Научные редакторы:
доктор экономических наук, профессор В. П. Соловьев (Украина);
кандидат экономических наук Т. С. Вертинская (Беларусь)
Рецензенты:
В. И. Герасимчук, доктор экономических наук, профессор (Украина);
A. В. Марков, доктор экономических наук, профессор (Беларусь);
B. И. Терехов, доктор экономических наук, профессор (Украина);
В. И. Сергиенко, доктор экономических наук (Украина);
Т. В. Садовская, кандидат экономических наук (Беларусь)
© Институт экономики НАН Беларуси, 2015
© Оформление, РУП «Издательский дом «Беларуская навука», 2015
Введение
Анализ построения основ современных социально-экономических систем и специфики их практической реализации показывает, что одним из императивных концептов, определяющим результативность продвижения страны по ступеням прогресса, вне зависимости от сложившегося комплекса внешних и внутренних условий, избранной политики и идеологии, является инновационное развитие.
Общепризнано, что в условиях глобализации для любого государства основополагающим условием его устойчивости и экономической состоятельности становится рациональная организация национальной инновационной системы (НИС), способность отдельных регионов и страны в целом оперативно реагировать на изменения среды, быстро адаптироваться к динамически меняющейся ситуации посредством использования инструментов инновационной политики.
Одним из важных аспектов, которые определяют специфику инновационного развития государства, является выбор ориентира его политики в области науки и инноваций, либо производства новых научных знаний, либо их распространение и применение. Параллельное сочетание векторов «создания» и «применения» открывает возможность реализации еще двух базовых сценариев инновационного развития, которые условно можно назвать комбинированными, построенными на тесной интеграции исследований и разработок с потребностями специализированных производителей высокотехнологичных товаров, и трансформационными, присущим постсоциалистическим странам.
Постсоветский сценарий характеризуется декларированием инновационной направленности экономики. Задачи по достижению нового мирового лидерства по широкому фронту исследований определяются на фоне недостаточных (явно уступающих уровню стран-лидеров) абсолютных и удельных размеров финансирования академической и вузовской науки со стороны государства и бизнеса, наконец, практически полным отсутствием «фирменной науки».
Региональные аспекты инновационного развития являются логической частью процессов глобализации и локализации и находят отражение практически в каждом профильном исследовании, выступая в качестве одного из важнейших процессов в формировании и функционировании НИС. Выработка и реализация региональной инновационной политики рассматривается Европейским союзом в качестве необходимого условия успеха в экономике. Это определяет актуальность настоящего исследования, где нашли отражения концептуальные, аналитические и практические аспекты проблемы формирования кластерной сетевой формы инновационного развития.
В связи с четким пониманием в мировом научном и бизнес-сообществе того факта, что создание, диффузия и применение знаний имеют фундаментальное значение для экономического роста, развития и благосостояния общества, все более важное значение приобретает создание стимулирующей среды и организационно-структурных элементов НИС – от традиционных единичных научных и образовательных организаций, субъектов инновационной инфраструктуры до их интегрированных совокупностей.
Речь идет о кластерных структурах, которые в настоящей монографии выступают одной из ключевых категорий и являются объектом пристального внимания ученых как Беларуси, так и Украины. Известно, что тематика «кластеров» стала в последнее время сверхмодной темой научных исследований. Общепризнанна их роль как важных факторов стимулирования роста производительности, инновационной активности компаний и образования новых предприятий. Кластеры связаны как с динамикой промышленного развития страны, так и с формированием политики регионального развития в условиях глобализации экономики.
Можно сказать, что авторы монографии сделали определенное научное продвижение в содержательном аспекте изучения этой категории. Во-первых, показаны особенности реализации кластерного подхода применительно к условиям «переходной экономики», во-вторых, выявлены изменения в процессе кластеризации под влиянием «новой экономики» и внедрения информационно-коммуникационных технологий, в-третьих, уточнены различия между категориями «кластерная политика», «кластерные инициативы».
В исследовании рассматривается ряд других вопросов, связанных с теоретическими и эмпирическими вопросами политики поддержки кластеров, по многим из которых высказаны авторские позиции: что подразумевается под понятиями региональных кластеров и региональных инновационных систем; каковы механизмы, лежащие в основе динамизма, конкурентоспособности или застоя в создании региональных кластеров; насколько важны региональные кластеры в экономике; насколько важным и распространенным является «факт» кластеризации в экономике Беларуси и Украины; какие показатели и процессы характеризуют региональные кластеры и каковы основные тенденции в формировании кластеров; как политика экономического развития и региональная политика должны учитывать феномен географической кластеризации; каковы должны быть политика и практика, ориентированные на различные типы региональных кластеров; существует ли необходимость критически рассматривать причины вмешательства государственной политики в формирование региональных кластеров; каковы инструменты политики, адаптированные к различным обстоятельствам формирования кластеров, – все это перечень научных и практических проблем, которые затронуты в настоящем исследовании.
Известно, что одним из уязвимых мест процесса кластеризации является формирование нового типа связей между потенциальными участниками кластерной структурой – партнерства. В работе нашел отражение исторический подход к эволюции этих отношений и, как следствие, предложены конкретные шаги по установлению партнерских связей между бизнесом, наукой и властью.
