Вы здесь

Инновационная деятельность в современном университете. ВВЕДЕНИЕ (Л. Н. Харченко, 2014)

ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие всех сфер жизнедеятельности и субъектов общества происходит путем освоения разнообразных инноваций. При этом инновации вступают, с одной стороны, в противоречие со всем консервативным, направленным на сохранение существующего положения, с другой стороны, – нацелены, в пределах стратегии изменений, на значительное повышение технико-экономической эффективности всех видов деятельности. Поэтому регулирование инновационной деятельности во всех развитых странах мира осуществляется на различных уровнях: – государства в целом;

– отдельного региона;

– на уровне организации или учреждения.

При этом важнейшими целями государственного регулирования инновационной деятельности являются:

– обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства;

– повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке;

– улучшение экологической ситуации;

– укрепление безопасности и обороноспособности.

В условиях рыночной экономики эти цели достигаются путем обеспечения свободы научного творчества, интеграции научной деятельности и образования, правовой охраны интеллектуальной собственности, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, техники и технологий, всемерного развития международного научного сотрудничества.

Важнейшей формой государственной поддержки развития инноваций выступает законодательное регулирование инновационной деятельности, создание благоприятного правового климата для инноваций.

Поэтому одной из задач инновационной политики государства, региона или отдельно взятого учреждения (организации) является формирование нормативно-правовой базы инновационной деятельности в рыночных условиях, включающей защиту интеллектуальной собственности, законных прав и интересов субъектов данной деятельности; закрепление в собственности государства, региона или учреждения (организации) инновационной продукции, нематериальных активов, установление порядка ее введения в рыночные отношения.

Мировой опыт указывает на то, что результаты интеллектуальной деятельности, как специфический вид объекта рыночных отношений, стали входить в рыночный оборот около 200 лет назад. Анализ развития стран и народов, отдельных организаций и учреждений показывает, что инновации возникают только там, где созданы условия для проявления творческих способностей людей. Наверное, поэтому либеральный мыслитель начала XX века Джон А. Гобсон расширил известную формулу факторов стоимости «земля+труд+капитал», предложенную К. Марксом, добавив четвертую составляющую «талант», и ввел понятие «сфера прогрессивной промышленности», говоря о той части экономической системы, в которой производятся новые товары, осваиваются новые рынки, внедряются новые технологии производства. Именно в этой сфере А. Гобсон считал оправданным получение прибыли, и фактически речь шла об инновационной экономике.

В нашем государстве данные процессы еще совсем «молоды», следовательно, назрела пора наполнить правовым содержанием инновационную тематику в России.

Совершенствование правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности человека, максимальная гармонизация соответствующего национального законодательства, создание и эффективное использование механизмов вовлечения интеллектуальной собственности в гражданский оборот должны заменить уже давно существующую в России ориентацию на доминирующее использование национальных природных ресурсов, поскольку наша страна обладает достаточным научным потенциалом и способна в ряде научных областей конкурировать на мировом рынке интеллектуальных продуктов.

К числу правовых условий, создаваемых государством для инновационной деятельности, следует, в первую очередь, отнести охрану прав и интересов участников инноваций, правовые основы взаимоотношений субъектов, участвующих в инновационной деятельности и др.

В настоящее время базовыми нормативно-правовыми документами для выполнения этой задачи служат «Доктрина о развитии российской науки», Федеральные законы «О науке и государственной научно-технической политике», «Об авторском праве и смежных правах», Патентный закон Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, налоговое законодательство, а также указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Однако базовые документы федерального уровня недостаточно полно регулируют решение проблем инновационной деятельности, а по истечении времени требуются уточнения их отдельных положений. В связи с вышесказанным, нормативно-правовая база государственного регулирования инновационной деятельности, в меру необходимости, постоянно дополняется путем принятия соответствующих законов субъектами Федерации, постановлений главами исполнительной власти, разработкой и утверждением концепций и программ региональной научно-технической и инновационной политики. Примером таких документов может служить региональный закон «Об инновационной деятельности в Ставропольском крае».

