Вы здесь

Инновационный менеджмент. Учебно-методическое пособие. Модуль 1. Основные положения теории инновационного менеджмента (А. А. Семенова, 2014)

Модуль 1. Основные положения теории инновационного менеджмента

Тема 1.1. Характеристика и основные понятия инновационного менеджмента

Тема 1.2. Этапы развития, функции и методы инновационного менеджмента

Тема 1.3. Сущность и значение инноваций

Тема 1.4. Инновационный процесс и его структура.

Примеры и задачи

Тесты к модулю 1

Тема 1.1. Характеристика и основные понятия инновационного менеджмента

Тематический план:

Понятие инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент, как самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности. Отличие инновационного менеджмента от традиционного менеджмента. Инновационный менеджмент как система управления. Субъект и объект управления.

Понятие инновационной среды. Основные элементы инновационной среды: инновации; товаропроизводители конкурентоспособной продукции; инвесторы; инновационная инфраструктура.

Содержание инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент как наука и искусство управления инновациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений, как аппарат управления инновациями.

Основные принципы инновационного менеджмента. Принцип системности, принцип комплексности, принцип динамичности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите сущность инновационного менеджмента.

2. Разработайте классификационную схему основных понятий "инновационного менеджмента" и раскройте их содержание.

3. Составьте перечень требований, предъявляемых к инновационной среде.

4. Что включает в себя понятие «инновационный менеджмент»?

5. Определите место системы инновационного менеджмента в системе общего менеджмента организации.

6. Раскройте основные цели и задачи инновационного менеджмента в рыночных условиях.

7. Что относится к объекту и субъекту управления в инновационном менеджменте?

8. Какие этапы выделяются в развитии инновационного менеджмента?

9. Каким образом осуществляется связь между субъектом и объектом управления в инновационном менеджменте?

10. Какие принципы характеризуют систему инновационного менеджмента?

Основные понятия:

Инновационный менеджмент – это самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный менеджмент – это система управления, состоящая из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Связь субъекта и объекта управления осуществляется посредством передачи информации, которая (процесс распространения и передачи информации) и представляет собой процесс управления.

Субъект управления в инновационном менеджменте – один или группа специалистов, которые с помощью различных приемов и способов управленческого воздействия организуют целенаправленное функционирование объекта управления.

Объект управления в инновационном менеджменте:

• инновации,

• инновационный процесс,

• экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов и покупателей).

Основная задача инновационного менеджмента – управление процессами разработки и внедрения инноваций на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т. е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.

Основные элементы инновационной среды:

• инновации – совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда.

• товаропроизводители конкурентоспособной продукции – основные потребители тех или иных новшеств.

• инвесторы – лица, обеспечивающие на свой страх и риск финансирование всего комплекса работ по созданию требуемых новшеств.

• инновационная инфраструктура – совокупность организаций и учреждений, позволяющие более эффективно развиваться инновационному процессу.

Предмет инновационного менеджмента – целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.

Содержание инновационного менеджмента:

• инновационный менеджмент, как наука и искусство управления инновациями (инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента);

• инновационный менеджмент, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений (представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями);

• инновационный менеджмент, как аппарат управления инновациями.

Принципы инновационного менеджмента:

• принцип системности,

• принцип комплексности,

• принцип динамичности.

Тема 1.2. Этапы развития, функции и методы инновационного менеджмента

Тематический план:

Основные подходы к процессу управления инновациями. Факторный, системный и ситуационный подходы к процессу управления. Функциональная концепция инновационного менеджмента.

Характеристика основных методов инновационного менеджмента: методы принуждения, методы побуждения, методы убеждения, сетевые методы, методы анализа, методы прогнозирования. Принципы анализа в инновационном менеджменте. Основные группы методов прогнозирования.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие этапы выделяются в развитии инновационного менеджмента?

2. Перечислите основные факторы экономического развития страны.

3. Какие факторы определяют производственный потенциал развития предприятия?

