Шаг 2. Что имеем?
Если с целями компании мы разобрались, то следующим ключевым шагом по созданию Системы Продаж будет формализация принципиально двух очень важных вещей: где мы сейчас и что будет завтра. Слышу свист и возмущенные окрики: «Никто не знает, что будет завтра!». Всех свистящих и негодующих прошу закрыть эту книгу и категорически запрещаю читать ее дальше!
У древнегреческого философа Диогена была одна интересная мысль: «Запечатанную амфору нельзя наполнить вином». Нет смысла лить вино или масло в полный кувшин, сосуд, амфору – это потеря драгоценного продукта и своего времени. Так же и с идеями.
Уверен, что Вы взрослый и успешный руководитель. И даже если Вы горды своими достижениями и уверены в своем абсолютном профессионализме, Вам тоже может пригодиться эта книга. Надеюсь на то, что Вы считаете необходимым продолжать свое развитие, ведь такая открытость поможет Вам найти ответы на свои вопросы. Возможно Вас заинтересует моя Система Продаж, много интересного, я уверен в этом, Вы найдете в этой книге.
В чем сила второго шага книги? После того, как мы определились с целями, стало возможно сделать три следующие важные вещи:
1 Проверить реалистичность и желанность этой цели
2 Сконцентрировать свои ресурсы. Сосредоточиться на их достижении, оставив все иные мечты и идеи, которые не совпадают или не приближают нас к принятой цели.
3 Узнать себя лучше, чтобы в дальнейшем выбрать правильный способ достижения цели. Теперь мы можем узнать свою силу, а это поможет нам в способе достижения цели.
Кстати! Попутно мы с вами совершили еще одно небольшое открытие. Если вы когда-либо слышали туманное понятие «миссии компании» от жутких снобов или консультантов и не понимали что это за субстанция, то сейчас вы приблизились к одному из ее объяснений. Смысл миссии компании заключается не столько в том, что, для кого и как компания делает.
Главным свойством миссии компании является формализация того, чем компания никогда не будет заниматься. Это очень сильно помогает топ-менеджерам и владельцам в принятии ключевых решений. Например: появилась идея или выгодный проект. Достаем миссию – смотрим. Если проект вполне соответствует тому, что у нас написано – отлично. Если же нет – отложили в сторону и забыли. Дел и так по горло, ресурсов мало, поэтому не отвлекаемся!
В принципе все довольно просто, однако большинство владельцев компаний этого не делают. Запомнил одного из предпринимателей, который был успешен в торговле мороженой рыбой. В один из моментов своей деятельности он решил заняться цветочно-садовой тематикой – удобрения, земля для комнатных растений, горшки для цветов и все, что по его разумению сюда попадало. Он считал себя человеком практичным и занялся новой «темой», чтобы «наварить деньжат» для своего третьего проекта. Нужно ли вам рассказывать дальше?
Слушайте, а как вы догадались? Очевидно? Я вот всегда думаю, если такие истории знают все – откуда тогда берутся люди, принимающие смелые финансовые решения, которые приносят им проблемы, как в бизнесе, так и личные? Характер, тип человека? Отчасти вы правы. Те, кто не знает, чем закончилась торговля цветочными горшками – в конце книги есть глава Заключение. Там я расскажу вам эту историю до конца.
Есть множество людей, которые называют такой тип разностороннего ведения бизнеса своеобразными «портфельными инвестициями». Это не совсем так. Точнее совсем не так. Если вы собрались разложить свои деньги по разным «карманам», чтобы получать доход и минимизировать риски потери одного единственного бизнеса, то есть несколько деталей, которые важно учесть. Оптимальной формой разделения бизнеса по разным темам-направлениям будет холдинговая структура.
Мне повезло сначала проработать в холдинговой структуре, которая занималась тремя видами розничной торговли, строительством домов и зданий, деревообработкой, производством окон и стройматериалов, торговлей металлопрокатом, аудитом и многими другими вещами, а потом чуть позже я узнал, как и на каких принципах, такие холдинговые структуры создаются. Кстати сказать, сама идея холдинга отлично показывает себя в управлении любой компанией. Ее мы обсудим чуть позже, в следующих главах.
Принципиально на данном этапе будет очень важно определить из какой позиции мы стартуем к цели. Почему? Расскажу простой пример не из бизнеса, а из космонавтики. Площадки для запуска ракет обычно делают ближе к экватору, южнее в северном полушарии. Делают это для того, чтобы энергия вращения самой Земли помогала ракете выйти на орбиту и таким образом можно сэкономить топливо и повысить грузоподъемность ракеты.
В бизнесе все так же. Ваша позиция на рынке, как на местности, ваша компания как ракета – все это необходимо адекватно оценить и проверить, чтобы в итоге старт прошел успешно и вы вышли на желаемую орбиту. Можно ли такую оценку сделать самому, своими силами? В принципе так и нужно. Однако важность этого этапа, сами понимаете, высока, поэтому лишняя пара глаз и дополнительный острый ум помогут вам увидеть реальное положение более объективно. Независимый экспертный взгляд ценен тем, что он внешний, а не ваш личный, внутренний. Хотя по своему опыту готов признать, что внешний взгляд или оценка – это не очень комфортно, а иногда и просто болезненно. Зато такой подход помогает настроить в вашем сознании здоровый баланс. Важный момент здесь – правильный выбор партнера для диалога, обсуждения и уровень взаимного доверия. В жизни мы с этим часто встречаемся, вспомните сами подобные случаи.
