Вы здесь

Император Всероссийский Пётр I Алексеевич. Детские годы (А. Г. Гуськов, 2015)

… Того, чьей волей роковой

Под морем город основался…

Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

А. С. Пушкин

К описанию жизни Петра I, одного из величайших правителей Российского государства, обращался бесчисленный сонм историков, писателей, публицистов и других специалистов биографического жанра. Стремление понять его помыслы и желания будоражило сотни умов за последние триста лет. До сих пор среди исследователей жизни великого реформатора нет единства в интерпретации причин его реформ, его желания «поднять Россию на дыбы». Описанию деятельности первого российского императора посвящены сотни тысяч страниц. Вероятно, он является самым известным монархом нашей страны. Объем настоящей книги не позволяет даже в самом общем приближении дать полноценную картину всех деяний царя-реформатора. В ней будут затронуты лишь основные вехи его биографии и предпринята попытка показать личностные черты венценосца крупнейшего государства мира того времени.




Пётр I Алексеевич является четвертым (если не учитывать его соправителя в 1682–1696 гг. – Ивана V) представителем династии Романовых на российском престоле. Он же оказался последним обладателем монаршей короны по прямой линии (от отца к сыну). После смерти Петра венец унаследует его супруга – нареченная императрица Екатерина Алексеевна, а затем внук – Пётр II.

Детские годы

Пётр родился 30 мая 1672 года (все даты указаны по старому стилю) в Москве в семье царя Алексея Михайловича. Его отец, годом ранее вступивший во второй брак с Натальей Кирилловной Нарышкиной, радовался рождению крепкого и здорового сына. Мужское потомство от умершей первой супруги по роковому стечению обстоятельств отличалось болезненностью и слабым развитием. Из пятерых сыновей отроческого возраста удалось достичь лишь Фёдору, страдавшему болезнью ног, и Ивану, сильно отстававшему в развитии. Многочисленные дочери в престолонаследии не играли какой-либо роли, так как передача трона по женской линии в ту эпоху не практиковалась.


Отец – царь Алексей Михайлович.


Новая родня царя – Нарышкины – достаточно быстро вошла в силу. Опираясь на руководителя Посольского приказа А. С. Матвеева, приемного отца новой царицы, они сумели на многих ключевых постах расставить верных им людей. Молодой царевич рос в эти годы в окружении мамок и нянек, играя в разнообразные игрушки: «стульцы потешные на колесах», «барабанцы», деревянные лошадки, пушечки, миниатюрные луки со стрелами… Вместе со двором Наталья Кирилловна сопровождала своего супруга в многочисленных богомольях, завершавшихся отдыхом в пригородных дворцах. Участвовал в этих поездках и маленький Пётр.


Мать – царица Наталья Кирилловна.


Идиллия завершилась через четыре года с кончиной царя Алексея Михайловича. Клан Милославских (родственники первой супруги почившего монарха) с воцарением Фёдора Алексеевича сумел отстранить от рычагов управления окружение вдовствующей царицы. А. С. Матвеев был отправлен в ссылку в Пустозерск, а сама Наталья Кирилловна оказалась в вынужденном затворничестве.


Царевна Софья.


Внезапное изменение статуса матери мало повлияло на условия жизни молодого царевича. Он по-прежнему получал многочисленные игрушки, катался на пони, рассматривал книжки. В семь лет его воспитанием занялись «дядьки», а с 1683 г. (по другим сведениям – с 1677-го) учителем и наперсником царевича становится дьяк Н. М. Зотов. В основе образования Петра лежало изучение грамоты, заучивание богослужебной литературы. По библейским сюжетам он получил первые представления об истории и географии. Многими вопросами юный правитель интересовался самостоятельно. Некоторые современные исследователи полагают, что «Пётр в годы обучения не прошел даже курса, который обычно преподавали царевнам», глубоким же познаниям в разных предметах «он обязан собственной одаренности, неутомимой тяге к знаниям и готовности всегда учиться».