Глава 2
Почему Третий рейх?
В этой главе рассматриваются некоторые психологические причины, вынуждавшие иностранных добровольцев воевать во Второй мировой войне на стороне немцев. Для многих западноевропейцев главным мотивом был антибольшевизм, а отнюдь не симпатии к нацизму. На Востоке надеть серые полевые шинели вермахта многих людей заставил национализм.
Было бы неверно предполагать, что существовала лишь одна причина, вынуждавшая сотни тысяч иностранных добровольцев вступить в части вермахта или войск СС. Было бы ошибкой утверждать, что большинство поступало так из-за симпатии к идеям фашизма или, скорее, германского националсоциализма. Причины, двигавшие добровольцами, так же как и их национальности, были разнообразны и многочисленны. Существовали определенные идеи, служившие мотивами и стимулами, которые подталкивали молодых людей добровольно идти на службу в германскую армию в годы Второй мировой войны.
Когда мы говорим об иностранных добровольцах, то имеем в виду молодых людей в возрасте от 17 до 25 лет. Хотя призывники иногда бывали даже старше по возрасту, большинство их составляли все-таки молодые мужчины двадцати с небольшим лет. Это важно запомнить, потому что нацизм предлагал ряд идей, привлекательных именно для молодых, впечатлительных парней. Это в первую очередь брутальность, стигматизация определенных рас и групп населения, культура войны, призывы к мести и национальному возрождению. Все это апеллировало к первобытным инстинктам молодых мужчин. Однако существовали и другие, более позитивные атрибуты, которые были в равной степени притягательны: дух товарищества, критика и неприятие уродливых аспектов капитализма и борьба против политической и культурной деградации.
Разумеется, нацизм также делал попытки воззвать к более возвышенной и романтической стороне человеческой натуры. Хотя в 1930-х годах тоталитарная реальность часто бывала жестокой, особенно для тех индивидов и социальных групп, которые признавались врагами, нацистская идеология содержала немало идей, которые восходили к героям и сказаниям прошлого. Такие идеи включали в себя веру в проницательных вождей, которые железной рукой правят своей страной, получая в ответ на это обожание и уважение народа; веру в сильный единый народ и в его готовность жертвовать собой в интересах нации, а также в необходимость войн ради «расширения жизненного пространства». Нацизм и фашизм также старались укрепить веру в традиционные ценности в таких иерархических системах, как армия, семья и церковь. (В нацистской Германии роль церкви в жизни страны была сознательно снижена, потому что Гитлер и его сподвижники, крупные партийные функционеры, с подозрением относились к священникам, явно не желая делить с ними роль «духовных пастырей» немецкого народа.)
Эта фотография была опубликована в той же пропагандистской брошюре на французском языке и сопровождалась следующей подписью: «Сегодня войска СС стали армией Европы, которая включает в себя добровольцев из самых разных стран»
Нацистская Германия также могла играть на низменных инстинктах молодых мужчин в завоеванных ими странах. Те из них, кто уже состоял в фашистских организациях, были пропитаны нацистской идеологией, прочих еще предстояло обработать в подобном духе. Таким образом, национал-социализм прививал иностранной молодежи ненависть к социалистам и либералам. К первым – потому что они были противниками всего национального (их также изображали потенциальными изменниками народа, готовыми вовлечь своих соплеменников под власть ненавистной партийно-большевистской номенклатуры СССР). Ко вторым – по причине их нежелания бороться с социалистами. Нацизм презирал и тех и других из-за их склонности к индивидуализму, ослаблявшему нацию своим отказом признавать верховенство народа над отдельным индивидом. Но сильнее всего нацисты ненавидели евреев, которых считали безродными космополитами, равнодушными к народной судьбе, беззастенчивыми ворами и обманщиками, людьми, которые делали деньги посредством финансовых махинаций, а не честным трудом на ниве техники и строительства.
