Вы здесь

Инновационная спартианская технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи. IV. Возможные направления и социальный эффект использования спартианской технологии (В. И. Столяров, 2003)

IV. Возможные направления и социальный эффект использования спартианской технологии

Следует отметить существенные трудности при оценке социального эффекта спартианских форм и методов. Эти трудности вызваны прежде всего сложностью «измерения» параметров человеческой личности, касающихся ее духовного мира (нравственных, эстетических, творческих и других характеристик), а также необходимостью длительного периода времени для того, чтобы достаточно четко обнаружились последствия воздействия на этот мир использованных форм и методов.

С учетом этого выскажем предварительные соображения по обсуждаемому вопросу.

1. Как показал многолетний опыт проведения Спартианских игр, организации подготовки к ним в Спартианских клубах и школах, развития спартианского движения самый главный социальный эффект использования этих элементов спартианской технологии организации физкультурно-спортивной работы с различными группами населения состоит в том, что они оказывают целостное гуманистическое воздействие на личность.

Можно выделить ряд аспектов такого воздействия.

Во-первых, активное участие в Спартианских играх и деятельности Спартианских клубов благотворно влияет на состояние здоровья и физического развития. Это подтверждают многочисленные данные педагогических наблюдений и экспериментальных исследований [Губарева, 2000; Ефременков, 2002; Козырева, 2002; Лубышев, 1999; Ольхова, 2000; Прокопчук, 1998; Самусенков, 2000; Самусенкова, 1996 и др.].

Участие в спартианских мероприятиях способствует усилению ориентации на здоровый образ жизни и физическое совершенствование, формированию мотивации к самостоятельным занятиям, направленным на освоение ценностей физической культуры, повышению уровня физкультурной образованности, в частности, знаний о методике самостоятельных занятий физическими упражнениями, основ самоконтроля на этих занятиях, а также знаний специальной терминологии.

Во-вторых, спартианские формы и методы содействуют не только физическому, но и духовному оздоровлению, преодолению разрыва между физическим и духовным развитием детей, молодежи, взрослых.

Спартианские игры и клубы, с одной стороны, воспитывают потребность в состязательности в различных видах творческой деятельности, а вместе с тем формирует культуру соперничества, гуманистически ориентированное поведение в ходе соревнований.

Прежде всего это связано с тем, что на Спартианских играх, в Спартианских клубах и школах создается благожелательная, расположенная к человеку сфера игровых соревновательных отношений, т. е. придание ей той функции культурной среды, которую эта сфера должна выполнять, если рассматривать ее как элемент культуры, и которая позволяет человеку через формы игровой соревновательной активности чувствовать себя и быть действительно приобщенным к ценностям культуры, пользоваться этими ценностями и участвовать в их создании.

По-видимому, спартианские формы организации соревновательной деятельности в наше время «могут выполнять ту роль, что имели для жителей средневекового города карнавалы. Они позволяют его участникам выйти из рутинного бытия, ощутить себя равными среди равных и нестесненными в своей неутилитарной, но имеющей важное жизненное значение деятельности. Здесь возникает не только осознание, но ощущение самозначимости человеческой активности, усваиваются ее формы в их может быть наиболее чистом виде. Спорт снова становится той сферой, где гуманистический идеал не только формируется, но и воплощается в реальности человеческой деятельности и человеческих отношений…» [Сараф, 1997, с. 81–82]. Формы и методы спартианской технологии содействуют формированию такого важного элемента духовно-нравственной ориентации личности как интеллигентность в том ее понимании, которого придерживался академик Д. Лихачев. По его мнению, интеллигентность – это прежде всего «способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям» [Лихачев, 1997, с. 16–17].

