Вы здесь

Иммунные стимуляторы в ветеринарии. 3. Теоретическое обоснование и перспективы применения биологических стимуляторов в птицеводстве и животноводстве (И. А. Рубинский, 2012)

3. Теоретическое обоснование и перспективы применения биологических стимуляторов в птицеводстве и животноводстве

Биогенные стимуляторы используют для стимуляции роста и усилению откорма слабых и переболевших животных и птиц, а также для ускорения яйценоскости кур. Тканевую суспензию (экстракт) применяют подкожно или внутримышечно один раз в 7, 15 или 30 дней, в течение 2–4 месяцев или орально (сухой препарат и фарш) ежедневно в течение всего периода откорма. Действие тканевых препаратов особенно отчетливо может быть выражено, если организм находится в неблагоприятных условиях (различные заболевания, плохие условия содержания животных, неблагоприятные климатические, сезонные условия и т. д.). Это выражается как в повышении сопротивляемости организма патологическому фактору, так и в стимуляции целого ряда физиологических функций организма (С.Р. Мучник 1962; П.Е. Радкевич, 1964; Р.В. Петров, 1987; Ю.Ф. Петров,1998).

Тканевые препараты совершенно безопасны для организма, и повторные инъекции не вызывают анафилаксии.

У здоровых животных, обработанных тканевыми препаратами, повышается уровень секреции желудочного сока и его переваривающая способность. Такие животные лучше усваивают корма.

У заморышей и отстаивающих в росте улучшается общее состояние, на 20–25 % повышаются приросты (Б.Я. Педера 1964; А.Ф. Кузьмин, 1964; В.М. Королев, 1964; Б.С. Кубарский, 1979; А.И. Дьяченко, 1980).

Опыт и данные большинства исследователей, дает основание считать, что чаще всего физиологическое увеличение роста под влиянием различных стимуляторов достигается у цыплят на 15–20 %, у поросят на 12–17 %, у телят и ягнят на 8-12 %. Птица – цыплята, индюшата, утята и гусята быстро и активно реагируют на самые различные стимуляторы роста. От их малых доз наблюдается улучшение общего состояния, ускорение роста и более быстрое развитие внутренних органов. Такая стимуляция благоприятно влияет не только на рост и развитие птиц в первый период жизни, но и в последующем положительно отразится на здоровье и их продуктивности. Наиболее активно птица реагирует в первые 2 месяца жизни и в возрасте от 3 до 4 месяцев. Увеличение приростов обычно сопровождается повышением жизненности.

О благотворном влиянии биогенных стимуляторов на откорм птицы указывают М.В. Плахотин и др. (1977), а на откорм свиней – И.В. Триере (1964).

Последний применил в качестве биогенного стимулятора консервированную в течение трех суток кровь. Животные, которым вводили средство 2 раза с интервалом 10 дней подкожно или внутримышечно, дали суточный прирост на 50-100 г больше, чем контрольные.

При применении стимуляторов развитие птицы обычно происходит быстрее – раньше развиваются внутренние органы, особенно органы пищеварения, раньше проявляются вторичные половые признаки и начинается яйцекладка. Убойный выход мяса под воздействием стимуляторов увеличивается, а качество мяса улучшается. Повышается оплодотворенность яиц, их инкубационные качества, а также выводимость.

Тканевые препараты для лечения больных домашних животных применяли уже в те отдаленные времена, когда зарождалось искусство врачевания. Первоначально в качестве тканевых препаратов использовали корни различных растений, которые с лечебной целью вводились под кожу больного (П.Ф. Симбирцев, 1962; С.С. Черняк, 1962; И.А. Калашник, 1960; З.А. Урманов, 1965).

Проведенные исследования по влияния биогенных стимуляторов на откорм животных показали, что в конце эксеримента животные подопытной группы дали значительно больший общий прирост, чем контрольные (С.М. Бакай, 1964; Г.И. Балк, 1983).

По данным H.A. Колченова (1975) при применении тканевых препаратов, приготовленных из печени и селезенки, улучшается обмен веществ у животных, повышается переваривание и усвоение питательных веществ, увеличивается устойчивость животных к различным заболеваниям. Вводят их в основном способом инъекции или путем дачи препаратов в сухом виде с кормом (М.А. Макаров 1963; М.И. Рабинович, 1970; В.М. Ковбасенко, 1971).

Высокая экономическая эффективность использования биологически активных препаратов в животноводстве и в ветеринарии подтверждена многими исследованиями отечественных и зарубежных авторов.

