© Андрей Евгеньевич Тихомиров, 2017
ISBN 978-5-4485-5672-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
1. Индоевропейские языки
Индоевропейские языки – одна из самых больших группировок семей родственных языков. К числу индоевропейских языков относятся следующие языковые группы (семьи), а также отдельные древние и новые языки: индийские, иранские, славянские (в том числе русский язык), балтийские, германские (в том числе английский и немецкий языки), армянский, албанский, греческий, кельтские, италийские, в число которых входил латинский язык, а также романские языки (в том числе французский язык), развившиеся позднее из так называемой народной латыни, тохарские языки и некоторые из древних языков Малой Азии (клинописный хеттский, иероглифический хеттский, лувийский и др.). Многие индоевропейские языки сохранились только в надписях, к ним относят ликийский и лидийский языки, минойский и др. Некоторые языки исчезли, не оставив следов в виде письменных памятников, почти ничего не сохранилось от фракийского и фригийского языков, от македонского (не путать с современным македонским языком славянской группы), который был, вероятно, близко родственен греческому; мало сведений дошло о скифском языке, входившем в иранскую группу. Широко распространённые в Древней Европе иллирийские языки также засвидетельствованы очень скудно.
Исторические судьбы отдельных групп индоевропейских языков сложились очень неравномерно, отразив этим конкретные условия исторического развития народов, их носителей. Некоторые индоевропейские языки получили очень широкое распространение, например, индийские, иранские, славянские, германские, романские.
Родство индоевропейских языков проявляется в общности значительной части корнеслова, составляющего ядро основного словарного фонда каждого из языков, относимых к этой группе, а также в сходстве их грамматического строя. Одной из характерных черт грамматического строя древних индоевропейских языков было наличие флексии; словоизменение осуществлялось с помощью специальных окончаний, тесно связанных с основой, а также путём изменения огласовки корня и основы. Все языки древних индоевропейцев обладали богато развитой системой словообразовательных аффиксов.
Выявляемая путём сравнительно-исторического анализа грамматическая структура, общая в своих основных чертах для всех индоевропейских языков в их древнем состоянии, составляет историческую основу развития грамматического строя каждого из них. На протяжении своего развития некоторые языки устойчиво сохранили унаследованный от древности морфологический тип (например, славянские, балтийские), другие же подверглись сильным изменениям, утратив старые флективные формы словоизменения (новоиндийские, новоиранские, германские языки). Но каковы бы ни были эти изменения, все индоевропейские языки обладают известной суммой общих черт, говорящих о родстве этих языков и общности их происхождения. В определении принадлежности того или иного языка к индоевропейской группе основную роль играют морфологические признаки. Родство языков индоевропейцев является предметом научного изучения с начала XIX века. На основе сравнительного исследования индоевропейских языковых материалов был выработан сравнительно-исторический метод в языкознании.
Очертания материка Европы в раннем плейстоцене. Всемирная история, т. I, Академия наук СССР, под ред. Е. М. Жукова, Госполитиздат, М., 1956, с. 23.
В картах приведённых в книге «Всемирная история», т. I, Академия наук СССР, под ред. Е. М. Жукова, Госполитиздат, М., 1956, можно видеть, что очертания материков на протяжении тысячелетий постоянно менялось, что приводило к изменениям и в жизни древних людей. Появлялись и исчезали общности древних людей, их объединяла совместная охота, труд по изготовлению различных изделий. А главным объединителем становится языковое общение. Ледник отступает на север, начинают формироваться крупные языковые семьи, что как раз показано в виде стрелок на картах, приведённых ниже. В районе большого Южного Урала формируется будущая индоевропейская группа народов.
Очертания материка Европы в раннем плейстоцене. Всемирная история, т. I, Академия наук СССР, под ред. Е. М. Жукова, Госполитиздат, М., 1956, с. 44—45.
Южный Урал вполне может быть родиной индоевропейцев. Это связано с такими природными явлениями как оледенения, неоднократно имевшими место в истории Земли. Последнее оледенение было в четвертичное время на севере Европы и Северной Америки. Валдайская ледниковая эпоха, территория ее охвата включала и территорию Южного Урала длилась от 70 до 11 тысяч лет назад. Оледенения Восточно-Европейской равнины доходили до современной Валдайской возвышенности. Периоды оледенения сменялись периодами потепления. Соответствует по времени вюрмскому и вислинскому оледенениям Западной Европы и висконсинскому оледенению Северной Америки.
