Вы здесь

Инновации в торговле. 3. Торговля как сфера инновационной деятельности (О. В. Пигунова, 2012)

3. Торговля как сфера инновационной деятельности

3.1. Розничная торговля как отрасль

Значение розничной торговли выходит за рамки экономической и социальной роли. Она важна также с точки зрения обеспечения потребителя временной, пространственной полезности и полезности владения.

Покупки товаров в одном месте позволяет экономить время, т. е. обеспечивают временную полезность.

Пространственная полезность торговли заключается в том, что, размещая магазины в торговых центрах, торговля предоставляет тем самым возможность потребителям делать покупки в одном месте.

Торговля обеспечивает потребителям большую полезность владения, предлагая им более широкий и глубокий ассортимент фирменных марок и расширяя возможности потребления товаров различной стоимости.

Розничная торговля как процесс и как отрасль. Функции розничной торговли и ее структура. Традиционно люди связывают розничную торговлю (ритейл) с продажей товаров потребителям. С этой точки зрения розничную торговлю можно рассматривать как процесс, т. е. бизнес – деятельность по продаже товаров и услуг.

Другой подход к торговле рассматривает ее как отрасль. Национальная экономика, как известно, подразделяется на различные отрасли, одна из которых – розничная торговля. Фирма относится к данной отрасли в том случае, если важнейшим видом ее деятельности является розничная торговля, измеряемая в терминах продаж.

Например, основной вид деятельности компании Tesco – розничная торговля бакалейными продуктами, одеждой и другими товарами. В ее торговых центрах работают рестораны, компания занимается также организацией общественного питания на своих предприятиях. Но при этом Tesco классифицируется как компания-ритейлер, так как наибольшую выручку получает от розничной торговли товарами.

Розничная торговля (ритейл) – это комплекс видов деятельности по реализации товаров и/или услуг конечным потребителям для их личного использования или применения в домашнем хозяйстве.

Функции розничной торговли:

– продажа товаров и / или услуг конечному потребителю;

– розничные торговцы закупают товары крупными партиями и продают их в небольших количествах конечным потребителям. Последние используют их для личного или домашнего использования. Данная характеристика отличает розничных продавцов от оптовых торговцев или других отраслевых поставщиков. Оптовые торговцы обычно продают в количествах, которые являются слишком большими для личного, домашнего или внутрифирменного использования покупателями;

– успешные розничные торговцы обеспечивают доступ потребителей к различным товарам и услугам в одном месте;

– розничные торговцы продают товары большому числу различных потребителей, но могут также продавать услуги (сервисный ритейл);

– успешные розничные торговцы гарантируют доступность товаров и услуг именно тогда, когда они требуются людям (удобство времени работы);

– успешные ритейлеры адаптируют расфасовку и упаковку к потребностям своих посетителей (удобство размера, например, большие пакеты для покупателей);

– успешные розничные торговцы организуют выбор соответствующих товаров и услуг в своих магазинах таким образом, чтобы он соответствовал стилям жизни потребителей (создание добавленной ценности).

Структура розничной торговли как отрасли. Отрасль розничной торговли включает разнообразные формы бизнеса, классификация которых используется для идентификации тенденций, анализа конкуренции, анализа развития отрасли торговли в целом.

Классификационными признаками для определения форм торговли и бизнеса являются:

– тип ритейла (с преобладанием продовольственных или непродовольственных товаров);

– внемагазинная розничная торговля;

– размеры торговых форматов (малые и крупные розничные торговцы);

– различные аспекты специализации и неспециализации;

– традиционные и современные форматы;

– товарооборот (малые и крупные розничные торговцы);

– независимые организации (имеющие в составе от одного до девяти магазинов) и торговые сети (организации, имеющие 10 магазинов и более – крупные фирмы);

– индивидуальные владельцы – мелкие (одна точка) и крупные (2–9 точек) индивидуальные владельцы.

