Глава первая
А вот и роботы!
Рекорд ожидаемой продолжительности жизни принадлежит Японии. Иными словами, в этой стране больше всего людей доживают до глубокой старости. Естественно, в Японии также рекордная доля пожилого населения, и страна вовсе не собирается молодеть. Продолжительность жизни в Японии на сегодняшний день составляет примерно 80 лет для мужчин и 87 для женщин, а в течение следующих 45 лет, как ожидается, возрастет до 84-х и 91-го соответственно. Также ожидается, что с 2010 по 2025 год число японских граждан старше 64 лет увеличится на семь миллионов. Сегодня в верхней возрастной категории находится четверть населения страны. К 2020 году, по прогнозам, этот показатель возрастет до 29 процентов, а к 2050-му достигнет 39 %.
И всем этим весьма немолодым людям потребуется уход. Однако низкий уровень рождаемости в современной Японии означает, что один из ключевых принципов традиционного японского семейного уклада – почтительная и преданная забота о своих бабушках, дедушках, прабабушках и прадедушках – однажды перестанет работать. Внуков и правнуков просто-напросто не хватит.
Учитывая неизменно строгую иммиграционную политику Японии, направленную на удержание на определенном уровне числа рабочих мест в стране, иностранные работники тоже не решат проблему. По прогнозам Министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения, к 2025 году Японии потребуется четыре миллиона сиделок для пожилых людей. На данный момент в наличии имеется 1,49 миллиона. Япония выдает всего 50 тысяч рабочих виз в год, так что, если только не случится каких-нибудь драматических перемен, цифры никак не сойдутся.
Эта нехватка рабочей силы жестоко ударит по такой отрасли сферы услуг, как уход за пожилыми людьми; и при этом среди сиделок очень высокая текучка кадров – это связано и с низкой заработной платой, и с большим травматизмом (прежде всего вызванным тем, что лежачих пациентов приходится поднимать на руки, сажать и т. п.).
И тут на сцену выходят роботы.
Наших будущих сиделок прямо сейчас разрабатывают на японских заводах. Подобно тому как в 1970-е годы японские компании заново изобрели автомобиль, а в 1980-е – бытовую электронику, сегодня они преображают идею семьи. Роботы, которые фигурировали в кино и мультфильмах 1960-х и 1970-х годов, станут реальностью к 2020-м.
Конкурирующие японские компании Toyota и Honda используют свой опыт в машиностроении при создании нового поколения роботов. Toyota изобрела помощницу сиделки по имени Робина – она смоделирована по образцу Рози, мультяшного робота-няни и домработницы из американского комедийного научно-фантастического мультсериала «Джетсоны»; Робина – член семьи «Партнер Робот», линейки роботов, призванных заботиться о представителях все увеличивающегося пожилого населения мира. Масса Робины – 60 килограммов, а рост – 1,2 метра; она может общаться посредством слов и жестов. У нее широко посаженные глаза, прическа каре и пышная белая юбка из металлизированной ткани.
Брат Робины по имени Гуманоид – многофункциональный помощник для работы по дому. Он умеет мыть посуду, ухаживать за вашими родителями и даже может организовать импровизированный концерт: одна модель умеет играть на трубе, другая на скрипке. С виду обе версии – почти двойники C-3PO из «Звездных войн», разве только корпус у них ослепительно-белый, а не золотой.
Honda нанесла ответный удар, создав Асимо (имя робота – аббревиатура английских слов «продвинутый шаг в инновационной мобильности»), полнофункционального гуманоида, который выглядит как застрявший на Земле инопланетный астронавт в 1,2 метра высотой. Асимо достаточно «умен», чтобы распознавать человеческие эмоции, движения и речь. Оснащенный глазами-камерами Асимо может выполнять голосовые команды, пожимать руки и отвечать на вопросы кивком или голосом. Он даже кланяется, приветствуя собеседника, то есть демонстрирует прекрасные японские манеры. Ухаживая за пожилым пациентом, Асимо способен выполнять целый ряд задач, – начиная с того, что поможет хозяину встать с постели, и кончая тем, что поддержит простую беседу.
Honda также сосредоточила большие усилия на разработке роботизированных конечностей и вспомогательных устройств (а не только «самостоятельных» роботов). Придуманное компанией устройство под названием «Помощь при ходьбе» (Walking Assist) крепится на ногах и спине у человека с ослабленными мышцами ног и добавляет им мощности, чтобы можно было передвигаться самостоятельно. В будущем Honda начнет также производить роботизированные предплечья и кисти. Она поставила себе целью ни много ни мало поставить на ноги людей, ограниченных в движении, а пожилым и хрупким помочь вновь вспомнить скорость и гибкость своей молодости.
Таких крупных игроков, как Toyota и Honda, теснит множество других японских компаний. Предприятие Tokai Rubber Industries совместно с научно-исследовательским институтом RIKEN недавно представило «робота для интерактивного физического ухода» (RIBA), который может осторожно поднимать и опускать людей весом до 70 кг; он похож на гигантского улыбающегося медведя и покрыт мягкой искусственной кожей во избежание травм или физического дискомфорта пациента. Кроме того, японская компания AIST, занимающаяся промышленной автоматизацией, создала робота по имени Паро, который имеет облик детеныша гренландского тюленя, обтянутого мягким белым мехом. Паро имитирует многие особенности домашнего питомца. Он предназначен для людей, которые слишком слабы, чтобы заботиться о настоящем живом питомце, или живут в условиях, которые не позволяют завести домашнее животное, например в доме престарелых. Робот «любит», когда его берут на руки, «сердится», когда его шлепают, и не прочь вздремнуть. Увидев Паро несколько лет назад в Японии во время экскурсии, посвященной инновациям в робототехнике, президент США Барак Обама инстинктивно потянулся и погладил робота по голове и спине. Похожий на симпатичную плюшевую игрушку «зверек» стоит, однако, шесть тысяч долларов и классифицируется правительством США как медицинское устройство второго класса.
Япония уже сегодня является мировым лидером в области робототехники – здесь работают 310 тысяч промышленных роботов из 1,4 млн существующих в мире. Она сосредоточивает внимание на роботах для ухода за пожилыми людьми лишь отчасти потому, что вынуждают обстоятельства, но отчасти и потому, что это единственная страна, которая может позволить себе направить такие огромные и передовые промышленные ресурсы на увеличение продолжительности жизни человека. Но способны ли роботы в самом деле ухаживать за людьми?
Ни частный, ни государственный секторы Японии в этом не сомневаются. В 2013 году японское правительство выделило 24,6 миллиона долларов компаниям, специализирующимся на роботизированных устройствах ухода за пожилыми людьми. Министерство экономики, торговли и промышленности Японии в мае 2013 года выбрало 24 компании, которым оно готово предоставить субсидии, покрывающие от половины до двух третей затрат на исследования и разработку роботов-сиделок. Среди задач, которые должны будут выполнять эти машины, например, такие: помогать престарелым пациентам передвигаться из комнаты в комнату, приглядывать за теми, кто плохо ориентируется в пространстве, и развлекать их играми, песнями и танцами.
Тем не менее тут еще немало сложностей. С технической стороны по-прежнему сложно создать робота, способного выполнять такие глубоко интимные процедуры, как купание пациента или чистка ему зубов. К тому же большинство японских компаний, которые сейчас занимаются созданием таких роботов, исторически специализировались на изготовлении промышленных двигателей и электроники. Налаживание эмоциональной связи, которая является критическим элементом ухода за пожилыми людьми, – для них совершенно новая область исследований. Определенные усовершенствования постепенно происходят, но все же некоторые специалисты – например, профессор Массачусетского технологического института Шерри Таркл, занимающаяся социальными исследованиями в области науки и техники, – сомневаются в том, сумеют ли пациенты в конце концов наладить истинную эмоциональную связь с роботом-сиделкой. Таркл предупреждает: «Чтобы идея дружбы с искусственным интеллектом стала для нас новой нормой, нам придется измениться самим, и в этом процессе предстоит полностью перестроить систему человеческих ценностей и суть человеческих отношений». Если роботы-сиделки станут распространенным явлением, полагает она, они могут еще больше увеличить пропасть между младшим и старшим поколениями. «Дело же не только в том, что пожилому человеку нужно говорить с молодыми, – объясняет Таркл, говоря о новейших роботах, которые якобы могут поддержать беседу. – Дело еще и в том, что молодым надо больше слушать стариков. Мы проявляем слишком мало интереса к тому, что могут рассказать наши старшие товарищи. А теперь мы своими руками создаем механизмы, которые будут в буквальном смысле пропускать их истории мимо ушей».
