Вы здесь

Иностранный язык за 10 дней. Уровень «Гостя». Эффективные методы запоминания слов (С. Д. Маркова)

Эффективные методы запоминания слов

Иллюстрированные словари

Тематические словари

Частотные словари

Лексические минимумы

Списки

Ассоциации

Маршруты

Lexiland

Город

Карточки

Тренажер всех полиглотов

Слова в действии

Карточки – приложение для смартфона и т. д.

Стикеры

Метроном

Зона личного комфорта

Запись на диктофон

Однокоренные слова

Словосочетания

Противоположности

Синонимы

Создание собственных тематических словарей

Интеллект-карты

Кроссворды

Сканворды

Иллюстрированные словари

Особенно часто они используются при работе с детьми, когда дети видят картинку, а рядом – слово. Их огромное множество для изучения английского языка, намного меньше для других языков. Но хорошо то, что для нас здесь важны картинки, а их мы как раз и можем взять из любого иллюстрированного словаря, предназначенного для изучения английского или любого другого языка. Взяли картинки, перевели слова. И Ваш личный иллюстрированный словарь готов! При такой работе слово прикрепляется к образу. Так учат любой язык дети. Но и некоторым взрослым этот метод очень нравится. Из личного опыта – очень веселое занятие изучать язык по иллюстрированному словарю. Мы так английский с дочкой учим.

Тематические словари

Наш мозг не воспринимает обычные списки слов, поэтому никогда не учите слова из словаря, да еще и по алфавиту. Лучше использовать тематические словари. Часто тематические словари соответствуют лексическим минимумам.

Что это такое? Наш мозг лучше всего усваивает информацию, которая разделена на какие-то блоки. Например, 100 слов – это 5 разделов по 20 слов, или 7—10 разделов по 10—15 слов. Берем тему, допустим, «Одежда». В ней будут разделы: «Женская одежда», «Мужская одежда», «Детская одежда», «Обувь», «Аксессуары» и т. д. Советую составлять тематические словари самостоятельно, чтобы в них не попадали слова, которые Вам не нужны (не соответствуют зоне Вашего языкового комфорта). В таком случае лучше всего делать словарную интеллект-карту каждой темы.

Частотные словари

Существуют в каждом языке. Это наиболее употребляемые слова среднего носителя языка. Найти частотный словарь по английскому языку очень просто, что касается например, тайского… Не уверена. Да и вообще, методика преподавания иностранных языков, какие-то новые веяния сначала появляются и прорабатываются на английском языке. Ведь он сейчас – lingua franca, его должны знать и учат почти все. Только потом все это новое из английского попадает в другие языки, когда этим начинают заниматься специалисты. Частотные словари связаны с лексическими минимумами.

Лексические минимумы

Это самый простой и популярный способ учить слова. На каждый язык существуют свои минимумы. Европейская система на уровень А1 – это 500 слов (РКИ – почти 800), уровень А2 – 1000 слов (РКИ – 1300), В1 – 1500—2000 слов (РКИ – 2000—2300).

Эти числа будут варьироваться. Кроме того часто в минимумах дается больше слов с учетом 10—20% погрешности. То есть как бы мы ни учили, определенный процент слов мы никак не можем запомнить. И зачастую те слова, которые никак не запоминаются, нам просто не нужны. Мы их не используем в своем повседневном общении. Мы их знаем, но не употребляем, они у нас в пассиве. То есть они не принадлежат к нашей зоне языкового комфорта.

Списки

Слова лучше учить не по отдельности, а целыми списками. Они могут быть сгруппированы абсолютно по любому принципу (цифры, синонимы, антонимы, названия профессии и т.д.), но главное – именно список. Тогда в памяти остается то, что их много и они быстрее запоминаются.

Ассоциации по Аткинсону

У нас есть пара: слово на родном языке и это же слово на иностранном языке, которое нам надо запомнить. Запоминание проходит в несколько этапов:

Берем слово на родном языке и представляем его. Если это собака, то вспомните, когда Вы в последний раз видели ее, где именно, что она делала, какие чувства Вы при этом испытывали и т. д. Если это глагол, например, любить, то вспомните, когда Вы испытывали это чувство, к кому и т. д.

Берем слово на иностранном языке (например, по-английски «любить – love») и записываем транскрипцию: ЛАВ. Думаем, на какое русское слово оно похоже. На слово ЛАВА.

Соединяем первое представление со словом «лава». Получаем маленький видео-ролик «ЛЮБОВЬ как вулканическая ЛАВА».

