Вы здесь

Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России. Учебное пособие. Глава 1. Теория прав собственности и малые предприятия (В. А. Рубе, 2004)

Глава 1

Теория прав собственности и малые предприятия

1.1. Юридические и институциональные определения предприятия

Существует множество критериев отнесения предприятий к тому или иному типу. Так, исходя из формы собственности различают частные и государственные предприятия, исходя из размеров предприятий – мелкие, средние и крупные, исходя из их функций в экономике – промышленные, торговые, финансовые и др., исходя из целей, стоящих перед предприятием, – коммерческие и некоммерческие и т. п.

Нас интересуют два первых критерия предприятий – юридическая форма частных предприятий и их величина, причем речь пойдет только о коммерческих предприятиях, так называемых деловых фирмах.

Если исходить из деления теорий по принципу О. Уильямсона на институциональные и технологические, то юридическая форма как признак в большей мере относится к первым, а величина – ко вторым.

Когда речь идет о юридической форме, то можно выделить два подхода – правовой и институциональный.

Начнем с определения правовой, или юридической, формы фирмы, которое нормативно закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), где фирма представлена юридическим лицом. Определение юридического лица дается в ст. 48 ГК РФ: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

В этом определении можно выделить четыре основных признака юридического лица (Андреев В. К., и др., с. 10–13):

1) организационное единство, т. е. фирма – это организация, зарегистрированная в установленном законом порядке;

2) наличие обособленного имущества, титул обладания которым может быть различным;

3) способность от своего имени приобретать и осуществлять права и нести обязанности;

4) быть истцом и ответчиком в суде.

С позиций институционального подхода, фирма не обязательно должна быть организацией. Фирма определяется как сеть долгосрочных двусторонних контрактов между экономическими агентами, которые преследуют свои интересы, согласно распределенному между ними реальному набору правомочий. К тому же в некоторых формах предприятий отношения строятся не только на формальных, но и на неформальных правилах.

Таким образом, принципиальное различие между этими двумя подходами невелико, ибо оба они базируются на теории прав собственности, в основе которой лежит принцип распределения пучка правомочий между различными экономическими агентами. Р. Коуз определял собственность как «пучок или долю прав по использованию ресурса».

Полный пучок прав состоит из следующих 11 элементов:

1) право владения, т. е. право исключительного физического контроля над благами;

2) право использования, т. е. право применения полезных свойств для себя;

3) право управления, т. е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;

4) право на доход, т. е. право обладать результатами от использования благ;

5) право суверена, т. е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;

6) право на безопасность, т. е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;

7) право на передачу блага в наследство;

8) право на бессрочность обладания благом;

9) запрет на использование способов, наносящих вред внешней среде;

10) право на ответственность в виде взыскания блага в уплату долга;

11) право на остаточный характер, т. е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных полномочий.

Комбинация этих прав, которыми могут обладать физические и юридические лица, составляет основу многообразия форм собственности.

Правовой подход представляет фирму как юридическое лицо, чей статус закреплен в своде формальных правил. Согласно институциональному подходу отношения в фирме и между фирмами строятся не только на формальных, но и на неформальных правилах. В дальнейшем мы используем оба подхода, не делая различий между ними.

1.2. Юридическая форма мелких и средних предприятий: сравнительный анализ преимуществ и недостатков

В западной экономике различают три основные юридические формы предприятий – индивидуальную, партнерство и акционерную (корпоративную).

Индивидуальное предприятие, или единоличная форма собственности, означает, что владелец на свои или заемные средства, на свой страх и риск организует производство и несет неограниченную ответственность за его деятельность. Особенностью этого типа предприятий является то, что собственником и предпринимателем выступает одно и то же лицо. Отсюда и сравнительные преимущества этой формы, выражающиеся в концентрации пучка правомочий в руках одного экономического агента, принятии им решений в рамках системы правил, установлении собственных неформальных правил в рамках своего предприятия и др.

Другое сравнительное преимущество этой формы – отсутствие проблемы «безбилетника», которая состоит в затрудненности осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках.

Из этих двух преимуществ вытекает третье – минимизация внутренних трансакционных издержек, связанная с отсутствием необходимости согласовывать с кем-либо свои решения или, как в других формах, устранять противоречия, порождаемые расчлененной структурой правомочий.