И чисто технические вопросы (как сделать робота, который сможет почистить человеку зубы?), и сложные психологические проблемы (смогут ли – и должны ли – сформироваться эмоциональные связи между человеком и роботом?) одинаково важны. И все же прикладная робототехника в Японии продолжает развиваться, а различные ответы на эти вопросы, скорее всего, будут все чаще предлагаться в самое ближайшее время. Учитывая то, как мало в стране сиделок, я полагаю, что роботы неизбежно станут постоянным элементом системы японской семьи.
Если стареющей нации удастся решить эту проблему и появление роботов-сиделок благотворно скажется на ее экономике, то в скором времени мы увидим такие же устройства на мировом рынке, а это чревато далеко идущими последствиями.
Большинство промышленно развитых стран мира находится на грани вступления в период масштабного старения, и ситуация в них скоро начнет повторять происходящее в Японии. Во всех 28 членах Европейского союза население постепенно становится все старше, и в предстоящие десятилетия доля граждан Европы в возрасте от 65 лет и старше вырастет с 17 до 30 %. Китай уже вступает в период продвинутого старения, хотя еще является развивающейся страной. Несмотря на то что политика «одна семья – один ребенок» постепенно уходит в прошлое, демографическая ситуация в Китае сейчас представляется не вполне стабильной. Китайские женщины рожают в среднем по 1,4 ребенка, что значительно ниже коэффициента замещения 2,1, вследствие чего достаточного числа молодых людей, способных обеспечить нужды пожилых, также не предвидится. Ярким исключением являются Соединенные Штаты, где иммиграционная политика частично смягчает последствия старения населения.
По мере того как население развитых стран продолжает стареть, рынок для тех самых японских роботов все разрастается. И роботы-сиделки, наряду с роботизированными конечностями и частями тела, могут оказаться просто первой волной потока новых сложных роботов, которые хлынут в нашу повседневную жизнь. Роботы станут одной из немногочисленных технологий, которая распространится не от молодых потребителей к более взрослым, а наоборот – в первую очередь через пожилых пользователей к молодым поколениям, и бабушки будут хвастаться своими новенькими суперсовременными гаджетами перед детьми и внуками.
География робототехники
Степень роботизации в различных странах будет очень разной. Богатым и бедным гражданам в разной степени доступны плоды технологического прогресса, то же самое происходит с более и менее благополучными странами.
Несколько государств уже стали лидерами спроса на роботов. Около 70 % от общего объема продаж таких устройств приходится на Японию, Китай, США, Южную Корею и Германию – это «большая пятерка» робототехники. При этом Япония, Соединенные Штаты и Германия доминируют в сфере дорогостоящих промышленных и медицинских роботов, а Южная Корея и Китай являются основными производителями менее дорогих устройств, ориентированных на широкого потребителя. Хотя наибольший объем продаж роботов зафиксирован в Японии, Китай представляет собой самый быстрорастущий рынок – каждый год начиная с 2005-го продажи роботов в стране увеличиваются на 25 %.
Существует довольно серьезный разрыв между «большой пятеркой» и остальным миром. Эти страны намного опережают всех, поскольку выступают и потребителями, и производителями роботов. Вот иллюстрация: количество промышленных роботов, производимых в Южной Корее, стране с населением в 50 миллионов человек, в несколько раз превышает таковое в Южной Америке, Центральной Америке, Африке и Индии, вместе взятых, чья общая численность населения достигает 2,8 миллиарда. Россия, несмотря на свою мощную индустриальную базу, вообще не является игроком на рынке робототехники. Она не производит и не покупает роботов в сколько-нибудь значительных количествах, а продолжает заниматься добычей природного газа, нефти, железа, никеля и их переработкой на заводах, которые выглядят и функционируют так, как и в 1970-х, и в 1980-х годах.
Сравнительный отрыв «большой пятерки» в будущем может даже увеличиться, ибо именно эти страны, скорее всего, внедрят следующее поколение робототехники в общественной, рабочей сферах и в домашнем быту. Им будут принадлежать самые известные бренды потребительских роботов, и они обеспечат программное обеспечение и сети, из которых сложится экосистема робототехники. Когда я думаю об этом симбиозе, мне вспоминается интернет 1990-х годов – не только обращенные к потребителю интернет-компании, которые появлялись и функционировали в Кремниевой долине, но и производители сетевого оборудования, такие как Cisco Systems и Juniper Networks. Сегодня общее количество сотрудников Cisco и Juniper достигает 85 тысяч, а рыночная стоимость – 154 миллиардов долларов. Те же самые типы внутренних систем появятся и в индустрии робототехники. А страны «большой пятерки» будут получать прибыль от своих высокооплачиваемых рынков труда и растущего богатства – безусловных выгод передовой позиции по сравнению со 191-й страной мира. Они, можно сказать, породят Cisco и Juniper от робототехники.
Что любопытно, менее развитые государства, выходя на рынок робототехники, пожалуй, могут перескочить несколько ступеней. Странам Африки и Центральной Азии удалось перейти прямо к сотовым сетям, пропустив этап стационарной телефонизации, и, возможно, таким же образом они смогут сделать большой скачок в робототехнике, не развивая сначала мощную промышленную базу.
Хорошим примером может послужить Африканская робототехническая сеть (African Robotics Network) АФРОН. Это сообщество частных лиц и учреждений организовывает по всему континенту мероприятия и проекты в сфере робототехники, образовательные, научные и индустриальные. С помощью таких инициатив, как, например, «Конкурс десятидолларовых роботов» (10 Dollar Robot Challenge), АФРОН способствует развитию крайне доступного робототехнического образования. Победителем одного из таких конкурсов стал «РобоАрм», проект нигерийского Университета Обафеми Аволово, – эта напоминающая руку конструкция сделана из пластика и работает на найденных на свалках и отремонтированных электромоторчиках. Способность придумывать недорогие вещи, учитывая дефицит материалов, лежит в основе концепции экономных инноваций, которые мы обсудим в главе 6.
По мере того как распространяется робототехника, то, до какой степени та или иная страна преуспеет в эпоху роботов, будет отчасти зависеть от культуры – от того, насколько люди готовы впустить роботов в свою жизнь. Западные и восточные культуры смотрят на роботов весьма по-разному. Дело не только в том, что у Японии есть острая экономическая потребность в роботах и технологические ноу-хау: у этой страны имеется также и культурная предрасположенность для роботизации. Синтоизм, древняя религия, которую исповедуют 80 % японцев, включает элементы анимизма, согласно которому душой наделены не только люди, но и неодушевленные (с западной точки зрения) предметы. Вследствие этого японская культура, как правило, более открыта для идеи роботов-помощников и роботов-компаньонов, чем культура Запада, которая рассматривает их как бездушные машины. В культуре, где грань между неодушевленным и одушевленным столь тонка, на робота с большей готовностью будут смотреть как на члена общества, а не просто как на полезное (а то и опасное) устройство.
В западной культуре ситуация совершенно иная: ужасная мысль о том, что однажды человечество создаст искусственное существо и не сможет его контролировать, пронизывает западную литературу, породив за долгие века длинную череду страшных и предупреждающих сказок. Прометей был осужден на вечные муки в наказание за то, что даровал людям огонь. Когда Икар вознесся слишком высоко, солнце растопило воск на его высокотехнологичных крыльях, и он встретил свою смерть, рухнув с неба. В романе Мэри Шелли «Франкенштейн» гротескное создание доктора Франкенштейна сеет в мире хаос и в конечном итоге обрекает собственного создателя на гибель (а кинозрителя – на бесконечное созерцание все новых второсортных ремейков первого киношедевра).
