Вы здесь

Инновационно-ориентированный подход в обеспечении социально-экономического развития сельских территорий муниципальных образований. 1 Теоретические подходы к изучениюсоциально-экономического развития сельских территорий (Д. Н. Тимофеев, 2013)

1 Теоретические подходы к изучениюсоциально-экономического развития сельских территорий

1.1 Понятие сельских территорий их место и роль в сельском хозяйстве

Развитие любой территории подчиняется сочетанию двух принципов: функционального соответствия и позиционному. Первый подразумевает использование земель в зависимости от их внутренних, природных свойств и ресурсной ценности. Второй требует принимать во внимание пространственное положение земель относительно других природных и антропогенных объектов, а в более широком смысле – социально-экономическую обстановку.

Согласно этим принципам производится территориальное деление на сельскую местность (сельские территории) и высоко урбанизированные, промышленные зоны. Иногда также выделяют малодоступные, необитаемые или используемые природные территории (леса, болота, пустыни), биосферные территории, заповедники, где запрещена не только хозяйственная деятельность, но и жестко ограничен доступ человека.

В общественных науках (экономике, социологии, экономической и социальной географии и др.) понятие «сельская местность» (сельские территории) традиционно определяется как обитаемая местность вне крупных городов с ее природными условиями и ресурсами, сельским населением и овеществленными плодами предшествующего труда людей, т.е. разнообразными элементами материальной культуры и основных производственных фондов на данной территории.

На современном этапе развития производительных сил и общественных отношений сельскую местность следует рассматривать как сложную природнохозяйственную территориальную систему, развитие которой, определяется главным образом, степенью зрелости внутрисистемных интеграционных связей природной, экономической, социальной среды и органов управления. Для нее характерно проявление следующих специфических качеств: целостность (единство целей, функций и структуры), автономность (стремление к большей упорядоченности), относительная устойчивость (сохранение и развитие внутренней структуры), двухмерность управления (выделение общих районных приоритетов, дифференциация экономических нормативов центра и экономических интересов хозяйствующих субъектов, местных инициатив населения).

Термин «сельский», следовательно, имеет территориальный акцент вне зависимости от способов землепользования, степени экономического развития и преобладания какого-либо экономического сектора. Это обстоятельство затрудняет сбор статистических данных, поскольку сельская местность не обязательно совпадает с административными границами или зоной влияния определенного экономического сектора [9].

Однако на практике она разделена административными границами субъектов Федерации, муниципальных образований, сельских администраций. Поэтому для удобства, с учетом административного деления, часто применяются термины «сельские регионы», «сельские районы».

ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) считает, что сельские регионы (районы) охватывают население, землю и другие ресурсы открытого ландшафта и мелких поселений за пределами непосредственных экономических областей влияния крупных городских центров.

Сельские регионы, особенно в сравнении с городскими регионами, характеризуются узкими взаимосвязями отраслей и низкой плотностью населения. В большинстве сельских регионов преимущественное занятие людей – сельскохозяйственный труд, меньше степень социальноэкономического развития, небольшой набор видов трудовой деятельности, большая профессиональная и социальная однородность населения.

Для сельской местности также характерны преобладание социально и национально однородных семей, большая открытость в общении, более высокие общественное мнение, социальный контроль, особенно со стороны старшего поколения, традиции, ниже ритм жизни, проще формы общения, меньше психологические нагрузки.

Особенность сельской территории определяется тем, что она является источником множества благ: продовольствия и сельскохозяйственного сырья, кладовой природных ресурсов, местом проживания, рекреационным объектом, местом ассимиляции отходов.

Народнохозяйственные функции сельских территорий многообразны и заключаются, по меньшей мере, в следующем:


Таблица 1.1 – Функции сельских территорий




В геополитическом смысле сельская местность охватывает большую часть территории любого государства, в т.ч. наиболее развитых. От уровня экономического освоения, плотности населения и обустройства сельской местности в значительной степени зависит безопасность, целостность и территориальное единство государства и его потенциальные возможности противостоять территориальным посягательствам извне. Ныне это особенно актуально для российских дальневосточных регионов.

