Вы здесь

Инновационный менеджмент. Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Г. А. Маховикова, 2010)

Глава 1

СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие инновации, инновационного процесса, инновационного цикла и инновационной деятельности

1.2. Классификационные признаки инновации и инновационных процессов

1.3. Основные виды и субъекты инновационной деятельности

1.1. Понятие инновации, инновационного процесса, инновационного цикла и инновационной деятельности

Мировой исторический опыт неопровержимо доказывает, что эффективное и устойчивое развитие предприятий в различных сферах бизнеса достигается за счет оперативного использования в своей хозяйственной деятельности открытий, изобретений и других инноваций, обеспечивающих стратегически конкурентные преимущества на рынке.

Семантически слово «новый» имеет несколько значений: впервые сделанный, недавно появившийся, пришедший на смену прежнему, просто следующий.

Термин «инновация» авторами часто понимается по – разному. Наибольший вклад в развитие теории инновации внес австрийский экономист Й. Шумпетер, разработавший в 30-е гг. XX в. собственную теорию экономического развития. Он считал, что основу экономического роста составляют нововведения. Позже, развивая данную теорию, Шумпетер использовал термин innovation, что в переводе с английского означает «нововведение».

В соответствии с классификацией Й. Шумпетера[1] понятие «нововведения» рассматривается как:

1) изготовление нового, т. е. еще не известного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;

2) внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически не известного, метода (способа) производства, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;

3) освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена, независимо от того, существовал ли этот рынок прежде или нет;

4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов равным образом независимо от того, существовал ли этот источник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

5) проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Д. В. Соколов, А. Б. Титов, М. М. Шабанова[2] под инновацией (нововведением) понимают итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический).

Ю. П. Морозов[3] под инновациями понимает прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера.

А. П. Пригожий[4] считает, что нововведение сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии и т. п.

В словаре «Научно-технический прогресс»[5] инновация (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т. д.

Авторы справочного пособия «Инновационный менеджмент»[6]под инновацией понимают использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества.

Таким образом, в приведенных определениях четко прослеживаются две точки зрения: первая, когда нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т. д.; вторая – как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих.

Инновационный процесс можно определить как процесс преобразования научного знания в инновацию или процесс последовательного превращения идеи в продукт, технологию или услугу. Направленность, темпы, цели инновационного процесса зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологий), который начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ – раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. Следующий этап инновационного процесса – прикладные научно-исследовательские работы (прикладных НИР), направленные на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов.

Этап опытно-конструкторских работ (ОКР) связан с применением результатов прикладных НИР для создания (или модернизации) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР – переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Результаты ОКР могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю.

Завершающей стадией сферы науки является освоение промышленного производства новых изделий, которое включает научное и производственное освоение: проведение испытаний новой продукции на опытной базе науки, а также техническую и технологическую подготовку производства. При этом процесс промышленного производства осуществляется также в два этапа: собственное производство новой техники в масштабах, определяемых запросами потребителей, и реализация новой продукции потребителям.

За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг, обеспечение безаварийной экономичной работы, а также необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства.

Таким образом, инновационный процесс определяется как комплекс последовательных работ от получения теоретического знания до использования товара, созданного на основе нового знания, потребителем.

Понятие «инновационный цикл» предполагает наличие обратной связи между потребителем нового товара и научной сферой. Инновационные циклы могут быть различной протяженности в зависимости от того, к какой стадии научного поиска обращается потребитель за совершенствованием способа удовлетворения своей потребности.

Среди российских ученых, изучающих проблемы цикличности и внесших вклад в разработку многих теоретических и практических аспектов данной проблемы, можно назвать Ю. В. Яковца и Е. Г. Яковенко. Ю. В. Яковец выделил циклы и фазы развития техники, а также провел периодизацию научно-технических революций. В работах Е. Г. Яковенко и его коллег рассмотрены циклы жизни изделий, моделирование процессов цикличности на микроуровне.

Согласно теории длинных волн Н. Кондратьева научно-техническая революция развивается волнообразно с циклами протяженностью примерно в 50 лет. Известно 5 технологических укладов (волн).

Первая волна (1785–1835) сформировала технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды.

