Вы здесь

Институт педиатрии. Глава 3. Эпоха академика М. Я. Студеникина (1960–2005 гг.) (А. А. Баранов, 2013)

Глава 3

Эпоха академика М. Я. Студеникина (1960–2005 гг.)

В истории Института педиатрии началась новая эпоха, когда его руководителем стал М. Я. Студеникин, возглавлявший учреждение на протяжении 45 лет.

2 ноября 1960 г. на основании Постановления Президиума АМН СССР № 116 на должность директора Института педиатрии АМН СССР был назначен Митрофан Яковлевич Студеникин. Действительный член АМН СССР, профессор Г. Н. Сперанский официально оставался научным консультантом Института педиатрии до 23 марта 1960 г., но фактически – до конца своих дней.

3.1. Структура и штат Института

В 1961 г. была утверждена новая структура Института педиатрии со структурными подразделениями, представленными на рис. 3.

Согласно архивным документам, в 1961 г. изменился кадровый состав руководителей подразделений Института. Так, заведующим отделом развития и воспитания здорового ребенка стала доктор медицинских наук А. Я. Гольдфельд, заведующей организационно-методическим отделом – кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Р. А. Калюжная, заведующей отделением недоношенных детей – Е. Ч. Новикова, заведующим хирургическим отделением – кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник А. Г. Пугачёв; рентгенологическим отделением заведовала доктор медицинских наук К. А. Москачёва, патофизиологической лабораторией – Н. В. Пучков, микробиологической лабораторией – А. В. Мошков, радиобиологической лабораторией – Л. А. Шпаро. Но многие корифеи науки оставались в строю: Б. Н. Клосовский возглавлял лабораторию по изучению развития мозга, О. Д. Соколова-Пономарёва – отделение старшего детского возраста, С. Д. Носов – инфекционное отделение, И. В. Цимблер – туберкулезное отделение, А. А. Титаев – биохимическую лабораторию, И. С. Дергачёв – патоморфологическую лабораторию с прозектурой.

До 1962 г. почти все отделения Института находились в одном месте – в старом здании окружной больницы на территории бывшего Воспитательного дома, построенном в 80‑е гг. XVIII столетия.


Рис. 3. Структура Института педиатрии АМН СССР в 1961 г.


В 1962 г. завершилось строительство комплекса новых зданий на Ломоносовском проспекте. К 1964 г. окончательно были закончены и введены в эксплуатацию все сооружения, с переездом в которые произошла структурная перестройка Института, изменились его научные приоритеты и основные направления практической деятельности. Впервые в стране были созданы нефрологическое, гематологическое, аллергологическое, артрологическое, хирургическое отделения, гастроэнтерологическая группа, отделение функциональной диагностики, лаборатория клинической вирусологии, цитохимическая лаборатория здоровья детей, отделение лечебной физкультуры и спортивной медицины, отдел планирования и прогнозирования научных исследований.


Рис. 4. Структура и штат Института педиатрии АМН СССР в 1969 г.


В 1969 г. структура Института педиатрии заметно изменилась, увеличилось количество отделений и лабораторий, а штат, соответственно, расширился (рис. 4).

В Институте также работала академическая группа действительного члена РАМН, профессора Н. И. Нисевич, занимавшаяся проблемами детских инфекционных болезней.

В 1970 г. в Институте открыли еще одну лабораторию – цитохимическую, и возглавил ее Р. П. Нарциссов. Произошли небольшие структурные изменения в отделении физиотерапии и лечебной физкультуры и отделении функциональной диагностики, которые, соответственно, стали называться отделением лечебной физкультуры и врачебного контроля и отделением функциональной диагностики и терапии.

В соответствии со штатным расписанием, утвержденным 10 мая 1977 г. президентом АМН СССР В. Д. Тимаковым, в Институте педиатрии создали отделение детской артрологии; 2‑е отделение раннего детского возраста для больных туберкулезом стало называться пульмонологическим, хирургическое – отделением детской хирургии с группой анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии и отоларингологической группой. В отношении артрологического отделения следует отметить, что больные данного профиля уже получали лечение в Институте в клинике старшего возраста, где еще в начале 1950‑х гг. были открыты койки для ревматологических пациентов. В дальнейшем в зависимости от преобладания той или иной симптоматики их дифференцировали на кардиологических и артрологических больных. Следует подчеркнуть, что в 1970 г. отдел развития и воспитания здорового ребенка фигурировал как лаборатория возрастной физиологии со стационаром для здоровых детей, который два года спустя реорганизовали в отделение здорового ребенка. В 1977 г. в Институте открыли лабораторию социальной педиатрии, которую организовал Е. А. Лепарский. В начале 1980‑х гг. в штат Института были введены отдел бронхолегочных болезней, аллергологическое, кардиологическое, урологическое, гематологическое отделение с гастроэнтерологической группой, хотя фактически они уже работали на базе других отделений.