Тканевые препараты применяются при многих незаразных и инфекционных заболеваниях, а также используются как стимуляторы для повышения продуктивности животных (А.Ф. Кузьмин, 1964, 1983; В.М. Королев, 1974; R.G.Armstrong, 1985; М.Г. Саморуков, 1985; Д.Н. Лазарева, 1985; A. B.Соколов, 1998; О.В. Крячко, 1999; Л.В. Миниярова, 2000).

Под действием тканевых препаратов отмечено улучшение общего обмена веществ, активизация деятельности желудочно-кишечного тракта, улучшение пищеварения и усвоение питательных веществ корма, усиление биосинтеза белка, обмена липидов, ускорение процесса регенерации тканей, отмечается ускорение роста и развитие молодняка, улучшение откорма взрослых животных, повышение продуктивности (R. Dam, 1959; Н.Ф. Кан, 1967; В.Г. Вертипрахов, 1999; Р.Н. Уельданов, 1999; A.B. Коробко, 2000).

В патогенезе расстройств пищеварения незаразной этиологии одним из звеньев является снижение ферментно-выделительной деятельности пищеварительных желез. Поэтому оправдано использование в качестве заместительной терапии ферментных препаратов.

Действие тканевых препаратов и биостимуляторов на пищеварительную систему разнообразно, так при введении гомогенизата из печени и селезенки повысилась активность кишечных ферментов, что улучшило расщепление в кишечнике белков, жиров, углеводов и всасывание их продуктов (Е.А. Корнякова, 1993; М.В. Степаненко, 1999).

При введении приготовленного из крови крупного рогатого скота стимулятора повысилась отделительная работа желудочных желез. При этом увеличилось общее количество желудочного сока, в пределах физиологической нормы повысилась кислотность, удлинился сокоотделительный период (Б.Я. Педера, 1964). Также повышается уровень желудочно-кишечной секреции при введении сухих биогенных стимуляторов (СЭП) и эмбриоцитоксической сыворотки (ЭЦС). Кроме того, при введении СЭП в 1,5–2 раза усилилась переваривающая сила пепсина. Причем при введении подкожно, усиление было более резким, чем при введении внутрь (В.М. Королев, 1964).

Определение активности отдельных ферментов при тканевой терапии в опытах Л.С. Жолнеровича (1962), В.В. Ковальского (1962) показало, что под влиянием тканевых препаратов, введенных с лечебной целью в организм, находящийся в патологическом состоянии, либо с профилактической целью в здоровый организм в виде тканевой подготовки, происходит повышение активности изучаемых ферментов, либо нормализация уровня их активности в случае патологического их нарушения.

В животноводстве также используется смешивание ферментных биостимуляторов в комплексе с набором солей микроэлементов, что способствует лучшему потреблению и усвоению наряду с другими питательными веществами аминокислот, содержащихся в используемых в организме животных (Н.Г. Фенченко, 1998).

Данные, полученные С.М. Баклем (1964), свидетельствуют о положительном действии тканевого препарата и оптимальной дозы кормового антибиотика (препарата БКВ) на увеличение приростов подсвинков при откорме (В.П. Полубояров, 1962; П.А. Карасев, 1962; В.И. Деряженцев, 1997).

Выяснением влияния тканевых препаратов (тканевые взвеси из печени и селезенки крупного рогатого скота, а также цитратной крови) на откорм животных занималось много ученых (И.А. Калашник, Б.Я. Педера, 1957; Н.П. Горн, 1965; Ю.М. Расстегаев, В.И. Шадрин, 1973 и др.). Результаты их опытов показали, что применение биогенных стимуляторов повышает приросты у свиней и крупного рогатого скота на 20–30 % и выше. Особенно эффективным является применение биогенных стимуляторов, отставшим в развитии животным; у них приросты составляют – 60 % и выше.

Интересны исследования В.И. Королькова (1958) в опытах по применению кашицеобразных препаратов из печени, селезенки, эмбрионов и семенников, который установил, что в наибольшей степени стимулируют рост свиней препараты из семенников и эмбрионов (до 136–156 % к контролю).

Внедрение тканевых препаратов при откорме свиней и крупного рогатого скота может дополнительным источником увеличения производства продуктов животноводства.

Н.П. Горн (1965) и др., приводят сведения о применении тканевого препарата, приготовленного по методу Филатова в который добавлен агар-агар. После применения агаро-тканевого препарата увеличились не только приросты, но и более удобным стало применение препарата. Препарат вводился 1 раз в месяц. После двукратного применения производился перерыв. За месяц среднесуточный прирост составил у молодняка крупного рогатого скота 116–128 г, у свиней – на 181 г выше по сравнению с приростом контрольной группы. Агар-агар является в данном случае пролонгатором, т. е. веществом, задерживающим всасывание тканевого препарата и тем самым на длительный срок продляющим его стимулирующее действие.

