когда такая тренировка включает упражнение внимания, – что наблюдается во многих формах медитации и созерцания, – такие тренированные состояния, как правило, разворачиваются в определённой последовательности. Если это имеет место, то они, как правило, следуют естественному порядку из грубого в тонкое, причинное и недвойственное состояния.

Это означает, что в моём непосредственном опыте от 1-го лица феноменальные состояния во многих типах медитации, как утверждается, разворачиваются от грубых феноменов («я вижу камни») к тонким феноменам («я вижу свет и блаженство, я ощущаю бесконечную любовь»), причинным феноменам («есть только лишь безбрежная пустотность, бесконечная бездна») и недвойственным («божественная Пустота и относительная Форма, по сути, не две раздельные вещи»). Всё это не структуры 3-го лица (видимые зоной 2), а состояния 1-го лица (зона 1).

Когда состояния разворачиваются в какой-то последовательности (главным образом в процессе их тренировки), мы называем их состояниями-стадиями (в противовес структурам-стадиям).

Поскольку состояния по своей природе гораздо более аморфны и изменчивы, чем структуры, такая стадийная последовательность состояний имеет очень изменчивый и флюктуирующий характер, и более того – вы можете испытывать пиковые переживания более высоких состояний. (Хотя, как правило, без постоянных занятий они будут недолговечны, оставаясь просто изменёнными состояниями или преходящими пиковыми переживаниями. Однако в результате углублённой тренировки пиковые переживания возможно стабилизировать в так называемые плато-переживания.) Таким образом, если вы пребываете в определённом состоянии-стадии, то нередко сможете испытывать пиковое переживание более высокого состояния-стадии, но стабильно удерживать его в виде плато-переживания не удастся.

С другой стороны, исследования раз за разом подтверждают, что структуры-стадии, в отличие от состояний-стадий, являют собой довольно дискретные уровни или ступени развития. Мало того, как вновь и вновь демонстрируют исследования, невозможно пропустить структуру-стадию, равно как невозможно испытать пиковое переживание структур-стадий более высокого уровня. Например, если вы пребываете на дооперациональной стадии в когнитивной линии, то вы попросту не можете пережить формально-операциональный опыт, но вы можете испытать пиковое переживание тонкого состояния! (Опять же мы вскоре ещё вернёмся к соотношению состояний и структур.)

Что до этих состояний-стадий – которые в целом движутся от грубого опыта к тонкому, причинному и недвойственному, – то можно открыть практически любое руководство по медитации или созерцанию, будь то восточное или западное, и обнаружить описания медитативных или духовных переживаний, разворачивающихся, по сути своей, в том же порядке и с теми же очень определёнными характеристиками. На ум сразу же приходят внутренние за́мки св. Терезы, необычайные картографии св. Иоанна Креста, медитативная картография «Вишудхимагга» Буддхагхоши.

Вероятно, наиболее сложная и тщательная работа по исследованию медитативных традиций была выполнена Дэниелом П. Брауном (включена в книгу Уилбера, Энглера и Брауна «Трансформации сознания: конвенциональные и созерцательные перспективы на развитие», 1986, планируется к переизданию[18]). Браун провёл обширное исследование фундаментальных текстов и основных интерпретаций трёх медитативных традиций – «Йога-сутр» Патанджали, «Вишудхимагга» Буддхагхоши и «Phyag chen zla ba’i ’od zer» («Махамудра – сияние лунного света») Таши Намгьяла. В определённом смысле всё это столпы как индуизма, так и буддизма.

Браун обнаружил, что медитативный путь везде проходил через одни и те же базовые созерцательные стадии: вначале всевозможные формы грубых подготовительных практик, затем тонкие переживания света и сияния, потом различные варианты бесформенного погружения или причинного «чёрного пред-достижения» и, наконец, прорыв в недвойственную реализацию (а впоследствии, возможно, и дальнейшие утончения стадий «постпросветления»). Дотошная тщательность исследовательского процесса, включившего чтение текстов на языках оригинала, обеспечило исследованию Брауна твёрдый статус блестящей классической работы, посвящённой медитативным стадиям. (В таблице 3.1 представлено сделанное им краткое обобщение основных стадий медитативных состояний.)