Современные формы и форматы розничной торговли. Формы розничной торговли. Большинство розничных торговцев предоставляют свои услуги путем, который был традиционным до середины прошлого века – через торговые точки. Развитие современных технологий породило новые формы розничной торговли, полностью или частично заменяющие как наличие продавца, так и физической розничной точки, например, они включают следующие формы:

– продажи товаров по почтовым каталогам (типа Freemans);

– продажи при посредничестве телевидения (QVS);

– интернет-продажи (Amazon-com);

– продажи услуг (Mc Donald’s, летние пабы или отделения банков).

Новые формы торговли и их особенности приведены в табл. 3.2.

Классификация форматов. Формат розничной торговли – это совокупность параметров, по которым определяется принадлежность предприятия (как сетевого, так и независимого) к одному из распространенных в мировой практике видов.

Основными параметрами отнесения предприятия к какому-либо из форматов являются:

– местоположение;

– размер торговой точки;

– мерчандайзинг.

Пример зарубежной классификации форматов торговли приведен в табл. 3.5. Как видно из данной таблицы, розничная торговля подразделяется на торговлю продуктами питания и торговлю потребительскими товарами. Поэтому графы 1, 2 этой таблицы рассматривают торговлю в таком разрезе. Что касается графы 3, то в ней приводятся наиболее современные типы торговых форматов, возникшие в последнее время в мировой торговле.

Перечень наглядных материалов

1. Социально-экономическое значение торговой отрасли (табл. 3.1).

2. Факторы улучшения качества жизни за счет создания в торговле дополнительных форм полезности (рис. 3.1).

3. Участие торговли и общественного питания в ВВП Беларуси в 2005 и 2010 гг. (рис. 3.2).

4. Удельный вес торговли и других сфер коммерческой деятельности в общей численности занятого населения Беларуси в 2000 и 2010 гг. (рис. 3.3).

5. Основные функции розничной торговли (рис. 3.4).

6. Основные признаки для характеристики структуры отрасли розничной торговли (рис. 3.5).

7. Организационные формы розничной торговли на мировом рынке ритейла (рис. 3.6).

8. Формы торговли в Республике Беларусь (табл. 3.2).

9. Определение понятия «формат торговли» (табл. 3.3).

10. Основные параметры формата розничной торговли (рис. 3.7).

11. Возможные параметры, характеризующие формат розничной торговли (табл. 3.4).

12. Зарубежная классификация форматов торговли по принципу преобладания продовольственных или непродовольственных товаров в ассортименте (табл. 3.5).

13. Распространенные в мировом ритейле типы форматов по продаже непродовольственных и продовольственных товаров (рис. 3.8).

14. Базовые параметры организаций торговли продовольственными товарами (табл. 3.6).

15. Классификация розничных торговых организаций России (табл. 3.7).

16. Принципы классификации торговых форматов (рис. 3.9).

17. Характеристика форматов розничной торговли по типам (табл. 3.8).

18. Характеристики некоторых зарубежных форматов торговли (табл. 3.9).

19. Характеристика зарубежных типов супермаркета (табл. 3.10).

20. Форматы розничной внемагазинной торговли (табл. 3.11).

21. Основные различия между магазинным и внемагазинным способами ведения розничной торговли (табл. 3.12).

22. Розничные форматы Великобритании (приложение 2).

23. Формы наглядности, характеризующие численность и структуру населения Республики Беларусь (рис. П.3.1).

24. Формы наглядности, характеризующие качество жизни в Республике Беларусь (рис. П.3.2–П.3.4).


Таблица 3.1. Социально-экономическое значение торговой отрасли


Рис. 3.1. Факторы улучшения качества жизни за счет создания в торговле дополнительных форм полезности


Рис. 3.2. Участие торговли и общественного питания в ВВП Беларуси в 2005 и 2010 гг.


Рис. 3.3. Удельный вес торговли и других сфер коммерческой деятельности в общей численности занятого населения Беларуси в 2000 и 2010 гг.


