Вы здесь

Инструкции по эксплуатации мозга для обывателя. Глава 2.. Помогалки и мешалки встраивания привычки (Полина Сухова)

Глава 2.

Помогалки и мешалки встраивания привычки

Не существует качеств недостатков.

Любое из них – достоинство,

если использовать по назначению,

адекватно сложившейся ситуации.

Точно так же любое качество, обнаруживающее себя не к месту,

превращается в недостаток.

В.В.Пономаренко

Сейчас мы познакомимся с мешалками. Как говорится, предупреждён, значит вооружён! Подстелем соломки в нужные места, да, что нам скромничать… матрасик упругенький, и всё нам будет нипочём.

Почему у многих людей не получается изменить себя, хотя они этого очень хотят? Помните, мы уже немного говорили об этом. Батарейка слабовата, а что ей мешает заряжаться энергией? Человека останавливают многие вещи, это:


1. Лень

2. Мозг

3. Страх

4. Отсутствие мотивации

5. Внутренние (скрытые) выгоды

6. Ограничивающие убеждения и программы

7. Отсутствие знаний: как правильно закрепить навык, привычку.


В этих мешалках, есть и помощь, и препятствия. Это одна медаль, с двумя сторонами. И эта медаль всего лишь инструмент. И как он будет использован человеком в жизни, решать только ему! Поэтому моя главная задача максимально показать пользу каждой мешалки и помогалки, соответственно. Девиз этой очень важной главы: «Кто нам мешает, тот нам и поможет!» Если нельзя устранить безобразие, то его нужно возглавить и направить в нужное русло.

Лень – матушка всех грехов?




«Лень-матушка вперёд нас родилась», – гласит известная поговорка. И в этом, действительно, есть доля правды. Для многих людей лень это что-то ужасное. Про неё сочиняют сказки, в которых она неряха, непутёвая, нерадивая и прочее. Во многих религиозных направлениях лень это грех! А мы её сейчас препарируем с точки зрения науки этологии и физиологии. И наконец, узнаем, откуда она берётся и зачем она человеку. Мы уже затрагивали этот интересный вопрос, и сейчас поговорим о лени подробнее, на научном языке. Здесь придётся употреблять некоторые научные термины, но, друзья, это того стоит. Тем более что я, как могла, многое упростила для вашего понимания.

Когда я узнала об особенностях строения нашего мозга, просто воспаряла духом. Обрадовалась этой информации, как самому дорогому подарку в жизни. И никакие шубы и бриллианты того не стоят, по крайней мере для меня. Почему? Об этом чуть ниже. А сейчас о сюрпризе для вас. Всё, но коротко, о нашем мозге и его особенностях работы. Все тайны нашей лени, будут раскрыты и понятны в следующем пункте Мозг.

Мозг – это наша «экономка» в теле!

Мозгом наделён каждый.

Просто не все разобрались с инструкцией.

Неизвестный мне автор

Мозг обработчик информации, построенный по принципам, сходным с принципами построения рукотворных аналоговых компьютеров. В составе мозга одновременно находится большое количество более или менее специализированных структур или модулей/отделов, нацеленных на решение своих конкретных подзадач. Но, в то же время, каждый модуль/отдел отвечает не только за свою работу – специализацию, но и допускает совместную деятельность с другими структурами, и при необходимости может решать совсем новые и нетипичные задачи. То есть это, своего рода, большой дружный офис с разными отделами. Каждый отвечает за свою работу, но если нужно для фирмы, то любой отдел всегда готов к сотрудничеству с другими.

Этолог Анатолий Протопопов:

«Обработка информации всегда энергозатратна; это касается «вычислителей» всех типов. То есть – это справедливо как рукотворных вычислительных машин (компьютеров), так и «натуральных» обработчиков информации (мозга человека). Как можно снизить затраты на энергию, как сэкономить? Энергозатраты могут быть снижены за счёт:

снижения объёма исходных данных для обработки, упрощения и огрубления их переработки, т.е. нужно сократить объём информации;

использования модулей/отделов или структур, высокоспециализированных на решении каких-то узких подзадач.

Для любого живого существа (в том числе человека) крайне распространённым стремлением является склонность к экономии энергии всех видов и форм; к экономии на обработке информации в том числе. Выражается это:

1. В стремление снизить объём вовлекаемой в обработку информации может выразиться, например, в принятии решений на основании только одного-двух простых признаков, в упрощении её обработки, в частности – к шаблонному сопоставлению вместо многосложного анализа, к типовым ответам, даже на нестандартные вопросы и житейские проблемы: «Запретить! Наказать! Заставить!». Поверхностное умозаключения: блестит – значит, золото, был рядом – значит виноват! Кто громче всего плачет, значит – тому самую большую конфету! Если злодей – значит, у него нет ни одной положительной черты. Если кумир, то состоит из сплошных достоинств… Авторитет, значит, знает всё! Судить о статье, книге только по заголовку.