4. Что лежит в основе функциональной концепции инновационного менеджмента?

5. В чем заключается сущность системного подхода в инновационном менеджменте?

6. Какие основные элементы лежат в основе ситуационного подхода?

7. Какие вам известны методы инновационного менеджмента?

8. При помощи каких методов управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему?

9. На каких принципах строятся методы анализа инновационного менеджмента?

10. Какие методы лежат в основе метода прогнозирования?

Основные понятия:

Подходы в развитии науки инновационный менеджмент:

1. Факторный подход:

• наука и техника являются основными факторами экономического развития страны;

• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – главный фактор развития производственного потенциала предприятия;

• управление инновационными процессами основано на использовании статистических факторных моделей, нормировании трудоёмкости, материалоёмкости, фондоёмкости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

2. Функциональный подход:

• рациональное разделение труда;

• специализация управленческих функций;

• экономико-математическое моделирование инновационных процессов;

• использование методов сетевого планирования, оптимизационных моделей.

3. Системный подход:

• рассмотрение предприятия в качестве сложной организационной системы, состоящей из взаимосвязанных элементов;

• учет факторов внешней конкурентной и внутренней организационной сред, влияющих на инновационный процесс.

4. Ситуационный подход:

• систематизация наиболее вероятных вариантов реализации инновационного процесса;

• анализ внешних и внутренних факторов, определяющих успех инноваций;

• выработка управленческих решений, оптимальных для конкретной инновационной ситуации.

Методы инновационного менеджмента:

• методы принуждения – методы, при помощи которых управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему (законодательные акты; нормативно-директивные и методические документы фирмы и вышестоящей организации; планы, программы, проекты заданий; оперативного руководства);

• методы побуждения – методы, нацеленные на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг, инфраструктуры, качества жизни населения в соответствии с идеологией и политикой развития системы (стимулирование персонала к достижению конечных целей системы управления);

• методы убеждения – методы, основанные на исследовании психологического портрета личности и на мотивации ее потребностей;

• сетевые методы- графоаналитический метод управления процессами создания (проектирования) любых систем;

• методы анализа (метод сравнения, индексный метол, метод цепных подстановок, метод элиминирования, графический метод, факторный анализ и др.) – это методы, основанные на реализации принципов:

• единства анализа и синтеза;

• выделения ведущего звена;

• обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и условиям применения объектов анализа;

• оперативности и своевременности;

• количественной определенности.

Прогнозирование – это специфический вид человеческой деятельности, где предметом деятельности выступает информация.

Методы прогнозирования – это совокупность приемов мышления, способов, позволяющих на основе анализа информации о прогнозном объекте вынести относительно достоверное суждение о будущем развитии объекта:

• фактографические (формализованные)методы – базируются на первичной информации об объекте;

• экспертные методы – используют информацию, получаемую от специалистов-экспертов, обобщающих фактографическую или иную информацию;

• комбинированные методы – основаны на смешанных информационных массивах.

Тема 1.3. Сущность и значение инноваций

Тематический план:

Понятие инноваций. Взаимосвязь понятий новация, инновация, открытие и изобретение.

Классификация инноваций: материально-технические, продуктовые и технологические инновации. Базисные, модифицирующие и псевдоинновации.

Функции инновации. Воспроизводственная функция. Инвестиционная функция. Стимулирующая функция инновации.

Источники инноваций. Понятие научно-технической и инновационной деятельности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой инновация?

2. Чем отличается новация от новшества, инновация от нововведения, изобретение от открытия?

3. Дайте определение инновации и научно-технического прогресса и характеризуйте их взаимосвязь.

4. Какими основными свойствами должна обладать инновация?

5. Что определяют специфическое содержание инновации?

6. Назовите основные разновидности новизны.

7. Перечислите виды инновации по сфере применения.

8. Что выступает источником инновационных идей?

9. В чем состоит отличие стратегических инноваций от реактивных инноваций?

10. Какая роль отводится социальным инновациям в процессе экономического развития общества?