В условиях совершенной конкуренции предприятия являются наиболее эффективными, поскольку полностью используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Контроль за деятельностью предпринимателя осуществляется извне, механизмом рынка. Все зависит от самого предпринимателя, ибо его свобода в принятии решений совпадает с его же экономической ответственностью за свои действия.

Мотивация индивидуального предпринимателя напрямую связана с его доходами, а поскольку остаточные доходы, т. е. прибыль, как правило, невелика, а иногда и отсутствует, то в этом случае цель бизнеса превращается в средство поддержания жизни.

Как видим, достоинства часто перерастают в свою противоположность – недостатки. Среди недостатков индивидуальной формы бизнеса наиболее существенные связаны с недифференцированностью функций предпринимателя, управленческой некомпетентностью, трудностями с внешними инвестициями и др. Рассмотрим их кратко.

В индивидуальной фирме предприниматель сам должен осуществлять все функции. Как правило, открывая собственное дело, предприниматель хорошо знает его техническую сторону, но мало сведущ в вопросах управления, бухгалтерии, учета и отчетности, маркетинга, т. е. плохо знает не только правила игры, но и не информирован о соответствующих институтах.

Индивидуальная фирма постоянно испытывает трудности с финансированием, особенно из внешних источников, поскольку небольшой остаточный доход не позволяет прибегать к инвестициям из внутренних источников. Банки и другие кредитные учреждения предпочитают не иметь дела с подобными фирмами, что связано с высоким уровнем риска и значительными трансакционными издержками. Поэтому перспективы роста индивидуального предприятия невелики.

Индивидуальные фирмы в значительной степени нуждаются в поддержке и помощи со стороны государства как в упрощении для них правил игры, так и в плане создания гарантий для получения кредитов (подробно институциональные аспекты сравнительных преимуществ и недостатков различных форм предприятий изложены в работе А. Шаститко (1996, гл. 4).

Партнерство – юридическая форма, при которой для ведения дела добровольно объединяются два или более лиц, несущих неограниченную ответственность по обязательствам, которая распределяется в соответствии с паевым участием каждого владельца. Пучок правомочий распределяется так, что каждый партнер имеет формальное право на реализацию любого из них, но по согласованию с другими партнерами.

Эта форма позволяет избежать многих ограничений, присущих индивидуальному предприятию. Функции по управлению фирмой, которые в предыдущей форме выполнял один предприниматель, теперь распределяются среди совладельцев согласно их предпочтениям или возможностям. Другими словами, каждый из совладельцев специализируется на части правомочий, а наиболее важные решения принимают совместно. Формирование команды происходит на основе неформальных правил, поскольку вырабатывается стереотип поведения, которому следуют все участники, соглашаясь с распределением полномочий.

Положительную сторону партнерства составляет и увеличение финансовых ресурсов, что способствует росту фирмы и возможности использовать положительные эффекты масштаба, К тому же, хотя неограниченная ответственность за деятельность фирмы остается, каждый из участников инвестирует в предприятие относительно меньшую долю своего богатства, тем самым снижая риск неопределенности. Право на остаточный доход, так же как и ответственность по долгам предприятия, распределяется согласно внесенному каждым участником паю.

Хотя некоторые недостатки индивидуальной фирмы несколько сглаживаются, но появляются новые противоречия. Например, стремление одного из партнеров захватить лидерство или, наоборот, отлынивать от своих обязанностей, наличие разных интересов и мотиваций и др.

Акционерное общество (корпорация) – юридическая форма предприятия, существующего как юридическое лицо и принадлежащего группе акционеров, несущих ограниченную ответственность по обязательствам фирмы. Данная форма имеет явные преимущества перед другими:

• ограниченная ответственность акционеров, которые рискуют лишь своими вложениями, но не своим имуществом;

• обособление управления от собственности, что дает возможность в полной мере использовать профессиональные знания менеджеров и избежать высоких трансакционных издержек при принятии согласованных решений, а также оппортунистического поведения некоторых субъектов;

• наиболее эффективная форма привлечения денежного капитала путем выпуска акций и облигаций и др.

Обособление функции управления в переводе на институциональный язык означает расщепление пучка правомочий и выделение самостоятельного правомочия, закрепленного за определенной группой людей – наемных управляющих. Но такое достоинство может перерасти в недостаток, поскольку мотивация управляющих может отличаться от мотивации владельцев предприятия.