Повторяю иностранное слово 3 раза: любить – love, love, love.

Маршруты

Многие из нас любят гулять. В парке, по городу, по магазинам… И это увлечение тоже можно сочетать с изучением иностранного языка. Ну, например, идем по парку. Изучаем деревья. Это клен, сосна, береза, липа… Дальше – цветы. Одуванчик, клевер, ромашка… Можно пойти в магазин за продуктами. А если пойдем в супермаркет, то не только продукты выучим, но и много других бонусов. Идем в одном направлении – учим, возвращаемся обратно той же дорогой – повторяем. Идем с обычным словарем или используем электронный словарь. Сейчас у многих из нас все необходимое есть в телефоне. Можно взять друга, который знает язык. Он с удовольствием вспомнит его, да и Вас научит.

Lexiland

Не всегда у нас есть возможность прокладывать реальные маршруты. Поэтому есть хороший способ чертить маршруты на листе бумаги. На каждую из тем Вы делаете интеллект-карту. Темы разделены на подтемы, а подтемы – на разделы. Теперь работаем с разделами. Берем отдельный лист бумаги и рисуем. Рисование очень помогает, так задействованы два полушария – правое и левое. Например, тема «Город», подтема «Зоопарк», раздел «Дикие животные». Схематически рисуем зоопарк. И поехали… Прокладываем маршрут: клетка со слоном – рисуем слона, далее обезьяна – рисуем обезьяну, которая нам корчит рожи. Медведь, лиса, заяц… Чем хуже Вы рисуете, тем больше этот метод для Вас подходит. Не надо рисовать очень красиво, главное, чтобы Вы сами узнали в своем рисунке лису или медведя. Таким образом мы прокладываем не реальные маршруты, а рисуем свой особый Lexiland.

Город

Если Вы учите иностранный язык, выделите для этого какой-нибудь город. Например, Вы учите английский, и пусть это будет Лондон. В идеале, конечно. Если Вы там были, и Вам удалось вспомнить город до мельчайших подробностей, то это только поможет. Но если Вы никогда не были в Лондоне и не представляете его, то лучше взять Москву или Вильнюс (как, например, для меня). То есть тот город, который Вы хорошо знаете и в котором Вы отлично ориентируетесь. Например, мне надо выучить продукты питания. Мысленно я иду в конкретный магазин и вспоминаю ряды. То есть все продукты питания у меня мысленно находятся в данном магазине. И когда мне нужно вспомнить хлеб или молоко, то я мысленно переношусь в этот магазин, вижу прилавки и мгновенно вспоминаю слова. Если я учу здания, то эти здания будут опять же в этом городе. Я их вижу и называю. Если параллельно мы изучаем два языка, то берем несколько городов: Вильнюс и Клайпеду. В Вильнюсе у меня «живет» английский, в Клайпеде – русский.

Метод «Город» хорошо работает и для изучения каких-то морфологических или грамматических групп слов. Например, Вам нужно выучить артикли. В немецком языке из три: der – мужского рода, die – женского рода, das – среднего рода. Берете один район города и помещаете туда всех «мужчин» с артиклем der. В другом районе размещаете всех «женщин» с артиклем die. А в третьем – весь средний род с артиклем das. Можно делить и по частям речи: существительные – в одном районе, прилагательные – во втором, глаголы – в третьем. И т. д.

Карточки

Нам понадобятся карточки-листочки, которые можно купить в любом канцелярском магазине, или нарезать самостоятельно. Чтобы нашему мозгу было веселее работать, советую купить цветные карточки. Но можно обойтись и простыми белыми. Если нет коробочки, то желательно купить резиночки, чтобы скреплять листочки.

Далее на эти карточки пишем слова. На одной стороне пишем слово, на другой – перевод. Никаких транскрипций не пишем, чтобы привыкать к написанию. Если слово трудное и его произношение очень отличается от написания, внизу можно подписать проблемные места. Но не транскрибируйте все слово.

Тренажер всех полиглотов

Это работа с карточками. Для того, чтобы составить картотеку, нам понадобится коробочка с пятью ячейками. Лучше всего такую коробочку купить, но если нет такой возможности, то можно и обойтись без нее. Можно просто раскладывать карточки на 5 стопочек: первая толщиной в один палец, вторая – два пальца, третья – три, четвертая – четыре и пятая – пять. То есть в картотеке мы реализуем систему пяти повторений.

Как работать с картотекой?

