Вы здесь

Инновационные технологии воспитания и развития детей от 6 месяцев до 7 лет. Глава 1. Психолого-педагогическая технология развития детей от 6 месяцев до 3 лет (Е. Н. Горячева, 2012)

Глава 1

Психолого-педагогическая технология развития детей от 6 месяцев до 3 лет

1.1. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка (ЦИПР) в ГБОУ детский сад № 2552

ГБОУ детский сад № 2552 выбрал Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР), как новую форму дошкольного образования в 2008 г. В своей деятельности заведующая детским садом руководствуется Законом РФ «Об образовании», типовым положением об образовательном учреждении и другими нормативно-правовыми актами по вопросам образования, социальной защиты прав и интересов детей.

ЦИПР существует в виде особой образовательной среды, где созданы оптимальные возможности для развития ребенка. Для Центра выделены необходимые помещения детского сада, которые включают в себя: приемное помещение для детей и взрослых (17,8 м2), игровую комнату поделенную на зоны (48,8 м2) и комнату гигиены (13,8 м2). Для всестороннего развития детей ЦИПР, используются и другие помещения детского сада, такие как кабинет-психолога (11,4 м2), музыкальный (74,4 м2), спортивный зал (75,5 м2), а так же игровая площадка, во дворе на территории детского сада. Помещения ЦИПР соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и имеют необходимое оборудование и учебно-методический материал.

В Центре ведется психолого-педагогическая работа, направленная на развитие детей от 6 мес до 3 лет, не посещающих образовательные учреждения, на основе современных методов организации игровой деятельности. Коллектив центра ставит перед собой цель – обеспечить всестороннее развитие детей, способствовать их социализации, как в коллективе сверстников, так и взрослых, а также способствовать формированию у них основ готовности поступлению в детский сад.

При игровой поддержке ребенка первых трех лет жизни, заметный эффект может быть достигнут только при комплексном взаимодействии: ребенок – педагог – родитель.

В ЦИПР на групповые игровые сеансы приходят родители вместе с детьми 2 раза в неделю, всего в центре существует 5 групп. Все игровые сеансы проходят в процессе совместно-неразделенной деятельности «мать и дитя» в группе, где организована предметно-развивающая среда с учетом возрастных особенностей развития детей раннего возраста.

Наполняемость групп при организации групповых игровых сеансов с детьми – не более 8 человек. Продолжительность группового сеанса не более 1 часа. Режим работы устанавливается приказом, на один учебный год, исходя из количества групп, возможностей сада и пожеланий родителей.

Специалисты ЦИПР разрабатывают индивидуальную программу игровой поддержки ребенка в соответствии с психолого-педагогическим заключением и решают вопрос об участии ребенка в групповом (ГИС), подгрупповом (ПИС) или индивидуальном игровом сеансе (ПИС).

Групповые и под групповые игровые сеансы проводятся на основе программ развивающих сеансов с упором на социальное развитие детей.

В индивидуальном игровом сеансе используется индивидуальная программа, ориентированная на конкретного ребенка и составленная исходя из его потребности в развитии той или иной психологической сферы, опирающаяся на программу развивающих сеансов.

Качественное психолого-педагогическое обследование малышей, определение «зоны ближайшего развития» и линии развития (моторика, речь, навыки и прочее) является залогом успешного формирования основы, готовности поступления малыша в детский сад.

1.2. Организационно-методический инструментарий психолого-педагогического обследования детей ЦИПР

Фамилия, имя ребенка _________________________________

Возраст ______ Дата рождения___________ Группа_________


Понимание речи


Активная речь


Сенсорное развитие


Игра и действия с предметами


Тонкая моторика


Крупная моторика


Социально-бытовые навыки


Изобразительная деятельность


Конструктивная деятельность


Социальное общение


Заключение____________________________________________

Рекомендации__________________________________________

Пример:

Психолого-педагогическое обследование детей ЦИПР (6-12 мес)


Фамилия, имя ребенка: Марина


Возраст: 9 мес Дата рождения 23.04.11. Группа £


Понимание речи


Активная речь


Сенсорное развитие


Игра и действия с предметами


Тонкая моторика


Крупная моторика


Социально-бытовые навыки


Социальное общение


Заключение: (Из анамнеза) Ребенок от первой беременности, протекавшей с поздним токсикозом (повышение давления), роды в срок, родоразрешение через Кесарево сечение.

П.Р.З; А.Р.1; С.Р.З; И.РА; Т.М.2; К.М.З; С.Б.Н.4; С.0.2 – ребенок с отставанием по трем показателям в развитии на 1–2 эпикризных срока, что соответствует 2 группе, 2 степени развития.

Рекомендации: ПИС в подгруппе «Грудничек», ИИС на развитие моторики.


Основной формой работы с детьми в Центре, является игровой сеанс. Игра обладает комплексным воспитательным, обучающим воздействием и приносит радость ребенку.

1.3. Организация и структура групповых игровых сеансов (ГИС) (краткая характеристика основных составных частей сеанса)

Все сеансы с детьми раннего возраста проводятся в игровой форме, продолжительность одного вида деятельности не превышает 5-10 мин. На каждом игровом сеансе присутствует воспитатель и педагог-психолог. С учетом возрастных особенностей детей игровой сеанс строится по принципу от простого к сложному, один игровой сеанс повторяется не менее 2–3 раз. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого занятия и частой сменой видов деятельности. Групповой игровой сеанс строится по следующей схеме:

1. Свободная игра

В свободной игре малыши и их мамы взаимодействуют с воспитателем, педагогом-психологом, друг с другом, предметно-развивающей средой группы. Педагогу-психологу, эта часть ГИС, помогает оценить семейные отношения, обследовать малышей, дать психолого-педагогическое заключение и назначить именно те игры и упражнения, которые необходимы данному ребенку. Свободная игра учит конструктивным, партнерским отношениям всех участников игрового сеанса.