В России юридические формы предприятий зафиксированы в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), согласно которому предпринимательской деятельностью могут заниматься как физические лица (граждане), так и юридические лица (предприятия). Гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, поскольку этот вид занятий требует от него самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Необходимым правовым условием предпринимательской деятельности является ее государственная регистрация. В целом же к предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, регулирующие деятельность юридического лица.

К категории малого предпринимательства относятся коммерческие предприятия в основном частной формы собственности (согласно ГК РФ доля государственной собственности не должна превышать 25 %). Эти предприятия выступают в следующих организационно-правовых формах: хозяйственные товарищества двух видов (полные и на вере), хозяйственные общества трех видов (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерное общество), производственные кооперативы.

Российские организационно-правовые формы предприятий, по существу, соответствуют той типологии, которая сложилась в развитых странах, хотя, естественно, имеют свою, российскую специфику. Сама трансформационная экономика, не говоря уже о ее кризисном состоянии, отсутствии соответствующей инфраструктуры, неблагоприятном воздействии внешней среды, наличии криминальных структур и рэкета, накладывает существенный отпечаток на все формы предприятий. Что касается правового и институционального аспектов, то прежде всего необходимо отметить непостоянство нормативной базы, нестыковку отдельных ее элементов, отсутствие традиций, слабую организационную и правовую защищенность.

1.3. Размерные критерии мелких и средних предприятий и их различия по странам

Критериям мелких и средних предприятий уделяется большое внимание в экономической литературе, хотя ученые и не пришли к единому мнению, несмотря на существование официальных определений мелких и средних предприятий, закрепленных в законодательных актах.

Речь идет не только о количественных, но и о качественных показателях, позволяющих отделить малый бизнес от крупного.

В США Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) считает бизнес малым (мелкий плюс средний), если он не доминирует в своей области деятельности и вместе с отделениями нанимает не более 500 человек. Правда, число занятых колеблется по отраслям. Например, в машиностроении по схеме АМБ имеется 41 подотрасль, из которых в 18 малым считается предприятие с числом занятых менее 250 человек, в 12–500 занятых и в 6–1000 занятых.

Во Франции Всеобщая конфедерация мелких и средних предпринимателей дает такое определение: «К мелким и средним предприятиям относятся такие, в которых владелец имеет в своей собственности большую часть капитала, обеспечивает личное руководство персоналом и осуществляет с ним постоянный и прямой контакт». Количественные критерии во Франции следующие: мелкое предприятие – 10–49 занятых, среднее – 50–499, крупное – свыше 500 занятых.

Во Франции, как и в других европейских странах, существует статус ремесленника (менее 10 занятых). Ремесленник – человек, который организует за свой счет предприятие, обладает профессиональной квалификацией, сам обеспечивает управление своим предприятием и принимает личное непосредственное участие в его работе. Особенность ремесленного производства состоит в том, что, имея в своей частной собственности предприятие, ремесленник сам работает в нем в качестве рабочего, т. е. еще не произошло отделение собственности от труда. Мотивация его деятельности – обеспечение достатка, независимость и самостоятельность.

Мелкое капиталистическое предприятие также является собственностью его владельца, но в отличие от ремесленника он лично не участвует в процессе труда, осуществляя коммерческо-предпринимательские функции, а его главный мотив – получение прибыли.

Для среднего предприятия, какую бы юридическую форму оно ни имело, характерно наличие лиц наемного умственного труда, т. е. передача части функций по управлению наемному персоналу и оставление владельцу или владельцам функции общего руководства фирмой, определения стратегии его развития и контроля за работой различных служб. Собственник еще не полностью отделен от управления фирмой.

В крупных предприятиях, имеющих статус акционерного общества, управлением занимаются исключительно наемные менеджеры, собственники же полностью отделены от управления.

Таким образом, мы выбрали основным качественным критерием для отнесения предприятий разного размера к крупному или малому бизнесу отношение владельца предприятия к труду и управлению предприятием и степень его контакта со своим персоналом. С этой точки зрения ремесленник является и собственником, и работником, и управляющим в одном лице; мелкий предприниматель сам управляет своей фирмой и имеет прямой контакт со своими работниками; средний предприниматель имеет наемных работников умственного труда и контактирует в основном с ними, осуществляя общее руководство предприятием; крупный предприниматель полностью отделен от управления предприятием и не имеет прямого контакта со своим персоналом (Рубе В. А., 1978, гл. 1).