Восточная культура совершенно не пропитана подобным страхом. Культурная динамика Японии, представляющая в значительной степени культурную динамику большей части Восточной Азии, не обременяет индустрию робототехники никаким культурным багажом, позволяя ей стремительно развиваться. Объем инвестиций в эту отрасль свидетельствует об интересе общества к роботам, факультетов и департаментов автоматики в китайском научном сообществе становится все больше, их специалисты весьма уважаемы. В университетах Китая уже больше сотни факультетов автоматики, а в Соединенных Штатах – лишь около 80-ти, несмотря на то что университетов в США больше.
В Южной Корее к обучающим роботам относятся положительно; в Европе – скорее отрицательно. Как и в случае с уходом за престарелыми, в Европе роботы рассматриваются как машины, а в Азии – как потенциальные спутники жизни. В Соединенных Штатах этот вопрос находится вне фокуса общественного внимания, поскольку иммиграционная система облегчает приток новой и низкооплачиваемой рабочей силы, которая занимает места в тех сферах, которые в других странах могли бы быть заняты роботами-помощниками. В других регионах мира позиция по этому вопросу зачастую оказывается промежуточной. Недавно проведенное на Ближнем Востоке исследование показало, что люди не стали бы возражать против того, чтобы человекоподобный робот убирал в доме, но с неприязнью относятся к идее выполнения роботами более персональных и важных задач, таких как обучение.
Как сделать из робота человека
Первая волна замещения человеческой рабочей силы средствами автоматизации и робототехники началась в тех областях, где часто требовалось выполнять опасную, грязную и монотонную работу, которая почти не предполагала взаимодействия с людьми. Но затем роботы все чаще и чаще стали претендовать на рабочие места в сфере услуг, где требуются навыки общения с человеком. Рабочие места в сфере услуг, которые на предыдущем этапе глобализации были обычно гарантированы, теперь оказались под угрозой, поскольку последние прорывы в области робототехники и программирования вдруг показали, что задачи, которые, как еще недавно считалось, остаются исключительной прерогативой человека – быстрое ситуационное реагирование, пространственное мышление и мгновенное ориентирование, понимание контекста и человеческих суждений, – становятся под силу и роботам.
Это оказывается возможным благодаря совпадению двух ключевых событий: прогресса в моделировании пространства убеждения и совершенствовании связей между роботом и облаком. Термин «пространство убеждения» обозначает математическую структуру, которая позволяет статистически моделировать интересующие нас условия и прогнозировать наиболее вероятные результаты. В общем и целом речь идет о приложении алгоритмов для понимания новых или смешанных контекстов. Роботу моделирование пространства убеждений открывает новые возможности для ситуационной осведомленности. Оно помогает совершать такие действия, как умение схватить предмет, – когда-то это было нелегкой задачей для робота. До недавнего времени пространство убеждений было слишком сложным для удовлетворительного вычисления, причем задачу усложняло еще и то, что для анализа был доступен очень ограниченный объем опыта роботов. Но достижения в области анализа данных (о которых мы поговорим в главе 5) в сочетании с увеличивающимися по экспоненте объемами эмпирических данных позволили программистам разработать роботов, которые сегодня могут взаимодействовать с окружающей средой, используя разумные суждения.
Начавшийся в последнее время экспоненциальный рост данных в значительной мере обусловлен развитием «облачной робототехники» – этот термин был введен исследователем из Google Джеймсом Куфнером в 2010 году. Робот, подключенный к облаку, имеет доступ к огромным массивам данных и общему опыту других устройств, с помощью которых он может совершенствовать понимание собственного пространства убеждений. До того как стало возможным подключение к облаку, у каждого робота был доступ к очень ограниченному набору данных – он состоял либо из его собственного опыта, либо из знаний небольшой группы роботов. Они представляли собой изолированные электронные устройства, их возможности были ограничены аппаратными средствами и программным обеспечением, имеющимися в самом устройстве. Но теперь, объединившись в сеть и постоянно оставаясь подключенными к облаку, роботы могут впитывать опыт любого другого робота-«родственника», «обучаясь» ускоренными темпами. Представьте себе нечто вроде квантового скачка, который совершила бы человеческая культура, если бы мы все вдруг сумели напрямую подключиться к знаниям и опыту остальных жителей планеты – если бы, принимая решение, опирались не только на свой ограниченный опыт, но и на опыт миллиардов других людей. «Большие данные» сделали возможным такой квантовый скачок в когнитивном развитии роботов.
Другой важный прорыв связан с материаловедением – появилась возможность изготавливать роботов из принципиально новых материалов. Теперь больше не обязательна броня алюминиевого корпуса, ставшая визитной карточкой C-3PO или R2-D2. Тела сегодняшних роботов можно делать из силикона или даже из шелковой нити, и эти материалы придают им до жути естественный вид. Появление крайне гибких компонентов, таких как воздушные мышцы (распределяющие питание по трубкам, в которых содержится воздух под давлением), электроактивные полимеры (которые изменяют размер и форму робота, когда их стимулируют электрическим полем) и феррожидкости (коротко говоря, магнитные жидкости, которые помогают сделать движения более человекоподобными), приводит к созданию роботов, в которых вы, возможно, даже не заметите ничего «искусственного» – почти как киборг в исполнении Арнольда Шварценеггера в «Терминаторе». Электронная имитация гусеницы, разработанная исследователями Университета Тафта для выполнения таких разнообразных задач, как обнаружение противопехотных мин или диагностика заболеваний, даже подвержена биологическому разложению – прямо как мы с вами.
Кроме того, роботы еще никогда не бывали столь огромными и одновременно столь миниатюрными, как сегодня. Нанороботы, которые пока еще находятся на ранних стадиях разработок, обещают будущее, в котором автономные машины в масштабе 10-9 метров (это гораздо, гораздо мельче песчинки) смогут диагностировать и лечить заболевания человека на клеточном уровне. На другом конце спектра – крупнейший в мире ходячий робот немецкого производства: огнедышащий дракон длиной 15 метров, весящий 11 тонн и содержащий более 80 литров искусственной крови. Пока что он участвует в одном из немецких народных фестивалей.
Новые достижения не замедлят последовать. Не одно только правительство Японии выделяет на робототехнику все больше ресурсов. Президент Обама запустил в 2011 году Национальную робототехническую инициативу, призванную стимулировать разработку роботов для автоматизации промышленности, помощи пожилым, а также для военных целей. Программа, которая контролируется Национальным научным фондом, заключила контрактов более чем на 100 миллионов долларов. Франция также запустила подобную программу, пообещав 126,9 миллиона долларов на то, чтобы развить собственную индустрию и догнать Германию. Швеция выделила миллионы на финансирование физических и юридических лиц посредством премий за достижения в сфере инноваций, таких как учрежденная в 2011 году «Роботдален» («Долина роботов»).
Частный сектор вкладывает в дело все больше и больше средств. В декабре 2013 года фирма Google приобрела Boston Dynamics – ведущую робототехническую компанию, имеющую контракты с Пентагоном. Также она купила компанию DeepMind, которая была основана в Лондоне вундеркиндом Демисом Хассабисом и тоже занимается искусственным интеллектом. В детстве Хассабис завоевал второе место в мировом рейтинге шахматистов в возрасте до 14 лет, а когда он получал докторскую степень по когнитивной неврологии, журнал Science назвал его новую биологическую теорию работы воображения и памяти в головном мозге одним из десяти самых важных научных прорывов года. Демис и его коллеги в DeepMind фактически создали компьютерный эквивалент зрительно-двигательной координации – в робототехнике еще никто и никогда такого не добивался. Демис показал мне, что научил свои компьютеры играть в старые видеоигры на приставке «Атари 2600» так же, как в них играют люди, – глядя на экран и корректируя собственные действия посредством нейронных процессов, реагирующих на манипуляции противника. Он научил компьютеры думать примерно так же, как это делают люди. А теперь Google, купивший DeepMind за полмиллиарда долларов, применяет ее опыт в области машинного обучения и нейросистем к алгоритмам, которые разрабатывает, отвоевывая свою нишу в робототехнике.
