Вы здесь

Инновационный менеджмент в социальной сфере. Учебно-методическое пособие. 3. Содержание программы по видам занятий (А. А. Семенова, 2014)

3. Содержание программы по видам занятий

Модуль 1. Инновационный менеджмент и стратегическое управление

Лекционные занятия




План лекций

Лекция 1. Сущность и содержание инновационного менеджмента.

Понятие инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент как одно из основных направлений в развитии общественного производства.

Инновационный менеджмент как система управления. Субъект и объект управления. Связь субъекта и объекта управления.

Понятие инновационной среды. Основные элементы инновационной среды: инновации; товаропроизводители конкурентоспособной продукции; инвесторы; инновационная инфраструктура

Содержание инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент как наука и искусство управления инновациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений, как аппарат управления инновациями.

Основные принципы инновационного менеджмента. Принцип системности, принцип комплексности, принцип динамичности.


Лекция 2. Основные подходы, функции и методы инновационного менеджмента

Понятия: новации (новшества); инновации (нововведения); инновационные процессы.

Основные подходы к процессу управления инновациями. Факторный подход. Функциональный подход. Функции управления; функции объекта и субъекта управления инновациями. Системный подход. Ситуационный подход.

Характеристика основных методов инновационного менеджмента: методы принуждения, методы побуждения, методы убеждения, сетевые методы, методы анализа, методы прогнозирования. Принципы анализа в инновационном менеджменте. Основные группы методов прогнозирования.


Лекция 3. Сущность инноваций в общественной жизни общества и их значение для социального прогресса

Понятие инноваций

Взаимосвязь понятий новация, инновация, открытие и изобретение.

Сущность и классификация инноваций. Материально-технические инновации. Продуктовые инновации. Технологические инновации. Базисные инновации. Модифицирующие нововведения. Псевдоинновации. Открывающие инновации. Ретровведения.

Функции инноваций. Воспроизводственная функция. Инвестиционная функция. Стимулирующая функция инновации.

Источники инноваций.

Понятие научно-технической и инновационной деятельности.


Лекция 4. Инновационный процесс и его структура.

Инновационный процесс и его циклический характер. Основные фазы инновационного процесса.

Технологические уклады в экономике. Основные фазы технологического уклада: зарождение, монополия, доминирование, угасание.

Волновая теория Н.Д. Кондратьева. Теория длинных волн.

Понятие жизненного цикла инноваций. Глобальный инновационный

цикл.

Распространение инноваций. Диффузия инноваций.

Структура инновационного процесса. Основные формы инновационного процесса. Простой внутриорганизационный инновационный процесс. Расширенный инновационный процесс.

Субъекты инновационного процесса: новаторы, ранние реципиенты, инноваторы; инвесторы.

Инновационная инфраструктура.


Лекция 5. Инновационная стратегия: сущность, особенности, планирование.

Понятие инновационной стратегии. Содержание инновационной стратегии. Специфика инновационной стратегии.

Стратегии адаптационного типа. Наступательная инновационная стратегия. Оборонительная стратегия. Промежуточная стратегия. Поглощающая стратегия (лицензирование). Имитационная стратегия. «Разбойничья стратегия». Стратегия выжидания

Стратегия непосредственного реагирования.

Стратегии наступательного типа. Стратегия активных НИОКР. Стратегия, ориентированная на маркетинг. Стратегия слияний и приобретений.

Факторы, влияющие на выбор конкретного типа инновационной стратегии: технологические возможности, конкурентные возможности.


Лекция 6. Инновационное поведение.

Методы выбора инновационных стратегий. Метод структурно – морфологического анализа. Метод определения характеристик публикационной активности. Метод, базирующийся на выявлении групп патентных документов с семейством патентов. Метод терминологического и лексического анализа. Метод показателей.

Классификация типов инновационного поведения. Виоленты: понятие, отличительнве черты, этапы развития. Патиенты: понятие, отличительнве черты, этапы развития. Эксплеренты: понятие, отличительнве черты, этапы развития. Коммутанты: понятие, отличительнве черты, этапы развития.

Практические (семинарские) занятия.




Темы практических и семинарских занятий.

Практическое занятие 1. Инновационный менеджмент: характеристика и основные понятия

Задание 1.

Планируется начать организацию производства совершенно нового класса электропроводящих пленочных композиционных материалов. Материал относится к классу пленочных композиционных материалов с уникальным сочетанием высокой сорбционной способности и низкого электрического сопротивления. Высокая электропроводимость материала способна резко повысить избирательность сорбции, регулировать скорость сорбции и десорбции, что необходимо при создании материалов многоразового использования. Области применения: промышленность, медицина и биология.

Выберите правильные варианты ответов, характеризующие описанную инновацию:

1. По причине возникновения данная инновация является:

а) реактивной;

б) стратегической.

