Вы здесь

Инвестиционная стратегия. Раздел 1 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (О. А. Бурмистрова, 2013)

Раздел 1 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1.1 Основные понятия, виды и формы организации самостоятельной работы студентов

Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой.

В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствие.

Самостоятельная работа может реализовываться:

– непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении контрольных и лабораторных работ и др.;

– в контакте с преподавателем вне рамок аудиторных занятий – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

– в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре и других местах при выполнении студентом учебных и творческих заданий.

В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени студента за весь период обучения. Это время полностью может быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия, также включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время.

Цель самостоятельной работы студента – осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

– это аудиторная – самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;

– внеаудиторная – самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Содержание аудиторной и внеаудиторной самостоятельных работ студента определяется в соответствии с рекомендуемыми видами учебных заданий, представленными в рабочей программе учебной дисциплины.

Самостоятельная работа помогает студентам:

1) овладеть знаниями:

– чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы и т.д.);

– составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста и т.д.;

– работа со справочниками и другой справочной литературой;

– ознакомление с нормативными и правовыми документами;

– учебно-методическая и научно-исследовательская работа;

– использование компьютерной техники и Интернета и др.;

2) закреплять и систематизировать знания:

– работа с конспектом лекции;

– обработка текста, повторная работа над учебным материалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудиои видеозаписей;

– подготовка плана;

– составление таблиц для систематизации учебного материала;

– подготовка ответов на контрольные вопросы;

– заполнение рабочей тетради;

– аналитическая обработка текста;

– подготовка мультимедиа презентации и докладов к выступлению на семинаре (конференции, «круглом столе» и т.п.);

– подготовка реферата; составление библиографии использованных литературных источников;

– тематических кроссвордов и ребусов;

– тестирование и др.;

3) формировать умения, такие как:

– решение ситуационных задач и упражнений по образцу;

– выполнение расчетов (графические и расчетные работы);

– решение профессиональных кейсов и вариативных задач;

– подготовка к контрольным работам;

– подготовка к тестированию;

– подготовка к деловым играм;

– проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

– опытно-экспериментальная работа;

– анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Контроль результатов самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Формы самостоятельной работы студента могут быть самыми различными, в зависимости от цели, характера, дисциплины, объема часов, определенных учебным планом. Среди них:

– подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям;

– изучение учебных пособий;

– изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия;

– написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы;

– аннотирование монографий или их отдельных глав, статей;

– выполнение исследовательских и творческих заданий;

– написание контрольных и лабораторных работ;

– составление библиографии и реферирование по заданной теме.

1.2 Требования к организации самостоятельной работы студентов

Подготовка к лекциям. Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе студенту следует уделять 9–10 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить 3–4 часа.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Работа с литературными источниками. В процессе изучения дисциплины «Инвестиционная стратегия» студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения знаний по данному предмету, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме лабораторно-практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выразить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогают усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Подготовка к лабораторно-практическому занятию. Подготовка к лабораторно-практическому занятию, требующая от студентов навыков самостоятельной работы, предполагает:

– ознакомление с планом занятия, который дается преподавателем и отражает содержание предложенной темы;

– тщательное продумывание вопросов плана;

– просмотр списка рекомендованной литературы и ее подбор;

– работа над записями прослушанной лекции и соответствующего материала из других источников;

– изучение рекомендованной литературы, составление конспекта, записей и тезисов устного выступления и др.

Итогом подготовки студентов к лабораторно-практическим занятиям должны быть их выступления, активное участие в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильное решение контрольной работы и различных видов кейсов и ситуационных задач, активное участие в деловой игре и т.д.

Подготовка к экзамену. Каждый учебный семестр заканчивается зачетно-экзаменационной сессией. Подготовка к зачетноэкзаменационной сессии, сдача зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой студента. Основное в подготовке к сессии: – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот студент успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – возможное отчисление из учебного заведения.

Подготовка презентации, согласно толковому словарю русского языка Д.Н. Ушакова, – «способ подачи информации, в котором присутствуют рисунки, фотографии, анимация и звук».

Для подготовки презентации рекомендуется использовать: PowerPoint, MS Word, Acrobat Reader, LaTeX-овский пакет beamer. Самая простая программа для создания презентаций – Microsoft PowerPoint.

