2. Концептуальные основы управления инновациями
2.1. Инновации в рыночной экономике: понятийный аппарат
В начале XXI в. все сильнее стала ощущаться потребность в более глубоком понимании сущности, закономерностей и специфики инновационных процессов. Весомый вклад в развитие теории инноваций (в настоящее время существует наука, изучающая теоретические аспекты нововведений, которая называется «инноватика») внесли ученые-экономисты разных стран. Основой исследований инноваций и их роли в экономическом развитии послужили работы российского экономиста Н. Д. Кондратьева (1892–1938), заложившего методологические основы анализа инновационной деятельности в концепции «больших циклов экономической конъюнктуры».
Существенный вклад в развитие теории инноваций внес австралийский экономист Йозеф Шумпетер:
– дополнил теорию об инновациях анализом инноваций и инновационной деятельности как источника экономического развития;
– сформулировал закономерности технологической эволюции и роль инноваций на различных этапах цикла развития науки и технологий;
– проанализировал подходы к классификации нововведений;
– в 1911 г. ввел понятие инновации как «новой комбинации факторов производства», т. е. любое новшество им рассматривается как уникальная выборка ресурсов из уже имеющихся – знаний, материальных, финансовых и других ресурсов;
– обосновал необходимость особой предпринимательской функции, которая состоит в осуществлении организационно-хозяйственных инноваций, т. е. инновационной деятельности;
– охарактеризовал предпринимателя как новатора, который реформирует и революционизирует производство путем внедрения изобретений, использования инновационных технологий;
– впервые подчеркнул процессный характер инновационной деятельности и обозначил необходимость изучения различных аспектов инновационной деятельности.
Большой вклад в развитие теории инноваций внесли современные ученые:
– западноевропейские исследователи Г. Менш, К. Фримен, Я. Ван Дейн, А. Клайнкнехт и др.;
– российские исследователи В. Ю. Котельников, А. А. Бовин, И. Б. Гурков, А. Н. Фоломьев, М. В. Грачев и др.;
– белорусские ученые А. А. Слонимский, В. С. Рубашный, Т. Н. Соколова, Н. И. Богдан, А. В. Марков, Л. Н. Нехорошева, Н. И. Иванова, П. Г. Никитенко и др.
В Республике Беларусь проводится большая работа по регламентации инновационной деятельности, в частности в сфере стандартизации инновационной терминологии. Основные понятия, термины и определения в области инновационной деятельности, обязательные для применения в технических нормативных актах всех видов, установлены в межгосударственном стандарте ГОСТ 31279–2004 «Инновационная деятельность», введенном в действие в Республике Беларусь в 2005 г.
Согласно данному стандарту, инновации, нововведения – это новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок.
Существующее многообразие инноваций побудило ученых экономистов классифицировать инновации. Современные классификации имеют теоретическую и практическую значимость.
Исходя из результатов изучения видов инноваций, можно выделить следующие их основные типы:
– технологические и нетехнологические;
– базисные, улучшающие и псевдоинновации;
– продуктовые и процессные;
– радикальные и эволюционные;
– организационно-управленческие, маркетинговые и коммерческие;
– социальные, информационные;
– производственные, торговые, в сфере услуг;
– устойчивые и неустойчивые.
Классификацию инноваций можно осуществлять по ряду системообразующих признаков: степени радикальности; значимости в экономическом развитии страны; наличию инноваций в продукте или процессе, в различных сферах деятельности; глубине вносимых изменений; степени новизны; отраслевой принадлежности.
Современные клсификации инноваций имеют теоретическую и практическую значимость. Так, осмысленное понимание сущности и классификации инноваций позволяет руководителям организаций, структурных подразделений и ведущим специалистам разработать и воплотить в жизнь инновационную стратегию субъекта хозяйствования, например в области менеджмента логистических потоков. Чтобы добиться максимального эффекта от данной инновации, необходимо ее осуществлять в рамках общей инновационной стратегии организации, т. е. только в этом случае инновации будут иметь системный характер и охватывать (реально или предполагаемо) все функции хозяйствующего субъекта. В этом случае разработчики принимают решение о проведении кардинальных (революционных) или эволюционных изменений в области АСУ. При эволюционных изменениях первоначальные затраты на автоматизацию будут значительно более низкими. Однако можно предположить, что совокупные затраты эволюционного варианта могут существенно превысить затраты на разовые кардинальные изменения. Выбор того или иного варианта зависит от общей стратегии деятельности организации на рынке и наличия необходимых ресурсов.