Возможно, самой привлекательной чертой фашизма для молодых мужчин было нечто общее – и это, конечно, молодость. Старая система либерального капитализма показала свою несостоятельность. Она так и не смогла воспользоваться шансом, предоставленным ей историей. Но главные ее неудачи лежали в области экономики. Она не гарантировала высокой трудовой занятости, стремительного экономического роста. Великая депрессия 1929–1933 годов подорвала доверие к либеральной демократии у многих социальных групп, и молодые западные европейцы, которые пошли на службу немецкой военной машине в 1940-х годах, до этого на себе испытали все трудности, обрушившиеся на их семьи в предыдущее десятилетие. Фашизм и нацизм были молодыми идеологиями, предлагавшими «дивный новый мир». Они сработали в Германии и Италии, так почему бы не привнести их и в другие страны? Германские победы в странах Западной Европы весной и летом 1940 года не могли не произвести впечатления на молодых мужчин покоренных немцами стран. Они своими глазами увидели впечатляющую мощь немецких вооруженных сил, оснащенных по последнему слову военной техники. Они слышали рев двигателей «Мессершмиттов» и «Юнкерсов» в воздухе и рычание танковых моторов на земле. Неукротимая поступь вермахта завершилась чередой блестящих побед. Голландия и Бельгия были быстро раздавлены. Мощную линию Мажино немцы обошли. Французская и английская армии потерпели поражение. Поначалу потенциальные новобранцы относились к немцам враждебно, особенно после того, как были разгромлены армии их родных стран. Однако позднее все изменилось с точностью до наоборот. Вместо того чтобы винить немцев, они стали винить за поражение в войне свои собственные правительства. Молодежь разгромленных стран пожелала стать частью гитлеровского Нового порядка в Европе.
Конечно, существовали и другие причины, вынуждавшие западных европейцев идти на службу в германскую армию, причем преобладали среди них прагматические – главным образом мотив самосохранения. В оккупированной стране приходилось идти на все, чтобы остаться в живых, и поэтому служба в рядах вермахта казалась лучшим выбором. Никто не хотел стать рабом в собственной стране или быть отправленным на принудительные работы в Германию. Потому что, как бы ни пытались нацисты изображать из себя добрых правителей, в конечном итоге истинное лицо фашизма стало видно всем. Например, после капитуляции Голландии в следующие несколько недель голландцы впали в оцепенение. Первоначально им казалось, что немецкую оккупацию вполне можно вынести. Рейхскомиссар Голландии Зейсс-Инкварт пообещал, что Германия не станет навязывать этой стране свою идеологию и будет уважать существующие голландские законы.
В мае 1940 года немецкие войска в Голландии вели себя максимально благожелательно по отношению к населению покоренной страны. Не было грабежей или поджогов синагог. Солдаты оккупационной армии были вежливы, они даже оказались хорошими посетителями и покупателями голландских кафе и магазинов. Немецкие власти заявили, что голландские солдаты не будут считаться военнопленными, им даже разрешат вернуться домой, к своим семьям. Немцы считали – по крайней мере, так было в начале оккупации, – что к голландцам следует относиться лояльно и те при должном старании со временем одобрят Новый порядок и примут нацизм, как и ранее жители Третьего рейха. Конечно, нацисты не собирались уважать законы Голландии или отказаться от навязывания нацистской идеологии. Шаг за шагом, указ за указом немцы собирались превратить Голландию в подвластное им тоталитарное государство. Голландский парламент был распущен, как и прочие выборные учреждения. В судах существующая система законов была быстро заменена немецким судопроизводством.
При вербовке добровольцев в ряды войск СС часто говорилось, что немцы борются с большевизмом, защищая духовные и культурные ценности Европы. В действительности же иностранные добровольцы всегда служили узким интересам нацистской верхушки Германии
Молодежь насильно обязывали отбывать трудовую повинность, что означало отправку в любую часть Третьего рейха, где им приходилось выполнять земляные работы, или грузить материалы для оборонных целей, или делать прочую черную работу. Норвежец Ютт Олафсен был школьным учителем, и его опыт типичен для многих европейских добровольцев. «Когда началась война с Россией, жизнь сильно осложнилась, и немцы начали активно привлекать нас к принудительному труду. Однако они предложили мне альтернативный вариант – вступить в легион «Норвегия» и принять участие в крестовом походе против большевизма. Я ненавидел коммунизм и поэтому решил принять это предложение, вместо того чтобы против своей воли отправиться на работы в Германию».
В общем, условия службы в вермахте казались привлекательными для тех, кто разделял идеи национализма, но не был национал-социалистами, антикоммунистами, ненавидел англичан или симпатизировал немцам. Во многих случаях молодые мужчины оставляли коммерцию или карьеру на государственной службе и начинали новую жизнь. Оплата была меньше, чем у них на родине, но большинство добровольцев, видимо, надеялись поучаствовать в короткой и победоносной военной кампании, после которой они триумфально вернутся домой. Связав свою судьбу с немцами, они надеялись оказаться в привилегированном положении.
Главным мотивом западноевропейцев, который активно эксплуатировался немцами после нападения Германии на Советский Союз в июне 1941 года, был антикоммунизм. В 1920-1930-х годах фашизм и нацизм обрели популярность как средство защиты от коммунистической угрозы. После прихода в России к власти большевиков и после заявлений Москвы о неминуемом экспорте революции в другие страны, отмене частной собственности, устранении классовых различий большая часть среднего класса европейских государств испытывала страх перед «угрозой большевизма» и возможным насильственным свержением или подрывом существующего общественно-политического строя.