При изучении влияния тканевых препаратов и биостимуляторов на морфологические показатели крови, многие авторы отмечают, что у животных наблюдается увеличение количества эритроцитов, гемоглобина и лейкоцитов (П.Ф. Симбирцев, 1962; В.В. Ковальский, 1962; В.И. Божко 1964; И.И. Заболожный, 1964; A.A. Ивановский, 1998; A.B. Коробко, 2000).

На увеличение содержания общего белка в крови животных, под влиянием биостимуляторов указывают исследования С.Н. Тепловой (1969), Э.Р. Румянцевой (1999) и вместе с тем некоторое уменьшение его установлено И.П. Кондрахиным (2000).

В опытах И.М. Голосова (1964) и установлено увеличение гамма-глобулинов за счет альбуминовой фракции, а В.В. Ковальский (1962) указывает их уменьшение при одновременном увеличении альбуминов. Различное действие биостимуляторов отмечено и на содержание кальция в крови, так. В.Н. Деряженцев (1997) указывает на его увеличение, а H.H. Ярошенко (1964) на его уменьшение, но при одновременном увеличении содержания фосфора.

Тканевая подготовка оказывает влияние на состояние холинэстеразы крови животных. Оно выражается в снижении величины энергии активации ферментной системы. Такое состояние фермента, обеспечивающего течение биохимических реакций с меньшей затратой энергии, является благоприятным условием для организма. То обстоятельство, что тканевые препараты улучшают энергетические возможности организма (затраты энергии при этом снижаются), увеличиваются его потенциальные возможности.

В.В. Ковальский и Ф.Б. Левин (1962) изучали изменение активности ферментов крови под действием тканевых препаратов. На основании проведенных опытов они пришли к выводу, что под влиянием тканевых препаратов увеличивается активность ферментов крови в таких направлениях, которые создают условия для интенсификации обменных процессов в организме. Они считают, что наблюдаемые изменения деятельности ферментов обусловлены лабильными изменениями структуры белковых носителей. По данным И.И, Заболожного (1964) и В.И. Божко (1964) установлено нарастание в периферической крови количества гранулофилоцитов, И.В. Триере (1964), отмечают увеличение активности холинэстеразы.

Показательно влияние биостимуляторов на естественную резистентность.

П.А. Федько (1964), И.К. Тутов (1997) отмечают, что тканевые препараты стимулируют иммунобиологическую реактивность организма, что выражается в повышении фагоцитоза. При применении низкомолекулярных органных белков – цитомединов из легочной ткани здорового крупного рогатого скота у подопытных животных повышалась фагоцитарная активность нейтрофилов и лизоцимная активность сыворотки крови (И.П. Кондрахин 2000).

Е.С. Шулюмова (1962) получили положительный эффект при применении низкомолекулярных органных белков для лечении бронхопневмонии телят, И.С. Нагорный (1962) отметил не только их эффективность при лечении гинекологических заболеваний, но и повышение плодовитости у свиноматок.

Об уменьшении количества больных животных и резком сокращении падежа указывается в работах Г.В. Макарова, (1973); М.И.Рабиновича, (1970) и др.

Дальнейшими экспериментами было доказано наличие биогенных стимуляторов не только в тканях животного происхождения, но и в лиманной грязи, сапропеле, черноземе и растительных тканях (М.Г. Саморуков, 1985; В.К. Пестис, 1987; A.A. Алиханов, 1998).

Отмечено стимулирующее действие на организм цыплят, поросят и телят тканевого препарата “Эраконд” (В.Н. Байматов, 1999; Н.К. Михайлов, 1999; Л.В. Миниярова, 2000; В.А. Казадаев, 2001).

Оригинальный тканевой препарат получен Е.П. Дементьевым и Р.Г. Фазлаевым (1999) из селезенки крупного рогатого скота. Производственные его испытания показали высокую эффективность при выращивании поросят и телят.

По данным P.P. Гизатуллина (2001) прирост живой массы телят при применении тканевого препарата “Биостим” увеличился на 12,82 %, одновременно установлено повышение лизоцимной активности в 1,37, бактерицидной – 1,12 и комплементарной активности сыворотки крови – в 1,84 раза.

Несомненно, что биогенные стимуляторы, введенные путем подсадок кусочков тканей или инъекции взвесей и экстрактов, приготовленных из консервированных тканей, могут стимулировать животный организм, ослабленный болезнью, но нельзя требовать, чтобы они вдохнули жизнь в организм, находящийся на грани гибели. Биогенные стимуляторы действуют путем мобилизации естественных защитных сил организма, поэтому лечение биогенными стимуляторами должно сочетаться с полноценным кормлением и созданием нормальных условий содержания заболевших животных (И.А. Калашник. 1960, В.М. Ковбасенко 1971).