Рис. 3.4. Основные функции розничной торговли


Признаки, характеризующие структуру отрасли розничной торговли


Рис. 3.5. Основные признаки для характеристики структуры отрасли розничной торговли


Рис. 3.6. Организационные формы розничной торговли на мировом рынке ритейла


Таблица 3.2. Формы торговли в Республике Беларусь




Таблица 3.3. Определение понятия «формат торговли»


Рис. 3.7. Основные параметры формата розничной торговли


Таблица 3.4. Возможные параметры, характеризующие формат розничной торговли




Таблица 3.5. Зарубежная классификация форматов торговли по принципу преобладания продовольственных или непродовольственных товаров в ассортименте


Мультиформатность – это совмещение нескольких торговых форматов в рамках одной розничной сети.


Рис. 3.8. Распространенные в мировом ритейле типы форматов по продаже непродовольственных и продовольственных товаров


Таблица 3.6. Базовые параметры организаций торговли продовольственными товарами


Таблица 3.7. Классификация розничных торговых организаций России




Рис. 3.9. Принципы классификации торговых форматов


Таблица 3.8. Характеристика форматов розничной торговли по типам




Таблица 3.9. Характеристики некоторых зарубежных форматов торговли




Таблица 3.10. Характеристика зарубежных типов супермаркета




Таблица 3.11. Форматы розничной внемагазинной торговли


Таблица 3.12. Основные различия между магазинным и внемагазинным способами ведения розничной торговли

3.2. Внешняя среда розничной торговли: мировые тенденции. Понятие внешней среды торговой организации

Внешняя среда организации включает факторы, расположенные вне ее пределов, но влияющие на успех розничного бизнеса. Внешняя среда может быть подразделена на макро- и микросреды.

Под макросредой понимаются влияющие на ритейл как отрасль различные факторы среды (табл. 3.13) или силы.

Микросреда включает действующие вне розничной фирмы факторы, но находящиеся в сфере ее влияния (через управленческие процессы).

Факторы микросреды представлены в табл. 3.14. Большинство изменений в макросреде в какой то степени влияют на всех представителей ритейлерского бизнеса. Они оказывают глобальное влияние на рынок в целом и соответственно на каждую фирму в отдельности. По своей сущности эти факторы (силы) таковы, что не поддаются контролю со стороны рыночных структур; к ним можно только приспособиться. Каждая фирма самостоятельно решает проблему адаптации, стараясь усилить позитивные воздействия и нейтрализовать или хотя бы уменьшить последствия негативного влияния.

Микросреда, иногда именуемая ближайшей средой, включает все силы, действия которых имеет непосредственные отношения к деятельности компании, влияя на ее способность обслуживать клиентов.

В отличие от факторов макросреды, которые не могут контролироваться фирмой, факторы (силы) микросреды поддаются контролю со стороны организации.

Для того чтобы держать силы микросреды под контролем и иметь возможность адаптироваться к факторам макросреды, необходимо их изучать и моделировать их действия, измерять их силу и вектор их влияния.

Исследование рыночной среды является важной и сложной задачей, так как розничная торговля становится динамичной и высококонкурентной зоной. Развитость мирового рынка торговли порождает жесткую конкурентную в профессиональной среде, что приводит к появлению многочисленных инновационных форм в рознице.

Всем специалистам, работающим в ритейле, необходимо решить, насколько широко они будут изучать свою среду. Размах предполагаемого воздействия определяется так называемым фильтром надзора. Именно фильтр надзора обусловливает, какие факторы и категории должны быть изучены и в какой степени.

Нет определенного критерия, позволяющего дать четкий ответ на вопрос, что и в какой степени следует изучать. Все существующие процессы сбора данных требуют некоторых финансовых затрат, а детальное изучение собранных данных и их тщательный анализ требуют еще и времени. В основном каждый розничный предприниматель сам решает, какие данные и (или) какая информация ему нужна. Нацеленные на рынок розничные торговцы обладают обостренным внутренним чутьем к тому, что происходит вокруг.