2. Ритуал приветствия

Цель – настроить детей и родителей на предстоящее занятие, погрузить их в атмосферу событий, происходящих только на этом занятии, отвлечь от прочих проблем, забот, страхов, переживаний. С детьми раннего возраста, педагоги используют краткие простые приветствия, в стихотворной форме. При этом используется речь с движениями, что способствует лучшему пониманию и запоминанию рифмованной речи педагога.

Приветствие разучивается на 1-м занятии и используется в неизменном виде на протяжении всех занятий.

3. Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры чрезвычайно важны для детей раннего возраста. Тонкие движения пальцев рук стимулируют развитие речи малышей. Во время игры с пальчиками возникает доверительный и эмоционально теплый контакт мамы и ребенка.

4. Расслабляющие упражнения

Выполняются для снятия физического и психологического напряжения, что способствует глубокому раскрытию детей и родителей, которые обеспечивают большую эффективность развивающих сеансов.

5. Игры с дидактическими игрушками

Дидактическая (то есть обучающая) – одна из составных частей ГИС. Основная задача такой игры – познакомить детей с многообразием предметного мира и научить взаимодействовать с ним, а родителям показать приемы и способы обращения с дидактическими игрушками и материалами.

6. Релаксация

Выполняет роль стабилизатора психоэмоционального состояния детей и родителей, регулирует процессы возбуждения и торможения у ребенка, что способствует формированию произвольного поведения.

7. Музыкально-ритмическая часть

Педагог играет ведущую роль и показывает мамам и малышам пример для подражания. В данную часть сеанса могут войти:

• музыкально-ритмический круг (хоровод), подвижные игры;

• упражнения на развитие общей моторики детей;

• игры на коленях.

8. Сказка

Из сказок ребенок получает знания о мире, взаимодействиях людей, проблемах, препятствиях, возникающих у человека в жизни. При этом используются моменты для удержания внимания: куклы марионетки, волшебные мешочки, коробочки и другое.

9. Занятия изобразительной деятельностью

Данные занятия являются органичным продолжением предыдущих событий. Здесь малыши знакомятся с различными приемами лепки и рисования, но основной задачей при этом является развитие их фантазии. Тематика таких упражнений, особенно в начале года, очень условна. Сначала детям дается возможность познакомиться с материалами, так как многие из малышей впервые видят восковой мелок, кисточку и краски, цветную бумагу.

10. Ритуал прощания

Цель – «переключить» детей и родителей с занятия на повседневную жизнь.

Занятия заканчиваются совместным подведением итогов, релаксационными упражнениями, направленными на улучшение телесно-эмоционального контакта между мамой и ребенком и задуванием свечи, для осознания процесса.

Ритуал прощания разучивается на 1-м занятии и далее повторяется в неизменном виде.


СТРУКТУРА ГРУППОВОГО ИГРОВОГО СЕАНСА (ГИС)

ВТОРНИК (в соответствии с расписанием ГИС)




ЧЕТВЕРГ (в соответствии с расписанием ТИС)




* Длительность ГИС составляет не более 60 мин.


В подгрупповых игровых сеансах используются некоторые части группового игрового сеанса (игры и упражнения). Под-групповой сеанс ориентирован на группу (от 2 до 8 малышей и их мам) исходя из их потребности в развитии той или иной психологической сферы.


Структура подгруппового игрового сеанса понедельник, пятница (в соответствии с графиком работы ЦИПР)




* Длительность ПИС составляет не более 30 мин


Подгрупповые игровые сеансы (ПИС).

Подгрупповая профилактическая / развивающая работа

(месяц_______________)




Опорный источник: «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста» И. В. Ковалева




* Сеанс может проводится 2–3 раза.


Подгрупповые игровые сеансы (ПИС).

Подгрупповая профилактическая / развивающая работа

(месяц_______________)




Опорный источник: «Адаптация детей при поступлении в ДОУ» И. В. Лапина




* Сеанс может проводится 2–3 раза.


Содержание игровых сеансов в центре игровой поддержки строится в соответствие с календарно – тематическим планом и с учетом структуры групповых и под групповых игровых сеансов.


Календарно-тематический план на учебный год центра игровой поддержки ребенка






Примеры групповых игровых сеансов.

Конспект группового игрового сеанса

«ЕЖИК» (Тематический блок «ОСЕНЬ»)


Длительность: 60 мин (вторник).

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с осенним временем года.

2. Знакомить детей с традиционным осенним персонажем – ежом (рассмотреть на картинках, познакомиться с игрушками – ежами).

3. Учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру, общение со взрослыми и сверстниками.

5. Научить детей отщипывать кусочки пластилина и раз мазывать, создавая образы: колючки ежа, листики.


Материалы и оборудование:

Для приветствия: колокольчики.

Для музыкально-ритмической части: погремушки, дорожка с препятствиями (рифленая доска, 4 массажных коврика, 2 мягких модуля – кочки, рифленая дорожка). Для песни: гитара, пенёк, игрушки: ежик, лиса, листик, грибок.

Для дидактической игры: плоскостная фигура ежика из фанеры без иголок, прищепки)

Для сказки: платочек (под ним «прячется сказка»), фла-нелеграф, связка листьев, плоскостные фигуры на липучках: ежик, волк, яблоки, ягодки, яблочки, листики, грибочки.

Для художественно-творческой части: панно-основа формат А4 (аппликация) с контурным изображением ежа, дерева; пластилин черный, красный, желтый.


1. Свободная игра.

Воспитатель и педагог-психолог приветствуют детей и родителей, предлагают пройти в комнату гигиены, помыть руки, вытереть полотенцем.