В 1986 г. в соответствии со штатным расписанием, утвержденным 21.07.1986 г. президентом АМН СССР академиком Н. Н. Блохиным, в структуру Института педиатрии входило 7 отделов, 6 самостоятельных лабораторий и 7 самостоятельных отделений (рис. 5).

В 1989 г. в структуре Института вновь произошли небольшие изменения. Так, пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями и патологией суставов объединили в одно кардиологическое отделение с артрологической группой. В связи с внедрением в практику ультразвуковых методов исследования (УЗИ) появилось новое отделение УЗИ и рентгеновской диагностики. В отделе детской хирургии создали отделение анестезиологии и реанимации, операционный блок, отоларингологическую группу. В отделе бронхолегочных заболеваний организовали группу хронических бронхолегочных заболеваний. В начале 1990‑х гг. в Институте был создан отдел восстановительного лечения для детей с церебральными параличами (ДЦП) с отделением медико-социальной реабилитации и лабораторией медико-биологических основ патогенеза ДЦП. Кроме того, была организована новая лаборатория мембранологии, оптимизации научной и лечебной работы. В 1991 г. была закрыта лаборатория социальных исследований.




Рис. 5. Структура Института педиатрии АМН СССР в 1986 г.


В 1995 г. Институтом педиатрии продолжал руководить М. Я. Студеникин, его заместителями по науке были И. В. Кошель и И. Е. Смирнов, заместителем по научной и лечебной работе – В. И. Тамбовцева, Ученым секретарем – О. П. Фомина.

Структура и штат НИИ педиатрии РАМН в 1995 г. представлены на рис. 6.

Работала также академическая группа действительного члена РАМН, профессора Н. И. Нисевич по проблемам детских инфекционных болезней.




Рис. 6. Структура Института педиатрии АМН СССР в 1995 г


Рис. 7. Структура НЦЗД РАМН в 1998 г.


Решением Президиума РАМН № 8 от 21.01.1998 г. было образовано государственное научно-клиническое учреждение нового типа – Научный центр здоровья детей Российской академии медицинских наук (НЦЗД РАМН), в состав которого вошли НИИ педиатрии РАМН и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН.

8 мая 1998 г. на заседании Ученого совета директором НЦЗД РАМН была утверждена структура учреждения, представленная на рис. 7.

3.2. Научные школы Института педиатрии

Большая клиническая база, современные лаборатории, обеспеченные новым оборудованием в совокупности с опытными научными квалифицированными кадрами, позволили Институту стать самым крупным научно-исследовательским педиатрическим центром страны и создать собственные научные школы.

3.2.1. Школа детских кардиологов

Среди основателей школы детских кардиологов следует назвать имена профессора М. Н. Казанцевой и академика АМН СССР О. Д. Соколовой-Пономарёвой, а также академика РАМН М. Я. Студеникина и профессоров Т. П. Борисовой, Е. А. Надеждиной, Т. И. Терновой, В. И. Сербина. Учеными и их учениками был внесен существенный вклад в изучение ревматизма, врожденных и приобретенных пороков сердца, нарушений сердечного ритма, гипотонической и гипертонической болезни, сердечной недостаточности у детей.

С 1956 г. кардиологическим отделением руководила профессор Тамара Петровна Борисова. Научные исследования проводились по проблемам сердечно-сосудистых и коллагеновых заболеваний у детей. С 1961 г. М. Я. Студеникиным были продолжены научные направления по вопросам кардиологии и сосудистой патологии, ревматизма и ревматоидного артрита у детей.

Кардиологическое отделение с кабинетом функциональной диагностики проводило оригинальные исследования по клиническому течению, патогенезу, лечению и профилактике ревматического процесса, результаты которых были обобщены в монографии О. Д. Соколовой-Пономарёвой «Ревматизм у детей» (1965), а также в руководстве по кардиологии детского возраста, вышедшем под ее редакцией совместно с М. Я. Студеникиным.