Вторая волна (1830–1890) связана с развитием железнодорожного транспорта и механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.

Третья волна (1880–1940) базируется на использовании в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в области химии. Эта же волна связана с концентрацией банковского и финансового капитала.

Четвертая волна (1930–1990) основана на развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов.

Пятая волна (1985–2035) будет основана на достижениях в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т. д.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках.

Инновационная деятельность «предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям»[7].

В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность (НТД), тесно связанная с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях науки и техники.

К инновационной деятельности относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, а также маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм, поиски новаторских идей и решений; партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта.

Инновационная деятельность базируется на следующих принципах:

1) приоритет инноваций над традиционным производством;

2) экономичность инновационного производства (достижение коммерческого успеха);

3) гибкость (под новую идею создается самостоятельная инновационная структура, которая может быть абсолютно непригодной для решения других проблем);

4) комплексность (кардинальная инновация, как правило, вызывает появление целой совокупности сопутствующих ей более мелких нововведений).

1.2. Классификационные признаки инновации и инновационных процессов

В процессе инновационной деятельности предприятие может функционировать с наибольшей результативностью, лишь четко ориентируясь на определенный объект и руководствуясь максимальным учетом воздействия факторов внешней и внутренней среды. Для этого необходима подробная классификация инноваций, их свойств и возможных источников финансирования. Единой, общепризнанной классификации инноваций или хотя бы классификационных признаков не существует. Каждый автор считает своим долгом предложить и свой набор классификационных признаков, и свой перечень инноваций, подпадающих под эти признаки[8].

Наиболее традиционным подходом к типологии нововведений является их разделение на нововведения-продукты и нововведения-процессы.

По этапам научно-технического прогресса (НТП) выделяют следующие виды инноваций:

• технические (появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами);

• технологические (связаны с применением улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции);

• организационно-управленческие (решают задачи оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения);

• информационные (направлены на рационализацию информационных потоков, повышение достоверности и оперативности получения информации);

• социальные (способствуют улучшению условий труда, решению проблем здравоохранения, образования, культуры).

Все-таки в мире выработан своеобразный стандарт понятия инновации и классификации инноваций. В этом плане были изданы международные документы, которые постоянно совершенствуются группой национальных экспертов. К ним относятся:

ОЭСР: Измерение научно-технической деятельности: Стандартная практика для обзоров в области исследований и экспериментального развития. Пособие Фраскати, 1993.

ОЭСР: Предлагаемое руководство по сбору и обработке данных по техническим новшествам. Пособие Осло, 1996.

ОЭСР: Людские ресурсы в области науки и техники. Пособие Канберры, OECD/GD(95)77.

Различные виды инноваций тесно взаимосвязаны. Например, технические и технологические инновации создают условия для управленческих решений, поскольку изменяют организацию производства.

Существует еще ряд классификаций инноваций: по инновационному потенциалу, по объему применения, по целям, по степени сложности, по радиусу действия, по степени новизны продукта (процесса) и т. д. Но все эти классификационные признаки носят в основном терминологический характер.

Новизна инновации может относиться и к продукту, и к технологическому процессу (в целом или отдельным его элементам). По степени новизны инновации делятся:

• на базисные, направленные на освоение новых поколений машин и материалов и основанные на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении;

улучшающие – затрагивают уже существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены, а также инновации, связанные с внедрением значительно усовершенствованных методов производства. Эти инновации служат распространению и совершенствованию освоенных поколений техники (технологии);

псевдоинновации – подразумевают незначительные технические или внешние (дизайн, декор, упаковка и т. п.) изменения в продукте, при этом конструктивное его исполнение остается неизменным.

Данный классификационный признак может быть рассмотрен и с рыночных позиций. В этом случае инновации по степени новизны делятся на новые:

• для отрасли в мире;

• отрасли в стране;

• данного инновационного предприятия.

В зависимости от масштабов производства, имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов, характера продукции, традиционных форм организации научно-технической деятельности в отрасли и других факторов для каждого инновационного проекта можно выделить несколько стадий и этапов жизненного цикла этого проекта, что и положено в основу классификации инновационных процессов. Инновационная разработка включает следующие стадии: исследование и разработка, освоение, серийное или массовое производство, обслуживание. При этом инновационная деятельность может представлять собой полный инновационный цикл (от фундаментальных исследований до сбыта), либо неполный инновационный цикл, включающий отдельные стадии (поисковые исследования, прикладные научно-исследовательские работы, производство).