В группе на столах разложены игры: пазлы, пирамидки, матрешки, сортеры. Педагоги предлагают детям поиграть в те игры, в которые они хотят, наблюдают за игрой родителей с детьми, игровым взаимодействием детей, инициируют игры с новыми для детей игровыми средствами (вкладыши на липучках, прищепки, прочее), комментируют игровой процесс и его результаты для родителя и ребенка.


2. Приветствие.

Воспитатель с игрушкой ежиком и колокольчиком тихонько обегает всех детей, играющих в группе, призывая на общее приветствие:

Я бегу-бегу-бегу,

Колокольчиком звеню.

Детки, все сюда бегите,

В колокольчик позвените!

Давайте поприветствуем друг-друга!

Дети рассаживаются на мягкие модули, родители за спиной у детей на ковре.

Ежик передает колокольчик первому ребенку, он звенит в такт стихотворения – приветствия, остальные дети хлопают в ладоши.

К нам Сашенька пришла,

С мамой Олей пришла,

В колокольчик позвенела

И Глебу передала!


На, Глеб, колокольчик! Звени! Умницы ребятки!

Колокольчик передается по кругу от ребенка к ребенку и в конце возвращается к ежику. Если малыш еще не готов передать колокольчик другому (расстаться с понравившейся игрушкой), педагог имеет несколько запасных колокольчиков. Умение передать, взять и звенеть в колокольчик тепло приветствуется всеми участниками.


3. Пальчиковая гимнастика/ психогимнастический этюд.

Пальчиковые игры

Воспитатель: Ребятки, а где же ваши маленькие ежики? Вот они! (дети показывают раскрытые ладошки с растопыренными пальчиками-иголками). Мамы, а где же ваши БОЛЬШИЕ ЕЖИ. Вот они!(Мамы показывают свои ладони).


Братцы

Повстречал ежонка – еж

Здравствуй, братец, как живешь?(2 раза)

(Пальцы маминой ладони «плетут корзиночку» с пальчиками малыша, массируя их у основания).


Ежик

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся


(Пальчики малыша сжаты в кулак. Воспитатель указательным пальцем касается кулачков детей как лучик солнца, пальчики разгибаются и растопыриваются).


Психогимнастический этюд «Замерзший и согревшийся ежик»

Педагог-психолог:

Ежик маленький замерз и в клубок свернулся,

Солнце ежика согрело, ежик раскрылся, потянулся!


(Дети сидят, плотно обнимая руками колени и «дрожат», «согреваясь» раскрывают руки, встают, тянут руки вверх).


4. Музыкально-ритмическая часть.

Воспитатель говорит детям, что ежик принес им поиграть замечательные шарики – погремушки. Предлагает детям передать погремушки сначала мамам, а потом взять и себе из корзиночки. Все вместе гремят погремушками / замолкают в соответствии со словами песенки «Погремушка» (Е. Железновой).


Воспитатель от лица ежика предлагает погулять по лесной дорожке (вместе с детьми и родителями выстраивается дорожка с препятствиями), дети снимают обувь и под музыку, вслед за ежиком идут по дорожке.


Зашагали ножки

Зашагали ножки топ-топ-топ,

Прямо по дорожке топ-топ-топ.

Вот как мы шагаем топ-топ-топ,

Песни распеваем топ-топ-топ!


Зашагали ножки топ-топ-топ,

Прямо по дорожке топ-топ-топ.

Ну-ка веселее топ-топ-топ,

Вот как мы умеем топ-топ-топ!


Воспитатель: мы шли и шли и к пенечку лесному пришли. Кто на пенечке нас ждет? Правильно, наш знакомый ежик! Хотите послушать песенку про ежика! Садитесь!

Воспитатель под гитару исполняет песенку, педагог-психолог разыгрывает сюжет, описываемый в песенке:


«Маленький ежик, четвероножек»

Маленький ежик, четвероножек

На спине листок (во 2 куплете – грибок) везет,

Песенку поет:

Фуф-ты, фуф-ты, фуф-ты фу

На спине листок несу.

Самый сильный я в лесу,

И боюсь одну лису.


Маленький ежик, четвероножек,

На спине лису везет,

Песенку поет:

Фуф-ты, фуф-ты, фуф-ты фу

На спине лису несу.

Самый сильный я в лесу,

Победил саму лису!


5. Дидактическая игра.

Педагог – психолог:

Ежик по лесу гулял и иголки потерял!

Ежик где твои иголки, острые и колкие?

Ребята пойдут твои иголочки найдут.

Детки, поможем ежику прикрепить иголки на спинку?


6. Подвижная игра.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с нашим ежиком! Становитесь скорее в круг: справа – друг и слева – друг!


Шли по лесу не спеша

Шли по лесу не спеша топ-топ, вдруг увидели ежа топ-топ:

(дети ведут хоровод вокруг ежика)

«Ежик, ежик, мы друзья, дай погладить нам тебя!»

(близко подходят, гладят)

Ежик носом зафырчал, всех ребяток испугал

(бегут в «домик»).


Он бежал и бежал, но ребяток не догнал.

(ежик пытается догнать)

Вернулся в лесок, сел на пенек,

Ждет-пождет – может снова кто-то придет?


7. Сказка.

Воспитатель звенит в колокольчик и говорит:

Ay, ау всех на сказочку зову!

Дин-дон, дин-дон сказка к нам приходит в дом!

Платочек поднимается, сказочка начинается!


Маленький ежик

Мы пришли в осенний лес, полный сказочных чудес!

Куча листьев здесь лежит, кто-то листьями шуршит.

Из под листьев черный нос, клубок иголками оброс.

Вы конечно догадались! С ежиком мы повстречались!

Топ-топ-топ – туда. Топ-топ-топ – сюда.

Топ-топ-топ – туда. Топ-топ-топ – сюда.

Маленький ежик, четвероножек,

По лесу гуляет, подарки собирает.

