Глава 7. День милости Шивы или Пушкар Баба
На следующий день, неспешно прогуливаясь по немногочисленным улочкам Ришикеша, мой взгляд упал на тележку, просевшую под тяжестью столь редких на севере Индии молодых кокосов, и очень захотелось ее немножечко разгрузить. Я полезла в сумку за кошельком, но денег не обнаружила. Порядком расстроившись, что оставила эти полезные бумажки дома, и поняв, что кокосов мне не видать, я побрела в Ашрам, и тут – меня одернул чей-то крик. Я подняла голову и увидела прямо перед собой того самоуверенного Сашу, выпорхнувшего из местного «салона красоты» с пеной на лице. Оказывается, помимо йоги, вкусной еды и Ганги, в Ришикеше можно еще и отлично провести время у цирюльника! Веселый индус не только побреет, но и сделает массаж спины и шеи – и все это удовольствие обойдется при небольшом торге в каких-то 100 рупий. Саша как любитель красивой жизни и умеренных цен, давно знал об этом и частенько захаживал к одному и тому же знатоку своего дела. Попросив подождать 5 минут, он получил свое, быстро расплатился и выбежал на улицу со словами:
– Хочешь кокосов?
Я не поверила своим ушам! Откуда он мог знать, что больше всего на Свете сейчас я мечтала именно об освежающем соке этого дивного ореха?
– Хочу, кто же их не хочет! А ты, наверное, жаждешь меня ими угостить?
– Естественно! Какая ты догадливая. Пойдем на Гангу.
Такое предложение меня удивило. Неужели он собирался найти спелые кокосы на берегу? Но то, что увидела через минуту заставило улыбнуться: по реке плыли сотни белоснежных цветов, багровых яблок и – свежих кокосовых орехов!
– Это что за чудо! – воскликнула я, протирая глаза.
– Нормальная пуджа19, – сдержано ответил мой спутник, вылавливая из реки пунцовое яблоко.
– Но это же подношение реке! Как мы можем это брать?!
– Мы – это река! – многозначительно сказал Александр, вытирая от влаги огромное яблоко. – Ладно, пойдем пить чай.
Мне совершенно не хотелось идти в кафе, и настроение в целом было не очень: немного напрягало, что мы стащили прасад20 из Ганги, однако, наша дорога вовсе и не походила на путь в чайную. Пройдя мимо заброшенного Ашрама Махариши, мы оказались в джунглях.
– Куда ты меня завел? – не выдержала я.
– Еще не завел, но минут пять – и мы будем на месте. Не волнуйся, тебе понравится! – как всегда самонадеянно заключил он.
И мне действительно понравилось!
Через несколько минут мы вновь приблизились к Ганге, и на небольшом холме показались несколько неподвижных фигур. Мы подошли ближе и старцы разом обернулись. В Ришикеше бродит много так называемых садху, претендующих на звание бабЫ или «святого человека». На самом деле, они в большинстве своем бродяги и попрошайки, пристально следящие за кошельками туристов. Но эти трое выглядели иначе. Они также были одеты лишь в набедренные повязки, но их глаза не желали ничего. Один из почтенных дедушек сразу принялся готовить чай на костре, а остальные выложили перед нами бананы и мандарины. Саша толкнул меня в бок со словами:
– Нельзя им отказывать!
Я с улыбкой приняла чашку и взяла небольшой мандарин и спелый банан. И что же – вкуснее чая я не пила нигде, а фрукты казались просто божественными!
– В чем секрет? Почему это так вкусно, Саша? – не унималась я.
– Просто это прасад, – улыбнулся он и вернул яблоко Ганге.
Один Баба неподвижно любовался рекой. Упавшее в Гангу яблоко не поменяло выражения его глаз, как и наше появление рядом с ним. Не отрываясь от созерцания, он жестом пригласил нас подойти еще ближе, чтобы мы смогли увидеть Гангу «его глазами». Мы сели совсем рядом. Я молча восторгалась ее мощью. Мы не видели воду, отблески солнца и цветы после пуджи – то, что мы видели, – была сила, закованная в берега. Сила, способная наполнить каждого, готового к встрече с ней. Сила жизни и смерти. Эта река может напоить миллионы людей и растений, но именно она каждые несколько лет сметает с пьедестала могучую статую самого Шивы, принимая ее так же легко и весело, как яблоки и кокосы.
Баба улыбнулся, видимо, уловив наше восхищение, и попросил лист бумаги. Слава Богу, у меня как всегда был при себе листочек с расписанием Ашрама и пара ручек. Сейчас этот листок почти потерял свою форму, но не содержание – я все еще храню его, как что-то очень важное. Первое, что написал Баба было слово «God21».
Мне это напомнило эпохальные строки Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог».