Наиболее рациональный подход к изучению внешней среды состоит в следующем: необходимо сократить огромное количество возникающих вопросов до весьма ограниченного числа действительно важных, ответы на которые могут значительно повлиять на развитие компании как сегодня, так и в будущем. Такие факторы среды называются критическими точками среды. Их следует изучать в первую очередь и наиболее тщательно по сравнению с другими факторами среды.

Изменения в макросреде розничной торговли. Политическая и правовая среда. Политическая среда охватывает все действия правительства, которые оказывают влияние на коммерческую деятельность в сфере розничной торговли. Это влияние может осуществляться через официальное законодательство, а именно законы:

– о реализации товаров;

– защите прав потребителей;

– порядке налогообложения и ценообразования;

– определяющие систему контроля за качеством товаров и порядком торговли;

– о юридической защищенности бизнеса.

Многие стороны деятельности торговых организаций могут зависеть от законодательной деятельности государства в рыночной сфере, от политики государства в сфере конкуренции и систем планирования.

В зарубежной практике торгового бизнеса действуют в основном те же законы, что и в нашей стране, но есть и отличия.

Относительно бизнеса (например, в Великобритании) правительство выполняет следующие основные функции: разработка и осуществление политики, финансовая поддержка, регулирующая функция, также оно выступает потребителем и собственником. Но наиболее ответственно и эффективно правительство действует как проводник политики, так или иначе воздействуя на национальный бизнес в целом. При этом многие отрасли, в том числе и торговля, избавились от патерналистских функций государства и находятся под косвенным правительственным контролем, т. е. регулятивные органы устанавливают и рассматривают цены и стандарты качества услуг. Правительственные органы, кроме того, обеспечивают канал, по которому ритейл обменивается информацией и осуществляет контакты.

В целом поддерживаемый обществом новый набор этических ценностей изменил философию розничной торговли. В ней действуют законы, касающиеся безопасности пищи, продажи биодобавок и генетически модифицированных продуктов. Эти законы также оказывают влияние и ограничивают деятельность в розничной торговле практически во всех развитых государствах. Следует отметить, что в Беларуси действуют очень высокие стандарты качества и безопасности продуктов питания. Вместе с тем в настоящее время потребители озабочены проблемой возможного появления на отечественном рынке других товаров, которые имеют более низкие барьеры для их выхода на рынки третьих государств. Эта проблема звучит особенно актуально в связи с вступлением России в ВТО.

Экономическая среда: факторы воздействия и экономические изменения. Экономические проблемы влияют на коммерческую деятельность двумя путями. Во-первых, уровень собственных доходов и расходов, а также инфляция сказываются на суммах и структуре расходов потребителей. Во-вторых, непосредственно на ведение розничного бизнеса воздействует уровень налогов, арендной платы, затрат на содержание персонала и т. д.

Экономические проблемы потребителей не ограничиваются исключительно состоянием местной экономики. На расходы населения на товары и услуги на мировом рынке серьезно воздействует такой экономический фактор, как глобализация. Глобализация розничной торговли через интернет означает, что международная конкуренция, в значительной мере основывающаяся на цене, теперь становится реальностью для многих рынков. Например, широко известны такие факты, когда потребители в целях экономии приобретают автомобили в континентальной Европе, а не в стране проживания.

Основной вопрос состоит в том, какие розничные торговые организации могут извлечь действительно значительные экономические выгоды от глобализации.

Другой ключевой экономический фактор на мировом розничном рынке – изменение доходов населения и их серьезная дифференциация, – приводит к следующим изменениям в торговой отрасли:

– расширение сферы ритейла;

– расширение товарного диапазона исходя из бизнес-тенденций (товары и услуги эконом- и премиум-класса);

– предоставление персоналом магазинов высокого уровня сервиса;

– большее внимание к проблемам здоровья и появление соответствующих товаров и услуг;

– влияние особенностей социально-культурной среды на формирование товарного предложения.