1. Сущность понятия «инновация» (рис. 2.1).
2. Вклад крупнейших ученых в разработку теории инноваций (табл. 2.1).
3. Основные характеристики, определяющие сущность инноваций (табл. 2.2).
4. Классификация инноваций (табл. 2.3).
5. Пример характеристики типа продукт – инновации (табл. 2.4).
6. Пример процесс-инновации в инновационных системах при переходе от линейных к системным инновациям (табл. 2.5).
7. Пример инновации с коммерческой или маркетинговой доминантой (табл. 2.6).
8. Пример инновации с технологической доминантой (табл. 2.7).
9. Пример информационной инновации (табл. 2.8).
10. Три мифа об инновационных стратегиях (приложение А).
Рис. 2.1. Сущность понятия «инновация»
Таблица 2.1. Вклад крупнейших ученых в разработку теории инноваций
Таблица 2.2. Основные характеристики, определяющие сущность инноваций
Таблица 2.3. Классификация инноваций
1. Продукт-инновации
Таблица 2.4. Пример характеристики инновации типа продукт-инновации
2. Процесс-инновации в инновационных системах
Таблица 2.5. Пример процесс-инновации в инновационных системах при переходе от линейных к системным инновациям
3. Инновации с коммерче ской или маркетинговой доминантой
Таблица 2.6. Пример инновации с коммерческой или маркетинговой доминантой
4. Инновации с технологиче ской доминантой
Таблица 2.7. Пример инновации с технологической доминантой
5. Информационные инновации
Таблица 2.8. Пример информационной инновации
2.2. Современная концепция управления инновациями
В современном бизнесе знания и управление ими с целью создания конкурентного преимущества становятся главным корпоративным приоритетом.
Значение и роль инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент выделился в самостоятельное направление общего управления в последние три десятилетия ХХ в. Этот период был характерен бурным развитием технологической и технической базы производства товаров и услуг. В общем объеме производимой продукции обозначался резкий рост доли наукоемкой продукции. Жизненный цикл многих товаров, моделей технических устройств (бытовой техники, радио- и телеустройств, вычислительных машин, автомобилей и т. д.) резко сократился.
В последнее время наметилась новая тенденция – в мире формируется глобальный общемировой рынок научно-технической продукции. При этом появилось огромное количество нововведений, обладающих свойствами как научно-технической, так и рыночной новизны.
В результате развития рынка нововведений происходит быст рое усиление глобальной научно-технической конкуренции. Ведущие компании мира, адаптируясь к изменениям внешней среды, начинают уделять особое внимание наукоемкой продукции и наукоемкой технологии.
Традиционный менеджмент столкнулся с новыми проблемами-задачами, которые в полной мере проявились в конце ХХ в.:
1) управление процессами создания новых знаний;
2) управление творческим потенциалом созидателей нового знания;
3) управление освоением новшеств;
4) управление социальными и психологическими аспектами нововведений.
В результате слабого инновационного менеджмента и целого ряда просчетов в области научно-технической и инновационной политики в период перехода к рынку для стран СНГ было характерно значительное ослабление научно-технического и промышленного потенциала. За этот период они понесли огромные потери, во многом утратили свои конкурентные позиции на мировых рынках наукоемкой и высокотехнологичной продукции. В таких условиях роль и значение инновационного менеджмента существенно увеличиваются. Его следует расценивать не только как деятельность, обеспечивающую конкурентоспособность компаний, но и их экономический рост и развитие. Примером стран, взявших на вооружение инновационный менеджмент и использующих инновации как средство экономического развития, являются Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань.
Среди ученых-социологов в последнее время формируется точка зрения, что инновационный менеджмент может способствовать выходу организации из кризисной ситуации. Они считают, что развитие такого менеджмента обусловлено в значительной мере углублением социального кризиса в субъектах хозяйствования и происходит как реакция на кризисные явления во всем мире. Таким образом, значение инновационного менеджмента заключается в следующем:
– инновационный менеджмент непосредственно связан с развитием организаций, так как он определяет методы и формы научно-технического развития;
– инновационный менеджмент посредством управления инновациями обеспечивает конкурентоспособность продукции организаций;
– он может служить средством для решения проблемы организаций по выходу из кризиса. Кризис для инновационного менеджмента – предмет изучения, а безопасность жизнедеятельности субъектов хозяйствования, в частности в предкризисных, кризисных и посткризисных ситуациях, – цель деятельности;
– инновации создают новое богатство и новый потенциал действия. С этой точки зрения, инновационный менеджмент может служить «стабилизатором переломных моментов» в обществе.