Спартианские формы и методы позволяют снизить интерес участников соревнования к внешним ценностям (демонстрация превосходства над противником, победа над ним и получение связанных с этой победой ценных призов, наград, других материальных благ), повысить ориентацию на внутренние, духовно-нравственные и эстетические ценности (преодоление самого себя, творчество, рыцарское поведение, красота действий и поступков и т. п.), снять (по крайней мере уменьшить) желание победить любой ценой, зависть к победителям, воспрепятствовать проявлениям грубости, насилия, агрессивности, национализма. Такого рода проявления не наблюдались ни на одних Спартианских играх.

Высокой ориентации на духовно-нравственные и эстетические ценности содействует целый ряд факторов. Комплексная программа Спартианских игр, огромная палитра разнообразных соревнований и конкурсов, показателей, по которым выявляются определенные достижения участников и они награждаются, позволяет каждому из них в чем-то проявить себя, почувствовать «победителем». На Играх не вручаются призы, имеющие большую материальную ценность. При выявлении победителей учитываются лишь существенные различия в результатах и уменьшается количество занятых мест. Вместе с тем на Играх всемерно поощряется и учитывается при определении победителей высоконравственное поведение, красота действий и поступков, преодоление участником тех результатов, которые он показывал раньше, соревнования сочетаются с «играми без побежденных», проводятся соревнования «смешанных» команд и т. д. К этому следует добавить ту работу, которая проводится в Спартианских клубах и школах по пропаганде Спартианского кодекса, принципов «Фэйр плэй», других идеалов и ценностей олимпизма.

В-третьих, Спартианские игры, клубы, школы обеспечивают «синтез спортивной, культурной, эстетической, художественной деятельности. Причем, главное здесь заключается не во внешнем сочетании спорта и искусства, а в совместной деятельности спортсмена и художника, в комплексном подходе к воспитанию личности, к формированию общения и культурной среды». Гуманистическое содержание такого подхода к организации соревнований «состоит в преодолении специализированной утилитарной деятельности, в движении к универсализму» [Сараф, 1997, с. 82].

Создаются реальные стимулы, побуждающие личность к разностороннему и гармоничному развитию. Участие в Играх, а тем более успешное выступление в них, требует физической подготовленности, спортивных умений, художественного мастерства, творческих способностей, эстетической культуры, знаний в области искусства и спорта и т. д. Поэтому не нужно призывать участников Игр к разностороннему и гармоничному развитию. Сама программа Игр побуждает их к этому. Спартианские школы и клубы оказывают им действенную помощь в таком развитии, в соответствующей коррекции физических, психических, творческих и иных качеств и способностей, знаний, а также закрепляют ориентацию на разностороннее развитие. Этому содействует и система спартианских наград в рамках спартианского движения.

Результаты целого ряда исследований свидетельствуют о существенном повышении ориентации на разностороннее и гармоничное развитие личности у лиц, активно участвующих в Спартианских играх, клубах и т. д. [см. Ефременков, 2002; Козырева, 2002; Лубышев, 1999; Ольхова, 2000; Прокопчук, 1998; Самусенков, 2000; Самусенкова, 1996 и др].

В-четвертых, Спартианские игры и клубы, поддерживая и развивая интерес к национальным видам спорта, народным играм и развлечениям, национальным и народным культурным традициям, видам искусства, содействуют сохранению и развитию самобытной национальной и народной культуры, патриотическому воспитанию детей и молодежи.

2. Спартианские игры и клубы дают возможность попробовать свои силы и способности в различных видах творческой деятельности, относящихся к сфере физической культуры, спорта, искусства, технического творчества, определить свои "плюсы" и "минусы", наметить программу совершенствования, а также ту сферу деятельности, которая больше всего нравится и в которой можно с наибольшей отдачей проявить свои силы и способности.

Такая возможность особенно важна для детей и подростков, которые только начинают свой путь в жизни и должны сделать выбор, определить сферу своей будущей деятельности. Спартианские клубы помогают им не только глубже познать самих себя, но и содействуют их саморазвитию, самопреодолению, самосовершенствованию, оказывая разнообразную помощь в этом.