Существуют различные теории о причинах возникновения ледников (гляциализм). Согласно ледниковой теории, в истории Земли неоднократно повторялись холодные периоды разной длительности, способствовавшие развитию больших ледников. Вот только некоторые: дрифтовая теория, моногляциализм, полигляциализм и др. Американец Чарльз Хэпгуд полагает, что причина нарастающей ледовой шапке на обоих полюсах заключается в том, что Земля вращается и неравномерно располагаемые ледовые шапки рано или поздно приводят к появлению центробежной силы. В один «прекрасный» день шапки съезжают, а вместе с ней и земная кора (происходит литосферная катастрофа). Так как недра Земли являются раскаленной массой, а затвердевшая кора составляет лишь относительно тонкий слой. За очень короткое время полюс может оказаться на месте тропиков, а тропики – на полюсе. Именно поэтому вдруг «вымерли» мамонты, динозавры, произошел «мировой потоп».
Но как бы то ни было, постепенное потепление вызывало таяние ледников, которые отступали к северу, и земля начинала пробуждаться к жизни, появлялись молодая поросль – растения, их с удовольствие поедали животные, которые мигрировали вместе с таянием ледников. Следом за животными передвигались и первобытные охотники, которые охотились за мигрирующими животными.
Известный индийский общественный деятель и исследователь Балгангадрах Тилак (1856—1920 гг.) в 1903 г. написал книгу «Арктическая родина в Ведах», где утверждает, что родина индийцев – Арктика, так как в древнейших Ведах описывается территория, где полгода день, а полгода – ночь. В Ригведе бог Индра «поддерживает небо и землю, как колесо повозки поддерживаются осью» и вращает «отдаленную сферу, как колеса повозки». Если мы объединим эти два указания на то, что небо поддерживается на оси и движется, как колесо, то четко увидим, что описываемое движение соотносится только с той небесной полусферой, которую можно наблюдать лишь на Северном полюсе. В Ригведе (I.24.10) созвездие Большой Медведицы описывается как высокостоящее, что говорит о положении, видимом только в циркумполярной области. Утверждение, что день и ночь богов длятся по 6 месяцев, крайне широко распространено в древнеиндийской литературе. Гора Меру признается нашими астрономами земным Северным полюсом. «На Меру боги видят солнце после его одноразового восхождения на протяжении его пути, равного половине его обращения вокруг земли».
Античные авторы до нашей эры называли Урал – Ликосом, (что по-гречески означает «волк», здесь водились стаи волков, как и выражение «тамбовский волк тебе товарищ», под Тамбовом еще в недавнее время было много волков – А. Тихомиров), у Птолемея – II в. н.э. – Даикс, Земарха – 568 г. – Даих, Ибн Фадлан – 921—922 гг. – Джаих, ал-Идриси – 1154 г. – Руза (финно-угорское название, связанное, по-видимому, с древними венгерскими племенами, кочевавшими в здешних местах), Русская летопись – 1229 г. – Яик, Виллем Рубрук – 1253 г. – Ягак, Н. и М. Поло – 1265 г. – Ягат, Ибн Баттута – 1333 г. Улусу (что на тюркских языках означает родоплеменное объединение на определенной территории, в это время здесь располагались зависимые территории «Золотой Орды» – А. Тихомиров), Карта Московии С. Герберштейна 1549 г. – Яик, К. Х. Джалаири – 1592 г. – Яик, «Книга большому чертежу» – 1627 г. – Яик, Русские источники – XVII – XVIII – Запольная река (река, расположенная за степями), Указ Екатерины II о переименовании реки – 1775 г. – Урал (после подавления восстания Пугачева).
Фантастическая версия утверждает, что гипербореи жили у северного полюса, посреди их континента (Арктиды) располагалась внутреннее Гиперборейское море – Великое Вращающееся озеро, там же располагалась гигантская впадина земно коры, по глубине превышающая современную Марианскую. Арктида была «сконструирована» для предотвращения образования опасной ледяной шапки. Но потом произошел потоп, связанный с непропорционально разрастающимися ледниками на южном полюсе и случилась мировая катастрофа.