Цели, задачи и функции инновационного менеджмента.
Под инновационным менеджментом следует понимать совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, производством продукции, инновациями, персоналом и организационными структурами.
Инновационный менеджмент, или управление нововведениями, – элемент, или подсистема, общего управления организацией.
Целями инновационного менеджмента являются:
– разработка единой инновационной политики;
– обоснование и разработка инновационной стратегии и механизмов ее реализации;
– разработка проектов программ инновационной деятельности;
– нахождение и организация разработки интеллектуальных продуктов, идей, предложений, необходимых для создания инноваций;
– разработка и внедрение инноваций;
– формирование интеллектуального потенциала организации;
– правление инновационными процессами, деятельностью и персоналом, т. е. управление инновационным развитием организации.
Задачи инновационного менеджмента:
– осуществление единой инновационной политики организации;
– выбор модели инновационного процесса, организационной формы создания инноваций организации;
– выбор технологии, соответствующей потребностям организации;
– управление проектами и программами инновационной деятельности;
– минимизация рисков и творчество;.
– управление персоналом с целью достижения инновационных целей организации.
Функции инновационного менеджмента:
– планирование и организация инновационной деятельности;
– подготовка и обучение персонала для инновационной деятельности;
– формирование коллективов и групп исполнителей, осуществляющих разработку инновационных проектов;
– организация взаимодействия между исполнителями инновационного проекта;
– разработка системы стимулирования инновационной деятельности;
– формирование в коллективе творческого климата и инновационной культуры;
– оценка результатов и контроль инновационной деятельности;
– разработка новых форм и методов управления инновационной деятельностью.
Современная концепция управления инновациями.
Предполагает выделение в качестве приоритетов следующих основных направлений инновационной деятельности:
– стратегическое видение и задачи компании;
– ориентация на рынок;
– управление информацией и знаниями;
– параллельный процесс разработки новых товаров;
– управление инновациями с помощью инновационных проектов;
– межфункциональная разработка нового товара;
– системы;
– интеграция.
Стратегическое видение и задачи организации. Постоянное новаторство имеет преимущество благодаря тому, что высшее руководство осознает ценность нововведений и разрабатывает четкое, на долгосрочную перспективу организационное видение (оригинальный план организации, мировоззренческая концепция, приоритеты в области инноваций). Инновационное видение признает реальные временные рамки, необходимые для внедрения нововведений, и позволяет привлекать осознающих их ценность инвесторов.
Ориентация на рынок. Ориентация на рынок означает, что главная цель инноваций – удовлетворение потребителя. Для этого ученые и инженеры в отделах НИОКР должны хорошо понимать требования, предъявляемые к их товару, изучать запросы потребителя. Маркетологи в организациях должны направлять процесс разработки на поиск способов удовлетворения запросов потребителя путем организации широких контактов инженеров и дизайнеров с пользователями их товаров.
Управление информацией и знаниями. Основой знаний является информация. Информации в настоящее время приписывается роль важнейшей составляющей ресурсного потенциала организации, обеспечивающей ее конкурентоспособность.
Слово «информировать» в переводе с латинского означает «осведомлять, давать сведения или фактические (фактографические) данные».
Для разработки новых товаров требуется, в основном, маркетинговая информация о товаре фирмы, товарах конкурирующих фирм, об окружающей фирму маркетинговой среде.
Основой инноваций являются знания. Они могут быть индивидуальные и коллективные, документируемые и недокументируемые, явные и неявные.
В большинстве организаций знания существуют не в документах, а в индивидуальном и коллективном сознании. Наибольший интерес для разработки новых товаров представляют неявные знания. Неявные знания невозможно, в отличие от явных знаний, документировать и учесть, и они глубоко и неразрывно вплетены в практику работы организации. Неявные знания включают отношения между людьми, нормы поведения, общепринятые ценности и стандартные оперативные процедуры. Поскольку неявные знания непросто детализировать, копировать и распространять, они могут быть источником устойчивого конкурентного преимущества.