Что касается количественных критериев (наиболее распространенным в национальной статистике служит число занятых), то они различаются не только по отраслям, но и по странам. В Японии верхний потолок мелких и средних предприятий – 300 человек, в Великобритании – 200, в некоторых Скандинавских странах – 100, в России – также 100 человек (хотя в начале перестройки было 200).

1.4. Эволюционная эффективность фирмы применительно к малому бизнесу

Эволюционная, или адаптационная, эффективность фирмы означает ее способность функционировать и развиваться в меняющейся внешней среде. Существует множество способов повышения эволюционной эффективности. Перечень вариантов, предложенных В. Тамбовцевым и Г. Клейнером, приводятся в работе А. Шаститко «Новая теория фирмы». Ниже воспроизведены семь позиций, которые рассматриваются по отношению к фирме вообще, но чаще – по отношению к крупной фирме (Шаститко А., 1996):

1) создание зон стабильности путем горизонтальной и вертикальной интеграции;

2) прогнозирование будущего относительно среды прямого действия и среды косвенного действия;

3) распределение риска посредством диверсификации деятельности, заключения многосторонних договоров и передачи риска страховой компании;

4) создание системы резервов;

5) активная рыночная позиция;

6) самосовершенствование;

7) поиск гаранта, который снижает степень неопределенности. Рассмотрим перечисленные позиции применительно к жизнеспособности мелких и средних предприятий.

1. Создание зон стабильности путем горизонтальной и вертикальной интеграции, которая может осуществляться либо через заключение долгосрочных контрактов, либо через обмен пакетами акций, либо путем вертикальной интеграции.

Для малых предприятий заключение долгосрочных контрактов как с поставщиками и подрядчиками, так и с потенциальными потребителями выпускаемой продукции или услуг может способствовать созданию прочных деловых долгосрочных отношений, в результате которых будет снижена возможность оппортунистического поведения экономических партнеров. Другой эффект от долгосрочных контрактов – снижение трансакционных издержек на поиски деловых партнеров.

2. Оценка, прогнозирование будущего как относительно среды прямого, так и косвенного действия. Для малого бизнеса характерны следующие особенности в отношении этого принципа:

• дороговизна собственного прогнозирования заставляет предпринимателя прибегать к найму экспертов со стороны;

• невозможность формирования среды (в отличие от крупных фирм) приводит к попыткам ориентироваться в изменяющихся условиях, выделить свой сегмент рынка и координировать свое поведение на этом сегменте.

3. Распределение риска посредством диверсификации деятельности, заключения многосторонних договоров и передачи риска страховой компании. Для малых предприятий распределение риска возможно при использовании следующих способов:

• диверсификация деятельности, т. е. работа по заказу не одной, а нескольких фирм и желательно в разных отраслях;

• передача риска страховой компании и тем самым перераспределение пучка правомочий в соответствии со сравнительными преимуществами экономических агентов с точки зрения возможностей их реализации. Это особенно важно для предприятий малого бизнеса, так как в малых фирмах недостаточно собственных ресурсов и персонала, способного работать в направлении распределения рисков;

• для малого бизнеса, включенного в систему субподрядных отношений, принципиально важным является то, что крупный заказчик, имеющий дифференцированный производственный портфель, является в большей степени нейтральным по отношению к риску. Это позволяет мелким фирмам получать более низкую, но зато гарантированную цену за производимую продукцию.

4. Система резервов. Эта система зависит от характеристик внешней среды. Создание резервов представляет собой снижение риска срыва производственной программы за счет собственных средств, сосредоточенных внутри предприятия. Уровень этих резервов и их формы зависят от особенностей хозяйственной организации, от ее способности использования других способов снижения уровня неопределенности. Так, по сравнению с крупными фирмами, тяжелыми для маневров в связи с громоздкой материально-технической базой, малые предприятия гораздо быстрее адаптируются к изменяющимся условиям, поэтому у них нет необходимости держать большие внутренние резервы. Однако наличие резервов необходимо и определяется, так же как и в крупном бизнесе, ликвидностью имеющихся активов.

5. Активная рыночная позиция. Для фирм малого бизнеса трудно или почти невозможно воздействовать на формирование спроса на свою продукцию, если эта фирма является производителем стандартных видов товаров или услуг и если эффективность производства меньше или примерно равна эффективности на крупных фирмах.

