От авторов
Настоящая книга является продолжением 1-го выпуска из серии «История научного центра здоровья детей РАМН». Если в предыдущем выпуске отражена история возникновения и развития Московского воспитательного дома во второй половине XVIII – начале XIX столетий, то второй выпуск посвящён тем организационным и структурным преобразованиям в этом учреждении, которые происходили на протяжении XIX и первых полутора декад XX в. в.
В процессе работы над книгой была проведена кропотливая работа с архивными документами, медицинскими отчётами, составлявшимися главными врачами Воспитательного дома с 1859 по 1914 гг., со статьями из медицинских и исторических журналов и книг.
В первой книге акцент сделан на то, что Московский воспитательный дом замышлялся не только как педагогическое, но и как медицинское учреждение, в котором медикам было предписано сохранять жизнь воспитанникам, большинство из которых были тяжелобольными детьми, требовавшими срочной медицинской помощи. В связи с создавшейся ситуацией с самого основания Воспитательного дома большое значение придавалось медицинским аспектам деятельности в нём, поскольку Дом не мог эффективно функционировать без сильного медицинского обеспечения[1].
Во второй книге представлены структурные изменения в штате врачей, в подразделениях медицинской службы Воспитательного дома, показано, как происходило её расширение, как появилась специализированная педиатрическая помощь, в частности хирургическая и офтальмологическая, как стала зарождаться отечественная неонатология. Чрезвычайно важным фактом в деле ликвидации оспы в масштабах всей страны стало создание оспопрививательного отделения. В Московском воспитательном доме с годами стали функционировать лаборатория, патологоанатомический театр, которые имели большое значение в совершенствовании диагностики. В Окружной больнице, кроме специализированных отделений, открыли поликлинику для приходящих детей. Расширялся врачебный штат Дома. Кроме профилактического и терапевтического направления, деятельность врачей стала приобретать характер экспериментальной, научно-исследовательской работы.
К концу XIX века все сиротские учебно-воспитательные институты, кроме сельских школ, перешли в ведомство Управлений сиротских учебных заведений. По этой причине Московский воспитательный дом стал всё больше приобретать черты медицинского учреждения.
Последняя глава книги посвящена роли врачей, наиболее яркие представители из которых внесли неоценимый вклад в развитие медицинской службы Воспитательного дома и системы охраны здоровья детей в целом в стране.
Авторы книги планируют продолжить исследование по изучению истории старейшего учреждения, которое в результате реформ и реорганизаций в XX столетии было преобразовано в Научный центр здоровья детей РАМН, который стал правопреемником Императорского Московского воспитательного дома.