2. Данная инновация является:

а) процессной;

б) продуктовой.

3. По характеру удовлетворяемых потребностей инновация является ориентированной:

а) на существующие потребности;

б) на формирование новых потребностей.

Ответ на задание 1.

1. По причине возникновения данная инновация является реактивной.

2. Данная инновация является продуктовой.

3. По характеру удовлетворяемых потребностей инновация является ориентированной на существующие потребности


Задание 2. Налаживается производство аморфных (быстрозакаленных) припоев, предназначенных для пайки однородных и разнородных неразъемных соединений: металл – металл, металл – керамика, металл – стекло, керамика – керамика. Одно из основных направлений использования – замена серебросодержащих припоев. Потребителями (существующими или потенциальными) могут быть: электротехническая и радиотехническая промышленность, машиностроительные предприятия, мастерские по металлообработке, ремонту оборудования, ювелирные мастерские.

Выберите правильные варианты ответов, характеризующие описанную инновацию:

1. По области применения данная инновация является:

а) управленческой;

б) организационной;

в) социальной;

г) промышленной.

2. Данная инновация является:

а) продуктовой;

б) процессной.

3. По эффективности инноваций данная инновация является:

а) экономической;

б) социальной;

в) экологической;

г) интегральной.

Ответ на задание 2.

1. По области применения данная инновация является промышленной.

2. Данная инновация является продуктовой.

3. По эффективности инноваций данная инновация является экономической.


Задание 3. Банки все активнее заменяют существующие пластиковые карты с магнитной полосой на чиповые. Чиповая карта – это пластиковая карта со встроенным в нее микропроцессором (чипом), который функционирует как мини-компьютер. Их преимущества очевидны. Появление чипа способно радикально изменить всю систему платежей по картам, на чипе можно размешать в 80 раз больше информации, чем на магнитной полосе пластиковых карт. Существует возможность одновременного применения сразу нескольких приложений (программ) на одной карте. В отличие от карт с магнитной полосой, чиповые могут обрабатывать и сохранять данные. Они защищают информацию держателя карты от несанкционированного использования. Чиповые карты многофункциональны: они одновременно заменяют паспорт, проездной билет, на них хранятся все данные по медицинской страховке.

Выберите правильные варианты ответов, характеризующие описанную инновацию:

1. По причине возникновения данная инновация является:

а) реактивной:

б) стратегической.

2. По предмету и сфере приложения данная инновация является:

а) процессной:

б) продуктовой.

3. По характеру удовлетворяемых потребностей данная инновация ориентирована:

а) на формирование новых потребностей:

б) на существующие потребности.

Ответ на задание 3.

1. По причине возникновения данная инновация является реактивной.

2. По предмету и сфере приложения данная инновация является продуктовой.

3. По характеру удовлетворяемых потребностей данная инновация ориентирована на формирование новых потребностей


Практическое занятие 2. Инновационные стратегии и типы инновационного поведения.

Задача 1. Определить затраты на реализацию стратегии инновационного развития предприятия на исследовательском этапе при разработке новой технологии, если известно, что расходы, связанные с разработкой новой технологии, составили 93 тыс. руб., затраты на оплату труда – 12 тыс. руб., отчисления единого социального налога и страховых взносов от несчастных случаев на производстве – 3,1 тыс. руб… амортизационные отчисления – 10 тыс. руб., накладные расходы – 37,2 тыс. руб.


Решение задачи 1.

Затраты С16 = Р16 + (Отр + Несн) + Аоб + Н1р= 93 + (12 +5,8) + 10 + 37,2= 158 тыс. руб.

Инновационный менеджмент в социальной сфере Задача 2. Определить общий размер затрат на реализацию стратегии инновационного развития предприятия при разработке улучшающей технологии, если известно, что затраты на исследовательском этапе равны 31 тыс. руб., на конструктивном – 57 тыс. руб., на концептуальном – 95 тыс. руб., на дистрибутивном – 73 тыс. руб.


Решение задачи 2.

Определим общий размер затрат на реализацию стратегии:

ΣСУ = С1У + С2У + С3У + С4У = 31 + 57 + 95 + 73 = 256 тыс. руб.

Задача 3. Определить затраты на реализацию стратегии инновационного развития предприятия на конструктивном этапе при разработке улучшающей технологии, если известно, что расходы, связанные с созданием промышленного образца, составили 127 тыс. руб., затраты на оплату труда – 15 тыс. руб… отчисления единого социального налога и страховых взносов от несчастных случаев на производстве с этой суммы, амортизационные отчисления – 12,5 тыс. руб… накладные расходы – 46,9 тыс. руб.


Решение задачи 3.

Затраты С2У = Р2У+(Отр + Несн) + А2об + Н2У =127 + 15 + 7.2 + 12,5 + 46,9 = 208.6 тыс. руб.