Научные исследования последних лет показывают, что 4,5 миллиарда лет Земля возникла в практически современном виде и с тех пор практически не меняла своего первоначального облика. С помощью радиоизотопного анализа ученые установили, что континентальная кора, которая отличается от расположенной под океанами своим строением и толщиной, было сформирована же 4,4 – 4,5 млрд. лет назад, т.е. практически сразу после рождения планеты. Возможно придется переписывать историю человеческих цивилизаций, которые считались раньше совершенно фантастическими. Согласно современным научным теориям кислород в атмосфере Земли появился около 2,4 млрд. лет назад, а 600 млн. лет назад его содержание в атмосфере резко возросло и приблизилось к современному уровню.
Недостаточное количество питательных веществ в сырой растительной пище было главной причиной небольшого объема мозга у далеких предков людей, что подтверждает ключевую роль огня и «поваренного искусства» в эволюции человека, заявляют антропологи. А собаки помогли древним людям превзойти неандертальцев, считают ученые. В первой книге Авесты Вендидаде две главы посвящены собаке и наставлениям, как с ней общаться. За убийство собаки следует наказание более тяжкое, чем за убийство человека, что отражает тотемическое поклонение собаке в древности. Само слово «собака» иранского происхождения, по-славянски это животное называется «пес».
Группа археологов под руководством Франческо Берны из Бостонского университета США полагает, что человек впервые начал использовать огонь около 1 миллиона лет назад. К такому выводу ученые пришли, обнаружив следы очагов в пещере Вондерверк на территории ЮАР. Для защиты своего «ноу-хау» (использование огня в различных целях) и строились сооружения с несколькими рядами стен. Связи между континентами существовали всегда, прерываясь на некоторое время по военным и природным причинам. Аналогичные сооружения (культура кольцевых канав), известные как «круги совета», обнаружены археологами при раскопках поселений 15 – 17 вв. н. э. племени уичита – когда-то одного из крупнейших племен Северной Америки. Данные сооружения располагались в центре поселений; практически все артефакты неместного происхождения были обнаружены внутри данных кругов (Vehik, Susan C. 2002. Conflict, Trade, and Political Development on the Southern Plains. American Antiquity, 67 (1), 37—64). При раскопках некоторых поселений обнаружены останки необычных сооружений, известных как «кольца совета». Это кольца обычно располагаются в центре поселений, и как показали результаты археологических раскопок, обычно они состояли из центрального патио в окружении полуподземных сооружений. Назначение данных кругов остается неясным. Уолдо Уэдел (Waldo Wedel) предположил, что это могли быть церемониальные сооружения, возможно, обсерватории для наблюдения солнцестояний, то есть имели то же назначение, что и кольцевые канавы в мезолитической Европе. Недавний анализ показал, что большинство артефактов неместного происхождения встречаются почти исключительно внутри данных кругов, что свидетельствует о принадлежности этих кругов местной знати или жрецам. Некоторые археологи все же допускают возможность, что круги играли оборонительную роль. (Википедия).
Многочисленные легенды индейцев обеих Америк повествуют о том, что некогда на берега их страны высадились белые бородатые люди. Они принесли индейцам основы знаний, законы, всю цивилизацию. Они прибыли на больших странных судах с лебедиными крыльями и светящимся корпусом. Подойдя к берегу, корабли высадили людей – голубоглазых и светловолосых – в одеяниях из грубого черного материала, в коротких перчатках. На лбу у них были украшения в форме змеи. Эта легенда почти без изменений дошла до наших дней. Ацтеки и тольтеки Мексики называли белого бога Кецалькоатль, инки – Кон-Тики Виракоча, для чибча он был Бочика, а для майя – Кукулькан. Мощная цивилизация ацтеков с прекрасной военной организацией и многомиллионным населением уступила немногочисленным испанцам. В 1519 году отряд Кортеса свободно шел через джунгли, поднимаясь к столице ацтеков. Ему почти не препятствовали. Войска Писарро также использовали как могли заблуждение инков. Испанцы ворвались в храм в Куско, где стояли золотые и мраморные статуи белых богов, разбили и потоптали украшения, поражаясь странному поведению инков. Им, испанцам, не оказывали сопротивления. Жители Перу опомнились слишком поздно. Ацтекские жрецы высчитали, что Белый бог, покинувший их в год Ке-Акатль, вернется в этот же «особый» год, повторявшийся каждые 52 года. По странному стечению обстоятельств Кортес высадился на американском берегу как раз при смене определенных жрецами циклов. По одежде он тоже почти полностью «совпадал» с легендарным богом. И понятно, что индейцы нисколько не сомневались в божественной принадлежности конкистадоров. А когда засомневались, было уже поздно. Еще один интересный факт. Правитель ацтеков Монтесума послал одного из своих сановников (история сохранила его имя – Тендиле или Теутлиле) к Кортесу с подарком – головным убором, наполненным золотом. Когда посланник высыпал украшения перед испанцами и все сгрудились посмотреть, Тендиле заметил среди конкистадоров человека в шлеме, отделанном тончайшими золотыми пластинками. Шлем поразил Тендиле. Когда Кортес предложил ему отнести ответный дар Монтесуме, Тендиле умолил его дать только одну вещь – шлем того воина: «Я должен показать его правителю, ибо эта каска выглядит точно так же, как та, что однажды надел белый бог». Кортес отдал ему шлем с пожеланием, чтобы его вернули наполненным золотом.