Берем стопочку слов и сначала учим значение слов с иностранного языка на родной. Потом нужно пройти и значение с родного на иностранный. Если знаем слово, кладем назад, знаем – назад… Не знаем – кладем в середину стопочки, чтобы оно в скором времени нам попалось на глаза еще раз. И таким образом мы просматриваем все слова. Всегда есть от 10 до 20 процентов слов, которые не запоминаются. Их мы откладываем и оставляем в первой ячейке. Те, которые знаем, переносим в следующую. И так, пока все наши слова не пройдут путь от первой ячейки до последней. Знаем – переносим в следующую, не знаем – оставляем в предыдущей. На одно слово приходится около недели работы.

Так как мы учим и повторяем не по одному слову, а сразу сотнями, то по времени у нас на это уходит около 10—15 минут в день. За исключением первого раза, когда мы не просто проглядываем слова, но и придумываем ассоциацию к каждому, чтобы наше слово не было статичным, а приобрело динамику.

Как вариант к данному. Часто мы ставим перед собой цель – за неделю выучить лексический минимум языка (допустим, 500 или 1000 слов). Можно по системе пяти повторений просто прогнать все слова по пяти ячейкам в течение пяти дней. Но есть и другой вариант: каждый день записывать на карточки по 100—150 слов ежедневно и повторять их в течение семи дней. То есть в первый день записали и выучили при помощи ассоциаций 100 слов (затратили на это 2—3 часа сначала, 1—2 часа, когда вошли в систему). Во второй день их повторили (20—30 минут), плюс записали и выучили еще 100 слов (1—2 часа). В третий день повторили 100 слов первого дня (5—10 минут), 100 слов второго дня (10—15 минут), плюс записали и выучили еще 100 слов (1—1,5 часа). И так далее.

Как Вы заметили, с каждым днем уменьшается количество времени на каждое последующее повторение и сокращается количество времени, когда Вы готовите новую партию карточек «100 слов дня». Таким образом, за неделю-две Вы овладеваете лексическим минимумом в 500—1000 слов без особых проблем. Главное, учить и повторять их каждый день в течение пяти дней (за один день можно повторить и несколько раз для гарантии качества) и не путать стопочки. Можно даже на каждой стопочке подписать: «100 слов 1-ого дня», «100 слов 2-ого дня», …, чтобы не запутаться. И носить их всегда с собой. Как только появляется свободная минута – взяли и повторили. Сначала с иностранного на родной, потом – наоборот.

То есть я рекомендую, когда мы учим слова, то традиционную систему пяти повторений (1-ое – через 1 час, 2-ое – через 1 день, 3-ее – через 1 неделю, 4-ое – через 1 месяц, 5-ое – через пол года) сократить до 5 дней. Так будет быстрее и эффективнее. А когда Вы уже выучили слова, не надо карточки сжигать или выбрасывать. Так многие советуют. Я рекомендую просто их отложить куда-нибудь на время. И когда, например, через 2 года, Вам опять понадобиться для реального общения тот язык, который Вы учили, Вы возьмете все эти карточки (500 или 1000 слов) и быстро повторите их в течение 2—3 часов. Это все равно будет намного быстрее, чем если Вы начнете их писать заново.

Я хочу сказать следующее: если Вы по системе пяти повторений (каждое повторение – на следующий день) выучили 1000 слов, то вспомнить их через нужное Вам количество времени не составит труда.

Слова в действии

Например, готовим обед и комментируем ингредиенты и все производимые действия на иностранном языке. Или идем в тренажерный зал и учим движения. Просто у многих из нас кинестетическая память, то есть память связана с действиями, которые мы совершаем. Мы недавно начали учить литовский язык с дочкой. Так мы же не сядем и не начнем читать, писать… Так я ей говорю: «Tania eina, bėga, šoka, miega»… Она все это показывает и запоминает.

Карточки – приложение для смартфона

Это такие программы для телефонных устройств. Если Вы много времени проводите в общественном транспорте или просто «играете» с телефоном, очень рекомендую найти такие карточки, скачать их на телефон и проводить время с пользой, обучаясь.

Стикеры

Наклеивайте листочки со словами на иностранном языке на все предметы, которые Вас окружают в повседневной жизни, и скоро Вы заметите, что Ваш словарный запас заметно увеличился.

Метроном

Для реализации этого метода Вам понадобится список слов на иностранном языке (желательно не меньше 2000, можно в крайнем случае взять обычный словарь) и метроном. Метроном можно скачать в интернете.

Конец ознакомительного фрагмента.