Социально-культурные факторы и изменения. Социально-культурная среда оказывает в первую очередь определенное влияние на структуру покупательского спроса и потребления. Исторические, религиозные, этнические традиции, а также культурно-образовательный уровень потребителей (потребительская культура) в конечном счете определяют поведенческую роль различных социальных групп на потребительском рынке.

Наиболее важным фактором социально-культурной среды, связанным с повышением уровня доходов у населения, является потребность у населения в экономии времени, энергии и сил с тем, чтобы тратить свое личное время более результативно и с большей пользой на отдых, досуг, образование и т. п. Например, потребители покупают полуфабрикаты, готовые продукты, чтобы уменьшить время на приготовление пищи. Кроме того, они покупают или арендуют стиральные машины и пылесосы с тем, чтобы сэкономить время.

Потребители все более ценят время, которое они тратят на посещение магазинов. Они стремятся делать покупки в «удобных» магазинах, супермаркетах, в виртуальных магазинах, заказывать товары по каталогам. Подобные социально-культурные перемены приводят к тому, что торговые организации изменяют традиционные часы открытия и закрытия магазинов, т. е. выбирают режим работы с учетом занятости потребителей (продленные часы работы, работа в воскресные дни).

Другим критическим фактором социально-культурной среды является трансформация вкусов, потребностей, желаний и ожиданий у покупателей, на что повлияли:

– покупательский опыт и знание о доступности товаров (интернет, миграция населения, массовый туризм);

– вступление государств в Европейский Союз, во Всемирную торговую организацию;

– изменение покупательской способности населения.

В связи с этим главным вызовом для ритейла стал поиск инновационных способов повышения потребительской удовлетворенности. Вступающие в контакт с потребителями сотрудники магазинов должны хорошо понимать ожидания и потребности клиентов, осознавать основные ценности бренда (новые товары и услуги; атмосфера и сервис, дизайн интерьера, оформление витрин). Только при условии превышения этих ожиданий потребители останутся лояльными к марке розничного торговца. А лояльность потребителей – основа любого розничного торговца.

Технологическая среда: факторы и изменения. Технологическая среда создает предпосылки для совершенствования производства и распределения товаров, обновления их потребительских качеств и появления качественно новых образцов. Кроме того, она влияет на теорию и практику маркетинга и коммерческой деятельности, позволяет внедрять прогрессивные методы сбыта и торговли. Использование достижений НТП является главным составным элементом инновационной политики фирмы.

Как и на любую другую отрасль, существенное воздействие на розничную торговлю оказывают технологические изменения. Например, используя компьютерные технологии, ритейлеры обмениваются информацией с производителями и дистрибьюторами, что способствует расширению доступа потребителей к товарам.

Переход на новые технологии предполагает применение современного оборудования и ведет к научно-техническому прогрессу и экономическому росту торговых организаций. Среди новых технологий и технических достижений, применяемых передовыми организациями в торговле, можно отметить использование:

– штрихкодов, дисплеев;

– пластиковых карточек для покупателей;

– «охлажденных» продуктов;

– новых компьютерных программ;

– плазменных экранов для рекламы товаров и услуг;

– мультитемпературных грузовых автомобилей.

Можно отыскать множество подобных примеров использования научно-технических достижений в торговле. Но при этом важно осознавать следующее. В то время как большинство технологических достижений помогают различной торговой организации более эффективно выполнять свои задачи. Интернет производит в торговле настоящую революцию.

Многие организации стали активно использовать электронную коммерцию, причем некоторые занимаются только этим направлением бизнеса: Amazon. com, крупнейший онлайновый продавец книг и других медийных средств, годовые поступления которого превысили 1 млрд дол.; Dell Computer, получающая в результате своих интернетовских маркетинговых операций более 500 млн дол., а Gateway (компьютеры) – более 250 млн дол.