Большинство частных исследований и разработок в области робототехники ведется в крупных компаниях (например Google, Toyota и Honda), но объемы венчурного финансирования робототехники растут с огромной скоростью. Всего за три года они увеличились почти вдвое – со 160 миллионов долларов в 2011 году до 341 миллиона в 2014-м. За первый же год инвестирования Grishin Robotics, фонд посевных инвестиций, управляющий 25 млн долларов, подверг аудиту более 600 стартапов, прежде чем выбрать восемь из них, которые сегодня и находятся в его портфеле. Новый израильский венчурный фонд Singulariteam быстро направил два транша по 100 миллионов долларов каждый на развитие робототехники и искусственного интеллекта на ранних стадиях. Привлекательность для инвесторов очевидна: рынок потребительских роботов в 2017 году может составить 390 миллиардов долларов, а промышленных – 40 миллиардов к 2020-му.
Поскольку технологии продолжают совершенствоваться, в настоящее время ведутся споры о том, насколько радикально преобразят человеческую жизнь высокотехничные роботы и превзойдут ли они нас в конечном счете. Одна из точек зрения такова, что это неизбежно; другая заключается в том, что они не могут с нами соперничать; третья – что человек и машина могли бы слиться воедино. В робототехническом сообществе будущее технологии тесно связано с понятием сингулярности – теоретической точки во времени, когда искусственный интеллект сравнится с человеческим или превзойдет его. Если случится последнее, то, конечно, совершенно неясно, какими будут отношения роботов и людей. (Во вселенной Терминатора после достижения сингулярности обладающая самосознанием компьютерная система принимает решение уничтожить человечество.) Сторонники сингулярности считают, что инвестиции в робототехнику благоприятно повлияют не только на годовой баланс корпораций – они коренным образом улучшат благосостояние людей, позволив нам вычеркнуть из своей жизни рутинные задачи и заменять больные или стареющие части тела. Мнения технологического сообщества о том, хороша или плоха сингулярность, глубоко разнятся, – один лагерь полагает, что она будет способствовать улучшению человеческой жизни, а другой, столь же обширный, считает, что она повлечет за собою мрачное будущее, в котором люди станут рабами машин.
Но достижима ли сингулярность на самом деле?
Те, кто считает, что это так, указывают на несколько ключевых факторов. Во-первых, они утверждают, что действие закона Мура, который гласит, что вычислительная мощность чипа будет удваиваться каждые два года, пока что не показывает признаков замедления. Закон Мура в такой же степени относится к транзисторам и технологиям, которые управляют роботами, как и к компьютерам. Добавить к этому стремительный прогресс в машинном обучении, анализе данных и облачной робототехнике, и становится ясно, что сфера ИТ будет все так же быстро совершенствоваться. Те, кто выступает за сингулярность, расходятся лишь в том, когда она будет достигнута. Математик Вернор Виндж предсказывает, что это произойдет к 2023 году; футуролог Рэй Курцвейл говорит о 2045-м. Но вопрос, определяющий всю суть сингулярности, таков: существует ли предел тому, насколько могут продвинуться технологии?
Те, кто отрицает возможность сингулярности, называют несколько причин. Прорыв в программном обеспечении, необходимый для достижения сингулярности, требует детального понимания человеческого мозга, но наше относительное невежество касательно базовой нейронной структуры мозга препятствует развитию программного обеспечения. Более того, в то время как слабый искусственный интеллект, который позволяет роботам разве лишь специализироваться на конкретной функции, развивается в настоящее время по экспоненте, мощный искусственный интеллект, позволяющий демонстрировать подлинно человеческие интеллектуальные решения, развивается крайне медленно и только линейно. Хотя изобретения, подобные компьютеру «Уотсон» (разработанный IBM компьютер победил чемпионов «Своей игры» Кена Дженнингса и Брэда Раттера), очень интересны, но ученым необходимо более глубоко познать человеческий мозг, прежде чем машине удастся добиться большего, чем победа в телевикторине. Ведь «Уотсон» не «думал» в привычном человеку смысле – его работа заключалась, по сути, в обработке обширной базы данных с помощью очень эффективной поисковой системы. Как объясняет робототехник и профессор Калифорнийского университета в Беркли Кен Голдберг, «роботы будут становиться все более и более человекоподобными. Но разрыв между людьми и роботами никуда не денется – он настолько велик, что в обозримом будущем его не преодолеть».
По моему мнению, сегодняшняя ситуация с робототехникой очень похожа на ситуацию с интернетом 20 лет назад. Мы снова стоим у истоков чего-то неведомого: пустая белая страница, на ней слова «Глава первая». В дни скрежещущих телефонных модемов трудно было представить себе что-нибудь вроде сервиса YouTube, который транслирует более шести миллиардов часов видео в месяц; нам сложно вообразить сегодня, что, возможно, когда-то похожие на нас роботы будут ходить по улицам рядом с нами, работать в соседнем отсеке в офисе или водить наших пожилых родителей на прогулку, а потом помогать им с обедом. Этого не произойдет ни сегодня, ни завтра, но это случится на глазах большинства из нас. Объемы инвестиций в робототехнику в сочетании с достижениями в области «больших данных», сетевых технологий, материаловедения и искусственного интеллекта закладывают базу для того, чтобы прорывы в робототехнике к 2020-м годам сделали сегодняшнюю научную фантастику широко распространенной практикой.
Инновации в области робототехники повлекут за собой достижения как количественные – роботы смогут выполнять задачи быстрее, безопаснее и дешевле, чем люди, – так и качественные: они будут делать то, что было бы невозможно для людей: например позволят прикованному к кровати больному двенадцатилетнему ребенку учиться в школе или подарят глухонемому возможность говорить.
Прибавь-ка газку, рободживс!
Люди начали задумываться об автомобиле без водителя почти с тех самых пор, как появились сами автомобили. General Motors представила концепцию машины без водителя на Всемирной ярмарке 1939 года в Нью-Йорке – это был радиоуправляемый автомобиль, для которого, однако, была необходима столь же продвинутая дорожная система. Затем в 1958 году компания сконструировала первый тестовый автомобиль без водителя «Огненная птица», который должен был подключаться к проводной трассе электрическим кабелем. Соединив все автомобили в единую сеть, система давала бы каждому знать, на каком расстоянии держаться друг от друга, – примерно так же, как знаменитая система канатного трамвая Сан-Франциско, которая использует подобный механизм для приведения трамваев в движение и соблюдения безопасной дистанции.
Но до начала 2000-х годов автомобиль без водителя оставался по большей части лишь футуристической мечтой. Как объясняет основатель проекта Google Mobile Себастьян Трун, «до 2000 года не было никакой возможности изобрести что-то стоящее. Сенсоров не было, хороших компьютеров не было и электронных карт тоже не было». Словом «радар» обозначалась башня, стоявшая на вершине соседнего холма и стоившая 200 миллионов долларов. Этого нельзя было просто купить в RadioShack. Коллега Труна по Google Энтони Левандовски описал недостатки предыдущих электрических моделей следующим образом: «У общества нет денег даже на то, чтобы залатать выбоины на дорогах. С чего бы ему платить за прокладку проводов под дорожным покрытием?»
Однако сегодня почти каждая крупная автомобильная компания занимается исследованиями и разработкой собственной версии машины без водителя. Но в авангарде этих исследований оказалась вовсе не традиционная автокомпания, а тот же Google. В течение последних шести лет суперпродвинутая конструкторская лаборатория технического гиганта Google Х работает над концепцией гугломобиля без водителя. И хотя большая часть технологий защищена патентами и окружена тайной, некоторые из его наиболее ярких особенностей компания все же раскрыла. Среди прочих технических новинок гугломобиль имеет радар, камеры, которые будут следить за тем, чтобы машина оставалась в границах полосы, а также системы фотодетекции и дальнометрии. Также в автомобиле предусмотрена система инфракрасного ви́дения, 3D-визуализации, усовершенствованный GPS и колесные сенсоры.
Но зачем вообще Google подался в автомобилестроение?