Очень важно, что дети получают возможность не только попробовать свои силы и способности в различных видах творческой деятельности, относящихся к сфере физической культуры, спорта, искусства, но также определить – совместно с педагогом и родителями – свои "плюсы " и "минусы", наметить программу совершенствования, а также ту привлекательную сферу деятельности, в которой можно с наибольшей отдачей проявить свои силы и способности. У них повышается ориентация на самосовершенствование в избранном виде творческой деятельности.

Это очень важный аспект значимости форм и методов спартианской технологии. Ведь, как отмечал А. Маслоу, лишь очень немногим людям удается удовлетворить потребность в самоактуализации на основе полной реализации своего потенциала. В первую очередь это связано с тем, что многие люди просто не знают этот потенциал и не понимают пользы самоусовершенствования. Некоторые из них склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Этот страх успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию, А. Маслоу назвал комплексом Ионы.

3. Спартианские игры и клубы могут быть эффективно использованы в целях олимпийского образования и воспитания детей и молодежи.

Почему возникает необходимость использования для этих целей спартианских форм и методов? Что нового они могут дать по сравнению с другими формами и методами?

Приобщение подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма – крайне сложная социально-педагогическая проблема. Задача состоит не только в том, чтобы дети, подростки, молодые люди имели глубокие знания об истории олимпийского движения и Олимпийских игр, знали и правильно понимали идеалы и ценности олимпизма. Самое важное, чтобы они в своем реальном поведении и образе жизни действительно ориентировались на принципы «честной игры», гармоничное развитие личности и другие духовно-нравственные, эстетические ценности олимпизма, направляли свои усилия на их воплощение в жизнь.

С решением этой задачи как раз и связаны главные проблемы олимпийского воспитания. Одна из основных причин этого – сама модель олимпийских соревнований, которая развивает стремление победить любой ценой (даже за счет здоровья, нарушения нравственных принципов, одностороннего развития и т. д.). Поэтому возникает необходимость использования иных моделей организации и проведения соревнований, которые ориентируют участников на духовно-нравственные и эстетические ценности, не развивают стремление победить любой ценой, не дают повод для насилия, грубости, агрессивности, национализма и т. д.

Спартианские игры представляют собой именно такую модель, что и определяет в первую очередь целесообразность их использования в работе, направленной на приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма. Включение тех, с кем ведется эта работа, в Спартианские игры и подготовку к ним, в Спартианские клубы содействует решению одной из центральных проблем олимпийского воспитания – формированию и развитию реальной ориентации участников соревнования на духовно-нравственные и эстетические ценности олимпизма.

Тем самым Спартианские игры и клубы дополняют те формы и методы, которые имеют своей целью формирование у детей и молодежи глубоких и прочных знаний об олимпийском движении и Олимпийских играх, об идеалах и ценностях олимпизма.

Вместе с тем Спартианские игры и клубы могут вносить существенный вклад и в задачи олимпийского образования. Программа всех Спартианских игр наряду с другими соревнованиями и конкурсами включает в себя конкурсы знатоков искусства, спорта и олимпизма, а программа некоторых Спартианских игр строится таким образом, что для участия в них необходимо сдать «зачет» по олимпизму, продемонстрировать знание истории олимпийского движения и Олимпийских игр, идеалов и ценностей олимпизма. Тем самым стимулируется интерес участников Спартианских игр к приобретению таких знаний.

Если позволяют сроки проведения этих Игр, для участников – до начала соревнований – организуется работа «Спартианской школы», важным разделом программы которой является изучение олимпизма и олимпийского движения.

Формирование знаний об олимпизме и олимпийском движении входит и в программу работы Спартианских клубов и школ. Для разъяснения и пропаганды идей олимпизма здесь используются разнообразные формы и методы – беседы, лекции, встречи с известными спортсменами-олимпийцами, кинофильмы, театрализованные постановки на олимпийскую тематику и др.

Важно отметить, что работа Спартианских клубов, создаваемых на добровольных началах и действующих на основе самоуправления, позволяет значительно повысить творческую активность самих детей, молодежи в пропаганде и реализации идеалов и ценностей олимпизма в олимпийском движении.