Если ягодку найдет – на иголочку наткнет,

Если яблочко найдет – на иголочку наткнет,

Если листик найдет – на иголочку наткнет,

И грибочек найдет – на иголочку наткнет.

Вдруг выходит серый волк, страшный волк зубами щелк!

Не боюсь я волка, вот мои иголки!

Укололся волк, задрожал и в далекий лес убежал!

А наш маленький ежик, четвероножек, домой, в норку идет,

дары лесные несет!

В норку пришел. Ягодку съел, яблочко съел,

Спать лег, захрапел: «Хр-пси, хр-пси»

Не будем ему мешать!?


8. Художественно-творческая часть.

Воспитатель: Ребятки, наш сказочный ежик уснул, но в его лесу живут маленькие ежата, которым очень нужна наша помощь. Одевайте скорее наши фартучки, работа у нас впереди интересная, с пластилином. Будем беречь нашу одежду от грязных пятнышек?

Дети выбирают панно-основу с ежиком для своей работы. Воспитатель раздает куски черного пластилина мамам. Предлагает детям отщипывать маленькие кусочки и прилеплять – примазывать к спинке ежика в форме иголочек Тем, у кого возник большой интерес к работе, раздает куски красного и желтого пластилина, чтобы изобразить таким же способом осенние листочки на дереве, земле, ежовых колючках.

Все любуются результатом, воспитатель подписывает работы, ставит даты и вдруг появляется волк из сказки (сюжет проигрывает педагог-психолог): «Ребята, где-то здесь были ежата без иголок, я пришел их съесть!»

Воспитатель: Здесь нет таких ежат! Ребята, давайте скажем вместе с ежатами: «Не боимся волка, вот наши иголки!»

Педагог – психолог(волк): «Снова иголки, острые и колкие! (Касается ежиков, воет и убегает).


9. Прощание.

Воспитатель и педагог-психолог: ребятки, настает время для прощания. Игрушки с нами целый час играли и немножечко устали, давайте поставим каждую на свое место, в свой домик! Молодцы! А теперь становитесь дружно в круг. Слева – друг и справа – друг. Маму за руку бери, танцевать выходи!

Педагоги, родители и дети поют и выполняют движения под музыку «Ну-ка, все встали в круг, за руки все взялись вдруг» (Е. Железновой).

Родители с детьми проходят в комнату гигиены, моют руки, вытирают полотенцем. Все прощаются.


Конспект группового игрового сеанса

«Зайчик» (Тематический блок «Овощи»)

Длительность: 60 мин (вторник)


Задачи:

1. Способствовать усвоению детьми обобщающего понятия овощи»

2. Познакомить детей с игрушкой – зайчиком, научить выполнять игровые действия с игрушкой.

3. Учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру, общение со взрослым и сверстниками.

5. Научить детей выполнять аппликацию из ватных дис ков на бархатной бумаге.


Материалы и оборудование:

Для приветствия: бубен, игрушка зайчик, самодельные игрушки из ткани «зайчик на пальчик» по числу детей, игрушки-овощи: морковь, капуста.

Для музыкально-ритмической части: погремушки, дорожка с препятствиями (рифленая доска, 4 массажных коврика, 2 мягких модуля – кочки, рифленая дорожка); ростовая кукла заяц; овощи (капуста, морковь, свекла, репка).

Для дидактической игры: овощи (капуста, морковь, картофель, свекла, репка, лук) в корзинке.

Для подвижной игры: кукла-перчатка медведь.

Для сказки: платочек (под ним «прячется сказка»), огород (ландшафтный коврик), деревянный театр «Репка» с фигурками на липучках.

Для художественно-творческой части: панно-основа формат А4 (внутри паспарту – бархатная бумага), заготовки из ватных дисков (белых и окрашенных желтой краской (вырезаны в форме репки).

1. Свободная игра.

Воспитатель и педагог-психолог приветствуют детей и родителей, предлагают пройти в комнату гигиены, помыть руки, вытереть полотенцем.

В группе на столах разложены игры: пазлы, пирамидки, неваляшки, сортеры. Педагоги предлагают детям поиграть в те игры, в которые они хотят, наблюдают за игрой родителей с детьми, игровым взаимодействием детей, инициируют игры с новыми для детей игровыми средствами (вкладыши – зайчата, овощи; пластмассовый пазл – заяц), комментируют игровой процесс и его результаты для родителя и ребенка.

2. Приветствие.

Воспитатель с игрушкой зайчиком и колокольчиком тихонько обегает всех детей, играющих в группе, призывая на общее приветствие:

Я бегу-бегу-бегу,

В бубен, бубен звонко бью!

Детки, все ко мне бегите,

В бубен весело звените!


Дети рассаживаются на мягкие модули, родители за спиной у детей на ковре.

Воспитатель: Ребятки, давайте внимательно посмотрим, как зайка играет в бубен и поприветствуем его – похлопаем в ладоши!

Зайчик бьет в бубен в такт песенки – приветствия, затем передает бубен первому ребенку, остальные дети хлопают в ладоши.

Поиграй-ка зайка в бубен!

Мы в ладоши хлопать будем.

Поиграй-ка, поиграй,

Диме бубен передай!

Поиграй-ка Дима в бубен…


Бубен передается по кругу от ребенка к ребенку и в конце возвращается к зайчику. Если малыш еще не готов передать бубен другому (расстаться с понравившейся игрушкой), педагог имеет несколько запасных бубнов. Умение передать, взять и играть в бубен тепло приветствуется всеми участниками.


3. Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые игры

Воспитатель (обыгрывает сценку с самодельной игрушкой «зайчик на пальчик», игрушками морковкой и капустой): Зайчишка – трусишка по полю бежал, по полю бежал – в огород забежал. Капустку нашел, морковку нашел! Сидит – грызет! Ой, хозяин идет! (Зайчик прячется за спиной педагога; затем обыгрывает эту сценку со всеми детьми, раздав каждому по такой же игрушке – зайчику).