Основные понятия:

Инновация – процесс превращения потенциального результата научно-технического прогресса в реальный результат в виде нового продукта и технологий.

Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Основная особенность инновации – получение коммерческой выгоды от практического использования новшества.

Новация – это разработанное, но не внедренное в практическую деятельность новшество.

Основной признак инновации – потребительская новизна.

Причина возникновения инноваций заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состояниями.

Инновации связаны с рынком, т. е. конкуренция стимулирует предприятия разрабатывать и внедрять новшества.

Инновация – продукт научно-технического прогресса.

Положительный эффект от создания и внедрения инноваций – получение конкурентных преимуществ, приобретаемых фирмой.

Инновационная деятельность является областью высоких рисков.

Субъекты инновационного процесса:

• разработчики инноваций (научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании),

• инвесторы (финансовые организации или крупные компании, венчурные фонды),

• внедренческие фирмы.

Нововведение – это результат планируемой и скоординированной деятельности субъектов инновационного процесса.

Классификация инноваций:

• по вещественной форме (продуктовые; процессные инновации);

• по масштабу применения (межорганизационные; внутриорганизационные инновации);

• по месту в системе (на предприятии, в фирме) (инновации на входе предприятия; инновации на выходе предприятия; инновации системной структуры предприятия);

• по сфере функционального применения (технологические, производственные, экономические, торговые, социальные инновации),

• инновации в области управления; финансовые инновации, образовательные инновации);

• в зависимости от глубины вносимых изменений (базисные улучшающие, псевдоинновации);

• по месту в производственном цикле (сырьевые, обеспечивающие, продуктовые);

• в зависимости от источника инновационных идей (НТП, конкретные потребители, потребности предприятия);

• в зависимости от рыночной ситуации и выбранной стратегии (реактивные, стратегические).

Организационный лаг – это разрыв между темпами осуществления производственных и управленческих инноваций,

Материальные инновации – инновации в виде материального объекта (продуктовые и технологические).

Нематериальные инновации не имеют вещественной формы.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.

Процессные инновации – новые методы организации производства (новые технологии) и создание новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

Межорганизационные инновации предполагают, что функции разработчика и производителя новшества отделены от функций его потребителя.

Внутриорганизационные инновации – инновации, создаваемые и используемые в рамках одного предприятия или его отдельного подразделения, т. е. не являются предметом купли – продажи.

Инновации на входе предприятия – инновации связанные с изменениями в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.

Инновации на выходе предприятия – инновации, предполагающие выпуск новых видов товаров, услуг, технологий, применение новых источников информации и др.

Инновации системной структуры предприятия – инновации, связанные с организационно-управленческими, производственными и технологическими изменениями.

Технологические инновации – инновации, направленные на создание и освоение в производстве новой продукции, технологий, модернизацию оборудования, реконструкцию зданий, реализацию мероприятий по охране окружающей среды.

Производственные инновации – инновации, ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности.

Экономические инновации – инновации, связанные с изменением методов планирования производственной деятельности.

Торговые инновации – инновации, направленные на целевые изменения сбытовой деятельности.

Социальные инновации – инновации, связанные с улучшением условий труда и социального обеспечения коллектива.

Управленческие инновации – инновации, направленные на улучшение организационной структуры, методов принятия решений.

Базисные инновации – это принципиально новые решения, формирующие новую отрасль, которые создаются на основе нового научного открытия и влекущие за собой разработку кластера (пакета) модифицирующих нововведений.

Модифицирующие инновации – это решение, представляющие собой усовершенствование базисных нововведений.

Псевдоинновации – это решение, представляющие собой не значительные изменения базисных нововведений.

Источники инновационных идей:

• новое научное открытие,

• конкретные потребители,

• собственные потребности предприятия.

Реактивные инновации – это инновации, обеспечивающие выживание предприятия, т. е. нововведение разрабатывается в ответ на действие конкурента.

Стратегические инновации – это инновации, при внедрении которых фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем.

Тема 1.4. Инновационный процесс и его структура

Тематический план:

Инновационный процесс и его циклический характер. Основные фазы инновационного процесса.