Некоторые авторы сравнивают интернет-революцию по масштабу воздействия на бизнес с промышленной. Выгоду от этой революции имеют как компании, так и потребители.

Демографическая среда: факторы и изменения. Все или почти все формы бизнеса испытывают влияние следующих демографических факторов:

– изменения численности населения;

– изменения структуры населения;

– изменения структуры домашних хозяйств;

– изменения размера и состава семьи;

– усиления социального расслоения населения.

Для торговли очень важно изучить структуру населения, расходов домохозяйств с различным уровнем дохода на душу населения.

Изменения в демографической среде наиболее трудно понять, оценить и предсказать, поскольку приходиться иметь дело с людьми и их поведением. В настоящее время на розничную среду оказывает воздействие ряд факторов общего порядка:

– старение населения;

– этнические смешения;

– низкие показатели роста численности населения европейских стран;

– увеличение количества домохозяйств из одного и двух человек.

Одним из наиболее существенных изменений в структуре населения является увеличение числа пожилых людей, что связано с повышением продолжительности жизни. Увеличение продолжительности жизни идет параллельно с изменением доходов, что предопределяет изменение приоритетов ритейла относительно товаров и услуг для типичного населения и необходимость увеличение соответствующих торговых точек.

Изменения в микросреде розничной торговли. Как отмечалось ранее, существует множество внешних факторов, влияющих на розничную торговую организацию. Но очевидно, что значительное внешнее влияние помимо указанных факторов исходит от потребителей, каналов сбыта и конкурентов.

Изменения в покупательской структуре, поведении и ожиданиях потребителей. Ритейл как отрасль находится в состоянии постоянного движения. Главную роль в процессе развития отрасли играют потребители, которые должны быть в поле зрения любой организации торговли, нацеленной на достижение долгосрочной прибыльности.

Для современной покупательской структуры характерно следующее:

– увеличение доли женщин в рабочей силе;

– повышение числа владельцев личных автомобилей;

– рост количества хозяйств пенсионеров;

– рост количества домохозяйств из одного и двух человек;

– формирование групп хорошо обеспеченных покупателей и покупателей с низкими доходами;

– появление большого числа хорошо информированных покупателей, ориентированных на более выгодные покупки и склонных к «переключению» с одного розничного торговца на другого.

Изменения в ожиданиях и предпочтениях покупателей:

– по мере повышения стандартов жизни потребители ожидают от ритейлеров новых и более качественных услуг;

– спрос на услуги розничной торговли все больше зависит от определенного стиля жизни;

– потребители требуют более гибких розничных предложений;

– современные потребители хорошо осведомлены о различных ценовых вариантах и ориентируются на ценностный ритейлинг;

– покупатели рассматривают посещение магазинов, особенно загородных, как весьма конкурентоспособный вид проведения досуга;

– происходят перемены в семейной жизни и интеграция отдыха, работы и домашней деятельности.

Розничные торговцы должны уметь адаптировать свои предложения под существующие модели покупательского поведения, а также быть готовыми ответить на любые изменения в ожиданиях и предпочтениях потребителей.

Каналы сбыта: факторы и тенденции. Каналы сбыта (каналы дистрибуции), распределения есть путь и метод доведения товара потребителям.

Основная структура традиционного розничного дистрибутивного канала состоит из нескольких элементов: поставщики материалов, производитель, оптовый торговец, розничный торговец, потребитель. Как видно из данной структуры, розничная торговля есть конечное звено цепочки между производителем и потребителем. Главными и традиционными действующими лицами каналов сбыта являются производитель, оптовик и розничный торговец (ритейлер).