Воспитатель: Хозяин пришел, капусту срубил, морковку сорвал. Решил засолить капусту. Поможем ему?


Капуста

Что за скрип, что за хруст,

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я капуста?

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту режем-режем,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем,

Маму угощаем,

В рот к себе кладем

И жуем, жуем, жуем!

(имитация всех действий пальцами, руками по показу воспитателя)


4. Музыкально-ритмическая часть.

Воспитатель: Детки, вы хотите с зайчиком поиграть?

Давайте погуляем с ним по лесной дорожке (вместе с детьми и родителями выстраивается дорожка с препятствиями), дети снимают обувь и под музыку, вслед за зайчиком шагают по дорожке:


Зашагали ножки

Зашагали ножки топ-топ-топ,

Прямо по дорожке топ-топ-топ.

Вот как мы шагаем топ-топ-топ,

Песни распеваем топ-топ-топ!


Зашагали ножки топ-топ-топ,

Прямо по дорожке топ-топ-топ.

Ну-ка веселее топ-топ-топ,

Вот как мы умеем топ-топ-топ!

Воспитатель: мы шли и шли и на огород пришли. Становитесь в кружок. Теперь девочки и мальчики превратились в зайчиков! Хоровод мы ведем, по огороду мы идем!


Зайка шел!

Зайка шел, шел, шел.

Капустку нашел! Сел – поел и дальше пошел!(имитация).

Зайка шел, шел, шел

Морковку нашел! Сел – погрыз и дальше пошел!

(свеколку, репку)

Хорошо поел зайка!


Педагог-психолог выводит ростовую куклу зайца. Заяц протягивает лапку, здоровается с каждым ребенком, называет по имени, пропевает под музыку: «Дай ладошечку, моя крошечка, я поглажу тебя по ладошечке!»

Воспитатель: Детки, зайчик хочет с вами потанцевать! Будем танцевать?!


Танец «Заинька, попляши!»

Заинька, попляши, серенький попляши.

Вот как, вот как попляши.

Вот как, вот как попляши!


(Заинька подбодрись, топни ножкой, повернись, попляши, поклонись).


5. Дидактическая игра.

Найдем овощи!


Воспитатель (заранее раскладывает овощи в разных местах: на столе, стульчике, подоконнике, ковре, полке): детки, к нам прибегал зайчик и спрятал овощи и корзинка теперь пустая. Давайте поищем, где же овощи?


Таня, Таня, поищи,

Где же овощи?


(Молодец! Наша Танечка пошла и овощ – морковку нашла на ковре. Какая внимательная! Положи ее в корзинку! В корзинке овощ – морковь лежит. Посмотрите, ребята!).


Игорь, Игорь, поищи.


Где же овощи? (продолжает играть с другими детьми, отыскивая все спрятанные овощи).


6. Подвижная игра.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с нашим зайчиком! Становитесь скорее в круг: справа – друг и слева – друг!


Зайка серенький сидит!

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так – он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть.

Вот так, вот так – надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Вот так, вот так надо зайке поскакать!

Мишка зайку испугал, зайка прыг и ускакал!

(бегут в «домик»).

Мишка (педагог-психолог): Я бегу-бегу-бегу всех зайчаток догоню! Я бежал-бежал, устал, а зайчаток не догнал! Какие ловкие зайчата! (повторяется 2 раза).


7. Сказка.

Воспитатель звенит в колокольчик и говорит:

Ay, ау, всех на сказочку зову!

Дин-дон, дин-дон сказка к нам приходит в дом!

Платочек поднимается, сказочка начинается!


Репка

Воспитатель и педагог-психолог показывают сказку на фланелеграфе. Активизируют движения и действия детей: «тянет – потянет – вытянуть не может», эмоции (какие у них грустные лица – не могут вытянуть репку; вытянули, обрадовались!)

В конце сказки дополняют: стали репку есть – сладкую, сочную, стали звать знакомых зайчат, чтобы и их репкой угостить. Где же они?


8. Художественно-творческая часть.

Воспитатель: Ребятки, давайте позовем зайчат к нам на эти красивые бархатные полянки и угостим их репкой!

Дети выбирают панно-основу для своей работы. Воспитатель последовательно раздает заготовки из ватных дисков. Предлагает разделять их, «ворсистой» стороной прикладывать к панно основе – сначала голову и туловище, затем ушки, лапки, хвостик. В самом конце дети прикрепляют к лапкам зайчика репку (угощают).

Все любуются результатом, воспитатель подписывает работы.


9. Прощание.

Воспитатель и педагог-психолог: ребятки, настает время для прощания. Игрушки с нами целый час играли и немножечко устали, давайте поставим каждую на свое место, в свой домик! Молодцы! А теперь становитесь дружно в круг. Слева – друг и справа – друг. Маму за руку бери, танцевать выходи!

Педагоги, родители и дети поют и выполняют движения под музыку «Ну-ка все встали в круг, за руки все взялись вдруг» (Е. Железновой)

Родители с детьми проходят в комнату гигиены, моют руки, вытирают полотенцем. Все прощаются.


Конспект группового игрового сеанса

«Медвежата» (Тематический блок «Весна»)

Длительность: 60 мин (четверг)


Задачи:

Продолжать знакомить детей с весенним временем года;

и традиционным весенним персонажем – медведем (рассмотреть на картинках, познакомиться с игрушками – медведями, медвежатами);

Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, внимание, речь и воображение;

Развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;

Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости на музыку, игру, общение с взрослыми и сверстниками;

Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения.


Материалы и оборудование:

Для приветствия: мягкие модули по числу детей, колокольчик, медвежонок Мишка (кукла-перчатка), медвежонок Тишка (мягкая игрушка), маски (мама-медведица, медвежонок).