Многие ученые-аграрники придерживаются мнения, что аграрное производство является системообразующей отраслью на сельских территориях [7]. При этом не учитывается соответствие специализации территории природно-климатическим условиям и требованиям рынка. В советский период аграрное производство действительно играло важнейшую роль в политике государства в развитии сельских территорий. При этом зачастую аграрные производства размещали в малопригодных с природно-климатической, экологической и демографической точки зрения регионах. Это делалось исходя из политических соображений, а не из аргументов экономической эффективности. В современных кризисных условиях сельское хозяйство стремительно утрачивает свое значение с точки зрения наполнения бюджетов, а также официальной занятости населения. Со своей другой важной функцией – поддержанием культурных ландшафтов, судя по темпам сокращения сельхозугодий и зарастания полей, аграрное производство также справляется все хуже и хуже.

Сельская местность занимает большую часть территории России. Из них только меньшая часть благоприятна для массового эффективного аграрного производства. На остальных сельских территориях большее значение имеют, и другие важные отрасти: лесное хозяйство, промышленность, туризм, добыча полезных ископаемых и др. Вступление России в ВТО, также будет являться катализатором для концентрации аграрного производства в наиболее благоприятных для этого регионах. Для определения специализации сельских территорий и разработки оптимальной схемы развития и размещения производительных сил необходимо провести их типологизацию. Типологизация сельских территорий является необходимой предпосылкой обеспечения перехода к устойчивому развитию сельских территорий. Она служит для оценки строящегося на количественных индикаторах состояния их развития, динамики и потенциально возможных конкурентных преимуществ.

Формирование типов сельской местности исторически осуществлялось в процессе земле- и природопользования. Сочетание ресурсов, которыми располагала сельская местность (земельных, охотничье-промысловых, водных, рыбных, лесных, ископаемых, климатических и пр.), методы хозяйствования, близость городов и торговых путей определяли основные социальноэкономические характеристики развития сельской местности. Развитие сельских поселений, совершенствование их территориально-экономической и социокультурной организации неразрывно связаны с интенсификацией природопользования, повышением эффективности сельскохозяйственного производства, местной промышленности, развитием рыночных отношений, кооперации и интеграционных процессов [16].

В сельской России существуют большие различия в плотности, демографии, экономической и социальной структуре населения: от «сельской периферии» с низкой плотностью населения, сильно зависящего от сельского и лесного хозяйства, определяющих самоидентификацию селян и стиль сельской жизни; до «сельских ядер» с высокой плотностью населения, менее зависящих от сельскохозяйственного производства, в большей степени экономически диверсифицированных и ориентированных на рынок.

Сельские населенные пункты бывают следующих типов: аграрные, индустриально-аграрные, аграрно-административные. Важнейший признак для их типологизации – людность поселения. Выделяют мельчайшие, мелкие, средние, крупные сельские поселения [13].

Исследования социально-территориальной структуры сельской местности были начаты новосибирской экономико-социологической школой с начала 70-х гг. и проводились под руководством и при непосредственном участии Т.И. Заславской. Развитие этих исследований характеризовалось последовательным движением от изучения в основном статических состояний объектов – к анализу их динамики, от исследований преимущественно эмпирических к разработке теоретико-методологических вопросов, от проблем развития одного из секторов общества – аграрного – к функционированию общества в целом. При этом акценты все более смещались от изучения структурных характеристик к выявлению механизмов развития социально-территориальной структуры.

В конце 70-х – начале 80-х гг. основным объектом исследований социально-территориальной структуры служила сельская часть общества. Было разработано понятие многоуровневой социально-территориальной структуры (СТС) села, элементами которой являются типы сельских местностей областей (краев, АССР), типы сельских административных районов, а также типы сельских поселений. Основной задачей первого этапа было эмпирическое исследование выделенных уровней СТС сельской части общества. Методика исследований базировалась на многомерном типологическом анализе, признанным наиболее адекватным методом изучения строения СТС. В этот период в ходе совместных работ сотрудников отдела социальных проблем Института экономики и организации промышленного производства СО АН СССР и Института проблем управления АН СССР была выполнена типологизация сельских поселений Западной Сибири в зависимости от уровня их социально-экономического развития, затем проведен типологический анализ сельских районов Сибири, представлявших средний уровень СТС села. Этим же коллективом были выполнены работы по типологизации сельских местностей СССР регионального (областного и республиканского) уровня – верхнего уровня СТС [21,34].