Пару лет назад мне повезло принять участие в интересном инвестиционном проекте, подробности которого по строгим требованиям конфиденциальности я представить не смогу. Объем инвестиций по проекту был числом с семью нулями в валюте. Отрасль – молочная. На предварительном этапе мы готовили общую аналитику по отрасли, выделяя в ней отдельные тренды по разным группам продукции.
Когда нашу работу приняли, в ответ нам предоставили материалы, подготовленные компанией Ниельсен. Я был удивлен и расстроен, так как более точных цифр, чем у этой уважаемой компании мне собрать было бы технически невозможно. Когда я спросил – почему компания, купив отчет в Ниельсене, дала схожее задание нам, их ответ меня вдохновил: «Цифры у них точные, но вот что теперь с ними делать – они в отчете не говорят…»
Для меня на тот момент молочная отрасль была большим белым пятном, которое заполнялось по мере моей работы. Потратив пару недель на ее изучение, я твердо формулировал позицию по любому изученному вопросу: это интересно, в это нет смысла вкладывать и т. д. Самым большим откровением для меня стал момент, когда в ходе работы по уже детальной проработке проекта мне случайно попалась интересная информация про нашего Заказчика. Оказалось, что Председатель Совета директоров компании – молочник в третьем (!) поколении.
При первой же возможности мы с коллегами постарались деликатно уточнить ситуацию. Этот ответ запомнился мне навсегда: «Когда вы вкладываете большие деньги, не будьте глупцом, узнайте, как выглядит эта история глазами независимого эксперта. Это всегда поможет вам заработать бОльшие деньги, а не потерять их». Мнение внешнего эксперта во многих ситуациях помогает управленцу увидеть свою историю со стороны.
Оценка стартовой позиции компании всегда можно разделить на две части – состояние самой компании и ее внешнего окружения. Для этого существует много хороших управленческих инструментов – PEST и SWOT анализ, классический по Портеру, инвестиционная матрица McKinsey, анализ отраслевой модели по методу стратегической канвы из теории создания «голубых океанов», стадия жизненного цикла компании и ваш тип, как руководителя по Адизесу.
Все что я тут назвал – имеет только прикладной характер и лишено каких-либо заумностей. Разобраться в этом можно даже простому человеку. Это очень просто. Если потребуются мои комментарии или советы по применению этих инструментов – вы всегда сможете получить ответ.
Владельцам компаний я часто рекомендую прочесть две книги Адизеса. Если вам хочется сделать нечто совершенно крутое – прочитайте книгу профессоров Ким Чан и Рене Моборн «Стратегия голубого океана». Это расправляет мозг, расставляет сразу все по своим местам. После прочтения коллегами этих книг, с ними становится легче общаться, мы говорим на одном языке. Переходим от непонятных фантазий или тяжелых споров к решению практических задач.
Если ваши сотрудники не имеют такой квалификации, чтобы использовать на практике все вышеуказанные инструменты, то научить их этому не составит большого труда. Сегодня в сети существует изобилие платных и бесплатных видеокурсов на любой вкус. В идеале, я всегда рекомендую своим клиентам, чтобы сотрудники сперва занялись самообразованием, провели обучение по рекомендованным темам, а уже далее мы с ними обсуждаем практические вопросы, которые позволяют им закрепить материал и связать его один с другим в логическую рабочую цепочку. При этом знания получаются крепче, а бюджет на мои услуги меньше, так как мне не нужно начинать с азов.
Еще одним важным моментом в работе над целями является прогноз развития внешней среды, вашего рынка. Работа по оценке и прогнозированию состояния рынка на горизонте 3—5 лет обычно покупается на аутсорсинге, у внешних компаний. Как и везде, здесь существуют свои подводные камни, о которых я сейчас расскажу.
Один из моих клиентов заинтересовался рынком общественного питания столицы. Купив готовый аналитический отчет, он не смог получить ответы на все свои вопросы. Вернуть деньги ему не смогли, так как он предварительно ознакомился с фрагментами отчета, и информация его вполне устроила. Он обратился ко мне за ответами на свои вопросы.
Отчет, собранный по запросам клиента уже не является типовым, информацию для него собирают из разных источников, анализируют, создают отраслевые модели, делают расчеты. Это стоит в среднем в два-три раза дороже. Но, как и мужской костюм на заказ – это та самая вещь, которая учитывает вашу индивидуальность и усиливает ее.
Зачем нужен прогноз рынка и возможно ли его создать? Создать его чаще возможно, хотя, безусловно, не все отрасли можно оценить далеко и качественно. Особенно это касается высокотехнологичных отраслей. Здесь объективно мало что понятно и ситуация может измениться после очередного научного открытия буквально в считанные недели.