Технологические уклады в экономике. Основные фазы технологического уклада: зарождение, монополия, доминирование, угасание. Волновая теория Н. Д. Кондратьева. Теория длинных волн.

Понятие жизненного цикла инноваций. Глобальный инновационный цикл.

Распространение инноваций. Диффузия инноваций.

Структура инновационного процесса. Основные формы инновационного процесса. Простой внутриорганизационный инновационный процесс. Расширенный инновационный процесс.

Субъекты инновационного процесса: новаторы, ранние реципиенты, инноваторы; инвесторы.

Инновационная инфраструктура.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое инновационный процесс?

2. Назовите логические формы инновационного процесса.

3. Что такое диффузия инноваций и от чего зависит их скорость?

4. Какие элементы включает в себя инновационный процесс?

5. Какие методы поиска инновационной идеи обладают максимальной эффективностью?

6. Дайте характеристику технологических укладов в экономике.

7. Какие основные фазы характеризуют жизненный цикл технологических укладов?

8. Какая из научных теорий, разработанных Н.Д. Кондратьевым, нашла свое непосредственное применение в инноватике?

9. В чем отличие расширенного инновационного процесса от простого внутриорганизационного?

10. Какие функция выполняют инноваторы в инновационном процессе?

Основные понятия:

Инновационный процесс – преобразование научного знания в инновацию. Этот процесс можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация превращается их идеи в конкретный продукт, технологию или услугу, принося автору и потребителю определенный эффект.

Инновационный процесс носит циклический характер.

Жизненный цикл инновации – это совокупность всех стадий процесса нововведений, охватывающий ряд взаимодействующих между собой организаций (научно-исследовательские институты, финансовые и внедренческие организации).

Коммерциализация инноваций – процесс превращения новшества в инновацию посредством его внедрения на рынок, коммерческого использования и получения экономического эффекта.

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию полученной информации и т. п.

Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени.

Структура инновационного процесса для материальных нововведений:

• генерирование новой идеи;

• научно-исследовательская работа;

• создание опытного образца;

• освоение в производстве;

• внедрение;

• массовый выпуск;

• распространение (диффузия).

Структура инновационного процесса для нематериальных нововведений:

• возникновение инновационной идеи;

• разработка;

• реализация.

Формы инновационного процесса:

• простой внутриорганизационный (натуральный),

• простой межорганизационный (товарный),

• расширенный.

Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, где новшество не принимает непосредственно товарной формы.

Расширенный инновационный процесс проявляется в создании нововведения при нарушении монополии производителя-пионера, что способствует совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара через взаимную конкуренцию.

Субъекты инновационного процесса:

• новаторы – участники инновационного процесса, осуществляющие поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе (научно-исследовательские организации, малые инновационные предприятия, инжиниринговые компании, отделы НИОКР на крупных предприятиях, индивидуальные изобретатели;

• ранние реципиенты – предприниматели, первыми освоившими новшество;

• инноваторы – участники инновационного процесса, осуществляющие внедрение и продвижение (коммерциализацию) новшества на рынке

• (внедренческие риско-фирмы, концерны, финансово-промышленные группы);

• инвесторы – участники инновационного процесса, осуществляющие финансирование разработки и внедрения новшеств (государственные и коммерческие банки,

• инвестиционные компании, страховые компании, пенсионные фонды, специализированные компании, частные лица).

Инновационная инфраструктура определяется фирмами и организациями, сопровождающие весь цикл от генерирования новых идей до продвижения научно-технической продукции и предоставляющие юридические, информационные, патентно-лицензионные, консалтинговые услуги на различных этапах процесса нововведений.

Инновационная инфраструктура – инновационно-технические центры, центры научно-технической информации, маркетинговые фирмы, патентные бюро, юридические фирмы, бизнес-инкубаторы, технопарки, учебные центры.