В современном бизнесе знания и управление ими с целью создания конкурентного преимущества становятся главным корпоративным приоритетом. Управление знаниями и управление информацией – разные понятия. Хотя оба процесса направлены на сбор, обработку и распространение знаний, управление информацией имеет дело лишь с первым видом знаний, т. е. со знаниями, которые можно выразить словами и записать, управление знаниями имеет дело с таким видом знаний, который связан с пониманием. Такие знания (недокументируемые) зачастую интуитивны, невыражаемы словами, но в то же время представляют собой большую ценность, если находятся в сознании высококвалифицированных сотрудников. Эти знания могут потеряться, если сотрудники покидают организацию.
Повышение внимания к управлению знаниями вызвано произошедшими в последнее время изменениями:
– на практическом уровне осуществлен переход от индустриальной экономики к экономике, движимой знаниями, в которой доминирующее положение занимают организации, движимые знаниями, и отрасли, интенсивно использующие информацию;
– на теоретическом уровне популярность завоевала ресурсная модель развития бизнеса, основанная на знаниях и взгляде на компании как на обучающиеся организации.
Параллельный процесс – разработка новых товаров (или форма организации инновационной деятельности).
Существует три различные формы организации инновационной деятельности или ее организации:
– последовательная;
– параллельная;
– интегральная.
Последовательная форма инновационной деятельности предполагает поэтапное проведение такой деятельности поочередно во всех функциональных подразделениях организации.
Параллельная форма предусматривает проведение всех видов работ по инновационному проекту одновременно во всех структурных подразделениях организации.
Интегральная форма (метод совместного конструирования) организации инновационной деятельности построена на матричной системе организации управленческой деятельности. В ней наряду с функциональными и производственными подразделениями организуются специальные проектные целевые группы во главе с руководителем инновационного проекта, выполняющим координирующие функции.
Преимуществами второй и третьей форм организации инновационной деятельности являются:
– сокращение сроков реализации инновационных проектов;
– оперативное реагирование на любые изменения внешней среды;
– упрощение системы контроля.
В результате наблюдается значительный рост конкурентоспособности и эффективности, который проявляется в экономии, повышении качества разработок, реализации более рациональных решений без бюрократических проволочек, снижении издержек на разработку товара и др.
В практике современных организаций чаще применяется параллельное проектирование, так как эта форма организации инновационной деятельности целесообразна и проще.
Интегральная же форма инновационной деятельности является более сложной, так как требует четкого определения функций, ответственности всех членов целевых групп, координации инновационной деятельности между всеми участниками.
Проект – любая группа заданий, которые необходимо восполнить в определенный период времени, с четко определенными сроками, размерами затрат и оптимально подобранными для этого сотрудниками организации.
Типы проектов (примеры):
– разработка и утверждение новых правил, стандартов деятельности;
– выпуск нового товара;
– развитие нового вида услуг;
– разработка системы стратегического планирования на предприятии;
– организация распродажи;
– исследование рынка и др.
Этапы работы над проектом:
– зарождение идеи;
– планирование;
– начало работы и непосредственное исполнение;
– заключительная стадия и завершение проекта.
Цель нового подхода к управлению инновациями на основе выполнения инновационных проектов – открыть новые возможности создания дополнительной ценности для организаций и ее покупателей, в отличие от традиционного подхода, который характеризуется поиском оптимальных решений в рамках заданных ограничений – продукт, бюджет, сроки. Хотя новый синергетический подход и строится на основе этих трех классических ограничений, он нацелен гораздо дальше – на достижение максимального результата для всего бизнеса за счет результатов проекта.
Таким образом, суть управления инновациями на основе управления инновационными проектами состоит в применении предпринимательского подхода к управлению, который должен учитывать динамику рынка, конкурентную среду, результативность бизнеса в целом.
Межфункциональная разработка нового товара. Переход к управлению инновациями через межфункциональные команды (МФК) – это значительный прогрес в плане повышения уровня конкурентной рациональности.
Преимуществами данного подхода являются:
– увеличение степени владения информацией;
– усовершенствование процесса принятия и усовершенствование решений (в межфункциональных группах и командах происходит тесное взаимодействие его участников на неофициальной основе, обмен мнениями и знаниями, интенсивность процесса принятия решений);
– снижение уровня конфликтов между отделами и подразделениями организаций, улучшение их взаимодействия в процессе разработки нового товара.