В древнейшие палеолитические времена сходные культуры существовали на Алтае, Северном Кавказе, Сибири, в предгорьях Урала (на реке Чусовой, по одной из версий место рождения Заратустры), реке Иртыш и др. Древняя своеобразная культура палеолита, следы которой обнаружены на всем пространстве Северной Азии, возникла где-то в центре Азии, всего вероятнее, в Северной Монголии, где больше всего найдено ее остатков, а затем распространилась оттуда на юго-восток – к реке Хуанхэ, на север – в Якутию и на запад – к Уралу, а также по направлению к верховьям Иртыша. Допустимо предположить, что навстречу древним племенам Азии, постепенно продвигавшимся отдельными группами с востока на запад, двигались другие группы, может быть, даже опередившие их у берегов Байкала в конце солютрейского и в начале мадленского времени.
Как и мезолитические племена на севере Западной Европы, обитатели Приуралья и соседних с ним областей в это время существовали охотой на диких животных и птиц, а также рыбной ловлей в озерах и реках. На местах их поселений осталось множество орудий из кости и рога, обслуживавших несложные хозяйственные потребности охотников и рыболовов. Формы этих изделий настолько сходны с найденными на северо-западе России, в Карелии, отчасти в Финляндии, Эстонии и Латвии, что не оставляют сомнения в наличии связей между племенами, заселявшими все это огромное пространство от Урала до берегов Балтийского моря.
ПОЭТОМУ ВПОЛНЕ ВЕРОЯТНО ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ПРОИСХОДИВШЕМ В ТОТ ПЕРИОД РАССЕЛЕНИИ ПЛЕМЕН С УРАЛА НА ЗАПАД – В ЕВРОПУ.
В то время как на севере Европы медленно исчезали ледники последнего оледенения и шла последовательная смена климатических стадий, в южных районах Западной Европы не было столь резких колебаний в природных условиях. Самым существенным событием здесь явилась смена сурового климата конца ледникового времени сначала относительно более теплым и сухим, а затем влажным лесным климатом.
На Урале были открыты неолитические памятники IV тысячелетия до н.э., которые принадлежали племенам охотников и рыболовов, начинавшими вырабатывать глиняную посуду. Развиваются на Урале и постройки свайного типа, остатки которых найдены повсеместно – и в Северной Италии, Южной Германии, Балканах, Северной Европе, Швейцарии, севере России и других территориях. Дома располагались на сваях, вырубленных и заостренных сотнях и тысячах деревьях, вбитых в топкую почву. Вспомним русские сказки, где рассказывается об избушке на курьих ножках – образном названии тех деревянных срубов, которые в старину, чтобы предохранить их от загнивания, ставили на пеньки с обрубленными корнями и окуривали дымом от насекомых. Одна из деревянных церквей в старой Москве, поставленная, ввиду топкости места, на такие пеньки, называлась «Никола на курьих ножках». От славянского слова «курение», что первоначально означало сжигание благовонной смолы или смеси в качестве жертвы, а также сама благовонная смесь.