Задачи инновационной инфраструктуры:

• информационное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности (создание базы данных о спросе и предложении на инновационные продукты, предоставление доступа к информационным системам всем заинтересованным организациям);

• экспертиза инновационных проектов для определения научно-технической, экологической, экономической, социальной эффективности;

• финансово-экономическое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности (организация финансирования перспективных и приоритетных направлений инновационной деятельности с использованием ресурсов различных источников, поиск потенциальных инвесторов);

• правовая охрана интересов участников инновационной деятельности (предоставление услуг по патентованию интеллектуальной собственности);

• продвижение результатов инновационной деятельности и их практическое освоение в промышленности (рекламная, маркетинговая, выставочная деятельность, лицензирование);

• подготовка специалистов в области инновационного менеджмента (обучение целевых «менеджерских команд» для управления осуществлением инновационных проектов).

Чередование циклов деловой активности объясняется сменой технологических укладов в общественном производстве.

Фазы жизненного цикла технологического уклада:

• зарождение нового технологического уклада – сопровождается появлением принципиально новых продуктов;

• монополия – характеризуется господствующим, безраздельным положением, которого добиваются отдельные компании, производящие новые продукты;

• доминирование – возникает в результате ответных действий, предпринимаемых конкурентами, когда нарушается монопольное положение;

• угасание – одно поколение продукт- и процесс- инноваций сменяется другим.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования и анализа.

Изобретение – это новые приборы, механизмы, инструменты, другие приспособления, созданные человеком.

Открытие – это результат получения ранее неизвестных данных или наблюдения ранее неизвестного явления природы.

Отличительные черты открытия от инновации:

• открытие, как и изобретение, возникает, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация осуществляется на уровне технологического (прикладного) порядка;

• открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация продуцируется коллективами (лабораториями, отделами, институтами) и воплощается в форме инновационного проекта;

• открытие не преследует цель получить выгоду, инновация же всегда нацелена на получение осязаемой выгоды, в частности больший приток денег, большую сумму прибыли, повышение производительности труда и снижение себестоимости производства за счет применения конкретного нововведения в технике и технологии;

• открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом научного поиска.

Примеры и задачи

Стратегические (прорывные) инновации – это инновации, при внедрении которых фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем. Стратегические инновации часто приводят к появлению новой «формулы успеха» в данной области.

Пример 1.

В конце 20 века молодые фирмы на рынке авиаперевозок EasyJet, Ryanair составили серьезную конкуренцию таким гигантам в этой области, как BritishAirways и KLMRoyalDutchAirlines. Новые компании ориентировались, прежде всего, на оказании недорогих услуг, а именно, они отказались от питания на борту, использовали только недорогие аэропорты и продавали билеты только по интернету. В результате стоимость перевозок сократилась на 30–50 долларов. Таким образом малобюджетным авиаперевозчикам удалось увеличить свои обороты на 20–25 % в год.

Вывод: старые компании сталкиваются с тем, что новый способ ведения бизнеса вступает в конфликт с существующим.

Пример 2.

Компания BritishAirways не смогла начать продажу авиабилетов через интернет, так как это вызвало серьезные возражения ее дистрибьюторов – транспортных агентств.

Вывод: данное обстоятельство вызвало конфликт между традиционным и инновационным способами ведения бизнеса.

Пример 3.

Компания HomeDepot 30 лет назад совершила прорыв на рынке «сделай сам» в Америке. HomeDepotрассмотрела существующие отрасли, обслуживающие нужды обустройства дома и поняла, что у людей есть 2 варианта: пригласить специалистов или купить инструменты и материалы и сделать самим. Необходимо понять причины почему человек выбирает ту или иную альтернативу.

Специалисты? Людям не нравится когда кто-то посторонний находится у них дома, это к тому же дорого, но качественно, потому что специалисты обладают необходимыми навыками.

Магазин? Главное это дёшево, можно сэкономить. Не важно, где находится.