В большинстве зарубежных компаний – лидеров рынка межфункциональные группы и команды являются важнейшим инструментом инновационной политики.
Состав межфункциональных команд. Такая команда должна состоять из опытных конструкторов, производственников, специалистов в области исследований, маркетинга, торговли, дизайна, логистики и т. д.
Задача МФК. Первоочередная задача МФК – определение конкретных способов увеличения добавленной стоимости товара и использование четкого графика рассмотрения всеми отделами организации данной задачи.
Функции МФК. Важными функциями команды являются разработка товара и его техническое исполнение, анализ рынка, маркетинг, производство, закупки и учет издержек.
Роли в МФК. Руководитель команды является инициатором проекта, члены команды – «организаторами-оркестровщиками».
Инициатор проекта. Команда выступает инициатором концепции разработки нового товара, защитником данного товара, поддерживает энтузиазм и деловую активность среди участников проекта.
Организатор-«оркестровщик». Один из членов топ-команды, осуществляет координацию инновационной политики, обеспечивает финансирование разработок.
Члены МФК. Участвуют непосредственно в разработке новых товаров и ведут «сопровождение» новых идей в их движении по стадиям процесса разработки продукта.
Схема работы МФК. Команда регулярно собирается для рассмотрения вопросов о ходе работ и выдвижении новых предложений, рассмотрения отчетов о проделанной работе. Собрания могут проходить по графику или по мере необходимости.
Ответственность за разработку новых товаров в МФК. Между всеми членами МФК ответственность коллективная.
Системы. С целью создания базы для инновационной деятельности в организациях необходимо создавать следующие системы:
– информационную, содержащую банки и базы данных инновационного характера;
– стратегического инновационного планирования;
– контроля.
Информационная система должна служить средством для поиска информации о новых идеях, предложениях, основой для разработки инновационных стратегий.
Цикл ежегодного стратегического планирования должен включать подробный обзор положения дел на инновационном «фронте», определение степени выполнения построенных задач и роль новинок в повышении конкурентоспособности организации.
Система контроля инновационной деятельности в организации должна выполнять следующие функции:
– контроль за реализацией годовых инновационных планов;
– контроль инновационной деятельности;
– стратегический контроль инновационной деятельности.
Интеграция. Инновации следует отделять от текущего производства. Но когда работа над новым проектом завершена, он должен быть интегрирован в общую деятельность компании, так как для его реализации потребуются достаточные ресурсы. В конечном счете иновация должна пройти все ступени. Горизонтальная, или функциональная, интеграция проекта осуществляется проектной командой, вертикальная, или иерархическая, интеграция достигается путем распределения ролей защитников, спонсоров и организатора-«оркестровщика» проекта.
1. Значение инновационного менеджмента (рис. 2.2).
2. Цели, задачи и функции инновационного менеджмента (рис. 2.3).
3. Система основных элементов управления инновационной деятельностью современной организации (рис. 2.4).
4. Характеристики основных элементов управления инновационной деятельностью современной организации (табл. 2.9).
5. Виды знаний и их потоки внутри организации (рис. 2.5).
6. Система сегментов знаний для эффективного управления организацией (табл. 2.10).
7. Характеристики явных и неявных знаний (табл. 2.11).
8. Переход от функциональности к межфункциональности управления (рис. 2.6).
9. Роли в межфункциональной команде (табл. 2.12).
10. Преимущества управления инновациями через межфункциональные команды (МФК) (рис. 2.7).
11. Три уровня управления знаниями (рис. 2.8).
Рис. 2.2. Значение инновационного менеджмента
Рис. 2.3. Цели, задачи и функции инновационного менеджмента
Рис. 2.4. Система основных элементов управления инновационной деятельностью современной организации
Таблица 2.9. Характеристики основных элементов управления инновационной деятельностью современной организации
Рис. 2.5. Виды знаний и их потоки внутри организации
Таблица 2.10. Система сегментов знаний для эффективного управления организацией
Таблица 2.11. Характеристики явных и неявных знаний
Традиционный функциональный подход поставил больше преград перед попытками улучшения про-изводительности бизнеса в последние двадцать лет, чем какой-либо иной фактор.
Рис. 2.6. Переход от функциональности к межфункциональности управления
Рис. 2.7. Преимущества управления инновациями через межфункциональные команды
Таблица 2.12. Роли в межфункциональной команде
Рис. 2.8. Три уровня управления знаниями