Однако если малые фирмы оказываются более эффективными, чем крупные в данной отрасли, то они, проводя стратегию «грабительского» ценообразования, т. е. устанавливая низкую цену на товар, подрывают условия реализации монополистами рыночной власти. Тем самым малый бизнес оказывает решающее влияние на формирование структур рынка, а не только принимает те рыночные условия, которые складываются под влиянием лидеров рынка.

Другими способами осуществления активной рыночной позиции для малого бизнеса являются:

• влияние через союзы или ассоциации предприятий малого бизнеса;

• влияние путем производства редких специфических товаров;

• активная позиция на малом сегменте рынка путем обеспечения уникальных для данного сегмента или географического района товаров и услуг.

6. Самосовершенствование. Речь идет о внутренней среде предприятия и ее работниках, для которых сама фирма выступает как элемент внешней среды. Для малого предприятия совершенствование в области кадровой политики будет способствовать формированию конкурентоспособного организма.

В развитой экономике малые фирмы выступают в качестве новаторов, создавая новые продукты и новые процессы производства, в трансформационной же экономике малые фирмы являются носителями новых экономических отношений.

Например, малые фирмы вводят новые, более гибкие формы занятости в виде договора подряда и совместительства, что не всегда доступно крупным фирмам. Кроме того, в малых фирмах больше возможностей предоставления, наряду со свободным графиком, и большей творческой свободы, например в сфере науки и научного обслуживания.

7. Поиск гаранта, который снижает степень неопределенности для поставщиков и потребителей и делает данную фирму более привлекательной.

В сфере малого бизнеса эта форма имеет широкое распространение. Примером может служить система франчайзинг, когда гарантом выступает головная фирма, которая предоставляет малой фирме (оператору) право пользования торговой маркой, передовыми технологиями и другими атрибутами крупной фирмы.

Литература к главе 1

Андреев В. К., Степанюк Л. H., Остроухова В. И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М.: Бухгалтерский учет, 1996. С. 10–13.

2. Кокорев А. Перераспределение собственности в частном бизнесе // Вопросы экономики. 1997. № 6.

3. Рубе В. А. Мелкое и среднее предпринимательство в условиях господства монополий. М.: Издательство Московского университета, 1978. Гл. 1.

4. Шаститко А. Е. Новая теория фирмы. М.: ТЕИС. 1996, Гл. 4, 5.

Контрольные вопросы

1. Назовите сравнительные преимущества и недостатки различных форм деловых предприятий.

2. Каковы качественные и количественные критерии размерной структуры предприятий в различных странах?

3. Какие способы повышения эволюционной эффективности наиболее характерны для малых предприятий?

Вопросы для размышления

1. Какие выходы могут существовать для индивидуального предпринимателя, если права его собственности не обеспечиваются формальными правилами?

2. Как могут быть решены проблемы «безбилетника» и «отлынивания» в полном товариществе?

3. Каким образом в акционерном обществе выполняется принцип «одна акция – один голос»?

Проверь себя[1]

1. Формальные правила могут быть изменены за одну ночь, а изменение неформальных правил требует времени:

а) верно;

б) неверно.


2. Коммандитное товарищество ликвидируется, если из него выходят вкладчики:

а) верно;

б) неверно.


3. Единственным учредительным документом полного товарищества является устав:

а) верно;

б) неверно.


4. Создание зон стабильности путем горизонтальной и вертикальной интеграции не распространяется на малый бизнес:

а) верно;

б) неверно.


5. Малые предприятия не могут иметь активной рыночной позиции:

а) верно;

б) неверно.


6. Какое из следующих утверждений не характерно для коммерческой фирмы:

а) полная собственность на активы;

б) управление фирмой;

в) личное непосредственное участие в труде;

г) наличие акционеров.


7. Товарищество на вере отличается от полного товарищества:

а) полные товарищи могут участвовать в управлении;

б) наряду с полными товарищами имеется несколько вкладчиков;

в) полные товарищи несут неограниченную ответственность по долгам;

г) вкладчики могут участвовать в управлении.


8. Когда владелец фирмы берет на работу своего родственника вместо более квалифицированного работника со стороны, этот феномен называется:

а) Х-неэффективностью;

б) остатком Солоу;

в) омертвлением затрат;

г) «свой своему поневоле друг».