Прорыв HomeDepot заключался в том, что они открыли новый рынок – они превратили домовладельцев в мастеров на все руки. Формат магазина – склад, недорогие места расположения магазинов. Они наняли опытных продавцов- консультантов, в основном бывших маляров, плотников и т. д. В магазинах проводятся занятия на которых учат, как провести проводку, сантехнику и т. д. Любой купивший в магазине товар может бесплатно вызвать мастера, который поможет собрать шкаф, положить ламинат и т. д.

Преимущество HomeDepot в том, что она предлагает опыт мастеров по более низким ценам, она объединила преимущества 2х альтернативных отраслей.

Пример 4.

К концу 1980-х годов индустрия розничной книготорговли находилась у упадке. Крупные сети книжных магазинов были заняты конкурентной борьбой, а мелкие книжные палатки и магазины были на грани закрытия.

На этом фоне компания ТД «Библио-Глобус» создала новый формат книжных магазинов – книжный супермаркет.

Традиционное определение книжного магазина сводится к «пришёл-купил-ушёл». Работники магазинов были обучены или на кассиров или на грузчиков. В некоторых магазинах ассортимент ограничивался размером магазина. Рассматривать, листать, тем более читать не приветствовалось в магазине, т. о. покупатель шёл на риск, не зная понравится ему книга или нет. Но так как, времени у людей всё меньше, забот всё больше, то «дом», как понимание тихого места, где можно спокойно почитать перестал таковым являться.

Руководство «Библио-Глобус» рассмотрело причину покупки книг это – желание обучаться, желание открыть для себя что-то новое и желание порыться в книгах, отбирать те, которые нравятся, конечно данная идея тоже подразумевает приобретение книг.

Главная миссия «Библио-Глобуса» – просветительство. Торговый Дом стремится способствовать тому, чтобы следующие поколения унаследовали любовь и уважение к книге, знаниям, культурному наследию нашей страны и всего мира.

«Библио-Глобус» ежедневно принимает у себя более 10 000 посетителей, а общее количество посетителей за годы его работы – более 180 миллионов человек. Богатый ассортимент, клубная программа делают покупки в магазине доступными представителям самых различных слоев населения.

На сегодняшний день «Библио-Глобус» – это трехуровневый книжный магазин, один из самых крупных не только в России, но и в Европе. Отличительные особенности магазина – постоянно обновляющийся ассортимент более 250 тыс. наименований издательской продукции – это почти в 20 раз больше, чем в обычном магазине. Торговые залы «Библио-Глобуса» оборудованы диванами и столиками для чтения, буфетом, что даёт возможность посетителям надолго задержаться, тем более время работы до 23–00. Для удобства покупателей предлагается целый комплекс услуг: здесь можно приобрести билеты в театры и кино, воспользоваться услугой Wi-Fi, приобрести путевку в туристическом агентстве, сделать предварительный заказ на книги. Vip-менеджеры магазина помогут сформировать частную или офисную библиотеку, скомплектовать подарки, сделать корпоративный заказ.

Задача 1.

Планируется начать организацию производства совершенно нового класса электропроводящих пленочных композиционных материалов. Материал относится к классу пленочных композиционных материалов с уникальным сочетанием высокой сорбционной способности и низкого электрического сопротивления. Высокая электропроводимость материала способна резко повысить избирательность сорбции, регулировать скорость сорбции и десорбции, что необходимо при создании материалов многоразового использования. Области применения: промышленность, медицина и биология.

Выберите правильные варианты ответов, характеризующие описанную инновацию:

1. По причине возникновения данная инновация является:

а) реактивной;

б) стратегической.

2. Данная инновация является:

а) процессной;

б) продуктовой.

3. По характеру удовлетворяемых потребностей инновация является ориентированной:

а) на существующие потребности;

б) на формирование новых потребностей.

Задача 2.

Налаживается производство аморфных (быстрозакаленных) припоев, предназначенных для пайки однородных и разнородных неразъемных соединений: металл – металл, металл – керамика, металл – стекло, керамика – керамика. Одно из основных направлений использования – замена серебросодержащих припоев. Потребителями (существующими или потенциальными) могут быть: электротехническая и радиотехническая промышленность, машиностроительные предприятия, мастерские по металлообработке, ремонту оборудования, ювелирные мастерские.