Под руководством профессора Александры Александровны Яковлевой велась разработка вопросов патогенеза, клинических проявлений и лечения болезней суставов у детей. Актуальность этой проблемы была столь велика, что артрологическая группа, существовавшая более 10 лет на базе ГКБ № 64 г. Москвы, сформировалась в самостоятельное отделение (1975). По данным этой клиники, среди детей с ревматоидным артритом каждый пятый инвалидизировался по состоянию суставов или в связи с поражением глаз ревматоидным увеитом; у 5 % детей заболевание завершалось развитием амилоидоза органов, как правило, с неблагоприятным исходом.

Значительному прогрессу знаний в области артрологии в те годы способствовало введение новых инструментальных методов исследования, в частности артроскопии. Трудно переоценить значение морфологического изучения тканей суставов, состава синовиальной жидкости с помощью новых иммуногистохимических, электронно-микроскопических, иммуногенетических, биохимических методов.

Весьма ценным оказалось использование тепловизионной и радиологической техники и некоторых рентгенологических методов для объективной оценки состояния около- и внутрисуставных тканей.

В 1978 г. Институтом педиатрии АМН СССР при консультативном участии Института социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко впервые среди детей Москвы было проведено исследование распространенности болезней суставов, в результате которого была установлена частота встречаемости данной патологии, составившая 4,2 на 1000 детского населения. Затем аналогичные исследования проводились в 9 различных климатогеографических зонах СССР.

В Институте педиатрии клиника ревматоидного артрита у детей была изучена с достаточной полнотой, что нашло отражение в публикациях О. Д. Соколовой-Пономарёвой, Д. Д. Лебедева, Н. И. Королевой, Р. Л. Гамбург, И. Е. Шахбазян, А. А. Яковлевой.

Подробно описанные А. А. Яковлевой варианты клинического течения ревматоидного артрита у детей были объединены в две клинико-анатомические формы – суставную и суставно-висцеральную. В новой редакции классификации ювенильного ревматоидного артрита (1980) были сохранены обе эти формы.

Проведенные учеными Института иммунологические исследования показали, что ревматоидный артрит и другие аутоиммунные заболевания у детей, нередко развивающиеся на фоне врожденного дефицита компонентов С2 и С4 комплемента, врожденного селективного дефицита IgA, характеризуются активацией гуморального иммунитета в виде повышенного содержания в крови В лимфоцитов, а в синовиальной оболочке суставов и органах лимфоидной ткани – плазматических клеток (А. А. Яковлева, С. Г. Левина, Т. В. Рябова).

В отделении была разработана система комплексного этапного лечения детей с болезнями суставов. Результаты этих исследований опубликованы в работах А. А. Яковлевой [32, 33].

В Актовой речи «Актуальные вопросы сердечно-сосудистой патологии у детей» в 1971 г. Т. П. Борисова подвела основные итоги деятельности кардиологической службы за прошедшие 15 лет. Отмечая ведущую роль ревматизма в структуре кардиоревматологической патологии у детей, она указывала: «В связи с изменившимися условиями жизни и резким улучшением медицинской помощи населению отмечается общая эволюция многих болезней, а в структуре кардиопатологии как взрослых, так и детей за последнее время произошли существенные изменения. Так, наряду с исчезновением одних форм болезни (сифилис внутренних органов, в частности аорты), редкостью появления других (подострый септический эндокардит, дифтерийные миокардиты, скарлатинозное сердце и др.) некоторые заболевания сердца и сосудов стали встречаться чаще – гипертоническая болезнь, кардиосклероз, субэндокардиальный фиброэластоз, инфаркт миокарда» [34].

В кардиологическом отделении активно изучались различные формы сосудистой патологии у детей, и прежде всего гипертоническая болезнь (ГБ). Так, проводилось исследование распространенности артериальной гипертензии (АГ) среди школьников, ее сравнение в городской и сельской местности, частоты АГ в зависимости от степени умственной нагрузки (И. И. Степанова, А. Р. Абдуллаев, А. А. Яковлева, Т. И. Тернова, В. И. Сербин, К. С. Кустарева, Г. Н. Пименова).

Конец ознакомительного фрагмента.