Инновационное развитие регионов тесно связано с другими формами ее организации – так называемыми технопарковыми структурами, или инновационными зонами. В монографии рассмотрены теоретические аспекты их формирования, исследован зарубежных опыт создания в таких странах, как Германия, Россия, США, Франция, Япония. Помимо этого, применительно к условиям Украины, рассмотрены законодательные условия их создания.
В монографии значительное место уделено результатам проведенного аналитического и эмпирического анализа инновационного развития стран, регионов и городов, прежде всего Беларуси и Украины. В частности, нашли отражение результаты оценки конкурентоспособности регионов Украины за период 2013–2011 гг. по результатам их мониторинга Фондом «Эффективное управление», а также с учетом группировки областей в макрорегионы. Проведена оценка изменений индикаторов в составляющей индекса конкурентоспособности «Институты» в Днепропетровской и Хмельницкой областях. Проанализировано влияние таких факторов, как технологическая готовность, уровень развития бизнеса, включая региональную кластеризацию, и инноваций на конкурентоспособность областей Украины.
Проведен анализ динамики изменений в инновационной деятельности и инновационном развитии экономики в Харьковской области в 2006–2012 гг., включающий оценку объемов финансирования научных и научно-технических работ, затраты на инновационную деятельность и производительность труда, экспорт продукции 5-го ТУ (высоких технологий), 4-го ТУ (средневысоких технологий), 3-го ТУ (средненизких технологий) и другие индикаторы. Это позволило определить индексы инновационности по выбранным показателям с выделением направлений совершенствования региональной политики по реализации инновационной экономики.
Применительно к Беларуси проведена оценка условий ее кластеризации на основе расчетов индексов локализации экономической деятельности и определены перспективные виды кластеров для белорусских регионов. Разработана методика оценки уровня инновационного развития на кластерной основе малых и средних городов и проведена их типологизация.
Как известно, региональные аспекты инновационного развития довольно многообразны, поскольку ученые и практики апеллируют к различным системообразующим признакам и способам реализации, в частности, технопарковым структурам, наукоградам, кластерам, сетям, при этом вполне очевидно взаимное пересечение данных организационных форм. Так, технопарк предполагает наличие сетевых взаимодействий и кластерных принципов организации, а сети, как правило, имеют материальное воплощение в структурных элементах НИС.
Указанные взаимосвязи легли в основу разработки теоретических положений по формированию концептуальной модели сетевой формы инновационного развития на базе региональных кластеров, в результате были разработаны два подхода. Первый – кластеры как результат формирования экономической системы региона, где участниками так называемой «тройной спирали» выступают университеты, научно-исследовательские центры и бизнес. Второй – результат управленческих усилий местных властей как интеграторов малых и средних предприятий. Определены возможные формы реализации кластерной политики в регионах Беларуси.
Предложена типовая схема разработки стратегии конкурентоспособности регионов, малых и средних городов Беларуси на основе формирования сетевой (кластерной) формы инновационного развития. Она может включать следующие этапы: 1) разработку концепции и стратегических рамок для стимулирования сетевой инновационной деятельности; 2) проведение анализа региональных активов и формирование многосторонней региональной политики; 3) проектирование стратегии на основе совершенствования механизма управления; 4) совершенствование обучения персонала за счет улучшения показателей, оценок и проведения экспериментов. Несмотря на определенный уклон в теоретические основы разработки стратегий инновационного развития на кластерной основе, отдельные аспекты предложенной модели могут иметь практическое применение. К другим практико-ориентированным результатам исследования можно также отнеси сформулированные критерии отбора программ развития инновационных кластеров на базе системы показателей, разработанные сценарии формирования кластеров в сфере услуг применительно к условиям Беларуси (речь идет о кластерах в сфере туризма, транспорта, образования).
Необходимо отметить, что настоящая монография подготовлена по отдельным результатам совместных исследований, которые проводились Институтом экономики НАН Беларуси и Центром исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г. М. Доброва НАН Украины при финансовой поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований и Государственного фонда фундаментальных исследований Украины: «Научные принципы государственной поддержки формирования региональных кластеров в аспекте устойчивого инновационного развития регионов Беларуси и Украины» и «Разработать стратегию повышения конкурентоспособности регионов, малых и средних городов Беларуси и Украины на основе кластерной сетевой формы инновационного развития».
Участие в исследованиях принимали ученые – представители такого научного направления, как инновационное развитие и региональная инновационная политика, а также регионалисты. Широкий формат исследовательского поля и разнообразие научных взглядов и точек зрения на одну и ту же проблему не позволили достичь полной монистичности в построении работы. Поэтому в монографии встречаются некоторые повторы, проявляются различия в степени проработанности отдельных проблем украинскими и белорусскими исследователями. На взгляд авторского коллектива, это не только позволяет продемонстрировать богатую палитру научных подходов к рассматриваемой проблеме, но выявить не решенные вопросы, которые могут стать предметом изучения в рамках будущих совместных белорусско-украинских проектов.