О реальной возможности эффективного использования спартианских форм и методов в целях олимпийского образования и воспитания детей и молодежи свидетельствует многолетний опыт такой работы в Смоленской школе № 39 г., а также в ряде вузов г. Краснодара [см. Егоров, 1994, 1995; Егоров, Петлеваный, Шапоренкова, 1997; Ефременков, 2002; Ефременков, Пирожников, 1999; Лазарев, 1994; Лазарев, Егоров, 1996; Мамскова, 1998; Ольхова, 2000; Петлеваный, 1997, 2001; Петлеваный, Егоров, 1997; Пирожников, 1998; Прокопчук, 1998; Савельев, 1994; Столяров, Петлеваный, 1997; Шапоренкова, 1994 и др.]. На проведенном Олимпийским комитетом России в 1996 г. Всероссийском конкурсе, посвященном 100-летию современных Олимпийских игр, на лучшую общеобразовательную школу и среднее профессионально-техническое учебное заведение в области олимпийского образования, школа № 39, практически реализующая спартианскую программу олимпийского образования, заняла 1-е место.

4. Спартианские игры – прекрасное средство отдыха и развлечения как детей и молодежи, так и взрослых. Игры дают возможность активно и творчески отдохнуть, получить положительные эмоции, эстетическое удовольствие, побыть на природе, пообщаться с интересными людьми. Все это содействует хорошему настроению, самочувствию.

В ходе опроса участников Игр при ответе на вопрос: «Какие чувства чаще всего вы испытываете во время Игр?» все участники отмечают такие чувства, как хорошее настроение, эмоциональный подъем, эстетическое удовольствие, удовлетворение от общения с другими людьми. Участники ряда Игр (например, в г.г. Анапа, Дубна, Зеленоград, Новокузнецк, Хволынск, Сургут и др.) отмечали также «удовлетворение от общения с природой», поскольку большинство конкурсов и соревнований проводилось на природе. Результаты психологического тестирования участников Игр (после их проведения) с использованием теста дифференцированной самооценки функционального состояния (по шкале САН-самочувствие, активность, настроение) также показывают существенное улучшение настроения, самочувствия, проявления активности.

Этому содействуют следующие основные факторы:

• праздничная, эмоциональная и доброжелательная атмосфера Спартианских игр, ориентирующая участников не только на конкуренцию, соперничество, но и (причем, в первую очередь) на единение;

• разнообразие соревнований и конкурсов в программе Игр, их связь с миром спорта, искусства и других сфер деятельности человека, творческий, необычный, увлекательный характер;

• спартианская система определения и награждения победителей, которая значительно расширяет круг этих лиц по сравнению с традиционной (поскольку позволяет выделить достижения практически каждого участника Игр) и создает ориентацию участников не только на результат их деятельности, но и на сам ее процесс;

• включение в программу не только соревновательных, но и несоревновательных игр;

• возможность участия в Играх людей различного возраста, пола, интересов и т. д., в том числе родителям совместно с детьми.

5. Уникальная программа Спартианских игр, применяемая на них система выявления и награждения победителей создают условия для совместного и равноправного участия в Играх людей разного возраста, пола, физического состояния, различных интересов и т. д., в том числе родителей совместно с детьми и, что особенно важно, – лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) и т. д.

На Спартианских играх создаются условия не только для их самостоятельной физической, интеллектуальной, творческой активности, общения с другими лицами, но и (что самое главное) для равноправного участия вместе с ними в соревнованиях, для того, чтобы они не чувствовали себя при этом «ущербными», «больными», «инвалидами». Разнообразие спортивных соревнований, адаптация их правил, оборудования и т. д. к физическому и психическому состоянию инвалидов позволяет им активно участвовать и побеждать в этих соревнованиях. Успешно они могут выступать в художественных конкурсах, в конкурсах знатоков и т. д. Кроме того в число победителей на Играх включаются не только те, кто показал лучший результат, но и те, кто продемонстрировал мужество, волю и т. д.