Тому есть несколько важных причин, которые в свое время повлияли на мотивы многих участников процесса. И вообще, как выясняется, в некоторых случаях разработка автомобиля без водителя – это результат глубоко личных переживаний. Как рассказал в своей TED-лекции Себастьян Трун, его лучший друг погиб в автомобильной катастрофе, что и подтолкнуло его к вступлению на путь инноваций, призванных сделать автомобильные аварии пережитком прошлого: «Я решил посвятить свою жизнь тому, чтобы спасать миллион людей каждый год».
Google нанял бывшего заместителя директора Национального управления по безопасности дорожного движения Рона Медфорда директором по безопасности беспилотных автомобилей. Медфорд пояснил, что американцы суммарно проезжают около трех триллионов миль в год и в процессе погибает более 30 тысяч человек. Если посмотреть на мировую статистику, данные становятся еще более чудовищными: каждый год в автокатастрофах погибает приблизительно 1,3 миллиона человек.
Google, конечно, также заинтересован в том, чтобы у потребителей было больше свободного времени на руках – в буквальном смысле слова, чтобы у них были свободны руки. Средний американец тратит на вождение автомобиля 18,5 часа в неделю, а европейцы – примерно вдвое меньше. Каждую минуту, не проведенную за рулем, можно потратить на использование продукции Google.
Но выйдет ли из этого что-то путное?
Существует достаточно оснований полагать, что роботы будут водить безопаснее, чем водим мы. Есть четыре основные причины аварий: невнимательность, сонливость, алкоголь и ошибка водителя. Автоматическое управление обещает значительно уменьшить влияние всех этих факторов. Профессор машиностроения из Стэнфордского университета Крис Гердес отмечает, что беспилотные автомобили не исключат человеческий фактор полностью, а скорее перенесут его с водителя на программиста; это, с какой стороны ни посмотри, серьезный шаг вперед, особенно если обеспечить водителю и программисту возможность сотрудничать. Аналогичный процесс на протяжении многих лет идет в авиации, и в настоящее время самолеты чаще всего ведет автопилот, а человек вступает в дело только в ключевые моменты. Нужно еще многое сделать, прежде чем мы сможем однозначно сказать, что роботизированные машины более безопасны, чем автомобили с человеком за рулем. Прежде всего предстоит разработать программное обеспечение, позволяющее автоматическому водителю ездить в плохую погоду и учитывать неожиданные изменения в движении (например, когда на дороге встречается объезд или движение регулирует полицейский). Но в целом, учитывая то, как быстро идет прогресс и насколько хорошо автомобиль Google показал себя при благоприятной погоде, вполне вероятно, что по крайней мере частично роботизированные автомобили войдут в наш обиход уже в ближайшее время.
Практичность использования гугломобиля зависит от целого ряда технологических, юридических, коммерческих факторов, а также соображений безопасности. Будет ли вся эта техника исправно работать? Вправду ли она сделает наши дороги более безопасными? Поверят ли люди в нее настолько, чтобы потратить свои деньги? Что по этому поводу скажут законодатели?
Все это не просто теоретические вопросы. Хотя к 2013 году законы, разрешающие автономным автомобилям находиться на дорогах, приняли только в Калифорнии, Неваде и во Флориде, вокруг них уже сформировались огромный рынок и целая культура вождения. Автомобиль без водителя потенциально может потрясти основы современной автопромышленности и всего множества ее отраслей. Как и в случае любого другого прорыва в области робототехники, многие люди получат выгоду, для некоторых (например руководителей и акционеров Google) она будет огромной, но кто-то неизбежно потерпит убытки. Компании, занимающиеся передовыми технологиями, уже вторглись на автомобильный рынок. Мобильное приложение Uber, которое помогает пассажирам найти себе наемных водителей, и так уже нанесло удар по такси. Но что случится, когда на этот рынок явятся роботы? Uber уже построил исследовательскую лабораторию, которая напичкана робототехниками, готовыми «запустить процесс создания парка автономных такси», что позволит исключить водителя из уравнения. По недавним подсчетам, в базе Uber 162 037 активных водителей – и этот процесс всех их отправит в утиль.
В Соединенных Штатах, как и во многих других странах, водителями такси часто работают иммигранты или те, кто выбивается из сил, чтобы подняться вверх по социально-экономической лестнице. К тому же эта профессия предполагает постоянное личное взаимодействие. Таксист – отличный источник информации для любого дипломата-новичка или ленивого журналиста. Беседа с ним может многое поведать о настроениях в народе, о политическом курсе или даже просто о том, какая ожидается погода. Пожалуй, обо всем этом может рассказать и робот – вероятно, даже с большей достоверностью. Но ведь при этом исчезнет человеческий контакт? Говоря более конкретно, если пассажиры предпочтут водителей-роботов людям, что станет с таксистом, который потеряет работу, как только следующая волна инноваций обрушится прямо на сферу услуг и ударит по ее работникам так, как никогда раньше?
Это касается не только водителей такси; курьеров могут заменить амазоновские воздушные дроны или автоматизированные фургоны. Службы доставки UPS и Google также тестируют собственные версии грузовых беспилотников. Два с половиной миллиона человек в Соединенных Штатах зарабатывают себе на жизнь вождением грузовиков, такси или автобусов, и все они окажутся в зоне риска из-за появления роботизированных автомобилей. Трудно даже вообразить все изменения, которые может повлечь за собой дальнейшее развитие событий. Как-то я разговаривал с генеральным директором компании, занимающейся разработкой высокотехнологичных систем контроля доступа (таких, например, как новая система парковки в аэропорту, которая сообщает, сколько свободных мест осталось на каждом этаже), и спросил его о том, какие подводные камни, по его мнению, таятся в будущем. И он заговорил о том, о чем я никогда раньше не задумывался: как появление автомобилей без водителя может сказаться на работе парковок. Ведь машина может просто поехать домой и вернуться, когда потребуется. Зачем оставлять ее на стоянке аэропорта, да еще и платить за это?
Количество дронов в нашем небе и беспилотных автомобилей на наших улицах в конечном счете определится не тем, осуществимо ли это с технической и экономической точки зрения – в какой-то момент такого вопроса уже не возникнет, – а тем, примут ли люди изменения, которые повлечет за собой их появление. Кому вы скорее доверите руль: другу, родителю, человеку – или черному ящику, который не можете контролировать? Несмотря на то что автомобильные аварии случаются каждый день, будем ли мы готовы смириться с той, что вызвана сбоем в программе? Судя по тому, как тщательно исследуются причины каждой авиакатастрофы, – наверное, нет. При первой же аварии, случившейся из-за программного сбоя, раздадутся призывы отключить систему. С водителями-людьми аварии происходят каждый день. Мы привыкли к тому, что на дорогах случается более миллиона смертей в год. Но сумеем ли мы принять компьютерную систему и беспилотные автомобили, на совести которых будут вместо этого десятки или сотни тысяч жизней? Скорее всего, нет. Системе автоматического управления придется показать почти идеальный результат, прежде чем ей дадут шанс.
Мой собственный механизм
Роботы также начинают играть важную роль еще в одном месте, где мир не терпит ошибок, поскольку на кону стоит человеческая жизнь, а именно в операционных. В 2013 году было продано 1300 хирургических роботов по средней цене в полтора миллиона долларов за каждый, что составляет 6 % от числа профессиональных обслуживающих роботов и 41 % общей стоимости продаж промышленных роботов. Количество роботизированных медицинских процедур увеличивается примерно на 30 % в год, и более миллиона американцев уже подверглись роботизированной хирургии.
Роботам в медицине находится самое широкое применение. Например, в Соединенных Штатах существует хирургическая система «Да Винчи» производства Intuitive Surgical. Это минимально инвазивная роботизированная система удаленного управления, созданная для оказания помощи в сложных операциях, таких как восстановление сердечного клапана. Она используется в ходе более чем 200 тысяч операций ежегодно. Движения хирурга переводятся в более точные «микродвижения» крошечных инструментов робота. Но поскольку цена его составляет 1,8 миллиона долларов, он доступен только самым состоятельным больницам и учреждениям. Еще есть «Рэйвен», разработанный для армии США, – новый хирургический робот, способный проводить тестовые экспериментальные процедуры. При цене в 250 тысяч долларов он стал гораздо более доступным вариантом, чем система «Да Винчи», а также первым хирургическим роботом, использующим программное обеспечение с открытым исходным кодом, что могло бы способствовать появлению более дешевых систем телехирургии.