В качестве объектов типологизации трудно было рассматривать и сельские районы, поскольку многие из них включали качественно разнородные территории. Наиболее однородными были поселения. Однако использование их в качестве единиц оказалось непредставительным для анализа социальноэкономической инфраструктуры села. Поэтому было решено пойти на паллиатив и остановить выбор на единицах областного уровня. В результате многомерной типологизации сельские территории страны были разделены на 12 классов, из которых четыре идентифицированы в качестве не аграрных, а восемь, как принадлежащие аграрному сектору.

Таким образом, социально-региональная структура сельской части общества в этот период рассматривалась как один из уровней иерархии СТС и представляла собой концентрированное отражение различий в социальноэкономическом положении сельского населения административнотерриториальных единиц регионального (областного, краевого, республиканского) уровня.

В начале 90-х годов А.И. Алексеев и Ю.А. Симагин из географического факультета МГУ осуществили попытку обосновать методологические принципы различения внутри объекта «сельские территории». В результате этого исследования, российские сельские территории были разделены на следующие группы:


Рисунок 1.1 – Типологизация сельских территорий в зависимости от урбанизации [13].


Далее, исходя из критериев занятости населения (занятость, трудовая нагрузка, трудодефицитность сельского хозяйства), развитости системы рабочих мест (отраслевое разнообразие рабочих мест и техническая вооруженность сельского хозяйства) и характеристик кадрового состава (динамика трудовых ресурсов, возраст и образование работающих) внутри групп были выделены 8 типов сельскохозяйственных регионов в разрезе субъектов Федерации: высокоурбанизированная сельская местность, национальная традиционная сельская местность, национальная нетрадиционная сельская местность, русская трудоизбыточная сельская местность, русская черноземная трудообеспеченная сельская местность, русская нечерноземная трудодефицитная сельская местность, русская сельскохозяйственная осваиваемая местность, русская не аграрная осваиваемая сельская местность.

Большая часть сельской местности РФ относится к т.н. территориям с особыми аномалиями. В теории региональной политики их принято называть проблемными регионами. Конструктивный смысл понятия «проблемный регион» состоит в том, что это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы и поэтому требует активной поддержки государства.

Проблемные регионы бывают: слаборазвитые или отсталые – имеют традиционно низкий уровень развития экономики и жизни населения; депрессивные – в прошлом были более развитыми; кризисные – характеризуются очень сильными, катастрофическими деформациями.

С точки зрения географической и геополитической специфики различают две группы регионов: 1) периферийные и приграничные и 2) внутренние.

Уменьшение пространственной дифференциации означает сближение регионов по уровню социально-экономического развития. Это создает более благоприятные условия для эффективного развития общенационального рынка, гармонизации социально-экономических преобразований, формирования на качественно более высоком уровне общероссийского менталитета, укрепления единства Российского государства. Наоборот, усиление региональной дифференциации затрудняет проведение общей политики социальноэкономических преобразований и формирование общенационального рынка, несет опасности региональных кризисов (особенно в маргинальных регионах) и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики, ослабления целостности общества и государства [20,24,40].

В развитых странах с начала 90-х годов все чаще стали возникать проблемы, связанные с систематикой количественного и качественного учета ситуации в сельских регионах. Международно-сопоставимую типологизацию разработала ОЭСР в рамках проекта «Сельские индикаторы», где впервые была создана региональная система по сбору и презентации субнациональных данных на международном уровне [22,2]. В соответствии с долей населения, относящегося к городским или сельским органам самоуправления одного района:


Таблица 1.2 – Типологизация сельских территорий в зависимости от доли населения


Для всех попыток типологизации общим является то, что регионы состоят из административных единиц. Эта методика представляется прагматичным, однако, не всегда правомерным решением. В отдельных случаях она приводит к ошибочным выводам, если не ориентирована на определение экономических критериев. Адекватным проблеме было бы отделение экономических районов, как регионов, внутри которых происходит, в соответствии с определением, подавляющее число социально-экономических отношений между жителями. Однако для сплошного деления по этим критериям не хватает базы данных.