Выберите правильные варианты ответов, характеризующие описанную инновацию:

1. По области применения данная инновация является:

а) управленческой;

б) организационной;

в) социальной;

г) промышленной

2. Данная инновация является:

а) продуктовой;

б) процессной.

3. По эффективности инноваций данная инновация является:

а) экономической;

б) социальной;

в) экологической

г) интегральной.

Задача 3.

В настоящее время банки все активнее стали заменять существующие пластиковые карты с магнитной полосой на чиповые. Чиповая карта – это пластиковая карта со встроенным в нее микропроцессором (чипом), который функционирует как мини-компьютер. Их преимущества очевидны. Появление чипа способно радикально изменить всю систему платежей по картам, на чипе можно размешать в 80 раз больше информации, чем на магнитной полосе пластиковых карт. Существует возможность одновременного применения сразу нескольких приложений (программ) на одной карте. В отличие от карт с магнитной полосой, чиповые могут обрабатывать и сохранять данные. Они защищают информацию держателя карты от несанкционированного использования. Чиповые карты многофункциональны: они одновременно заменяют паспорт, проездной билет, на них хранятся все данные по медицинской страховке.

Выберите правильные варианты ответов, характеризующие описанную инновацию:

1. По причине возникновения данная инновация является:

а) реактивной:

б) стратегической.

2. По предмету и сфере приложения данная инновация является:

а) процессной:

б) продуктовой.

3. По характеру удовлетворяемых потребностей данная инновация ориентирована:

а) на формирование новых потребностей:

б) на существующие потребности.

Тесты

1. Инновационный менеджмент – это:

A. Деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества того или иного намеченного свойства в результате разработки и реализации оптимальных управленческих решений.

B. Самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей на основе рационального использования ресурсов.

C. Система управления, состоящая из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления).

D. Верны все перечисленные варианты ответа.


2. Объекты инновационного менеджмента:

A. Являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций.

B. Может быть, один или группа специалистов, которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.

C. Оба ответа верные.

D. Нет верного ответа.


3. Факторный подход в инновационном менеджменте:

A. Рассматривает инновационный менеджмент как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений.

B. Рассматривает науку и технику как одни из важнейших факторов развития страны.

C. Среди приведенных нет правильного ответа

D. Верны ответы А и В.


4. Инновация выполняет следующие функции:

A. Воспроизводственную, инвестиционную, стимулирующую

B. Мотивирующую, координирующую,

планирующую.

C. Нет верного ответа

D. Мотивирующую, инвестиционную, планирующую


5. Чем открытие отличается от инновации:

A. Открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация осуществляется на технологическом уровне.

B. Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается коллективом и воплощается в форме инновационного проекта.

C. Открытие не преследует цель получить выгоду, инновация же всегда ставит своей целью получение осязаемой выгоды.

D. Все ответы верные.


6. Под изобретением понимают:

A. Инновацию.

B. Процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

C. Новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.

D. Нет правильного ответа.


7. Открытие – это:

A. Процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

B. Новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.

C. Инновация.

D. Все ответы правильные.


8. Продуктовая инновация охватывает:

A. Освоение новых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции.

B. Процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

C. Внедрение новых или усовершенствованных продуктов.

D. Нет правильного ответа.


9. Какое из определений наиболее точно выражает сущность понятия «технологический уклад» в экономике?

A. Преобладающий технический уровень производства, средняя степень переработки и использования ресурсов, средний уровень квалификации рабочей силы и научно-технического потенциала.

B. Наиболее высокий технический уровень производств, максимальный уровень переработки и использования ресурсов, наиболее высокий уровень квалификации рабочей силы и научно-технического потенциала.

C. Единый технический уровень производств, связанных вертикальными и горизонтальными потоками однородных ресурсов, базирующихся на общих ресурсах рабочей силы и общем научно-техническом потенциале.