2. В стремлении использовать высокоспециализированные, отточенные многомиллионолетней эволюцией модули/отделы (лимбическая система), отвечающие за инстинктивное поведение и чувства, вместо развёрнутого анализа конкретной обстановки, за который отвечает новая кора головного мозга. То есть жизнь по инстинктам, шаблонам поведения, унаследованным от прародителей и генам. Склонность принимать мир без серьёзного рационального разбора, без глубинного анализа ситуации, поверхностное восприятие. И предпочтение краткосрочных целей глобальным. Склонность к неадекватной осторожности: приметам, суевериям» [5], всяким защитам – амулеты, фенечки и т. д. Чёрная кошка перебежала дорогу, значит, этот путь закрыт на сегодня, нужно выбирать другой, и рационализация ситуации, логика здесь не помогут.

Думать – дорогое удовольствие

Подавляющее большинство людей готово,

что угодно делать, но только бы не думать.

Георгий Александров

Анатолий Протопопов пишет: «Сложные задачи, которые трудно поддаются обработке и очень дорого стоят по энергозатратам, избегаются мозгом особенно сильно. Однако избегание не означает неспособности к решению высокоинтеллектуальных задач вообще. Он может решить эти задачи, если это жизненно важно и необходимо в данный момент, но на это занятие потребуется огромнейшее количество энергии. Мозг в этом случае переключается в форсированный режим с безлимитным (в пределах энергетики организма) потреблением ресурсов, и демонстрирует очень высокие параметры обработки информации. Эти блестящие результаты могут ввести в заблуждение сторонних наблюдателей, может создаться впечатление, что для мозга данного индивида такой режим типичен. Но это иллюзия! Как только сложная задача отпала, форс—мажор прошёл, мозг возвращается в экономичный режим, и демонстрирует гораздо более примитивное принятие решений» [5].


Это как компьютер, который работает в режиме ожидания важного, можно сказать даже жизненного запроса обработки информации. В этом наш мозг похож на наш компьютер. Запрос произведён и комп заработал на полную мощь. Следом он опять уходит в режим ожидания, монитор гаснет, и все системы выключатся, переходят в режим энергосбережения. Это применительно и к физическому труду. Час позаниматься в фитнес зале – приятное удовольствие. А если человек часов эдак 8—10 трудится без перерыва и отдыха, организм долго не выдержит. Вот так же и с нашим мозгом. Есть жизненно важная ситуация, и мозг её тут же обработал, потому что приспичило! А если не срочно, то не очень-то и хотелось. Как-нибудь… Есть и поважнее дела: просмотреть ферму на маил.ру или прикольные видео, чтобы поржать… Мозг сам найдёт себе лазейку, как отдохнуть и зарядиться энергией, и он эту «отключку» так произведёт, что человек и очухаться не успеет, потом лишь досадовать будет: «Ну, как же так… хотел же ещё поработать?!» Уважайте своё сокровище – хранилище вашего разума – мозг! Не доводите до того, чтобы он выключал вас. Выключайте его раньше, чем устали. Планируйте сами себе грамотный отдых. Об этом чуть ниже.

Сложные задачи для мозга

Если я справлюсь с этим, то хочу в награду печенюшку! – сказал мозг,

– но если ты еще хоть чуть-чуть усложнишь задачу, я выберусь из твоей черепушки и двинусь в сторону Таити!!!

Подсмотрела на одном сайте

«К сложным для мозга (как и для любого вычислителя) задачам относится долгосрочный прогноз развития событий в окружающем мире, предсказание далёкого будущего. Поэтому избегание такого рода задач приводит к отказу от долгосрочного планирования, и преследованию сугубо краткосрочных целей, к жизни «одним днём». Лучше синица в руках, чем журавль в небе [6]. Лучше зарубить курицу, которая несёт золотые яйца, потому что ещё непонятно, что с яйцами делать, куда нести, а тут уже супчик под рукой. Например, наши чиновники поступают как в поговорке: «Нацеревал сто рублей и утик…» за границу, а что останется его потомкам: детям и внукам после его правления? Это их не интересует. Это как раз пример краткосрочного поведения. К чему приводит такая особенность мозга? К предпочтительному формированию вертикально—консолидированных социальных структур (иерархической структуре общества, которая базируется на инстинктивном поведении), вместо горизонтальных, требующих более эффективного предсказания будущего. Человек, имеющий способность к дальнесрочному планированию своего будущего, склонен к другому виду сообщества – горизонтальной структуре, которая в итоге даст выгоду всем. Об этом в самом конце.