Система «Седасис» производства Johnson & Johnson, автоматизирующая введение успокаивающих лекарств пациентам, которым делают колоноскопию, позволит снизить стоимость процедуры более чем на миллиард долларов в год. Услуги анестезиологов, как правило, увеличивают цену операции на 600–2000 долларов. Применение системы «Седасис», которая уже одобрена Управлением по контролю за продуктами и лекарствами и сегодня начинает использоваться в больницах, будет стоить всего 150 долларов за процедуру. Полностью устранить нужду в анестезиологах она не сумеет. Такие системы, как «Седасис», действуют вроде автопилота – просто помогают врачу, что позволит одному анестезиологу контролировать десять одновременных процедур, а не дежурить лично в каждой операционной.
Помимо оказания помощи в рамках уже существующих процедур, роботы смогут даже добраться до таких мест, куда не дотянутся хирурги-люди. Группа исследователей Кена Голдберга работает над роботами для лечения рака, которых можно временно имплантировать в человеческое тело для проведения лучевой терапии. Вместо излучения от внешнего источника, который повреждает здоровые живые ткани вместе с раковыми, роботы будут испускать радиолуч внутри тела, с крайне высокой точностью направляя его на раковые клетки. Используя 3D-принтер, медицинский техник может даже создать индивидуальный имплантат, который пройдет по телу пациента и встанет на место точно там, где необходимо.
Несмотря на потенциал роботизированной хирургии, важно не торопиться воспевать утопическое будущее высоких технологий. Новости о незарегистрированных травмах, вызванных роботизированной хирургией, возникают пугающе часто. По сообщениям The Journal for Healthcare Quality («Журнала о качестве здравоохранения»), хирургия с использованием системы «Да Винчи» стала причиной 174 травм и 71 смерти. Учитывая то, какое давление на страховые компании и поставщиков медицинских услуг оказывает необходимость снижения затрат, меня беспокоит возможность того, что рыночные силы начнут толкать роботов в операционную даже в тех случаях, когда было бы лучше, если бы пациентом занялся человек. Однажды роботы могут принести в сфере здравоохранения огромную пользу, но человечество совершит ошибку, если поспешит создать Доктора Робота лишь из соображений финансовой выгоды.
Роботы также оказывают влияние на медицину за пределами операционной. Семьдесят миллионов человек по всему земному шару страдают от серьезных нарушений слуха и речи. Глухоту или немоту редко можно исправить медицинским вмешательством, поэтому люди с этими проблемами зачастую живут в условиях крайней социальной изоляции. Когда я путешествовал по Украине, группа двадцатилетних студентов технического университета показала мне блестящую черно-синюю роботизированную перчатку под названием Enable Talk, которая с помощью гибких сенсоров на пальцах распознает язык жестов и через блютус переводит его в текст на экране смартфона. Этот текст, в свою очередь, преобразуется в речь, позволяя глухонемому человеку «говорить» и быть услышанным в режиме реального времени. С развитием инноваций, подобных роботизированной начинке Enable Talk, и совершенствованием сенсоров робототехника может стать не просто опорой медицины; сама грань между человеком и машиной может начать размываться.
Особенно хорошо это можно увидеть, например, побывав в начальной школе «Гринлиф» в городе Сплендора, штат Техас, у ученика которой, двенадцатилетнего Кристиана, диагностировали острый лимфобластный лейкоз. Поскольку его иммунная система была ослаблена, он не мог ходить в школу. Вместо него в первом ряду теперь сидит робот VGo, созданный компанией из Нью-Гемпшира. Робот оснащен подключенной к сети видеокамерой, что позволяет Кристиану, сидящему в собственной гостиной, на ноутбуке видеть и слышать, что происходит в классе, в режиме реального времени. Он может поднять руку (робот делает это за него) и, если учитель вызовет его, ответить на заданный вопрос, а учитель и весь класс слышат его через динамики робота. Используя робота, Кристиан покидает здание во время пожарных учений. Он ходит по коридорам вместе с другими учениками. А одноклассники общаются с Кристианом, которого привязала к дому болезнь, разговаривая с его роботом.
Французская робототехническая компания Aldebaran придумала еще одно интересное применение для роботов в классе: в 70 странах мира гуманоидный робот Нао (NAO) высотой меньше двух футов выступает в качестве ассистента преподавателя на уроках естественных наук и информатики. Также он помогает ученикам с аутизмом общаться с другими ребятами. В одной начальной школе в Гарлеме робот Нао сидит или стоит на столах учеников и помогает им с математикой, а в это время профессор педагогического факультета Колумбийского университета (которая получила степень доктора наук в Университете Кейо в Японии) отслеживает и изучает то, как проходят их взаимодействие и педагогический процесс.
Десять лет назад те нововведения, которые сегодня используются в операционных и школах, было почти невозможно предвидеть. Исследователи, предприниматели и инвесторы, размышляя о новых способах применения робототехники, задумываются уже не только о задачах, которые машина могла бы выполнять более эффективно, чем человек. Они все больше и больше думают о вещах, сделать которые своими силами людям было бы вовсе невообразимо, – например, точечное радиационное облучение с помощью нанороботов Кена Гольдберга или робот Walk Assist от Honda, который помогает ходить людям, прикованным к инвалидной коляске.
Еще один уникальный и очень яркий пример можно увидеть в Южной Корее, где рыбаки уже давно выбились из сил, пытаясь справиться с вредящими их ремеслу медузами. Ущерб от медуз обходился мировому рыболовству и другим видам морской промышленности в миллиарды долларов каждый год – 300 миллионов в одной только Южной Корее. А потом лаборатория Urban Robotics в Корейском институте передовой науки и технологий создала «ДЖЕРОС» (JEROS) – роботизированную воронку для ликвидации медуз, огромный автономный блендер, который захватывает и уничтожает до тонны медуз в час.
Роботы и работа
Хотя некоторые задачи, выполняемые роботами, людям не под силу, их основным назначением по-прежнему остается деятельность, которой на протяжении многих столетий профессионально занимались люди. Слово «робот» вошло в обиход благодаря появившейся в 1920 году пьесе чешского писателя-фантаста Карела Чапека «Россумские универсальные роботы». Однако оно имеет более глубокие исторические корни. Этимологически термин «робот» восходит к двум чешским словам: rabota («барщина») и robotnik («холоп») – и в концепции Чапека описывает новый класс «искусственных людей», которые будут созданы, чтобы служить человечеству.
Роботы по сути своей являются результатом объединения двух давно известных тенденций: развития технологий в сфере труда и использования обслуживающего класса, который поставляет дешевую рабочую силу для высших слоев общества. С этой точки зрения использование роботов оказывается признаком технического прогресса, но одновременно и реинкарнацией рабского труда.
Производство роботов нового поколения будет становиться все более массовым и более дешевым, что сделает их относительно конкурентоспособными даже по сравнению с самыми низкооплачиваемыми рабочими. Они существенно повлияют на структуру рынка труда, а также на более общие экономические, политические и социальные тенденции. Одним из примеров этого служит тайваньская компания Foxconn, которая делает ваши айфоны, а также многие другие устройства, разработанные такими компаниями, как Apple, Microsoft и Samsung. В ее крупнейшем производственном комплексе, расположенном в индустриальной зоне Шэньчжэнь близ Гонконга, на пятнадцати отдельных заводах трудится полмиллиона рабочих.
Пожалуй, проявив и экономическую, и социологическую дальновидность в том, что касается его дела, основатель и глава Foxconn Терри Гоу в 2011 году объявил о намерении в течение последующих трех лет закупить миллион роботов для помощи своим рабочим, штат которых насчитывает приблизительно миллион человек. Гоу не раз оказывался мишенью для критики из-за плохих условий труда на его заводах и ненадлежащего обращения с рабочими. Многие из них живут прямо в здании завода и работают до 12 часов в сутки шесть дней в неделю. Но что случится с миллионом работников Гоу, когда у них появится миллион ассистентов-роботов? Хотя роботы предназначены для того, чтобы трудиться бок о бок с людьми, они также позволят Гоу не нанимать новых работников, фактически остановив создание рабочих мест на его заводах.
