Рецензенты:
Главный научный сотрудник Института математических исследований сложных систем им. И.Р. Пригожина МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор технических наук, профессор, иностранный член РАН А. А. Акаев
Директор Международного фонда Н.Д. Кондратьева, ведущий научный сотрудник ИЭ РАН, кандидат экономических наук, академик РАЕН и МАИБ В. М. Бондаренко
Зав. лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, доктор экономических наук, профессор Н. И. Комков
Введение
Человечеству с древних времен известно, что все решения, которые принимаются в настоящем, имеют свойство отражаться в будущем и собственно формировать это будущее. В полной мере это относится к решениям, действиям и мерам, направленным на управление устойчивым стратегически конкурентоспособным развитием современных предпринимательских структур. Как абсолютно верно указывает большинство исследователей, – будущее уже наступило и его состояние определяется тем, насколько предпринимательская структура была готова к нему, активно его конструировала и формировала собственную траекторию развития, согласованную с глобальным и/или национальным социально-политическим и экономико-технологическим мейнстримом.
Форсайт, как относительно новая управленческая технология, используемая на макро– и микро-уровне для активного конструирования будущего состояния малых, средних и больших социально-экономических систем, является, по нашему мнению, наиболее оптимальным инструментом качественного планирования развития современных предпринимательских структур вне зависимости от масштабов их деятельности и вне привязки к точным количественным показателям. Не менее, а в иных случаях и более важным, является то, что форсайт, как всесторонний и объективный взгляд из настоящего в будущее, позволяет выявить пока еще незаметные или незначительные тренды, которые в дальнейшем будут определять состояние и изменение сред (политической, экономической, социальной и технологической). Для микро-уровня (уровня отдельно взятой предпринимательской структуры) форсайт можно рассматривать как инструмент управления стратегической конкурентоспособностью. Основывается данный инструмент на предвидении предстоящих изменений и формировании таких качественных характеристик функционирования предпринимательской структуры, которые позволяют ей быть способной к продуцированию нововведений, направленных на повышение качества внутренней среды и готовой к указанным изменениям до того, как эти изменения наступят.
Фактически в настоящее время мы наблюдаем смену управленческой парадигмы. Если ранее управление рассматривалось как реакция на принципиально непредсказуемые изменения внешней среды, то теперь управление рассматривается как набор таких ключевых компетенций менеджмента, которые дают возможность заранее согласовать направление развития предпринимательской структуры с инновационным потоком, а значит, получить наибольшие выгоды от таковой корреляции. В этом и заключается специфика управления стратегической конкурентоспособностью предпринимательских структур в условиях знаниевой экономики и нового (шестого) технологического уклада.
Известно, что смена технологических укладов соответствует теории больших циклов, или длинных волн Кондратьева. В момент спада и прохождения дна цикла образуется мощная совокупность инновационных решений, которые определяются как базисные инновации и уже на повышательной фазе следующего цикла данные базисные инновации порождают мощный диффузный инновационный поток, который «…синхронизируется с повышательной стадией цикла Кондратьева и достигает насыщения в области наивысшего пика цикла…»[1].
Мы считаем, что глобальный инновационный и макроэкономический поток оказывают взаимообразное влияние на развитие с социально-экономических систем, на микро-уровне стимулируя их к продуцированию улучшающих нововведений и внедрению их в деятельность предприятий. За счет чего, во-первых, проявляется синергетика инноваций, а во-вторых, формируются условия устойчивого и конкурентоспособного развития предпринимательских структур в долгосрочной перспективе.
При этом совокупность текущих принимаемых решений, связанных с продуцированием, освоением и внедрением инноваций, определяет будущее состояние предпринимательских структур, а также траекторию движения (эволюционирования) данных структур из настоящего в будущее (стратегическую конкурентоспособность). Но при этом отдельными предприятиями (и их агломерациями) до сей поры уделяется незначительное внимание инновациям, как фактору стратегической конкурентоспособности. В частности, в промышленной отрасли удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации составляет на протяжении последних десяти – одиннадцати лет условно-постоянное значение 9,6–10,6 %[2].