Степные пространства между реками Днепром и Уралом» первой половине III тысячелетия были заселены племенами, которые занимались охотой и рыболовством и оставили курганы в степных просторах по Волге и Дону, в левобережной Украине, на Днепре. Под этими курганами находят погребения в простых грунтовых ямах. В «ямных» курганах более позднего происхождения найдены кости домашних животных, остатки повозок – признаки, свидетельствующие о начале скотоводства, а также отдельные поделки из меди.
Новый подъем развития племен, живших на российском юге в период энеолита, представлен так называемыми катакомбными курганами в степях между Волгой и Днепром. В это время там жили племена, тесно связанные с Северным Кавказом. Они восприняли достижения кавказских племен в металлургии меди, в земледелии и скотоводстве. Племена эти, по-видимому, образовали несколько объединений, в известной мере отличавшихся друг от друга по деталям своей культуры. При этом можно заметить, что катакомбные погребения встречаются на востоке в более древнее время, чем на западе.
Можно утверждать, что племена, оставившие катакомбные погребения, распространялись с востока на запад в течение III тысячелетия до н. э. На западе они вошли в столкновение с трипольскими племенами, оттеснили их и Среднего Днепра и проникли в Польшу, где также находят погребения, в которых встречается керамика, близкая к керамике, характерной для катакомбных курганов и для Северного Кавказа.
Причину такого широкого расселения племен, оставивших катакомбные курганы, нужно искать в характере их хозяйства, Начинался процесс развития скотоводства, племена становились более мобильными; земледелие в их жизни играло меньшую роль, Потребности кочевого скотоводства вызывали переселения на больших пространствах. Из-за пастбищ возникали военные столкновения. Приручение животных и охрана стад были делом мужчин. Поэтому скот принадлежал мужчине и наследовался не материнским родом, а сыновьями мужчины. Наступал патриархат, в древнейших верованиях это отразилось в культе Бога-отца, что впоследствии вошла во все монотеистические религии в качестве главного догмата. Это приводило постепенно к концентрации имущества в отдельных семьях и в конце концов раскалывало родовую общину, которой противостояла теперь большая патриархальная семья, Ее составляли несколько поколений прямых родственников по отцовской линии, находившихся под властью старейшего. Рост богатства и появление имущественного неравенства влекли за собой и появление рабства. Это отмечено частым насильственным погребением в катакомбах невольниц месте с мужчиной. Скот был здесь первой формой богатства, позволившей накапливать значительные излишки.
Проникновение на запад племен, оставивших катакомбные курганы, не ограничивалось территорией Польши. Катакомбные погребения прослеживаются вплоть до Словении. Так называемый шнуровой орнамент на местной посуде был самым тесным образом связан с орнаментацией сосудов из катакомбных курганов. Этот орнамент был распространен в конце III тысячелетия до н. э. на территории нынешних Венгрии, Австрии (в Зальцбурге). В начале II тысячелетия до н. э. в Европе, особенно в Северной и Средней, была широко распространена шнуровая орнаментация посуды. В ряде областей появились амфоры северокавказских форм (например, саксо-тюрингская керамика), а также распространились типичные для ямных и катакомбных погребений украшения, прежде всего жезловидные булавки.
Значительные изменения происходят в хозяйстве населения Европы. Там развивается скотоводство и во многих районах оно становится основной отраслью хозяйства. Изменяются в этом направлении хозяйство и культура более древних племенных объединений. Одновременно аналогичные изменения происходят и на территории, еще недавно занятой племенами, создавшими трипольскую культуру.
Все эти факты говорят о том, что в конце энеолита Европа переживала глубокие изменения, вызванные проникновением на запад из степей Восточной Европы населения, несшего с собой много нового в технике, в сельском хозяйстве, в керамическом производств и других областях культуры.
Это подтверждает предположение исследователей-языковедов, что племена, говорившие на древнейших индоевропейских языках, – восточного происхождения, и это объясняет наличие родственных языков индоевропейской семьи на огромных пространствах от Инда до Западной Европы.