Для подготовки презентации необходимо собрать и обработать начальную информацию. Ниже представлена последовательность подготовки презентации.

1. Четко сформулировать цель презентации: вы хотите свою аудиторию мотивировать, убедить, заразить какой-то идеей или просто формально отчитаться.

2. Определить, каков будет формат презентации: живое выступление (тогда какова будет его продолжительность) или электронная рассылка (каков будет контекст презентации).

3. Отобрать всю содержательную часть для презентации и выстроить логическую цепочку представления.

4. Определить ключевые моменты в содержании текста и выделить их.

5. Определить виды визуализации (картинки) для отображения их на слайдах в соответствии с логикой, целью и спецификой материала.

6. Подобрать дизайн и форматировать слайды (количество картинок и текста, их расположение, цвет и размер).

7. Проверить визуальное восприятие презентации.

Практические советы по подготовке презентации:

– готовьте отдельно: печатный текст + слайды + раздаточный материал;

– слайды – визуальная подача информации, которая должна содержать минимум текста, максимум изображений, несущих смысловую нагрузку. Слайды должны выглядеть наглядно и просто;

– текстовое содержание презентации: устная речь или чтение, которая должна включать аргументы, факты, доказательства и эмоции;

– раздаточный материал – должен обеспечивать ту же глубину и охват, что и живое выступление. Люди больше доверяют тому, что они могут унести с собой, чем исчезающим изображениям. Кроме того, слова и слайды забываются, а раздаточный материал остается постоянным осязаемым напоминанием. Важно раздавать их в конце презентации;

– помните, что раздаточные материалы должны отличаться от слайдов, должны быть более информативными.

Подготовка доклада, согласно толковому словарю русского языка Д.Н. Ушакова, – «сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материал, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию».

Тема доклада должна быть согласована с преподавателем и соответствовать теме учебного занятия. Материалы при его подготовке, должны соответствовать научно-методическим требованиям вуза и быть указаны в докладе. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания. Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными. Работа студента над докладомпрезентацией включает отработку навыков ораторства, умения организовать и проводить диспут.

Студент в ходе работы по представлению доклада отрабатывает умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей, а также отрабатывает умение самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении.

Докладчики и содокладчики должны:

– сообщать новую информацию;

– использовать технические средства;

– хорошо ориентироваться в теме всего семинарского занятия;

– дискутировать и быстро отвечать на заданные вопросы;

– четко выполнять установленный регламент: докладчик – не более 10 мин; содокладчик – не более 5 мин; дискуссия – не более 10 мин;

– иметь представление о композиционной структуре доклада и др. Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать: название, сообщение основной идеи, современную оценку предмета изложения, краткое перечисление рассматриваемых вопросов, живую интересную форму изложения, акцентирование внимания на важных моментах, оригинальность подхода.

Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой, и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должна даваться без наглядных пособий, аудиовизуальных и визуальных материалов.

Заключение – ясное, четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.

Подготовка творческого домашнего задания. Творческое задание – задание, которое содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов.

Творческие домашние задания – одна из форм самостоятельной работы студентов, способствующая углублению знаний, выработке устойчивых навыков самостоятельной работы. В качестве главных признаков творческих домашних работ студентов можно выделить:

– высшую степень самостоятельности;

– умение логически обрабатывать материал;

– умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять и обобщать материал;

– умение классифицировать материал по тем или иным признакам;

– умение высказывать свое отношение к описываемым явлениям и событиям;

– умение давать собственную оценку какой-либо работе и др.

Подготовка эссе. Эссе – вид самостоятельной практической и исследовательской работы студентов, с целью углубления и закрепления теоретических знаний.

В процессе написания эссе студенту предстоит выполнить следующие виды работ:

– составить план эссе;

– отобрать источники, собрать и проанализировать информацию по проблеме;

– систематизировать и проанализировать собранную информацию по проблеме;

– представить проведенный анализ с собственными выводами и предложениями.

Эссе выполняется студентом под руководством преподавателя кафедры самостоятельно. Тему эссе студент выбирает из предлагаемого примерного перечня, и для каждого студента она должна быть индивидуальной (темы в одной группе совпадать не могут).