Баба провел стрелку от каждой буквы этого слова и расшифровал: «God = Go On Duty, то есть служение Богу – это исполнение своих обязанностей. Очень важно найти свое место, дело и выполнять его добросовестно», пояснил божий человек.
Вот в такой простой форме этот неторопливый старец изложил Формулу Жизни: просто делай свое дело, делай его безупречно и этого будет достаточно. Так доходчиво, так честно и так хорошо. Ничего лишнего, никаких «если» и «что мне за это будет» – просто делай, просто будь – Господь будет с тобой.
Дальше он написал «No karma – no dharma». Без бескорыстного служения – нет пути.
Он нарисовал цветок и написал свое имя Pushkar baba.
«Pushkar – означает цветок», – с мягкой улыбкой пояснил старец.
«Бог – это природа», – продолжил записи садху, – «Природа, как огонь – чиста.
Но для слияния с природой и Богом, надо тоже быть чистым. Надо набраться храбрости и посмотреть внутрь себя. Индия учит этому».
Пушкар Баба посмотрел на меня и попросил написать дату моего рождения. Затем Саша написал свою. Святой обвел наши даты и, скорее всего, увидев, что ничего дельного у нас не получится, не стал комментировать несостоявшийся союз, зато рассказал много интересного о каждом из нас по отдельности.
Он начал с Саши:
– Тебе нужно носить белый цвет и работать в медицине. Ты должен лечить. Ближайшие месяцы денег не будет, но в августе все будет хорошо.
Саша улыбнулся, но немного опечалился. У него как раз заканчивались деньги, и появление их в конце лета вовсе не входило в его невероятные планы, но так оно и вышло. А Баба действительно помог. Он указал в каком направлении двигаться. Сейчас Саша тесно связан со сферой здравоохранения и, более того, именно там он встретил свою будущую жену.
Затем Баба принялся за меня. Он долго молчал, а потом сказал:
– Твой цвет желтый, солнечный. Ты должна заниматься только творчеством – рисовать картины, писать книги, но быть дома. Тебе очень важно быть дома.
– О, домохозяюшка! – довольно заулыбался Санек, но уловив на себе строгий взгляд Бабы, осторожно добавил:
– Может, не «быть дома», а «работать в системе»?
– Нет, быть дома, – пояснил он.
– Хорошо, но если у меня нет дома? – улыбнулась теперь и я.
– Ты и есть дом. Там, где ты – дом! – твердо сказал Пушкар Баба.
И тут до меня дошло: быть дома – это быть в ладу с собой! Если не будет гармонии, и меня будет растаскивать на куски миллион желаний, идей и иллюзорных возможностей, не будет ни вдохновения, ни сил для творчества – вот о чем говорит этот мудрый садху.
Он продолжил:
– Твоя мантра – «Ом Намо Шивая»22. Произноси ее, когда будет необходимо. И помни, главное отношение: если ты – любовь, никто тебя не обидит. Если ты – Эго, твоя жизнь будет тьмой. Нет плохих и хороших, есть только люди с Эго и люди без него.
– Твой камень – желтый топаз, – продолжал он. – Сделай из него кольцо и носи его тут (он раскрыл ладонь и продемонстрировал указательный палец, сжатый простым медным перстнем с прозрачно-золотистым камнем). Но помни – камень должен касаться твоего тела иначе не будет толку!
Тут я заметила, что и на его руке само кольцо выполняет скорее функцию поддержки для камня, плотно прилегающего к изрезанной морщинками коже.
Затем Баба строго посмотрел на меня и добавил:
– Ни один магический камень не поможет тебе, если ты не начнешь день с мантры «Аум» – без нее нет связи с Богом. Без молитвы и пуджи – не будет силы для действия.
Я посмотрела на шкурки от бананов и дольки мандаринов, которыми нас угощали и поняла, что это как раз и была пуджа, которую служили для нас – просто прохожих.
Все тело окатило благодарностью, и захотелось обнять этого худенького старца, который просто делал свое дело и видел Бога в каждом живом существе и неживом предмете. Я очень пожалела, что именно сегодня не взяла с собой денег.
Саша положил 100 рупий. Это было много для его худого кошелька, возможно, даже все, что у него сейчас с собой было. Он как будто прочитал мои мысли, или же его также переполняло желание поделиться с Бабой хоть чем-то значимым, помимо понимающего взгляда.
Баба поблагодарил нас, отдав все свои фрукты, с лицом, не принимающим отказов, и принялся рисовать что-то пеплом. К нам подошел один из аскетов и вновь пригласил присоединиться к чаепитию. Оставив Бабу наедине со своим медитативным занятием, мы тихонько встали и, сложив руки в намасте, перешли к костру.
На огне закипал второй чайник с масалой. Пламя было ровным, а мысли ясными: я буду заниматься творчеством, я напишу книгу, и я уже дома.