Для игрового массажа: массажные шарики диаметром 5 см, спортивное оборудование (гимнастические палки, обручи, скамейка, маты, батут, шведская стенка, наклонная и ребристая доски, кольцебросы, мешочки для метания, тоннели, маленькие мячи, труба-модуль), флажки, синяя ткань (имитация речки).


1. Свободная игра.

Воспитатель и педагог-психолог приветствуют детей и родителей, предлагают пройти в комнату гигиены, помыть руки, вытереть полотенцем.

В группе на столах разложены игры: пазлы, пирамидки, матрешка, сортеры. Педагоги предлагают детям поиграть в те игры, в которые они хотят, наблюдают за игрой родителей с детьми, игровым взаимодействием детей, инициируют игры с новым для детей игровым оборудованием, комментируют игровой процесс и его результаты для родителя и ребенка.

2. Приветствие.

Воспитатель с медвежонком Мишкой и колокольчиком тихонько обегает всех детей, играющих в группе, призывая на общее приветствие:

Я бегу-бегу-бегу

Колокольчиком звеню

Детки, все ко мне бегите

В колокольчик позвените!


Дети рассаживаются на мягкие модули, родители за спиной у детей, на ковре.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня в гости пришел. Какой симпатичный медвежонок. Его зовут Мишка. Он улыбается всем нам, давайте улыбнемся в ответ и пожмем ему лапку. Молодцы! А теперь давайте поприветствуем друг-друга!


Воспитатель(медвежонок) передает колокольчик первому ребенку, он звенит в такт стихотворения – приветствия, остальные дети хлопают в ладоши:

Здравствуй, Илюша, наш дружок.

Звонкий колокольчик тебе поет:

Динь-динь-динь!


Передай колокольчик Даше.

На, Даша, колокольчик! Звени!


Колокольчик передается по кругу от ребенка к ребенку и в конце возвращается к медвежонку.


3. Пальчиковая гимнастика / игровой массаж/ психогимнастический этюд.

Воспитатель: Мишка, хочешь, мы с ребятами научим тебя одной веселой и полезной игре?

За Мишку (педагог-психолог): «Конечно, научите!»


Пальчиковая игра

1. У меня пропали ручки (прячем за спину),

Где вы рученьки мои?

Один, два, три, четыре, пять,

Выходите поиграть!

Помахать и полетать (показываем действия)!


2. У меня пропали ушки (закрываем ладошками),

Где вы, ушки, мои?

Один, два, три, четыре, пять,

Выходите поиграть!

Покажите ушки зайчика, ушки ослика, ушки слоника (массирующими движениями в соответствии с образом вверх (зайчик), вниз (ослик + Иа-иа), в стороны (слоник).


3. У меня пропали глазки(закрываем ладошками),

Где вы, глазоньки, мои?

Один, два, три, четыре, пять,

Выходите поиграть!

Поморгать и посиять (показываем действия)!


4. У меня пропали губки (закрываем ладошками).

Где вы, губки, мои?

Один, два, три, четыре, пять

Выходите поиграть! («брынчим» пальцем по губам)


Мишка: Ребята, а вы знаете, где я живу? А где я спал зи мой?

В лесу, в берлоге. Спал, я спал, теперь мои лапки затекли, почти не двигаются.

Давайте вместе сделаем массажик, разотрем наше тело.


Игровой массаж


Звучит песенка «Мы эту ручку разотреж, чтоб выросла побыстрей» (Е. Железнова). Мамы и дети, в соответствии с текстом песенки растирают ноги, руки, спину, живот, уши, шею с помощью массажных шариков.


Психогимнастический этюд «Медвежата»


Мишка: Детки, давайте поиграем! Возьмемся за руки и встанем в круг – это будет моя берлога. Кто хочет быть медвежонком и вместе со мной спать в берлоге? (Мама и ребенок, играющие роли медведицы и медвежонка, ложатся на мат в центр круга и закрывают глаза). Дети и взрослые водят хоровод вокруг «медвежат» и поют:

Медвежата, медвежата

Спят в своей берлоге.

Громко не кричите,

Мишек не сердите,

Тихо подходите,

Ласково будите.

Подходят к «медвежатам» и будят аккуратно, ласково прикасаясь, гладят.


Педагог – психолог: Мишки проснулись, друзьям улыбнулись, сладко потянулись. Поднимаем сначала одну ручку, потом вторую, встаем на носочки. Тянемся – потянемся – маленькими не останемся!

Мишка: ребята, а вы хотели бы отправиться со мной на прогулку в лес, а заодно, помочь разбудить от зимнего сна моего друга – медвежонка Тишку?

Дети с родителями поднимаются в физкультурный зал.


4. Свободная игра (физкультурный зал).

В физкультурном зале расставлены мягкие модули, горки, спортивное оборудование. Дети под «музыку леса» играют в пространстве физкультурного зала. Медвежонок Мишка (на руке воспитателя) демонстрирует варианты игрового использования оборудования.


5. Музыкально-ритмическая часть (физкультурный зал).

Воспитатель: Наш Мишка очень любит танцевать, а вам, ребята, нравится танцевать?

Хорошо! Вот только Мишка не знает кто из вас девочки, а кто – мальчики. Давайте ему покажем! Все девочки, поднимите руки вверх. Вот наши девочки, Мишка! А теперь все мальчики…


Танец «Я бурый жедвежонок» (Е. Железнова)

Я бурый медвежонок, меня должны вы знать.

Люблю я мед и сахар,

Люблю потанцевать!

Пусть со мной все мальчики попрыгают как зайчики!

Пусть со мной все девочки попрыгают как белочки!


Ребята, у нашего Мишки есть друг – медвежонок Тишка. Он спит в далеком лесу и еще долго не проснется, если мы его не разбудим. Вы готовы отправиться в далекое путешествие, чтобы найти Тишку и помочь ему проснуться?