Пока что роботам Гоу предстоит взять на себя рутинную работу, такую как покраска, сварка и базовая сборка. Каждый из этих роботов на сегодняшний день стоит по 25 тысяч долларов – примерно в три раза больше средней годовой зарплаты рабочего, хотя тайваньская фирма Delta планирует продавать подобное устройство за десять тысяч. К концу 2011 года в цехах Foxconn трудились десять тысяч роботов – по одному на 120 рабочих. К концу 2012 года число роботов возросло до 300 тысяч – по одному на каждых четырех рабочих. Гоу надеется, что первый полностью автоматизированный завод начнет работать в ближайшие пять-десять лет.
Зачем Foxconn вкладывает в робототехнику такой огромный капитал? Отчасти это, возможно, объясняется индивидуальным стилем управления Гоу. Вот как он выразился в статье, напечатанной в The New York Times в 2012 году: «Человеческие существа – это тоже животные, и управлять целым миллионом животных – та еще головная боль». Но Гоу также подвергается влиянию чисто рыночных сил. За последние десять лет ему удалось набрать такой огромный штат, поскольку рабочая сила в Китае была очень дешевой. Но в ходе общего экономического подъема страны заработная плата увеличилась – в сфере производства за прошедшее десятилетие в пять-девять раз, – что делает содержание большого числа рабочих все более дорогим удовольствием.
Если посмотреть на все это с экономической точки зрения, выбор между использованием человеческой рабочей силы и покупкой и эксплуатацией роботов предполагает компромисс. Человеческий труд требует очень мало капитальных затрат – то есть авансовых платежей за, например, здания, технику и оборудование, однако эксплуатационные затраты – ежедневные расходы, такие как зарплата и пособия, – будут высокими. Использование роботов предполагает диаметрально противоположную структуру бюджета: авансовые капитальные затраты будут высоки, но эксплуатационные расходы окажутся мизерными – роботам не положена зарплата. По мере того как капитальные затраты на роботов продолжают снижаться, эксплуатационные расходы на людей становятся сравнительно более высокими и, следовательно, менее привлекательными для работодателей.
Поскольку технологии непрерывно развиваются, роботы со временем уничтожат огромное количество рабочих мест. Впрочем, иные рабочие места они также создадут и будут сохранять, а помимо того, сгенерируют огромную прибыль, хотя, как мы уже видели не раз, эта прибыль распределится неравномерно. В целом роботы могут оказаться благом, освободив человека для более перспективных занятий, но только если люди разработают системы адаптации трудовых ресурсов, экономики и общества к этому неизбежному перевороту. Опасность, которой подвергнутся общества, не сумевшие подготовиться к переходу, совершенно очевидна.
Я предвижу формирование в 2020-х годах, как только роботы начнут массово появляться на рабочих местах, таких же трудовых движений протеста, которые выступали против соглашений о свободной торговле в 1990-е годы. Реалистичность, которой удастся добиться в их дизайне благодаря достижениям науки о материалах, только увеличит страх и злость. Мне уже доводилось наблюдать нечто подобное во время бурных протестов в моем новом родном городе Балтиморе весной 2015 года. Национальные и международные средства массовой информации подали ситуацию так, будто люди протестовали против расизма и жестокости полиции. Но мы, жители Балтимора, знали, что это еще не все. Хотя поводом послужила смерть двадцатипятилетнего афроамериканца в полицейском участке, сами протестующие неизменно обосновывали свои действия и лозунг «Жизни чернокожих имеют значение» (Black Lives Matter) не просто жестокостью полиции. Дело было в ощущении безнадежности, затапливавшем бедных чернокожих людей в обществе, которое развалилось вместе с промышленной и производственной базой Балтимора, да так и осталось никому не интересным. Глобализация и автоматизация фактически вытолкнули чернокожие семьи рабочего класса с их рабочих мест. Многие едва держатся на плаву, работая на низкооплачиваемых должностях в сфере услуг.
Потеря рабочих мест в сфере производства, которую мы наблюдали в промышленно развитых странах, повторяется во всех отраслях экономики. Теперь под угрозой оказались и работники сферы услуг – именно те, кто был защищен от потери рабочих мест во время последней волны механизации. В период недавнего экономического спада места лишился каждый двенадцатый работник продаж в Соединенных Штатах. Два профессора Оксфордского университета, изучив более 700 конкретных профессий, опубликовали исследование, в котором заявили, что более половины рабочих мест в США в ближайшие два десятилетия могут оказаться под угрозой из-за компьютеризации. 47 % американских рабочих мест показали высокий риск поглощения роботами, а еще 19 % – средний уровень риска. Тем, чью деятельность трудно автоматизировать – юристам, например, – на данный момент, возможно, бояться нечего, но те из белых воротничков, кого легче заменить на автоматы – скажем, помощники юристов, – подвергаются высокому риску. В наибольшей опасности находятся 60 % работников США, чья основная функция заключается в сборе и применении информации.
Когда я был ребенком, моя мама работала помощником юриста в суде округа Патнэм в Уинфилде, штат Западная Виргиния. В основном от нее требовалось рыться в огромных пятнадцатифунтовых книгах в поисках необходимой информации о старых судебных делах и закрытиях сделок в сфере недвижимости. Книги были настолько тяжелы, а их стопки настолько высоки, что мама имела обыкновение звать на помощь меня и моего младшего брата. Даже будучи безработным старшеклассником в доинтернетовскую эру, когда мало кто мог похвастаться домашним компьютером, я думал, что компьютер мог бы выполнять эту работу более эффективно. Но мама говорила: «Если это когда-нибудь случится, я окажусь без работы». Сегодня профессия моей мамы в значительной степени компьютеризирована. Теперь я думаю то же самое о моем отце, адвокате, который в 77 лет все еще работает и имеет юридическую практику. Фасад его офиса выходит на одну из главных улиц города Харрикейн, Западная Виргиния. Во время следующей волны глобализации его профессия окажется в опасности, поскольку компьютеры обретут способность работать с относительно шаблонными аспектами юридической практики. Роль адвоката, который излагает дело перед судьей и присяжными, механизировать не выйдет. Но огромная часть обязанностей, занимающих время большинства юристов, – разработка и пересмотр контрактов, подготовка кучи бумаг на юридическом языке для оформления продажи дома или автомобиля – будет выполняться ими только в случае самых крупных и сложных сделок.
И это лишь верхушка айсберга. Подумайте о таксистах, которых могут заменить машины без водителей. Panasonic создала 24-пальцевого робота для мытья головы, которого уже испытывают в японских салонах. Такие роботы, вероятно, появятся также в больницах и домах престарелых. Он определяет размер и форму головы клиента, а затем намыливает, промывает, увлажняет кондиционером и сушит его волосы, используя, выражаясь словами производителей, «передовые навыки ухода за кожей головы».
Потом есть еще официанты и официантки. Работа официантом упоминается в резюме миллионов людей по всему миру. Для примера: 50 % взрослых американцев когда-либо работали в ресторане; у 25 % это была первая работа. Сегодня в Соединенных Штатах официантами и официантками работают более 2,3 миллиона человек. Но, возможно, со временем немалую часть их рабочих мест займут роботы. В ресторанах по всему миру уже проходят подобные испытания. Многие страны Азии начинают экспериментировать с использованием роботов в ресторанах. В ресторане Hajime в Бангкоке принимают заказы, обслуживают клиентов и убирают со столов исключительно официанты-роботы. Подобные заведения стремительно распространяются по Японии, Южной Корее и Китаю. Эти роботы, созданные японской компанией Motoman, запрограммированы на распознавание пустой тарелки и даже могут выражать эмоции и танцевать, чтобы развлечь клиентов. Неясно только, каким образом вознаграждать их за хорошее обслуживание.