Вся система организации работы Спартианских клубов и школ также построена на принципе равноправного участия в них лиц с ограниченными возможностями здоровья и тех, кто не имеет таких ограничений.

Все это содействуют социальной реабилитации и интеграции инвалидов, повышает уровень их социальной адаптации. Такой эффект зафиксирован на основе опросов, педагогических наблюдений, психологических тестов, проведенных специалистами-психологами, и других методов [см. Губарева, 2000; Дремова, 1996; Жбиковский, 1994; Лубышев, 1999 и др.].

Специальные исследования показали, что Спартианские игры и подготовка к ним могут служить эффективным средством для закрепления тех положительных результатов в социальной реабилитации и интеграции инвалидов, которые достигаются с помощью других средств и методов, например, на основе занятий иппотерапией [см. Ганзина, 1997; Дремова, 1996; Ларионова, 1999; Лубышев, 1999].

Спартианские игры и Клубы способны оказывать позитивное влияние и на других лиц, нуждающихся в социальной помощи и защите: детей-сирот, детей и подростков с отклоняющимся поведением и т. д.

На основе вышеизложенного можно сделать ряд выводов относительно сферы, основных направлений и социального эффекта использования форм и методов спартианской технологии.

1. Они могут быть использованы в этой работе с самыми различными группами населения, в первую очередь с детьми и молодежью. В Спартианских играх и клубах активное участие могут принимать лица различного пола и возраста – дети (примерно с 6 лет), подростки, молодежь, взрослые – различного физического и психического состояния, в том числе лица с ограниченными возможностями (инвалиды), с различными интересами – спортсмены, те, кто увлечен искусством, наукой, техническим творчеством и т. д.

Спартианские игры и клубы многое могут дать не только детям и подросткам, но и их родителям. Они могут здесь отдохнуть, развлечься вместе со своими детьми, пообщаться с другими родителями, а также расширить и углубить свои знания и умения по вопросам, касающимся воспитания своих детей, лечения и профилактики их заболеваний и т. д. В Клубе для родителей организуются психолого-педагогические и медицинские консультации, обмен опытом тех лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, которые они проводят для своих детей.

2. Диапазон использования Спартианских игр и клубов в социально-педагогических и культурных целях весьма широк и многообразен. Они позволяют, начав с самого простого – с организации активного, творческого отдыха, развлечения, включения человека в игру, соревнование, общение с другими людьми и с природой, оказать целостное гуманистическое воздействие на его личность и постепенно сформировать у него определенный образ и стиль жизни. Для этого – спартианского – образа и стиля жизни характерна ориентация на здоровье, физическую культуру, духовно-нравственные ценности, а также включенность личности в процесс постоянного самосовершенствования, разностороннего развития и проявления своих способностей на основе активных занятий физическими упражнениями, участия в спортивных соревнованиях, творчества в сфере искусства, науки и т. д.

3. Особенно важное значение спартианские формы и методы имеют:

– для пробуждения интереса к миру спорта и искусства тех, кто равнодушен и к тому и к другому;

– для духовного (или, напротив, физического) оздоровления тех, кто односторонне увлекается спортом и физическими упражнениями (искусством, наукой или какими-то другими видами духовно-творческой деятельности);

– для социальной реабилитации и интеграции лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями (инвалидов);

– для профилактики девиантного поведения детей и молодежи (использование наркотиков и т. п.).

4. Отмеченные выше возможности использования Спартианских игр показывают, что эта новая игровая модель соревнований в первую очередь предназначена для сферы «спорта для всех», поскольку основная цель ее применения – отдых, развлечение, общение людей, решение таких социально-педагогических задач, как разностороннее развитие личности, преодоление разрыва между духовным и физическим развитием, социальная реабилитация инвалидов и т. д.