Тогда, вперед, по лесной дорожке!


Идут за Мишкой. Перешагивают через «ветки» – гимнастические палки, шагают по «кочкам», идут по ребристой доске, проползают сквозь «норы» (тоннели), поднимаются(по наклонной доске) на мост (скамейку) и идут по нему, спрыгивают на берег, залезают на «гору» (шведскую стенку), прыгают на кочке (батут), проползают под «ветками» (гимнастическими палками). Метают мячи, мешочки; набрасывают колечки на кольцебросы, катаются на «бревнах».

Воспитатель: Ребята, у медведей большие ноги, а у деток – маленькие!

Давайте покажем, как ходят медведи, а как детки!


Играимитация (под бубен)

Большие ноги идут по дороге ТОП-ТОП-ТОП, маленькие ножки бегут по дорожке топ-топ, топ-топ, топ-топ-топ. Медвежьи ноги идут по дороге ТОП-ТОП-ТОП, детские ножки бегут по дорожке топ-топ, топ-топ, топ-топ-топ.


На какую чудесную поляну мы с вами вышли! А вот и Тишкина берлога! Спит Тишка, не просыпается, а на дворе весна! Пора нам его разбудить!


Игра «У медведя во бору»

У медведя во бору

Я играю и пою.

Медведь, вставай!

Из берлоги вылезай!


Медвежонок Тишка (педагог-психолог): Кто меня будит? Кто мне спать мешает? Какое сейчас время года? Весна? Ну, пора мне вставать, пора шишки собирать.


Игра-драматизация «Мишка косолапый по лесу идет»

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою – топ!


6. Подвижная игра.

Воспитатель: Ребята, давайте научим медвежат играть в нашу любимую игру «Раздувайся, пузырь!». Мы сначала поиграем с мыльными пузырями, научим медвежат выдувать мыльные пузыри и играть с ними.

Играют вместе с медвежатами.


7. Прощание.

Воспитатель: Наше путешествие сегодня подошло к концу. Мишка и Тишка говорят вам спасибо за игры и за то, что вы их разбудили. Давайте все вместе станцуем прощальный танец. Все участники игрового сеанса танцуют под песенку «Ну-ка все встали в круг, за руки все взялись вдруг» (Е. Железнова)


Воспитатель: Наши медвежата всю зиму спали и очень проголодались. В следующий раз мы будем рисовать для них угощение! Приходите, ждем вас!

1.4. Индивидуальный развивающий маршрут ребенка ЦИПР (ИИС) игры-упражнения для ребенка 6-12 мес

И.Ф. ребенка____________________________________________

Дата рождения_________________________________________

Возраст__________________________________










Индивидуальный развивающий маршрут ребенка ЦИПР (ИИС) игры-упражнения для детей 6-12 мес


И.Ф. ребенка____________________________________________

Дата рождения_________________________________________

Возраст__________________________________






1.5. Индивидуальный развивающий маршрут ребенка ЦИПР (ИИС) игры-упражнения для детей от 1 г. до 3 лет

И.Ф. ребенка_____________________________________________

Дата рождения_________________________________________

Возраст_________________________________








Индивидуальный развивающий маршрут ребенка ЦИПР


И.Ф. ребенка____________________________________________

Дата рождения_________________________________________

Возраст__________________________________








1.6. Сотрудничество с родителями

Консультирование родителей в ЦИПР позволяет максимально реализовать его предупреждающую функцию, а активное взаимодействие со взрослыми создает возможность своевременно организовать условия, которые предохранят личность ребенка от психологически неблагоприятных факторов. Наиболее частые ситуации обращения родителей за консультативной помощью это кризисная ситуация в семье, состояние эмоционального взрыва «последняя капля», психологическое одиночество, стремление к общению, любопытство, стремление узнать что-то новое, передовое по вопросам развития и воспитания своего ребенка, а также подготовить своего малыша к детскому саду.

В рамках реализации программы психолого-педагогического просвещения родителей «Московская семья – компетентные родители» в табл. приводиться план мероприятий.




1.7. Структура и организация занятий с детьми раннего возраста

Занятие состоит из трех частей: первой – вводной (ходьба, чередующаяся с бегом), второй – основной (общеразвивающие упражнения, которые заканчиваются поскоками или бегом). Упражнения проводятся из разных исходных положений. Во второй части проводятся упражнения в основных видах движений (1–2). После основных видов движений проводится подвижная игра. Третья часть – заключительная (игра малой подвижности или спокойная ходьба).

Такое распределение обеспечивает нарастание физической нагрузки в течение занятия и последующее снижение ее к концу занятия.

Систематическое, постепенное и доступное повышение нагрузки благоприятно влияет на общее развитие ребенка и способствует улучшению его двигательной подготовленности. Прочность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного повторения пройденного на занятиях и в повседневной жизни. При повторении пройденного материала мы используем различные пособия (кубики, игрушки и другое), меняем ситуацию, создаем у малышей эмоциональный настрой, не изменяя характера движений.

Подбирая упражнения, мы учитываем нагрузку на крупные группы мышц (плечевого пояса, живота, спины, ног), обеспечиваем чередование нагрузки на все основные группы мышц.

При повторении пройденного материала дети становятся более уверенными и самостоятельными. Движения дети осваивают скорее, с большим удовольствием, если умело используется инвентарь и различные игровые приемы, основанные на подражании. Это помогает развитию способности быстро реагировать на новые условия.

Ходьба – составная часть каждого занятия по физической культуре. Она необходима для развития ориентировки в пространстве, быстрой реакции на звуковой и зрительный сигнал, координации движений рук и ног.

Выполняя упражнения под ритмичную музыку, дети учатся слушать, развивается чувство ритма, музыкальность.

