Вы здесь

Инновационная спартианская технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи. III. Особенности спартианской технологии (В. И. Столяров, 2003)

III. Особенности спартианской технологии

1. Спартианская технология имеет ярко выраженную гуманистическую направленность – с точки зрения и целей, и задач, и используемых средств. Вся работа на основе этой технологии строится на основе отмеченных выше принципов гуманистической педагогики и психологии.

К числу таких принципов, как правило, относят следующие:

• усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности;

• превращение ученика из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъекта активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию и самопреодолению, способности к интеллектуальной и критической деятельности, направленной на глубокое осознание роли и значения своей деятельности;

• формирование у человека мотивации на гармоничное развитие личности;

• демократизацию в отношениях преподавателя с учениками;

• индивидуализацию в работе со спортсменами на основе получения и учета информации о состоянии их здоровья, уровне физической подготовленности, индивидуальных психологических особенностях;

• свободу выбора занимающимися форм занятий, их интенсивности и т. д. [см. Бальсевич, 1988, 1990, 1992, 2000; Бальсевич, Корунец и др., 1998; Бальсевич, Лубышева, 1995; Виленский, 1994, 1996; Дети в спорте…, 1983; Дмитриев, 1997, 1999; Дмитриев, Донской, 1998; Егоров, 1991; Лебедев, Филиппова, 1992; Ленк, 1979, 1997; Литвинов, 1995; Лубышева, 1992; Матвеев А. П., 1997; Неверкович, 1998; Столяров, 1993; Шаулин, 1996; Adam, 1978 и др.].

2. Спартианская технология имеет ярко выраженный комплексный, интегративный характер не только с точки зрения указанных выше задач (в частности, ориентация как на физическое, так и на духовное оздоровление детей и молодежи), но и в плане форм, средств и методов их решения. К числу последних, как было показано выше, относятся:

– включение детей и взрослых в игры и соревнования на основе новой, гуманистически ориентированной модели их организации и проведения, которая предусматривает интеграцию спорта (в его «одухотворенной», гуманизированной форме) с искусством и другими видами духовно-творческой деятельности;

– создание Спартианских клубов, школ, игротек, игровых Спартианских лагерей и т. д.;

– организацию такого образования и обучения, программа которого включает в себя: а) получение человеком достоверной информации о самом себе, о своих возможностях, способностях, недостатках; б) овладение приемами физического и психического оздоровления, развития своих способностей, самовоспитания; в) приобретение глубоких и разносторонних знаний и умений в области спорта, олимпизма, искусства, включая знакомство с культурными обычаями и традициями своего народа и народов других стран, с национальными видами спорта и искусства, с народными играми и т. д., овладение искусством создания в движениях художественных образов, красотой и пластикой «одухотворенного» движения и т. д.;

– разработку и пропаганду определенного духовно-нравственного Кодекса поведения (Спартианского кодекса чести);

– использование специально разработанной системы призов и наград для поощрения высоконравственного и эстетического поведения, красоты действий и поступков в играх и соревнованиях, а также разностороннего и гармоничного развития, успехов не в какой-то одной сфере (спорт, искусство и т. д.), а в различных сферах творческой деятельности;

– организацию постоянного общения (в ходе игр, соревнований, обучения) лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) и тех, кто не имеет таких ограничений, детей и взрослых, спортсменов и тех, кто увлекается искусством (наукой, техническим творчеством и т. п.) и т. д.;

– использование новых форм работы в рамках олимпийского движения, а вместе с тем развертывание нового гуманистического движения "СпАрт" – спартианского движения и т. д.

3. Спартианская технология не отрицает ценность соревнований для детей и молодежи. Но учитывается возможность негативного влияния соревнований на личность человека, и в связи с этим ставится задача найти и использовать на практике средства, предотвращающие такую возможность. При этом основное внимание уделяется созданию реальных условий и стимулов, которые побуждают участников соревнований к благородному, рыцарскому поведению в спорте, разностороннему и гармоничному развитию. Для этих целей используется система специальных спартианских призов и наград, применяется новая, гуманистически ориентированная модель Игр, которая предусматривает проведение новых видов соревнований, новую систему определения победителей, нетрадиционные формы объединения спорта с искусством, необычный состав участников (в частности, совместное участие инвалидов и не-инвалидов), сочетание соревнований с не-соревновательными играми, со "школой" и т. д.

4. Принципиальная особенность спартианской технологии состоит и в том, что спорт и социально-педагогическая деятельность, связанная с искусством, выступают в ней как два важных, дополняющих друг друга компонента единой системы социально-педагогического и культурного воздействия на детей и молодежь для решения широкого круга социальных задач.

При этом особо важное значение придается укреплению связи спорта с искусством, использованию как традиционных, так и нетрадиционных форм этой связи.

5. Важная особенность спартианской технологии состоит и в том, что она сориентирована практически на все социальные группы населения, а не на какую-то одну из них. Она предназначена и для детей и для взрослых, для лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) и для тех, кто не имеет таких ограничений, для спортсменов и для тех, кто увлекается творчеством в сфере искусства, науки, техники и т. д.

Укажем теперь основные возможные направления и сферу использования спартианской технологии, а также социальный эффект этого использования.