Нужен ли такой прогноз? Здесь у меня нет никаких сомнений. В моей практике были случаи, когда владельцы компаний проводили анализ рынка и, сделав по нему прогноз, отказывались от вложений в него и позже даже благодарили меня за такую удачную возможность «подстелить соломки», избежать будущих потерь. От инвестиций в деревянное домостроение до развития сети суши-шопов или салонов мобильной связи.
В чем причина? Ведь деревянные дома строятся, а суши по-прежнему покупают. В каждой ситуации есть свои нюансы. Слишком высокие доли рынка у первых четырех ведущих игроков могут делать проект входа на рынок новой компании слишком невыгодным по соотношению будущей возможной доходности к рискам. Рынок суши, к примеру, прошел свою точку популярности почти десять лет назад, сейчас этот сегмент сжался, предпосылок для возникновения потребительского интереса к нему нет.
Мои самые дотошные студенты на программе МВА в таких случаях задают вопрос: «Ну и что, рынок же не нулевой, можно работать и здесь. Почему рекомендации для развития бизнеса в этой нише негативные?» Тогда я поступаю просто – приглашаю выйти трех студентов, встать спинами друг к другу плотно, согнуть руки в локтях и подвигать ими.
Сразу мы все слышим пыхтение, ребята цепляются локтями друг за друга. Больно. Тогда я прошу их сделать шаг вперед, каждому в своем направлении – и повторить упражнение. Места для рук теперь достаточно. Все довольны. Вот так и с рынками – если рынок растет сам по себе, то вам не придется толкаться локтями на нем с конкурентами, потому, что места хватает всем. Понятно, что если на рынок выйдет здоровенный амбал и расшвыряет всех в разные стороны, то шансы у него велики. Но экономические амбалы в жизни практически не встречаются. Встречаются больше умники.
Как только рынки сжимаются, пространства для маневра становится меньше, локти ваши задевают конкурентов, они отвечают тем же. Такая жизнь становится жестче, ошибок рынок вам уже не простит. Стоит ли начинать игру в таких условиях? Ответьте сами! Есть ли в условиях кризиса растущие рынки? Конечно! Всегда!
Почитайте деловую литературу, «погуглите», найдите такие примеры! Однажды на одном деловом мероприятии мне повезло встретиться с совладельцем компании CarPrice. Так вот, на мои расспросы о том, как устроен их бизнес, бывший генеральный директор компании с удовольствием рассказал, что идей в мире так много, что необходимо просто открыть глаза и уши.
Только так вы найдете то, что уже создано где-то, например, в Великобритании или Канаде, а на нашем рынке в этот момент такой истории еще не случилось. Сделав первый шаг и быстро развиваясь, вам не придется делить новый рынок с конкурентами, они всегда будут на два шага позади. Ровно так в Россию и пришла протестированная в Англии аукционная онлайн модель скупки и перепродажи подержанных автомобилей.
Ну что же глава закончилась, подведем наши итоги! Как определить, что в итоге мы имеем, куда идет рынок, в чем наша сила, как компании, в чем ваша особенность как руководителя? Продолжаем наши практические занятия:
1 Прочтите книгу Ицхака Адизеса «Управление жизненным циклом корпорации». Определите этап жизни вашей организации. Прочитайте внимательно те особенности и ошибки, которые компании допускают на данном этапе. Напишите как вы эти сложности будете решать.
2 Прочтите книгу Ицхака Адизеса «Идеальный руководитель». Почему им нельзя стать и что из этого следует. Определите свой профиль руководителя. http://paei.denero.ru/ Это занимает 10 минут.
3 Попросите ваших сотрудников, занимающихся маркетингом сделать подборку интересных ссылок в сети на статьи, картинки и данные, которые относятся к вашему рынку. Объем материала должен быть разноплановым, страниц на 80—90 файла в формате Word. Если они не смогут, напишите мне, я расскажу, как это делать.
4 Попросите их подготовить данные для PEST анализа и анализа по 5 силам Портера. Сделайте короткое описание вашего будущего рынка в течение 3—5 лет. Максимум на 1—2 страницы. Подумайте, что вас в нем ожидает.
5 Разберитесь с матрицей McKinsey. Она простая и дает четкие рекомендации – что следует вам делать.
6 Соберите SWOT – анализ, сделайте настоящий SWOT-анализ, с весами всех данных и выводами. Здесь потребуется командная работа ваших сотрудников. Если потребуется подсказка и помощь – как это сделать эффективно, напишите мне. Подумайте, насколько ваша ситуация подходит для ситуации на рынке.
7 Будущее вашего рынка вас не пугает? У вас есть хорошая команда и вы готовы удивить рынок? Круто! Тогда прочтите книгу «Стратегии голубых океанов», соберите стратегическую канву отраслевой модели вашего рынка. Это достаточно просто. Подумайте, что можно сделать, чтобы эту модель упростить и изменить.
Нужна моя помощь? Дайте знать, подумаем вместе.