D. Нет верного ответа.


10. Что лежит в основе длинных промышленных циклов, в соответствии с теорией Н.Д.Кондратьева?

A. Смена активной части капитала (станочное оборудование, транспортные средства и др.)

B. Смена пассивной части капитала (здания, сооружения, коммуникации, передаточные устройства и др.)

C. Рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции.

D. Верны ответы А и С.


11. В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как:

A. Превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

B. Развитие прямого товарообмена.

C. Начато цивилизации.

D. Нет правильного ответа.


12. Под «инвестицией в новацию» чаше всего понимают:

A. Деньги и средства, поступившие для производства новой продукции.

B. Инновацию, нововведение, новшество, новаторство.

C. Нет правильного ответа.

D. Все ответы верны.


13. Новация представляет собой:

A. Соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим, т. е. этот результат и есть новация.

B. Инновацию.

C. Все ответы правильные.

D. Нет правильного ответа.


14. Инновация представляет собой:

A. «Инвестицию в новацию».

B. Материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, анализа и т. п.

C. Нет правильного ответа.

D. Верны ответы А и В.


15. Выделяются следующие типы технологических инноваций:

A. Продуктовая и базисная.

B. Продуктовая и процессная.

C. Базисная и улучшающая.

D. Нет правильного ответа.


16. Продуктовые инновации подразделяют на два вида:

A. Процессные и базисные.

B. Базисные и улучшающие.

C. Все ответы правильные.

D. Нет правильного ответа.


17. Механизм инновационного менеджмента направлен на:

A. Эффективное управление инновационными процессами;

B. Эффективное управление инновационными процессами на макро- и микроуровнях;

C. Стимулирование и эффективное управление инновационными процессами на макро- и микроуровнях;

D. Стимулирование инновационных процессов.


18. Новация (новшество) – это

A. Результат творческой деятельности, направленный на совершенствование существующей системы и реализованный на практике (практическое освоение новшества);

B. Разработка на базе новой идеи;

C. Новое, обладающее существенными отличиями техническое решение

задачи;

D. Выявление ранее неизвестного закона природы или получение ранее неизвестных данных.


19. Инновационный менеджмент можно рассматривать как:

A. Наука и искусство управления инновациями.

B. Вид деятельности и процесс принятия управленческих решений.

C. Аппарат управления инновациями.

D. Нет верного ответа


20. Основными принципами инновационного менеджмента являются:

Принцип системности, принцип комплексности, принцип единоначалия.

A. Принцип системности, принцип синергии, принцип динамичности.

A. Принцип демократического централизма, принцип комплексности, принцип динамичности.

B. Нет верного ответа


21. Какая из научных теорий Н. Д. Кондратьева нашла свое непосредственное применение в инноватике?

A. Теория длинных волн, или больших циклов конъюнктуры.

B. Теория длинных, средних и коротких циклов деловой активности.

C. Теория циклов экономического роста.

D. Теория циклов общественного развития.


22. Какая из научных теорий, разработанных Й. Шумпетером, нашла свое непосредственное применение в инноватике?

A. Теория длинных волн, или больших циклов конъюнктуры.

B. Теория длинных, средних и коротких циклов деловой активности.

C. Теория циклов экономического роста.

D. Теория циклов общественного развитии


23. Что понимал Й. Шумпетер под нововведениями?

A. Новые комбинации факторов производства.

B. Изобретения и новые технологии.

C. Новую технику и новые технологии.

D. Новые материалы, новые рынки сбыта.


24. Что лежит в основе коротких промышленных циклов, в соответствии с теорией Н. Д.Кондратьева?

A. Смена активной части капитала (станочное оборудование, транспортные средства и др.)

B. Смена пассивной части капитала (здания, сооружения, коммуникации, передаточные устройства и др.)

C. Рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции.

D. Верны ответы А и В


25. Какова продолжительность длинных промышленных циклов, в соответствии с теорией Н. Д.Кондратьева?

A. 20 – 40 лет

B. 40 – 60 лет

C. 60 – 80 лет

D. около 100 лет