В настоящее время в каналах сбыта наблюдаются следующие тенденции:

– создание цепочек поставок – формируются объединения различных уровней производства и распределения на основе системного подхода. В данном случае каналы сбыта рассматриваются как сеть систем. В цепочке поставок каналы состоят из взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, участвующих в достижении единого результата. В данной системе управление каналами сбыта осуществляется из единого центра на основе единой собственности, либо на основе контроля или договорной основе. Соответственно существует три основных типа объединения производителя, оптовика и розничного торговца – ВМС: корпоративная, административная (контролирующая) и договорная;

– интеграция цепи поставок – создание партнерств и стратегических союзов в канале сбыта. Такая интеграция направлена на рационализацию физических и информационных потоков в канале для достижения высокого уровня производства, соответствующего текущему спросу на товар. Интеграция позволяет как поставщику, так и розничному торговцу поддерживать минимальный уровень товарных запасов на своих складах. Посреднические взаимоотношения в каналах сбыта позволяют значительно увеличить ценность товара и предоставляют возможности для достижения конкурентных преимуществ;

– координация в цепи поставок – объединение функций специализированных участников канала и координация производства, распределение и продажи товаров и услуг на основе общей собственности или сферы контроля. Кроме того, координация в цепи поставок направлена на согласование общей философии, политики, стратегии, программ и действий с целью адаптации цепи поставок к рынку, повышения эффективности его деятельности;

– кооперация в цепи поставок – использование конкурентных преимуществ каждого участника цепочки поставок с наибольшей эффективностью. Например, кооперация поставщиков и ритейлеров позволяет сторонам воспользоваться рядом выгод;

– организация розничной торговли передает поставщикам информацию, полученную в электронном пункте продаж, что позволяет соответственно добиться снижения издержек и скорости поставок;

– кооперация поощряет поставщиков к инвестициям в повышении качества товаров и инноваций, поскольку их успех тесно связан с достижениями ритейлеров;

– кооперация способствует повышению качества товаров, так как розничные торговцы получают возможность программировать качество в производстве посредством жесткой спецификации по их собственным требованиям;

– усиление роли и влияния розничной торговли в цепи поставок.

Принципиально поменялась роль розничной торговли как посредника между производством и потребителями. Происходит рост влияния розничных торговцев на каналы распределения.

Причинами усиления роли ритейла в цепях поставок являются:

– со стороны розничных торговцев, особенно крупных торговых сетей растет давление на поставщиков вследствие огромного влияния гигантов торговли (большие объемы закупок и другие преимущества крупного ритейла);

– практически каждая крупная торговая организация может получить информацию о товаре с помощью сканирующих устройств, которыми снабжены электронные терминалы в пунктах продаж. Таким образом, розничные торговцы получили более широкий доступ к информации об отдельных товарах, чем производители, вследствие чего приобрели власть над ними;

– если раньше с товарными инициативами традиционно выступал производитель и розничные оптовые торговцы лишь приобретали товары на рынке и боролись с производителем за долю прибыли, то в настоящее время при значительном сокращении бизнеса оптовых торговцев розничные торговцы все больше и больше берут на себя инициативу по разработке товаров;

– рост влияния частных торговых марок. Использование частных торговых марок привело к усилению влияния розничных торговцев на других участников канала распределения.

Внешняя среда и конкуренция. Существует три аспекта конкурентной деятельности, которые могут повлиять на розничную торговую организацию:

– конкуренция между организациями;

– угроза проникновения новых конкурентов;

– угроза замещающих предложений.

Безусловно, что главным объектом внимания любой торговой организации являются непосредственные конкуренты, способные предложить сопоставимые товары и услуги. В то же время никогда нельзя забывать, что решение о покупке принимается покупателем.

Задачей маркетинга является обеспечение различий двух предложений посредством создания дополнительной ценности. Это может быть осуществлено за счет перечисленных в табл. 3.17 элементов и других способов конкуренции.

Основными тенденциями в конкурентной среде ритейла являются нижеследующие.

Конец ознакомительного фрагмента.