От детей младшего возраста не требуется большой четкости при выполнении упражнений. Вначале не предъявляется требований к качеству выполнения движений, как в следующих возрастных группах. Они действуют так, как могут.

Для проведения физкультурных занятий с детьми раннего возраста мы используем знакомые образы (из сказок, наблюдений за природой, за животными и птицами). Все занятия строим в игровой форме.


Общие задачи физического развития детей раннего возраста по программе «Детство»

1. Вызывать положительные эмоции во время физкультурного занятия.

2. Развивать умение действовать сообща.

3. Побуждать к действию по ходу разыгрываемого сюжета по указаниям взрослого.

4. Самостоятельно воспроизводить ранее освоенные движения.

5. Формировать активность в выполнении физических упражнений вместе с воспитателем.

6. Формировать согласованное движение рук и ног.

7. Содействовать формированию чувства ритма.

8. Приучать детей в движении реагировать на сигналы.

Программное содержание занятия: Учить детей перекатывать мяч друг другу, сидя в парах на полу на расстоянии 1,5 м, продолжать учить детей ползать по гимнастической скамейке на ладонях и коленях (высота скамейки 20 см), способствовать развитию координации движений, равновесия, ловкости, действовать по сигналу воспитателя.

Материалы и пособия: гимнастическая ребристая доска, «лужи» – вырезанные из листков бумаги овалы, гимнастическая скамейка, по одному мячу на каждого ребенка, «Колобок» – сказочные персонаж.

Предварительная работа: прочтение воспитателем сказки «Колобок», знание героев.

Технические средства: магнитофон, кассеты с записью фонограмм песен про «Колобка».

Методические приемы: игровой прием, появление «Колобка» под музыку.

Методика проведения занятия.

1 часть. Ходьба и бег за воспитателем в колонне по одно му, по узкой дорожке, по мостику, прыжки.

Дети идут искать «Колобка». Они идут за воспитателем по дорожке, по мостику, тянутся к солнышку – руки вверх, ходьба на носках; переступают через лужи, бегут, прыгают.

Раздается стук в дверь и появляется «Колобок» (его вносит воспитатель). Затем «Колобок» здоровается с детьми, садится на высокий стул и «смотрит», как хорошо дети выполняют упражнения. Дети становятся врассыпную.


2 часть. Общеразбывающие упражнения.

Упражнения стоя.

– «Месим тесто» – и.п. – ноги на ширине плеч, руки чуть вперед. Сжимать в кулак и разжимать пальцы.

– «Лепим Колобка» – и.п. – то же. Имитировать движения, как будто лепим из теста.

– «Показали руки Колобку и спрятали» – и.п. – о.с. Показали – руки вперед, ладони вместе, спрятали – руки за спину.


– «Медведь топает ногой» – и.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Топать поочередно правой и левой ногой.

– «Погрозили пальцем – нельзя убегать» – и.п. – руки перед грудью. Поочередно правое и левое предплечье вверх, указательный палец вверх, погрозить пальцем с небольшим наклоном вперед.

– «Бабушка качает головой» – и.п. – ноги на ширине плеч, руки согнуты предплечьями вверх и прижаты ладонями к голове. Небольшие наклоны вправо – влево.

– «Не нашли Колобка» – и.п. – о.с. Повороты туловища вправо-назад и влево-назад с выпрямлением одноименной руки в сторону поворота.

– «Спрятался Колобок – показался» – и.п. – о.с. «Спря тался» – присели, руками обхватили колени, «показал ся» – встали, хлопок руками над головой.

Упражнения в партере.

– «Идем за Колобком» – и.п. сидя на полу, руки в упоре за спиной. Поочередно сгибать и разгибать ноги.

– «Маленький Колобок – большой» – и.п. – сидя на полу, руки вдоль туловища. «Маленький Колобок» – колени подтянуть к животу, руками обхватить колени, «большой» – руки и ноги врозь.

– «Зайка выглядывает» – и.п. – сидя на коленях. Вставать на колени и садиться.

– «Лиса хочет съесть Колобка» – и.п. – сидя, руки на поясе. Наклоны вперед, руками взяться за носки ног и сказать «Цап!».

– «Колобок устал – полежал» – и.п. сидя на полу. Ложиться на спину и снова садиться.

– «Лиса хочет съесть Колобка» – и.п. – лежа на животе, руки вперед. Поднимать руки вверх, отрывая локти от пола, хлопать в ладоши и говорить «Дм!».

– «Покатился Колобок» – и.п. – то же. Перекаты на спину и на живот.

1.8. Сценарные планы праздничных мероприятий ЦИПР

Сценарный план организационно-праздничного мероприятия «Добро пожаловать в ЦИПР!»








Сценарный план праздничного игрового сеанса «До свидания, детский сад! Здравствуй, лето!»








Представленные материалы могут быть использованы в повседневной работе педагогами-психологами работающими с семьями, имеющими детей раннего возраста. Они помогут воспитателям и другим специалистам в организации деятельности ЦИПР. Кроме того, материалы могут быть полезны и интересны родителям малышей раннего возраста.

Материал, изложенный в главе, следует применять творчески, не допуская шаблона, сообразуясь с конкретными условиями и контингентом детей и родителей посещающих ЦИПР.

Список используемой литературы

1. Григорьева, Г. Г., Кочетова, Н. П., Сергеева, Д. В. и другие. Пособие для родителей по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. – М.: Просвещение, 2006.

2. Груба, Г. В. «Кроха». Играем с малышами. – М.: Просвещение, 2005.

3. Курнешова, Л. Е. Новые формы дошкольного образования. – М.: Центр «Школьная книга», 2007.

4. Ларечина, Е. В. «Дитятко» Развивающие занятия для родителей и детей. – СПб.: Речь; – М.: Сфера, 2011.

5. Печора, К. Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Из-во «Скрипторий 2003», 2009.