В России отсутствует признанная типология сельских территорий, позволяющая дифференцировать показатели развития для каждого типа территорий и на основании чего определить к ним параметры государственной политики.

Поэтому, используя зарубежный опыт типологизации сельских территорий необходимо разработать соответствующую российскую методику и провести саму типологизацию. При этом должны быть учтены осуществленные ранее разработки в данной области, позволяющие разделить выделенные типы сельских территорий на подтипы по дополнительным критериям. Результаты типологизации должны быть представлены в картографическом виде, с использованием ГИС-технологий и периодически актуализироваться.

Мы считаем, что типологизация на основе разности в плотности населения и природно-климатических условиях позволяет для каждого типа сельских территорий дифференцировать показатели развития и определить системообразующие отрасли и соответствующие параметры государственной политики, а также предложить адекватный набор инструментов саморазвития, учитывающий его сильные и слабые стороны. Такая типологизация позволяет разработать Стратегию устойчивого развития сельских территорий РФ с учетом выделенных типов территорий, которая и станет основой для действий федеральных и региональных органов в данной области. Кроме того, результаты типологизации должны быть представлены в картографическом виде с использованием ГИС-технологий и периодически актуализироваться.

1.2 Методика изучения социально-экономического состояния сельских территорий

Переход к новой парадигме управления состоянием сельских территорий невозможен без изучения внутренней конъюнктуры в пределах данной территории, определения движущих сил и построения моделей комплексной оценки устойчивого развития территории.

Состояние сельских территорий рассматривается как самостоятельное социально-экономическое явление, структурно и функционально связанное с проводимыми в стране реформами и сложившейся социально-экономической реальностью в регионах. Таким образом, социально-экономическое состояние сельских территорий всецело определяется финансово-экономической ситуацией, сложившейся на вышестоящем уровне, но, несмотря на это, зависит от социальной, экологической, демографической специфики и особенности конкретного территориального образования региона.

Основной целью изучения сложившейся социально-экономической ситуации является определение основных проблем и перспектив долгосрочного устойчивого развития сельской территории. Для этого исследуются ключевые стороны жизнедеятельности территории на предмет существующего потенциала развития и выделения сдерживающих его факторов.

Обобщая методологические подходы таких дисциплин как: экономика предприятия, экономико-математические методы, статистика, эконометрика, экономический анализ, информатика и д.р. предложим методику анализа эффективности сельского хозяйства Оренбургской области.

В основу предлагаемой методики заложим следующие этапы проведения экономических исследований:


Рисунок 1.2 – Этапы проведения экономического исследования


Раскроем сущность выделенных этапов применительно к объекту исследования.

Все информационные и аналитические материалы, посвященные сельским территориям целесообразно сгруппировать в три основных:

Первая группа. Монографии, учебники и учебные пособия теоретической и прикладной направленности, о состоянии и развитии сельских территорий. В данном направлении заслуживает внимания серия работ д.э.н., профессора Лапаевой М.Г. [19] в которых рассматривается исторический аспект развития сельского хозяйства Оренбургской области от ее истоков до современности.

Вторая группа. Электронные ресурсы, и прежде всего это сведения, содержащиеся в Интернете. Сайты «Оренбуржье», «Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области» и т.д.

Третья группа. Статистические сборники (как в электронном, так и бумажном виде). Источники, входящие в данную группу можно разделить на две подгруппы.


Таблица 1.3 – Группировка статистических сборников относительно периода издания




Четвертая группа. Сведения государственных учреждений:

– данные министерства по налогам и сборам и других ведомств, располагающих необходимой информацией;

– информация, имеющаяся в распоряжении отраслевых подразделений администрации муниципального образования, а также соответствующих специализированных организаций, отвечающих за реализацию вопросов местного значения на сельской территории;

– паспорт муниципального образования, в котором представлена информация, характеризующая: основные индикаторы развития социальной сферы; основные индикаторы развития экономики; основные индикаторы состояния рынка труда, рынка финансов и потребительского рынка; основные индикаторы развития отдельных поселений, кластеров и отраслей экономики; сравнительные (относительно иных территорий) характеристики недостатков и преимуществ территорий.

Информация, содержащаяся в данных источниках, позволяет представить весь путь развития сельского хозяйства Оренбургской области с момента коллективизации до настоящего времени и определить роль сельских территорий в экономике области.