*Кстати, эта особенность мозга объясняет следующий факт – многие люди боятся планировать свою жизнь на долгие годы вперёд «или даже возмущает эта необходимость» А. Протопопов. Их разум не может объяснить эту особенность, но есть подсознательный страх.


«Этой же информацией объясняется такой феномен. В любой долгосрочной задаче, начиная с уплаты подоходного налога и кончая уборкой гаража, можно придумать бесконечное количество причин для того, чтобы не начать дело безотлагательно. Написание чего-либо, иногда даже просто письма, тоже поведение с долгосрочной программой. Когда оно уже начато, всё идет прекрасно. Но так трудно заставить себя сесть и начать!» [7]. Биолог Карэн Прайор говорит: «Джеймс Турбер находил, что начать статью настолько трудно, что иногда он обманывал свою жену (которая по понятным причинам была чрезвычайно заинтересована в том, чтобы он писал статьи, так как доход с них шел на оплату квартиры), лежа все утро на диване в кабинете и читая книгу, которую он держал в одной руке, а другой стучал по клавишам пишущей машинки. Феномен отстроченного начала перевешивал явное положительное подкрепление в виде денег, а симуляция печатанья на машинке, по крайней мере, предотвращала отрицательное подкрепление упреков жены».

Один из способов преодоления феномена отсроченного начала заключается в том, чтобы вводить какое-либо подкрепление именно за старт. Об этом мы поговорим ниже.

Плюсы этой информации

Что лично мне дала информация об особенностях мозга? Ответы на многие вопросы, которые меня долго мучили:

я всегда думала, почему после пятидневной недели работы за компьютером (работаю по 6 – 8 часов чистого времени) на выходных вырубаюсь, как будто на мне пахали. Муж так мне и говорил, при этом обижаясь, что я не в тонусе. Я и сама думала, что что-то со мной не так. Оказалось, что это норма при таком интенсивном режиме обработки информации.


После пребывания на долгих тренингах по учёбе мой мозг отказывался принимать информацию. Я просто ничего не понимала – тупила. Думала, что тупая! И всё это сопровождалось понижением самооценки. Даже думала, что это моя особенность – быть тупой. Оказалось, это норма. Мозг не может работать в форс—мажоре долгое время. Кстати, ещё известный факт, что после любого тренинга есть откат – спад энергетической и физической активности, и мозг плохо обрабатывает информацию.


Я начала уставать и впадать в депрессивные воронки при встраивании большого количества навыков и привычек. Меня выключало физиологически: апатия, пониженный энергетический тонус, отсутствие мотивации и вообще желания что-либо делать. «Ничего не хочется… Ехать не хочется – слишком сильное движение: пешком идти не хочется – устанешь; лечь? – придется валяться…» Кьеркегор, Сёрен Обю.


Это могло длиться от двух до четырёх недель. Внутренний голос говорил: «Пусть катится всё к чертям!!!» И я просто валялась, как сурок зимой в норке, близких просила меня не трогать. Но проходило время, я набиралась сил, и меня опять несло: я активно двигалась в нужном направлении. И это тоже норма. Организму нужен отдых. И если этот отдых ему не обеспечить, то он сам возьмёт столько, сколько нужно и выключит деятельность человеку.

Я заметила эту постоянно повторяющуюся тенденцию, просто время воронки было разным. И элементарно поняла, что так происходит не случайно. Можно сказать, через свой опыт дошла до нужного вывода: нужно больше отдыхать, правильно выстроить свой режим, двигаться медленнее и не ставить нереалистичных планов – работать по 24 часа в сутки. И мои предположения подтвердила эта замечательная статья «Мозг экономичный» А. Протопопова.


Мозг имеет свои особенности и ограничения, и выше головы (мозга) не прыгнешь! Говорят, что мозг работает всего на 3—5% своей мощности, а значит, запас мощности можно развить, или активировать. Но вот психиатры зафиксировали интересную вещь, что когда мозг работает на мощность 5—8% процентов, то наступает тяжелейший приступ шизофрении или эпилептический припадок. А. Протопопов пишет «Форсаж – штука дорогая, и по определению, временная. Как утверждают специалисты по физиологии мозга, неокортекс в принципе не способен длительно работать на «полной мощности», тем более – «на форсаже»… Предназначение, и житейские будни неокортекса – ленивая «полудрёма», изредка прерывающаяся вспышками активности. Длительная и напряжённая мозговая деятельность, мало того, что потребляет много энергии – она чревата различными нарушениями функционирования, вплоть до необратимых. Ведь работа мозга (не только нейронов, но и других клеток, а также синапсов) сопряжена с интенсивным обменом веществ – синтезом и утилизацией разнообразных полезных химикалий, и накоплением других – вредных «отходов производства», могущих, в избыточных количествах даже приводить к повреждению клеток мозга. Скорость же поступления питательных веществ (глюкозы и кислорода), а также скорость удаления отходов небеспредельна; в то же время клетки мозга – сущности нежные, и дискомфорт переносят плохо. Известно много случаев психических и неврологических заболеваний (вплоть до летальных исходов), вызванных, например, интенсивной подготовкой к экзамену, стрессовыми, и другими ситуациями, вызывающими большое нервное напряжение. Особенно – если есть предрасположенность к «поломкам»… [5].