Однако Спартианские формы и методы могут применяться и в «большом», олимпийском спорте – для повышения уровня олимпийских знаний спортсменов, их ориентации на духовно-нравственные и эстетические ценности, как средство отдыха, развлечения спортсменов на спортивных базах, во время длительных сборов.

Спартианские игры могут иметь важное значение и для изменения общественного мнения о низком духовно-нравственном облике всех спортсменов высокого класса, в том числе олимпийцев, о несовместимости активных и регулярных занятий спортом с гармоничным и разносторонним развитием личности, с высокими результатами в других видах деятельности. Актуальным является вопрос об использовании их и в системе международного спорта [Столяров, Курило, 2000].

6. Подчеркивая важное значение спартианских форм и методов, их значительный социально-педагогический и культурный потенциал, вместе с тем необходимо отметить, что они должны использоваться в сочетании с другими формами, средствами и методами, основанными на принципах гуманистической педагогики и психологии.

Так, при организации работы Спартианских клубов, как отмечалось выше, должны использоваться, например, методы раннего выявления и развития индивидуальных творческих способностей; методики групповой психотерапии (психодрама, телесная и танцевальная терапия, терапия искусством, игровая терапия); средства пластико-ритмической и антистрессовой пластической гимнастики; методики художественного движения Л. Н. Алексеевой и др.

Важным дополнением спартианских форм и методов являются упомянутые выше инновационные гуманистически ориентированные формы, методы, технологии физического воспитания, которые разработали и практически внедряют В. К. Бальсевич, Ю. А. Лебедев и Л. В. Филиппова, С. Д. Неверкович и С. П. Киршев и др. В процессе олимпийского образования детей и молодежи спартианские формы и методы должны дополняться такими традиционными средствами, как олимпийские уроки, беседы и др.

Спартианские игры предназначены для людей с ориентацией на духовно-нравственные ценности и призваны формировать, развивать у них эту ориентацию. В настоящее время спартианская модель соревнований, разумеется, не может и не должна заменять другие модели, которые представляют интерес для людей с иными интересами, потребностями, ориентациями и т. д.

В заключение важно подчеркнуть, что спартианская технология интегративного подхода к организации физкультурно-спортивной деятельности в полной мере соответствует реалиям сегодняшнего дня.

Она учитывает общую тенденцию гуманистического, духовно-нравственного обновления современного общества, а вместе с тем социально-экономическую, политическую и культурную ситуацию нашей страны, те задачи, которые особенно важны на современном этапе ее общественного развития.

Перед россиянами и Россией, вставшей на путь духовного возрождения и решения экономических проблем, стоят огромные трудности. Для достижения поставленных целей и преодоления трудностей нужны не только огромные материальные ресурсы. Нужны активные, творчески одаренные, здоровые и физически развитые люди, стремящиеся к разностороннему развитию и проявлению своих способностей и выдвигающие на передний план духовно-нравственные ценности в своем отношении к другим людям, к природе и к самим себе. Но именно на эти жизненные ценности и ориентирует спартианская технология.

Кроме того, она в определенной мере способна заполнить тот идеологический вакуум, который возник в умах детей и молодежи в результате кардинальных изменений, происшедших в последние годы в политике и экономике нашей страны. Она может внести существенный вклад в процесс преобразования нашего общества на основе идей гуманизма.


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Цели, задачи, формы и методы спартианской технологии при их использовании в работе с детьми, подростками и молодежью конкретизируются с учетом их пола, возраста, физического состояния, материально-технических условий и т. д.

2. Для получения более полной информации о спартианской программе, о формах и методах ее использования в работе с детьми и молодежью разного возраста и физического состояния, включая лиц с ограниченными возможностями (инвалидами), см. публикации о Спартианских играх, клубах и спартианском движении (Приложение 6).

3. Для официального включения в спартианское движение, а также участия в Российских и международных Спартианских играх, которые проводит Центр развития спартианской культуры, Клуб должен быть зарегистрирован этим Центром (Устав Центра – см. Приложение 4).