И Муссолини, и Гитлер делали борьбу с большевизмом одним из главных элементов своей идеологии. В представлении Гитлера коммунизм и нацизм были антагонистическими мировыми системами, сцепившимися в смертельной схватке. В своей заключительной речи на съезде НСДАП в Нюрнберге в сентябре 1936 года фюрер заявил: «Большевизм посягает на наше мироустройство, на государство и общество, на основы нашей цивилизации, угрожая нашим идеалам и духовным ценностям».
Бронислав Каминский, самопровозглашенный военный диктатор части Брянских лесов, командующий Русской освободительной народной армией (РОНА). Фанатичный нацист и прекрасный организатор, он был убит немцами в 1944 г. за грабежи
Казаки, служившие в вооруженных силах Германии на Восточном фронте. Они воевали за интересы немцев, надеясь с их помощью создать на территории России свое государство
В попытке привлечь на свою сторону иностранцев из стран Западной Европы немцы делали ставку на их антикоммунистические убеждения и на важность участия в крестовом походе против большевизма. Так, пропагандистская брошюра, выпущенная в начале 1943 года и рассчитанная на французов, утверждала: «Очевидно, что создание части французских добровольцев, составляющей ядро войск СС, являет собой новый шаг, важный для укрепления союза европейской молодежи в ее борьбе с большевистским нигилизмом». Далее следовало: «Добровольцы почти всех стран Европы, сражаясь бок о бок со своими немецкими товарищами, проявляли доблесть в боях на Восточном фронте, и войска СС, авангард национал-социализма, первоначально являвшегося лишь внутренней политической силой Германии, теперь превратились в нерушимое сообщество молодых европейцев, отстаивающих духовные ценности нашей цивилизации».
Подполковник Криссинг, командующий датским фрейкором, обращался к соотечественникам со следующим призывом: «По всему Восточному фронту идет борьба против всемирного врага. Присоединяйтесь к этой борьбе во имя безопасности нашей отчизны, чтобы обеспечить мир и безопасность нашим детям». Следует отметить, что Криссинг был скорее ярым антикоммунистом, чем приверженцем нацизма.
Клятва, которую приносили те, кто служил в иностранных легионах СС, подкреплялась мифом о том, что они защищают всю Европу, а не одну только Германию от зла, которую несет большевистская Россия. «Приношу перед Богом священную клятву в том, что в борьбе с большевизмом я буду неукоснительно подчиняться главнокомандующему вооруженными силами Адольфу Гитлеру и обещаю быть добросовестным солдатом, готовым в любое время, когда он только пожелает, отдать за него жизнь».
Однако следует проявлять осторожность, говоря о том, что идеология была главной причиной, по которой молодые люди вступали в иностранные легионы. Нужно помнить о том, что из 125 тысяч западноевропейцев, служивших в войсках СС, лишь одна треть являлись членами пронацистских партий. Какими же причинами руководствовались остальные две трети? Исследование, проведенное в 1940-х годах голландским психологом доктором Ван Хести в отношении молодых голландцев, воевавших на стороне немцев, выявило некоторые интересные причины их поступления на службу к немцам. Среди этих причин скука, жажда приключений, желание лучше питаться и избежать обязательной трудовой повинности, престиж ношения формы войск СС, желание уклониться от наказаний за незначительные правонарушения.
Они сражались за интересы фашизма. Это итальянцы из 29-й пехотной дивизии СС. Их мотивы имели чисто идеологический характер
Политическому идеализму в исследовании места не нашлось. Как заявил в свое время Готтлоб Бергер, «мы никогда не сможем помешать вступать в легионы вермахта и войск СС людям, которые не являются национал-социалистами или идеалистами, а делают это из корыстных соображений. Такое происходит во всем мире и ничем не отличалось от того, что было в Германии во «время борьбы».
Что касается западных европейцев, народов стран Балтии и русских новобранцев, то причины, по которым они воевали на стороне немцев, были более откровенными. Феликс Штайнер, командир дивизии «Викинг», сформулировал это следующим образом: «Добровольцы из Восточной Европы воевали главным образом за свободу и независимость своих стран». Конечно, многие служили немцам только из желания выжить, как, например, русские военнопленные, которые стали на сторону противника, чтобы не умереть в лагерях от побоев и голода. И разумеется, во многие полицейские части, созданные немцами на землях оккупированной России и Балкан, попадали и те, кого привлекала исключительно возможность безнаказанно творить насилия, грабить и убивать мирных жителей и евреев.
Памятка СС о том, как получить значок квалификационной пригодности, награды за преданность идеалам национал-социализма и арийской расы