В Средней Европе и на Рейне племена, пришедшие с востока, встречались и смешивались с другой, западной группой племен, распространявшейся, из Испании (так называемые «племена колоколовидных кубков»). Это смешение могло сыграть решающую роль в процессе распространения дальше на запад индоевропейских языков, подчинявших и здесь старые языки неолитической Европы и формировавших новые языки – кельтской и других древних западноевропейских групп индоевропейской семьи языков, Аналогичный процесс происходил в начале II тысячелетия и в лесостепной зоне Восточной Европы. Сюда также проникли южные племена, связанные с днепровско-деснинской группой среднеднепровских племен. Их продвижение отмечено ранними памятниками так называемой фатьяновской культуры, открытыми сначала в Брянской, а затем в Московской области. Позднее они распространились по всему Волго-Окскому междуречью, развивая здесь еще неизвестные местному населению скотоводство, высокие формы металлургии и керамики. Однако здесь их судьба была иной, чем в Западной Европе. В лесных областях Волго-Окского междуречья они не смогли успешно применить свои южные формы хозяйства и были поглощены местными племенами. Обработка бронзы достигает высокого развития; в ранних погребениях племен «срубной» культуры найдены литейные формы для изготовления такого сложного орудия, каким был боевой топор, характерный тип которого в начале II тысячелетия до н. э. проник из Двуречья через Кавказ в южные российские районы. Из бронзы отливались также кинжалы, копья, стрелы и украшения – серьги, браслеты и бляшки, нашивавшиеся на одежду. В ранний период существования этих культур литье из бронзы, по-видимому, осуществлялось дома. Однако с развитием техники литья и усложнением форм изделий бронзолитейным делом стали заниматься специалисты – литейщики. Некоторые из них жили в общинных поселках, обслуживая нужды общины, другие же постепенно отрывались от общины, превращаясь в странствующих мастеров, работающих на заказ, обладающих своими инструментами, запасом сырья и полуфабрикатов. К концу II тысячелетия до н. э. число таких странствующих мастеров особенно увеличилось. До нас дошло множество их складов, содержащих литейные формы, слитки бронзы, а также заготовленные орудия и оружие. Такие склады найдены и на территории, занятой племенами «срубной» культуры и по многих частях Западной и Южной Сибири и Казахстана.
Между общинами и странствующими мастерами, которые являлись обладателями не только своих простейших инструментов, но и произведенных продуктов, возникал обмен. Обмен возникал и внутри общины, способствуя неравномерности накопления, дифференциации имущественного положения ее сочленов. Развитие бронзолитейного дела способствовало и оживлению межплеменной торговли. Племена и общины, на территории которых имелись месторождения металлов, стали заниматься в значительной мере специально их разработкой. Такие основные районы древней металлургии найдены во многих территориях. В качестве примера можно назвать Калбинский хребет, южнее Семипалатинска, с множеством древних медных рудников, ряд местностей Южного Урала, Донецкого кряжа и Кавказа.
Таким образом, с территории Южного Урала началось распространение индоевропейцев по просторам Евразии. Двигаясь на запад, они достигли берегов Атлантики. Другая их часть заселила север Европы и Скандинавский полуостров. Часть индоевропейских поселений смешались с угро-финскими народами. На юге, в лесостепной и степной полосе, индоевропейцы продвинулись в Малую Азию и на Северный Кавказ, вышли к Иранскому нагорью и расселились в Индии. Теперь земли, на которых проживали индоевропейцы, простирались от Атлантики до Индии. Поэтому их и назвали индоевропейцами. В IV – III тысячелетиях до н. э. былая общность индоевропейцев стала распадаться. Однако следы былой общности проглядывают повсюду. В славянских и иранских языках немало общих слов и понятий – бог, хата, боярин, господин, топор, собака, богатырь и др. Все они пришли к нам от древних иранцев. Эта общность видна и в прикладном искусстве. В узорах вышивок, в украшениях на глиняных сосудах – повсюду использовалось сочетание ромбов и точек. В районах расселения индоевропейцев на столетия сохранился домашний культ лосей и оленей, хотя в Иране, Индии и Греции эти животные не водятся. То же относится и к некоторым народным праздникам – например, к медвежьим, проводимым многими народами в весенние дни пробуждения медведя от зимней спячки. Все это следы северной прародины индоевропейцев. Много общего у этих народов и в религиозных культах. Так, славянский языческий бог Перун-громовержец сродни литовско-латышскому Перкунису, индийскому Парджанье, кельтскому Перкуниа. И сам он очень напоминает главного греческого бога Зевса. Славянская языческая богиня Лада, покровительница брака и семьи, сопоставима с греческой богиней Латой.