Эссе имеет:

1. Титульный лист;

2. План;

3. Введение с обоснованием выбора темы;

4. Текстовое изложение материала;

5. Заключение с выводами по всей работе;

6. Список использованной литературы.

Введение – суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически.

Текстовое изложение материала (основная часть) – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу.

Заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме эссе с указанием области ее применения и т.д. Оно подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части материала.

К тексту прилагается оформленный по требованиям список использованной литературы. При составлении списка литературы в перечень включаются только те источники, которые действительно были использованы при подготовке к написанию лабораторной работы.

Приложения – иллюстративный материал (схемы, диаграммы, рисунки, таблицы и др.).

Требования к оформлению эссе.

Эссе выполняется на компьютере (гарнитура Times New Roman, шрифт 14) через 1,5 интервала с полями: верхнее, нижнее – 2; правое – 3; левое – 1,5 см. Отступ первой строки абзаца – 1,25. Сноски – постраничные. Должна быть нумерация страниц. Таблицы и рисунки встраиваются в текст работы. Объем эссе, без учета приложений, не более 10 страниц. Значительное превышение установленного объема является недостатком работы и указывает на то, что студент не сумел отобрать и переработать необходимый материал.

Титульный лист является первой страницей и заполняется по строго определенным правилам.

Список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данной работы. Общее оформление списка использованной литературы для эссе аналогично оформлению списка использованной литературы для реферата (см. «Требования к студентам при подготовке реферата»). В тексте обязательны ссылки на литературные источники, лучше всего постраничные. К тексту эссе прилагается пронумерованный отдельно иллюстративный материал (схемы, диаграммы, рисунки, таблицы и др.), оформленный в виде приложений.

Подготовка кейса и ситуационной задачи. Овладеть новыми знаниями и навыками студентам помогают разнообразные способы и методы, но наиболее эффективными из них являются практические занятия с решением кейсов (метод кейсов, англ. case – ситуация, случай), широко распространенные в процессе обучения на Западе, и ситуационных задач.

Кейсы и ситуационные задачи можно определить как метод имитации принятия управленческих решений в различных ситуациях путем проигрывания вариантов по заданным или вырабатываемым самими участниками правилам.

Метод кейсов и ситуационные задачи – это вид обучения по принятию решений с анализом параметров конкретных ситуаций, взятых из практической деятельности. Они позволяют обучаемым повысить аналитическое мастерство, обосновывая принятые решения и аргументированно защищая свою позицию в процессе дискуссий.

Источниками информации для кейсов и ситуационных задач могут быть отечественные и зарубежные издания по различным вопросам экономики, инвестиций, бизнеса, а также практические материалы разных компаний и исследования зарубежных авторов.

Часто в литературе понятия кейсов и ситуационных задач объединяют, представляя как инструмент, с помощью которого значительно облегчается и качественно улучшается обмен идеями в группе обучаемых. Практические занятия, основанные на методе кейсов и ситуационных задачу помогают освоить правила ведения дискуссии. В ходе дискуссии не только находится решение проблемы, но каждый обучаемый принимает участие в исследовании, анализе и сопоставлении различных точек зрения, что приводит к более точному и полному пониманию проблемы.

Метод кейсов (кейс-метод, case-study) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных реальных задач – ситуаций (решение кейсов).

У метода кейсов есть свои признаки и технологические особенности позволяющие отличить его от других методов обучения.

Признаки метода кейсов (case-study):

– коллективная выработка решений;

– многоальтернативность решений и принципиальное отсутствие единственного решения;

– наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в определенный момент времени;

– единая цель при выработке решений;

– наличие системы группового оценивания деятельности;

– наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.

Технологические особенности метода case-study.

1. Метод case-study выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.

2. Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса и аналитические процедуры.

3. Метод case-study в обучении можно рассматривать как синергетическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.

4. Метод case-study интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

5. Метод case-study выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности студентов, тогда как в методе case-study идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

6. Метод case-study концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нем предусматривается деятельность по активизации студентов, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. Именно достижение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности.

Задачи, решаемые в процессе анализа метода case-study.

1. Осуществление проблемного структурирования, предполагающего выделение комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, последствий, путей разрешения (проблемный анализ).