Задача 4. Определить общий размер затрат на реализацию стратегии инновационного развития предприятия при разработке новой технологии, если известно, что затраты на исследовательском этапе составили 81 тыс. руб., на конструктивном – 143 тыс. руб., на концептуальном – 257 тыс. руб., расходы, связанные с формированием нового рынка, равны 233 тыс. руб… затраты на оплату труда – 31 тыс. руб… отчисления единого социальною налога и страховых взносов от несчастных случаев на производстве -14,5 тыс. руб., амортизационные отчисления – 27 тыс. руб… накладные расходы – 96,7 тыс. руб.


Решение задачи 4.

Обший размер затрат на реализацию стратегии по формуле: ΣСб = С1б + С2б+ С3б + С4б. Имеем С4б = Р4б + (Отр + Несн) + А4об + Н4р = 233 + 31 +14,5 + 27 + 96,7 = 402,2 тыс. руб.

ΣСб = 81 + 143 + 257 + 402,2 = 883,2 тыс. руб.


Самостоятельная работа слушателей.




Задание для самостоятельной подготовки слушателей.

Тема 1.1. Основные положения теории инновационного менеджмента.

Вопросы для самопроверки:

1. Определите сущность инновационного менеджмента.

2. Раскройте основные цели и задачи инновационного менеджмента в рыночных условиях.

3. Характеризуйте периоды возникновения инновационного менеджмента как самостоятельной управленческой дисциплины в странах рыночной экономики и России.

4. Определите место системы инновационного менеджмента в системе общего менеджмента организации.


Тема 1.2. Инноватика как область знаний.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте роль инновационной деятельности в экономическом развитии современных организаций как самостоятельных субъектов хозяйствования.

2. В чем состоит практическая значимость инноватики как области научного знания?

3. Какая из научных теорий, разработанных Н.Д. Кондратьевым, нашла свое непосредственное применение в инноватике?

4. Назовите основные технологии, определяющие характер каждого из пяти технологических укладов.


Тема 1.3. Инновации в жизни общества и их значение для социального прогресса

Тематика эссе:

1. Что представляет собой новация?

2. Чем отличается новация от новшества, инновация от нововведения, изобретение от открытия?

3. Перечислите признаки, отличающие открытие от инновации;

4. Дайте определение инновации и научно-технического прогресса и характеризуйте их взаимосвязь.

5. Какими основными свойствами должна обладать инновация?

6. Назовите основные разновидности свойства новизны.

7. Перечислите виды инновации по сфере применения.


Тема 1.4. Инновационный процесс и его структура.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое инновационный процесс?

2. Назовите логические формы инновационного процесса.

З.Что такое диффкзия инноваций и от чего зависит их скорость?

4. Какие элементы включает в себя инновационный процесс?

5. Какие методы поиска инновационной идеи обладают максимальной эффективностью?

6. Приведите пример инновационного процесса и опишите его основные этапы.


Тема 1.5. Инновационная стратегия: сущность, особенности, планирование.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите цели разработки стратегии.

2. Поясните логическую схему разработки инновационной стратегии.

3. Какие типы инновационных стратегий выделяют в зависимости от научно-технической политики?

4. На основе каких принципов формируется стратегия крупных компаний и организаций?

5. Какие принципы лежат в основе формирования инновационной стратегии организаций социальной сферы?

Модуль 2. Организация инновационной деятельности в социальной сфере

Лекционные занятия




План лекций

Лекция 1. Государственная инновационная политика.

Содержание государственной инновационной политики. Концепция научно-технического развития.

Цели и задачи инновационной политики государства.

Понятия стратегии и тактики государственной инновационной политики.

Результаты реализации инновационной политики.

Основные принципы формирования государственной инновационной политики РФ.

Создание благоприятных условий нововведений. Приоритеты государства в области инновационной политики.

Структура государственного регулирования инновационного развития в РФ. Прямое регулирование, основные формы прямого регулирования. Преимущества и недостатки прямого регулирования. Методы косвенного регулирования. Основные формы, преимущества и недостатки косвенного регулирования.

Федеральные целевые программы инновационного развития.

Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности в РФ


Лекция 2. Организационные структуры научно-технической сферы.

Организационные структуры инновационного менеджмента. Научная организация. Классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций. Научные организации государственного сектора. Организации предпринимательского сектора. Организации системы высшего образования. Некоммерческие организации.

Обобщенная классификация субъектов инновационного предпринимательства. Малые инновационные предприятия. Внедренческие фирмы. Центры продвижения технологий. Консорциумы. Инновационные технологические центры. Инновационные промышленные комплексы. Центры науки и высоких технологий. Технопарки. Крупные корпорации. Финансово-промышленные группы. Транснациональные корпорации. Альянсы и союзы. Холдинг-компании.


Лекция 3. Организационные формы инновационного менеджмента.