Многообразие классификационных признаков инноваций свидетельствует о том, что формы организации нововведений, масштабы и способы воздействия на экономику, а также методы оценки их эффективности также должны отличаться многообразием.

Классификация инноваций позволяет предприятию определить наиболее эффективную инновационную стратегию и механизм управления инновационной деятельностью. Например, отраслевая инновация определяет адресность управленческих воздействий; степень радикальности инноваций – параметры этих воздействий и возможность коммерческой реализации инноваций. Так, результаты фундаментальных исследований, как научное открытие, становятся достоянием всего общества и не могут быть закреплены за каким-либо физическим или юридическим лицом даже на короткое время. Непосредственная инновационная деятельность начинается именно с проведения поисковых исследований. Результатом выполнения прикладных научных исследований является создание нового продукта, процесса, форм применения новой техники. Таким образом, если рассматривать полный инновационный цикл, то в инновационный процесс кроме научно-технической и производственной стадии необходимо включать стадию маркетинга и организацию сбыта.

1.3. Основные виды и субъекты инновационной деятельности

Деятельность по организации и осуществлению инновационных процессов называется инновационной деятельностью. Такая деятельность предполагает использование результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских разработок и решений, различных новшеств для создания или усовершенствования продукта, выведенного на рынок, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого предприятием. Инновационная деятельность включает оказание образовательных, финансовых, консалтинговых услуг.

К основным видам инновационной деятельности относятся:

• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

• технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний;

• приобретение (продажа) патентов, лицензий, ноу-хау;

• инвестиционные решения, необходимые для проведения инновационной деятельности;

• сертификация и стандартизация инновационных продуктов;

• маркетинговые решения инновационной деятельности;

• выбор и организация рынков сбыта инновационных продуктов;

• подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности.

Инновационная деятельность обладает рядом особенностей.

• Длительность инновационного процесса. Инновация наиболее длительный из всех бизнес-процессов по времени, таких как реальное инвестирование, производство.

• Высокая степень неопределенности и риски инновационного процесса. От прочих бизнес-процессов инновация отличается низкой предсказуемостью результатов.

• Способность инициировать структурные изменения. Успешная инновация существенно влияет на положение предприятия, его организацию, позицию на рынке, структуру отрасли и экономику в целом.

• «Человекоемкость» (повышенная интеллектуальная насыщенность) инновационной деятельности. Основным инновационным ресурсом является человеческий капитал, творческая способность к генерации и воплощению идей.

• Характер инновационного целеполагания. Недостижение первоначально поставленных целей еще не означает провала инновационного проекта, и наоборот, создание нового продукта не означает коммерческого успеха.

• Неформализуемые механизмы в инновационном процессе. Инновации инициируют изменения, эффекты, которые слабо или вовсе не поддаются формализации.

Таблица 1.1

Организации – субъекты инновационной деятельности

Таблица 1.2

Специфические особенности субъектов инновационного предпринимательства в РФ

Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологии предприятиями независимо от их форм собственности и организационно-правовой формы, находящимися на территории страны.

Субъектами инновационной деятельности являются те организации и лица, которые осуществляют инновационную деятельность, т. е. организуют, стимулируют и развивают инновационную деятельность с учетом специфических особенностей таковой деятельности.

К таким организациям относятся юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, как российского, так и иностранного происхождения. К физическим лицам относятся граждане РФ и иностранные граждане. К субъектам инновационной деятельности относятся также органы государственной власти и ее субъекты и органы местного самоуправления (табл. 1.1).

Субъекты инновационной деятельности могут иметь функции заказчиков, исполнителей и инвесторов инновационных программ, проектов и программ поддержки инновационной деятельности в зависимости от стратегических задач, стоящих перед ними, и инновационного потенциала.

Инновационный потенциал – совокупность различных видов ресурсов, используемых субъектами инновационной деятельности для ее осуществления. Специфические особенности различных субъектов инновационного предпринимательства представлены в табл. 1.2.