2. Определение характеристик, структуры ситуации, ее функций, взаимодействия с окружающей и внутренней средой (системный анализ).

3. Установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, и следствий ее развертывания (причинноследственный анализ).

4. Диагностика содержания деятельности в ситуации, ее моделирование и оптимизация (праксеологический анализ).

5. Построение системы оценок ситуации, ее составляющих, условий, последствий, действующих лиц (аксиологический анализ).

6. Подготовка предсказаний относительно вероятного, потенциального и желательного будущего (прогностический анализ).

7. Выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц ситуации (рекомендательный анализ).

8. Разработка программ деятельности в данной ситуации (программно-целевой анализ).

Исходя из описанных выше методов анализа кейсов и общей характеристики задач, решаемых в процессе реализации метода casestudy, можно сформулировать основные рекомендации по их решению. Решение кейсов рекомендуется проводить в пять этапов:

1. Первоначальное знакомство с материалом;

2. Предварительное обсуждение ситуации в аудитории для того, чтобы преподаватель убедился в хорошем усвоении материала и правильном понимании всеми обучаемыми проблем, поставленных в ситуации;

3. Анализ практической ситуации в группе (подгруппе) – этап самостоятельной работы студентов;

4. Межгрупповая дискуссия организуется на основе сообщений групп (подгрупп);

5. Подведение итогов осуществляется сначала желающими высказаться из аудитории, а затем самим: преподавателем, ведущим занятие, который дает оценку выводам групп (подгрупп) и отдельных участников, а также всему ходу дискуссии.

Использование метода кейсов в подготовке студентов к инновационной деятельности в сфере экономики позволяет повысить интерес к изучаемым дисциплинам, способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений, поскольку акцент обучения переносится на сотворчество студента и преподавателя.

Ситуационная задача – задача, которая основана на решении проблемной ситуации. В психолого-педагогических исследованиях закономерностей процесса обучения было установлено, что процесс усвоения представляет собой по основным закономерностям процесс решения новых задач, названных проблемными задачами. При этом условия и закономерности процессов решения задач были использованы для создания специальных методов обучения, получивших название «развивающего обучения». Результаты этих исследований показали, что одним из главных условий управления обучением и одновременно одним из главных условий, обеспечивающих развитие мышления, является предварительная постановка заданий, вызывающих проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность студентов. Во многих случаях способы проблемного обучения и рассматривались как способы активизации мышления студентов.

Задача по своей структуре представляет объективное заданное и сформулированное (представленное) в словесной или знаковой форме отношение между определенными «условиями», характеризуемыми как «известное», и тем, что требуется найти, характеризуемым как «искомое». Не случайно первый этап любого процесса решения задачи характеризуется как этап «усвоения» задачи, при этом специально отмечается, что студент не всегда «принимает» поставленную задачу. Процесс решения задачи представляет собой такую систему преобразований условий задачи, при которой достигается требуемое искомое. Фактически в большинстве случаев решение задачи – это процесс преобразования некоторой начальной (заданной) ситуации в некоторую конечную (требуемую) ситуацию.

Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа по дисциплине «Инвестиционная стратегия» выполняется с целью закрепления теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе изучения специальной литературы и практических материалов. Контрольная работа включает в себя вопросы, наиболее важные для усвоения из курса инвестиционной стратегии.

Контрольная работа часто является итогом самостоятельного изучения студентом определенного раздела (темы) дисциплины.

При написании контрольной работы нужно приводить статистические данные, формулы, графики, таблицы, диаграммы и другие материалы, соответствующие усвоенным темам лекций, лабораторнопрактических занятий. Также желательно будет показать значимость раскрываемых вопросов на примере практических материалов конкретной организации.

Структура контрольной работы состоит:

– из теоретических вопросов (например, по конкретному разделу, теме или проблеме);

– практических заданий (например, кейсы или ситуационные задачи);

– тестовых заданий (например, тесты по конкретному разделу или теме) и др.

При выполнении контрольной работы следует творчески подходить к имеющейся информации, уметь выразить свое мнение по исследуемому вопросу. Раскрытие вопросов контрольной работы по должно опираться на актуальную информацию. Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена, иметь нумерацию страниц. Необходимо оставить поля для замечаний рецензента. По объему контрольная работа не имеет ограничений, но главным требованием является необходимость комплексно раскрыть все задания, представленные в контрольной работе.