Потенциальная потеря рабочих мест может означать гораздо больше, чем лишение зарплаты, – она может повлечь за собой снижение социальной мобильности. Официантами часто нанимаются обладатели немалых амбиций и тощего кошелька. Молодежь, женщины, представители меньшинств и те, у кого нет высшего образования, – именно они чаще всего трудятся на этой должности и используют ее, чтобы подняться по социальной лестнице. Сейчас уровень безработицы среди молодых людей в Соединенных Штатах составляет 12 %, что более чем вдвое превышает общую цифру по стране, а в большей части остального мира она еще выше. Если рабочие места базового уровня в ресторанах будут сокращены или вовсе исчезнут, насколько труднее станет людям получить первую работу? А что насчет второй?
Подобное снижение числа рабочих мест происходило и раньше. Профессор Массачусетского технологического института Эрик Бриньолфссон считает, что это «великий парадокс нашей эпохи. Производительность находится на рекордно высоком уровне, инновации никогда не двигались быстрее, и в то же время наблюдается падение среднего дохода и сокращение рабочих мест. Люди начинают отставать, потому что технологии развиваются так быстро, что наши навыки не поспевают за ними». Во время предыдущей волны глобализации огромную часть банковских кассиров заменили банкоматы, работников авиакасс – электронные киоски, а агентов туристических фирм – сайты для путешественников. Начало эпохи роботов, возможно, нанесет еще более сильный удар по сектору продаж.
Влияние роботизации на количество рабочих мест будет сильно различаться от страны к стране. В самом выгодном положении находятся государства, которые разрабатывают и производят робототехнику на экспорт, те, где находятся штаб-квартиры, инженеры и центры производства. Это Южная Корея, Япония и Германия.
Самому высокому риску подвержены такие страны, как Китай, которые при создании производственной базы опирались на дешевую рабочую силу. Из-за распространения робототехники то, что произошло с рабочими местами в сфере производства многих промышленно развитых государств, в ближайшее время может грозить развивающимся странам. Даже в Китае, где рабочая сила традиционно была самой дешевой, все более экономически выгодным ходом становится покупка роботов, как продемонстрировал Терри Гоу на примере Foxconn.
Как китайское правительство отреагирует на такое развитие ситуации? События на площади Тяньаньмэнь произошли четверть века назад, но в сознании китайских лидеров они случились едва ли не вчера. По мере роста и развития Пекин в первую очередь стремится обеспечить стабильность. Больше всего власть тревожит, что тяжелые экономические условия могут вызвать политическую нестабильность. Китайцы не хотят дожидаться протестов, подобных тем, что потрясли Балтимор.
Китайское правительство применяет двухаспектный подход: фокусируется на расширении рынка труда, инвестируя значительные средства в отрасли будущего, и сохраняет при этом низкие затраты на рабочую силу, продолжая политику принудительной урбанизации. В 1950 году 13 % населения Китая жили в городах. Сегодня туда вытеснили примерно половину населения, и правительство намерено дотянуть эту цифру до 70 % к 2025 году. Это будет означать вынужденную миграцию 250 миллионов человек из сельской местности на городские фабрики в течение десятилетия. Сегодняшний Китай насчитывает пять городов с пригородами, население которых превышает десять миллионов человек, и 160 регионов, в которых проживает более чем по миллиону. Для сравнения, в Соединенных Штатах есть две метрополии с более чем десятимиллионным населением и 48 – с более чем миллионным. Китайское правительство продолжает программу принудительной урбанизации, несмотря на крупные экологические, политические и административные препятствия, поскольку его цель состоит в том, чтобы удержать стоимость рабочей силы на низком уровне. При отсутствии непрерывного движения людей из сельских районов в города она будет расти; это просто-напросто закон спроса и предложения. Если стоимость рабочей силы продолжит расти, Китай потеряет свое преимущество на мировом рынке. Заказы, которые ранее пошли бы туда, вместо этого достанутся странам с еще более дешевой рабочей силой, таким как Шри-Ланка и Бангладеш.
Подобное решение проблемы роботизации трудно охарактеризовать иначе как подготовку к будущему путем повторения стратегий прошлого – пусть даже они уже не способны помочь в современной действительности. Такой метод едва ли приведет к успеху на конкурентных рынках будущего, в чем можно убедиться на примере Западной Виргинии.
Экономика Западной Виргинии опиралась на угольную промышленность ХIХ и ХХ веков. Шотландско-ирландские иммигранты предоставили дешевые рабочие руки, а когда стоимость этих первых жителей Аппалачей поднялась, недорогую рабочую силу обеспечили итальянские иммигранты и афроамериканцы. Но когда машины подешевели, а рабочая сила подорожала, работодатели остановили свой выбор на машинах. В конце концов, машины не могут выйти на забастовку или заработать пневмокониоз, от которого умер мой прадед, итальянский иммигрант, работавший в угольных шахтах. Синие воротнички, которые от века питали экономику, потеряли свои рабочие места, и экономика развалилась. Штат постарел и обезлюдел. В тот день в 1971 году, когда родился я, население Западной Виргинии составляло 2,1 миллиона человек. Сегодня оно насчитывает 1,7 миллиона.
Упадок Западной Виргинии явился, по сути, неспособностью перейти от экономики, покоящейся на плечах людей, к более механизированной и опирающейся на информацию. Сегодня в горах штата добывается столько же угля, как и несколько десятилетий назад, но число шахтеров резко сократилось. В 1908 году в шахтах Западной Виргинии работали 51 777 человек, а сегодня – всего 20 076. Работники Foxconn – это шахтеры сегодняшней экономики.
Роботы принесут нам очевидную пользу во многих аспектах. Уменьшится количество травм на рабочем месте, дорожно-транспортных происшествий; хирургические процедуры станут более безопасными и менее инвазивными; появятся мириады новых возможностей: больные дети, которым нельзя выходить из дома, смогут посещать школу, а глухонемые – говорить. Это чистое благо для человечества. То же самое можно сказать и о глобализации в более широком смысле. Она преумножила богатство и благополучие людей во всем мире, но государства и регионы (такие как мой родной штат Западная Виргиния), которые не перенаправили поток рабочей силы в растущие области занятости, пришли в упадок.
Я вспоминаю людей, которые работали со мной в команде уборщиков той ночью. Сорок лет назад они могли бы найти более высокооплачиваемую работу в угольных шахтах или на фабриках. К 2020-м годам, возможно, им не удастся заработать на жизнь даже шваброй. Прямо сейчас в аэропорту Манчестера в Англии роботы-уборщики моют полы, используя для навигации лазерные сканеры и ультразвуковые датчики. Если робот встречает на пути человека, он говорит с чистейшим английским акцентом: «Простите, я мою пол», а затем огибает его.
Способность различных сообществ к адаптации будет играть ключевую роль в том, насколько конкурентоспособными и стабильными они окажутся на заре новой эры. Наибольший выигрыш получат от новых технологий те общества и компании, которые не станут просто повторять стратегии прошлого, но сумеют приспособиться и направить своих граждан к развивающимся индустриям. Робототехника – одна из них, и об остальных-то и написана эта книга. Вот почему Китай не полагается лишь на принудительную урбанизацию, призванную удешевить рабочую силу; он также вкладывает значительные средства в отрасли будущего. Инвестиции в развивающиеся сферы, такие как робототехника, необходимы, но необходима и социальная структура, которая проследит за тем, чтобы потерявшие работу люди оставались на плаву, пока не сумеют взять курс в сторону отраслей или профессий, которые предлагают новые возможности. Во многих странах, особенно в Северной Европе, сейчас идет укрепление системы социальной защиты с тем, чтобы потерявшие место работники имели шанс найти себя в новой сфере. Для этого необходимо будет часть тех миллиардов долларов прибыли, которые принесет развитие робототехники, направить в образование и повышение квалификации сокращенных водителей такси и официанток. Предполагается, что роботы требуют одних только капитальных затрат, но эти вложения не избавят от необходимости эксплуатационных расходов, которые по-прежнему требуются людям. Нам придется пересмотреть эту дихотомию и учесть текущие расходы по поддержанию конкурентоспособности наших граждан в условиях завтрашней экономики. Нас не так легко модернизировать, как программное обеспечение.