Технопарковые структуры. Бизес-инкубаторы. Цели создания бизнес-инкубаторов. Корпоративные бизнес-инкубаторы. Общественные бизнес-инкубаторы. Университетские бизнес-инкубаторы. Частные бизнес-инкубаторы. Технопарки. Составляющие структуры технопарков. Роль и значение технопарков. Технополисы. Регион науки и технологий.

Венчурные фирмы. Венчурное инвестирование. Особенности инвестирования в венчурный бизнес. Преимущество венчурного бизнеса.

Организационные формы венчурных фирм. Условия, необходимые для создания венчурной фирмы.

Инжиниринговые фирмы: понятие, основные направления деятельности.

Внедренческие фирмы: понятие, основные направления деятельности.

Профитцентры: понятие, основные направления деятельности.

Финансово – промышленные группы (ФПГ). Цели создания ФПГ.

Приоритетные направления при формировании ФПГ.


Лекция 4. Формы предпринимательства в социальной сфере.

Предпринимательство и предпринимательская среда.

Социально-экономические функции предпринимательства в обществе, в отдельных его подсистемах.

Особенности социальной сферы. Роль предпринимательства в развитии социальной сферы.

Основные предпосылки и направления развития

предпринимательства в социальной сфере.

Особенности государственного и частного предпринимательства.

Государственное предпринимательство.

Понятие малого предпринимательства. ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность. Нормативная база. Труд. Капитал. Информатизация и компьютеризация, социальные цели информатизации.

Разработка бизнес-плана организаций социальной сферы. Требования к бизнес-плану. Основное содержание бизнес-плана. Порядок составления.


Лекция 5. Малые инновационные предприятия.

Характеристика малых инновационных предприятий. Преимущества малых инновационных предприятий, их роль и значение в организации инновационной деятельности. Условия, способствующие активности малых инновационных предприятий.

Особенности создания и функционирования малых инновационных предприятий. Классификация малых инновационных предприятий:

Система государственной поддержки малых инновационных предприятий. Методы государственного регулирования деятельности малых инновационных предприятий. Прямые и косвенные методы регулирования.

Государственные фонды. Фонд поддержки малого предпринимательства. Основные направления использования этого фонда. Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере.

Государственные органы власти, отвечающие за реализацию поддержки МИП. Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРА). Российская ассоциация малого и среднего предпринимательства.


Лекция 6. Управление производством, реализацией, продвижением и диффузией инноваций.

Основные методы управления производством, реализацией, продвижением и диффузии инноваций.

Маркетинг инноваций. Основные цели и задачи маркетинга инноваций.

Ценовая политика. Основные этапы и направления формирования. Коммуникационная политика.

Бенчмаркинг. Виды бенчмаркинга. Общий бенчмаркинг. Функциональный бенчмаркинг. Эффективность бенчмаркинга.

Бренд-стратегия (брендинг). Понятие бренда. Этапы разработки бренд-стратегии инновации.

Инжиниринг и реинжиниринг инноваций. Особенности инжиниринга инноваций. Реинжиниринг. Виды реинжиниринга. Основные этапы проведения реинжиниринга.

Коммерциализация инноваций. Сущность ценового приема управления. Основные направления ценовой стратегии.

Фронтирование рынка, или фронтинг. Основные этапы фронгирования.

Методы выхода инновации на рынок.

Слияние и поглощение. Этапы проведения сделок по слиянию или поглощению. Причины слияний и поглощений. Эффективность слияния или поглощения. Преимущества и недостатки сделок по слиянию или поглощению. Формы сделок по слиянию или поглощению.

Франчайзинг. Основные участники франчайзинговых операций. Способы франчайзинга. Преимущества франчайзинга.


Практические (семинарские) занятия.




Темы практических и семинарских занятий.

Практическое занятие 1. Анализ безубыточности

Задача 1. Компания производит один вид продукции – компьютерные столы, – и продает их по цене 7000 руб., имея Переменные затраты -4000 руб. на единицу продукции, постоянные затраты – 60 000 руб. в месяц. Планируемый объем реализации – 60 единиц продукции в месяц. Определите:

1) точку безубыточности в единицах продукции;

2) запас прочности)

3) норму маржинальной прибыли;

4) точку безубыточности в денежном выражении Решение задачи 1.

1) Точка безубыточностив единицах продукции =

Постоянные затраты / Маржинальная прибыль на единицу продукции Точка безубыточности в единицах продукции = 60 000 / (7000 – 4000) = 20 столов

Таким образом, при производстве 20 единиц продукции в месяц компания не будет терпеть убытков, но и не получит какой-либо прибыли. Каждый проданный стол внесет вклад на покрытие постоянных затрат равный 7000 – 4000 = 3000 руб. Маржинальная прибыль от продажи 20 единиц полностью покроет постоянные затраты.

Конец ознакомительного фрагмента.