Так стоит ли двигаться в таком направлении? Думаю, что не стоит рисковать, есть грань, которую не стоит переступать. И пословица: «А когда досуг-то будет? – А когда нас не будет» для людей трудоголиков должна быть звоночком. Хороша золотая середина! Это, конечно, актуальнее для трудяжек. Теперь мы стали ещё мудрей, знаем, где соломки постелись (нужно больше отдыхать, особенно детям с их непомерными интеллектуальными нагрузками), и двигаемся дальше.

А что делать людям, которые вроде хотят двигаться вперёд, но ни в какую не получается, лень матушка, т.е. мозг экономичный делает свою работу. Друзья, вам точно помогут следующие пункты. Ведь если вам нужно, и жизнь прижмёт вы ой как активны! Об этом ниже. А пока несколько важных практических рекомендаций для поддержания хорошей работы нашего мозга – будьте ему личным спонсором, и он отплатит вам чистым золотом.

10 вещей, отрицательно влияющих на мозг

1) Недосыпание

Это знакомое каждому явление становится глобальной проблемой. По данным ВОЗ за последние сто лет человек стал спать в среднем на 20% меньше.

Сильное недосыпание чревато тем, что в фактическом состоянии бодрствования различные участки мозга переходят в фазу медленного сна. В это время человек «зависает» в одной точке, становится рассредоточенным, ухудшается мелкая моторика. Регулярное недосыпание влечёт за собой отмирание клеток мозга.




Отсутствие достаточного отдыха не даёт восстановиться молодым структурам мозга (новой коре) и он сам будет отключать всё тело, чтобы набраться энергии.


Домашнее задание для умных людей: определите свою биологическую потребность во сне, например, 8—9 часов в сутки. У каждого она индивидуальна.

И если не добираете хотя бы 1 час в сутки от нормы, то этот пробел обязательно восполните в последующие дни или в выходные.


2) Отсутствие завтрака

Пропуск утреннего приема пищи негативно влияет на работоспособность и тонус человека в течение дня. Это кажется вполне очевидным, но дело здесь не в столько в потреблении необходимой организму энергии, сколько в том, что отсутствие завтрака понижает уровень сахара в крови. А это, в свою очередь, снижает и затрудняет поступление в мозг питательных веществ.


Д/з для тех, кому архиважно, чтобы его рабочий инструмент (тело) был в порядке: определите для себя оптимальный набор продуктов, который давал бы нужное количество калорий и сахара.

Можно зайти на мой сайт1 и взять набор продуктов из серотониновой диеты (Серотониновая диета), вдобавок, вы будете обеспечены хорошим настроением с самого утра.


3) Избыток сахара

Предыдущий пункт объясняет, почему для продуктивной работы мозга рекомендуют есть сладкое, в особенности, горький шоколад. Однако чрезмерное количество сахара вызывает проблемы с усвоением белка и питательных веществ. Результат тот же, что и при низком уровне сахара в крови: питательные вещества в мозг попросту не поступают. Избыток сахара влечёт обратный эффект понижения серотонина в крови, что приводит к ухудшению настроения и прочим неприятным вещам.


Д/з для тех, кому сахар уже мешает жить: посчитайте, сколько сахара в сутки вы съедаете? Норма 30—50 граммов сахара в день. Помните, что он содержится и во фруктах, и даже овощах. Придерживайтесь этой нормы.


4) Стресс

Сильное психоэмоциональное напряжение ведёт к разрыву связей между нейронами и затрудняет понимание причинно-следственных связей и последовательности событий. С этим связана сильная нервная возбужденность и ощущение, что всё валится из рук. Накопленный стресс ухудшает память и снижает интеллектуальный потенциал.


Д/з для монстров развития: освойте упражнения, размещенные на моём сайте «Проблема – задача», «Вычерпываю плюсы». И ваша жизнь пойдёт как по маслу, после того, как поменяете своё мышление. Стрессы исчезнут, будто и не бывало. Изучайте сразу все упражнения, так как они связанны друг с другом, но внедряйте их постепенно (в течение нескольких месяцев), по очереди.

Конец ознакомительного фрагмента.