Поэтому объективной необходимостью в настоящее время является разработка методологических основ активного конструирования будущего развития предпринимательских структур с использованием продукт-ориентированных и процессо-ориентированных инноваций с целью обеспечения стратегической конкурентоспособности указанных структур. Методологически обеспечение конкурентоспособности предпринимательских структур может основываться на двух типах решений: операционально-функционального и стратегического характера.
Мы считаем, что использование решений, направленных на обеспечение и повышение конкурентоспособности предпринимательских структур, которые носят операционально-функциональный характер, это может быть обоснованно эффективным решением в части обеспечения текущей (конъюнктурной) конкурентоспособности, напротив, для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности и устойчивости развития предприятия все решения должны носить стратегически ориентированный (т. е. направленный в будущее) характер. Поэтому методология форсайта, как инструмента обеспечения стратегической конкурентоспособности предпринимательских структур за счет активного конструирования будущего, представляет собой сценарную проектную технологию. Инновационный форсайт-проект как сценарий и технология управления будущим, учитывает возможности, предоставляемые внешней средой (в совокупности с потенциальными рисками) и способность предприятия освоить данные возможности при достигнутом уровне развития внутренней среды.
В классическом понимании управления проектами любой реализуемый проект имеет тройственную природу ограничений (стоимость, время, содержание проекта), а также требование к качественности его реализации. В нашем понимании инновационный форсайт-проект должен имманентно содержать характеристику качества, поскольку в ином случае цель проекта (повышение и обеспечение стратегической конкурентоспособности) не достигается. При этом одним из важнейших ограничений, помимо трех вышеуказанных, является витальность инноваций, включаемых в данный проект и формирующих траекторию развития предпринимательской структуры.
Витальность инноваций, т. е. способность инноваций к эволюционированию и качественной трансформации, является одним из основных условий включения их в инновационный форсайт-проект, поскольку именно на указанных качественных характеристиках нововведений в дальнейшем будет основываться вся совокупность принимаемых решений, которые в свою очередь будут определять принципиальную достижимость цели проекта.
Своей целью при изложении данного исследования мы определили формирование теоретических и методологических основ модели повышения конкурентоспособности предпринимательских структур с использованием инструментария инновационного форсайта.
Логика достижения указанной цели представленного исследования предопределила решение основных задач, среди которых стоит выделить:
• во-первых, исследование и формирование теоретических концепций инновационного форсайта и сущности конкурентоспособности предпринимательских структур;
• во-вторых, разработку методологии и методов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур за счет создания и реализации инновационных форсайт-проектов;
• в-третьих, собственно формирование модели повышения конкурентоспособности предпринимательских структур за счет использования инновационного форсайта и его проектных инструментов для достижения заявленных целей.
При разработке теоретических и методологических основ инновационного форсайта, как средства и способа обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур, мы исходили из того, что развитие макроэкономических систем циклично, но не энтропийно в своей сущности. При этом состояние и развитие микроэкономических систем может характеризоваться энтропийностью при условии достижения ими предельной устойчивости (полного равновесия), граничащей со статичностью. Отсутствие нововведений в деятельности предприятия, а также неготовность предприятия к изменениям есть основные факторы саморазрушения микроэкономических систем.
Мощный инновационный поток, берущий свое начало в базовых инновациях на начальной стадии повышательной фазы длинного цикла Кондратьева, определяет глобальный и национальный социально-политический и экономико-технологический мейнстрим, специфика движения и развития которого предопределяет и спрос на инновационные решения предпринимательских структур и предложение инновационных решений. И это уже в свою очередь необходимо рассматривать как факторы и условия обеспечения стратегической конкурентоспособности предпринимательских структур.
Таким образом, мы считаем, что основания для использования инновационного форсайта в качестве корпоративного управленческого инструмента обеспечения стратегически устойчивого и конкурентоспособного развития предпринимательских структур, оказавшихся под влиянием последствий мирового экономического кризиса, рецессии отраслей и предприятий имеются более чем обоснованные и объективные.