Следующий этап согласно приведенной на рисунке 1.2 схеме экономического исследования, это обработка собранного материала и выявление на его основе закономерностей развития сельских территорий можно использовать практически все методы экономических исследований, в том числе и методы экономической географии, экономической социологии и других дисциплин, которые представлены в таблице 1.4.


Таблица 1.4 – Методы изучения социально-экономического состояния сельских территории




На заключительном этапе исследования проведем обзор современных подходов к организации управления в сельских территориях и проведем разработку механизма направленного на увеличение их устойчивости.

Обобщая вышесказанное, можно предложить следующую методику проведения изучения социально-экономического состояния сельских территорий.


Рисунок 1.3 – Схема изучения социально-экономического состояния сельских территорий


По нашему мнению построенное на основе предложенной схемы изучение проблемы позволит выявить сложившиеся закономерности в развитии сельских территорий, а также скрытые факторы, оказывающие влияния на уровень развития.

1.3 Нормативно-правовая база развития сельских территорий

Развитие сельских территорий базируется на нормативной правовой базе, представленной федеральным законодательством, распоряжениями Правительства Российской Федерации, методическими указаниями и рекомендациями, подготовленными Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, постановлениями Правительства Оренбургской области и другими нормативно-правовыми актами РФ и региона. Но на сегодняшний момент на федеральном уровне отсутствует нормативный правовой акт, в полном объеме регламентирующий все аспекты политики устойчивого развития сельских территорий.

Правовой вакуум, создавшийся в системе аграрного законодательства после отмены Федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 года в конце декабря 2006 года, заполнил Федеральный закон № 246-ФЗ от 29.12.06 «О развитии сельского хозяйства». В ст. 4. п. 1 дано понятие сельскохозяйственного производства. Под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.

В этом же законе (ст. 5) дано определение понятий «государственная аграрная политика» и «устойчивое развитие сельских территорий», где государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

Стоит отметить, что в данном ФЗ устойчивое развитие сельских территорий не выделяется как одно из направлений государственной аграрной политики, а является всего лишь этапом в достижении цели развития сельского хозяйства, в общем.

Следующим нормативно-правовым актом является «Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р.

В данной Концепции отмечены следующие ключевые проблемы:

– крайне низкий уровень жизни сельского населения;

– уменьшение числа объектов социальной инфраструктуры;

– неразвитая дорожная сеть;

– тревожная экологическая ситуация на большей части сельских территорий.

Концепцией определены цели, задачи и принципы государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий.

Одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние граждан, является создание условий для устойчивого развития сельских территорий.

Основные принципы государственной политики отображены на рисунке 1.4.


Рисунок 1.4 – Принципы государственной политики


В Концепции также прописаны основные направления государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, каждое из которых включает в себя меры направленные на решение проблем и механизм их осуществления. Данные шесть направлений отражены на рисунке 1.5.


Рисунок 1.5 – Направления государственной политики


Основной целью первого направления – проведения активной демографической политики, направленной на укрепление сельской семьи, повышение ценности рождения и воспитания детей, а также на повышение доступа сельского населения к услугам детских дошкольных учреждений, является преодоление негативных демографических процессов, происходящих на сельских территориях.

В условиях резкого обострения ситуации в демографической и трудовой сферах села переход от существующей неэффективной отраслевой и территориальной структуры сельской экономики к новой социально и инновационно-ориентированной модели развития, то есть диверсификация сельской экономики и технологическое обновление ее отраслей, приобретает приоритетное значение.

Государственная политика в области развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий ориентируется на кардинальное улучшение социальной среды обитания лиц, проживающих в сельской местности, повышение доступности социально-культурных и торгово-бытовых услуг на основе развития дорожно-транспортных коммуникаций, стационарных, мобильных и дистанционных форм обслуживания [2].

Главная цель следующего направления – сельское расселение – создание благоприятных предпосылок для выполнения селом его производственной, социально-демографической, культурной и других функций, а также для улучшения условий жизни сельского населения на основе развития горизонтальных и вертикальных хозяйственных и социальных связей сельских поселений.

Конец ознакомительного фрагмента.