Подготовка и проведение деловой игры. Деловая игра является одной из форм проблемного обучения. Она помогает студентам приобретать опыт практической деятельности. При этом студенты учатся работать с людьми, в коллективе, считаться с мнением других, принимать решения, приемлемые для всей группы.

Под деловой игрой понимается процесс выработки и принятия решений в условиях поэтапного многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой на отдельных шагах в ходе игры. Параметры ограничений от шага к шагу могут изменяться, в связи с чем создаются все новые и новые частные ситуации, решение которых должно подчиняться общей цели деловой игры. Деловая игра – метод имитации принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей.

Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе вузов, как педагогическая технология, один из методов обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.

В ходе деловой игры студентам необходимо предоставлять полную самостоятельность, и управление преподаватель должен вести ненавязчиво, только в виде координации действий игры.

На занятиях по проведению деловых игр студенты должны проявлять активность, хорошо усваивать материал, ориентироваться в практической ситуации, а преподаватель должен стимулировать самостоятельность студентов.

Преподаватель не должен давать ответ за студентов, если решение не принято, но должен своими ценными консультациями в ходе игры помогать студентам найти правильный ответ. Преподаватель должен очень точно до начала деловой игры разъяснить студентам цели и задачи игры, последовательно описать весь алгоритм проведения игры, т.е. последовательность этапов игры, и обозначить итоговые результаты, которых студенты должны достигнуть в конце игры.

Деловая игра связана с имитацией проблемной ситуации. Она основана на принятии управленческих решений в различных ситуациях путем проигрывания вариантов по заданным или вырабатываемым самими участниками правилам.

Деловая игра – это один из наиболее эффективных методов обучения, имеющий коллективный характер и позволяющий развивать коммуникативные качества каждого участника игры, формировать собственное мнение по поставленной проблеме, а также вырабатывать самостоятельность и гибкость суждений. Она эффективна только в том случае, если поднимаемые в ней проблемы тесно связаны с основными целями и задачами подготовки специалистов для маркетинговой деятельности на рынке.

Участие в научной работе. Научная статья – законченная и логически цельная работа, посвященная конкретному вопросу, входящему в круг решаемых проблем (задач).

Научная статья раскрывает наиболее значимые полученные результаты и должна включать, как правило, следующие элементы:

– аннотацию;

– фамилию и инициалы автора (авторов);

– название;

– введение;

– основную часть, включающую графики и другой иллюстративный материал (при их наличии);

– заключение, завершаемое четко сформулированными выводами;

– библиографию (список цитированных источников).

Дополнительно, в соответствии с требованиями редакций научных изданий, в структуру статьи могут быть также включены: индекс УДК, перечень принятых обозначений и сокращений; аннотация на английском языке и др.

Название статьи должно отражать основную идею выполненного исследования, быть по возможности кратким, содержать ключевые слова, позволяющие индексировать данную статью.

Аннотация (100 – 150 слов) должна ясно излагать содержание научной статьи.

В разделе «Введение» должен быть дан краткий обзор источников по проблеме, указаны нерешенные ранее вопросы, сформулирована актуальность, обоснована цель работы и, если необходимо, указана ее связь с важными научными и практическими направлениями. Во введении следует избегать специфических понятий и терминов. Содержание введения должно быть понятным также и неспециалистам в соответствующей области.

Анализ источников, использованных при подготовке научной статьи, должен свидетельствовать о знании автором (авторами) статей научных достижений в соответствующей области. В этой связи обязательными являются ссылки на работы других авторов. При этом должны присутствовать ссылки на научные публикации последних лет, включая зарубежные публикации в данной области.

Основная часть статьи должна содержать описание методики, объектов исследования и подробно освещать содержание исследований, проведенных автором (авторами).

Статья должна соответствовать научным требованиям, быть интересной достаточно широкому кругу российской научной общественности. Материал, предлагаемый для публикации, должен быть оригинальным, не опубликованным ранее в других печатных изданиях, написан в контексте современной научной литературы и содержать очевидный элемент создания нового знания.