В процессе нашей с Брауном и Энглером совместной работы над составлением «Трансформаций сознания» мы попросили гарвардского теолога Джона Чирбана разрешить изложить в книге проведённое им обширное исследование стадий созерцательных состояний у ранних отцов церкви, на что получили согласие. Оно выявило те же самые ключевые последовательности стадий – от грубых явлений к тонкому свету, причинной тьме и недвойственному единению. (См. таблицу 3.2. Как и в случае с исследованиями Брауна, речь не идёт о том, что каждый созерцатель проходил через все эти стадии. Это лишь сводное обобщение.)

Возможно, одно из наиболее простых и доступных изложений типичных стадий медитативных состояний можно найти в работе Дэниела Гоулмана «Многообразие медитативного опыта»[19]. Обратите внимание, что название книги перекликается с названием шедевра Уильяма Джеймса «Многообразие религиозного опыта». Это совершенно обоснованно: обе книги описывают феноменологию зоны 1 и обеим неведома зона 2. (У Джеймса это вызвано тем, что первый величайший исследователь методологии зоны 2 Джеймс Марк Болдуин был современником Джеймса, а в начале ХХ века революционные исследования Болдуина ещё не приобрели известность в академических кругах ни в Америке, ни за рубежом; позже они способствовали развитию как структурализма, так и постструктурализма.)




Таблица 3.1. Стадии медитативных состояний в некоторых известных восточных традициях (Дэниел П. Браун, цит. по: «Трансформации сознания», 1986).


Таблица 3.2. Стадии созерцательных состояний у некоторых выдающихся святых церкви (Джон Чирбан, «Стадии духовного развития в восточном православном христианстве» (глава 9 из книги Уилбера и соавт. «Трансформации сознания», стр. 77–78))


В зоне 1 Уильям Джеймс, как правило, заостряет внимание на естественных или спонтанно возникающих состояниях, Гоулман же подробно рассматривает тренируемые состояния в зоне 1, которые, как следствие, демонстрируют некоторое подобие последовательности. И опять же эта последовательность более или менее совпадает с описанной Дэниелом П. Брауном и с тем, что в общем можно встретить практически в любой системе медитации (или тренировки состояний) мира.

Стоит повторить, что, поскольку речь идёт о состояниях-стадиях, а не структурах-стадиях, может наблюдаться гибкость, временные скачки через стадии, пиковые переживания более высоких состояний (но не структур) и т. п. Но основная прогрессия состояний по мере их освоения (от спонтанных через пиковые переживания к переживаниям плато) остаётся той же – от грубых к тонким, причинным и недвойственным.

Состояния трудно изобразить графически; мы их иллюстрируем «облакоподобными» эллипсами. Рис. 3.1 представляет собой изложение типичной прогрессии медитативных состояний в рамках полного курса медитативной практики, освоение которого может занять от 5 до 20 лет. То, что представлено на иллюстрации, есть общая прогрессия пробуждения от грубого к тонкому, причинному и недвойственному: это прогрессия пробуждённости от его обычной ограниченности бодрствующим состоянием к пробуждённости, которая удерживается в состоянии сновидения (на данном этапе обычны осознанные сновидения) и/или медитативных состояниях промежуточного уровня и затем в причинном бесформенном состоянии (как бы оно ни называлось), при котором становятся возможны состояния продвинутой медитации (включая пресечение) и/или очень тонкое сознавание, проникающее в состояние глубокого сна, чтобы пробуждённость переживалась даже в глубоком сне без сновидений (имеются данные исследований паттернов ЭЭГ у очень продвинутых практиков медитации, подтверждающие это). На этом этапе все субъективные состояния были сделаны объектом свидетельствующего присутствия, при котором нередко сообщают о недвойственном единении и даже отождествлённости с изначальной Основой. Что именно означает «божественная Основа»? Вы прекрасно знаете, что это значит, но мы ещё вернёмся и обсудим вопросы пробуждения в свете интегральных интерпретаций.


Рис. 3.1 Основные стадии медитативных состояний

И вопрос на миллион звучит так…

Мы изучили структуры сознания (проявляющиеся в стадиях) и состояния сознания (которые при тренировке могут проявляться в виде стадий). И вопрос на миллион звучит так: как они связаны? Ответ таков: они представляют собой основополагающий вклад, сделанный, соответственно, конвенциональными подходами к верхне-левому квадранту (структурализм и генеалогия зоны 2) и созерцательными подходами к верхне-левому квадранту (медитация и созерцание зоны 1). И это возвращает нас к изначальному вопросу: как получается, что можно десятилетиями сидеть на коврике для медитации, но так и не увидеть ничего напоминающего стадии спиральной динамики? И почему можно до посинения изучать спиральную динамику и никогда не пережить сатори?