Высшие учебные заведения также активно участвуют в данном процессе и, основываясь на федеральных и региональных нормативно-правовых актах, разрабатывают свою локальную нормативную базу, проводя тем самым инновационную политику через положения Устава вуза, концепцию и программу его развития, распоряжения ректора, разработку специальных документов, регулирующих внутривузовские инновационные процессы.

Кроме того, на процесс формирования правовых отношений в сфере инноваций внутри страны в той или иной мере оказывает влияние развитие международного права, например, «Болонская декларация» или Конвенция, учреждающая всемирную организацию интеллектуальной собственности, содержание которых, во-первых, регулирует соответствующие отношения на международном уровне, а, во-вторых, позволяет сориентировать содержание внутригосударственных, региональных и вузовских локальных нормативно-правовых актов на происходящие вне страны общемировые правовые тенденции в науке и образовании.

Многие исследователи инновационных процессов, происходящих в России (А. Е. Варшавский, М. В. Волынкина, А. И. Гаврилов, А. Г. Городнов, Л. П. Гончаренко, В. Ф. Ефременко, В. Л. Макаров, С. В. Мельченко, Ю. П. Морозов, В. Н. Переходов, В. А. Швандар, Ю. В. Яковец и др.), а также ряд действующих в российском правовом поле нормативно-правовых документов («Доктрина развития Российской науки», «Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности», «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» и др.), напрямую указывают на недостаточную разработанность правовой основы инноваций.

Современное состояние правовой обеспеченности инновационных процессов в Российской Федерации и определило необходимость подготовки сборника «Инновационная деятельность в классическом университете: нормативно-правовые документы», собравшего на своих страницах более тридцати важнейших правовых документов, определяющих современные стратегию и тактику развития инновационных процессов, а, в конечном итоге, направления развития экономики государства.

Данное обстоятельство определило три главные задачи подготовки данного сборника:

1) осуществить анализ современной нормативно-правовой базы инноватики, вычленить из нее те документы, которые в большей степени применимы к инновационной деятельности университета;

2) оказать организационно-управленческую помощь руководителям структурных подразделений университета в корректировке планов учебно-инновационной и научно-инновационной деятельности факультетов, лабораторий и кафедр;

3) оказать научно-методическую помощь студентам, аспирантам, молодым ученым, научным работникам – всем сотрудникам университета в формировании в среде вуза инновационно-правовой грамотности.

Содержание сборника объединяет шесть разделов: международное законодательство, российское законодательство, извлечения из нормативных актов, регламентирующих инновационную деятельность в области образования, региональные нормативно-правовые документы, локальные нормативные документы университета и Перечень нормативных документов в той или иной степени связанных с научно-инновационной и научно-образовательной деятельностью в Российской Федерации.

Большинство правовых документов, которые включены в сборник, изложены в сокращении, поскольку их оригиналы, во-первых, значительны по объему, во-вторых, не все их содержание касается конкретно новаций и, в конце концов, при необходимости, читатель, пользуясь точным названием документа и датой его утверждения, может легко найти первоисточник в полном объеме в печатном виде в библиотеке или электронном виде на страницах сети Интернет.

Библиографический список для удобства пользования также разделен на несколько рубрик: нормативно-правовые акты; монографии, статьи, словари, справочники; учебные пособия и методические рекомендации.

По мнению автора, в условиях недостаточной разработанности государственных правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в процессе инновационной деятельности на всех этапах продвижения научной мысли на рынок и, как следствия, пока еще низкой правовой культуры субъектов инновационной деятельности, мы не сможем изжить из своего сознания привычку внедрять инновации в производство, а не на рынок. Тем не менее, автор надеется на то, что изучение и использование материалов сборника участниками инновационных процессов в практике становления и развития инновационной деятельности университета, повысит эффективность данной работы и позволит вывести ее на новый качественный уровень.