Вы здесь

Инновационная модель бизнес-процесса. 2. ОБЩАЯ МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА (В. Н. Бабич, 2014)

2. ОБЩАЯ МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

2.1. Понятие бизнес-процесса

Ключ к успеху бизнеса – в инновациях, которые, в свою очередь, рождаются креативностью.

Джеймс Гуднайт, американский исследователь, предприниматель, основатель и руководитель компании SAS

В самой технологии никакой внутренней ценности нет – ее ценность определяется бизнесмоделью, при помощи которой эта технология выходит на рынок.

Генри Чесбро

Бизнес (англ. business – дело, предпринимательство) – инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела.

Бизнес может выражаться любым видом деятельности, приносящем доход, являющимся источником обогащения. В отношении конкретного делового предприятия (предпринимательской инициативы) составляется бизнес-план, выполняется финансово-экономическое обоснование (на основе анализа и первичной экспертизы бизнес-плана).

Бизнес-план (бизнес-программа) включает последовательность (перечень) работ, намеченных на определенный период, с указанием целей (итоговых и промежуточных), содержания, объема, методов и сроков выполнения.

Финансово-экономическое обоснование (в форме мотивированного заключения) характеризует экономическую состоятельность делового предложения (предприятия) и оценку объемов финансовых, материально-технических и иных средств, необходимых для реализации представленного бизнес-плана. Экономическая привлекательность бизнес-предложения (на основе оценки его эффективности) позволяет найти заинтересованных партнеров для осуществления различных этапов бизнес-программы, а также инвесторов и определить инвестиционную модель с приемлемыми договорными условиями (по составу, объему и срокам финансирования, ограничениям, выплатам, правам на участие в принятии решений, распределения прибылей и др.).

Источниками стартового капитала для начала предпринимательской деятельности могут быть собственные и/или заемные средства (в банке или у физических лиц – долговое финансирование), а также безвозмездная помощь (в виде грантов, субсидий). К собственным средствам относятся:

– для индивидуального предпринимателя – его личные средства и сбережения, собственное имущество (помещение, оборудование, транспортное средство и т. д.);

– для юридического лица – его уставный капитал, формируемый учредителями (чаще всего это долевое финансирование).

Активными участниками новых проектов являются венчурные фонды и бизнес-ангелы.

Начинающим предпринимателям оказывают помощь существующие правительственные и общественные организации (средства российских и международных фондов и программ научного и технологического развития), технопарки и бизнес-инкубаторы.

Бизнес-программа с указанием схем финансирования, графиков выполнения работ, распределения ресурсов (по этапам и видам работ) определяет процесс создания потребительской ценности (в виде товара, услуги, технологии) как бизнес-процесс – совокупность (последовательность) взаимосвязанных мероприятий (задач), идентифицированных по целям, видам работ и результатам. Бизнес-процесс может быть декомпозирован на несколько подпроцессов, которые имеют собственные атрибуты (характеризующие функциональное назначение, порядок выполнения, необходимые ресурсы), но также направленные на достижение основной цели бизнес-процесса. Такой анализ бизнес-процессов обычно включает в себя составление карты бизнес-процесса и его подпроцессов (процессная карта), разнесенных по этапам или видам работ (мероприятий).

Процессная карта показывает связь между различными подпроцессами и их взаимодействия. Глубина декомпозиции определяется сложностью процесса и требуемой степенью детализации. Действительно полное представление о бизнес-процессе получается при декомпозиции до хорошо понятных элементарных действий – бизнес-функций (отдельных операций), которые нет смысла раскладывать на составляющие.

Таким образом, бизнес-процесс может рассматриваться как совокупность (система) взаимосвязанных подпроцессов с определенными бизнес-функциями и относящихся к определенному виду бизнес-процессов.

Выделяют три вида бизнес-процессов:

– управляющие (для управления функционированием предприятия), включающие бизнес-функции планирования, организации, учета, контроля, регулирования;

– операционные, составляющие основной бизнес предприятия и создающие основной поток доходов (например, торговля, снабжение, производство, маркетинг);

– поддерживающие, обслуживающие основной бизнес (например, бухгалтерский учет, подбор персонала, техническая поддержка, административнохозяйственное обеспечение – АХО).

Бизнес-процессы должны быть построены таким образом, чтобы создавать стоимость и ценность для потребителей и исключать любые необязательные или вовсе лишние действия, операции. На выходе оптимально (экономически эффективно) построенных бизнес-процессов увеличиваются ценность для потребителя и рентабельность (меньшая себестоимость производства товара или услуги).

Бизнес-процесс можно рассматривать как процесс преобразования входов (материалов, сырья, информации) в выходы (потребительские продукты). При этом основной бизнес-процесс связан с управляющими процессами (планирование, организация, учет, контроль, регулирование) и поддерживающими процессами (для обеспечения основной деятельности) (рис. 2.1).

Для описания (представления) реального хода бизнес-процесса, осуществляемого предприятием (или в рамках только предполагаемой деятельности), выполняется моделирование бизнес-процесса. Для наглядности выполняется визуализация модели бизнес-процесса при помощи блок-схем, диаграмм, графов и других средств геометризации.

Конец ознакомительного фрагмента.