Глава шестая. Крестный отец PayPal
Подобно персонажам обожаемых им компьютерных игр, Маск вышел на новый уровень. Он «прошел» Кремниевую долину и стал тем, кем в то время хотел стать каждый, – доткомовским миллионером. Но этого казалось мало, и он стал думать, чем бы еще заняться. Его следующее предприятие должно было соответствовать его растущим амбициям. Поэтому Маск стал искать сферу деятельности, которая сулила бы большие деньги и при этом имела слабые места, которые он мог бы «расшить». Маск вспоминал те времена, когда был практикантом в Bank of Nova Scotia. Еще тогда он пришел к выводу: банкиры столь же богаты, сколь и ограниченны; и теперь это открывало перед ним широкие возможности.
Маск много думал о создании интернет-банка и обсуждал эту идею еще во время стажировки в Pinnacle Research в 1995 году. Совсем еще молодой Маск говорил о неизбежности перехода к онлайн-системам в сфере финансов, но ему возражали: еще 100 лет пройдет, пока безопасность Сети достигнет такого уровня, чтобы привлечь клиентов. Маск, однако, был по-прежнему убежден, что финансовый сектор стоит на пороге радикальной модернизации.
План Маска был грандиозным. Он хотел создать полноценный финансовый онлайн-институт: компанию, которая будет принимать сбережения, обслуживать текущие счета, оказывать брокерские услуги и услуги по страхованию. Технологически выстроить такой сервис было можно, но браться за адскую работу создания онлайнового банка с нуля – сверхсложная задача даже для оптимистов. Это уже не прокладывание маршрутов в пиццерию и не составление каталога недвижимости! Придется иметь дело с финансами людей, и если что-нибудь пойдет не так, последствия будут ужасными.
Но Маска это не пугало. Он начал осуществлять свой план еще до продажи Zip2. Поговорил с лучшими программистами компании, прикидывая, кто бы мог присоединиться к его новой авантюре. Привлек к обсуждению знакомых из канадского банка. Уже в марте 1999 года он зарегистрировал финансовый стартап X.com.
Маску понадобилось менее десяти лет, чтобы пройти путь от скромного юноши с рюкзачком за плечами, ступившего на канадскую землю, до 27-летнего мультимиллионера. Получив 22 млн долларов, он переехал из комнаты с тремя соседями в дом площадью 1800 кв. футов (167 кв. м), в котором сделал ремонт. Кроме того, он купил за миллион долларов спортивный автомобиль McLaren F1, а также небольшой винтовой самолет – и научился им управлять.
Конечно, Маск не был настоящим плейбоем. Большую часть денег, полученных от продажи Zip2, он вложил в X.com. Даже по меркам Кремниевой долины вложение в нечто столь сомнительное, как онлайн-банк, было риском на грани фола. А Маск инвестировал в X.com около 12 млн долларов, оставив для личного пользования, за вычетом налогов, 4 млн долларов. «Вот это и есть та грань, которая отделяет Илона от обычных людей», – говорит Эд Хо, бывший сотрудник Zip2, который стал соучредителем X.com. – Маск готов идти на безумный риск. Если вы решаетесь на такое, то либо вы очнетесь в объятиях фортуны, либо будете искать ночлег на какой-нибудь автобусной остановке».
Смысл доткомовского успеха 1999 года во многом заключался в том, чтобы продемонстрировать, чего ты стоишь, заработать миллионы и тем самым убедить людей инвестировать в твои следующие предприятия. Маск, конечно, продолжал опираться на внешних инвесторов, но основную лепту в новое дело он внес сам. Таким образом, он действовал в стиле «ветеранов» Кремниевой долины, основателей компаний вроде Intel, которые всю ответственность брали на себя.
В то время как Zip2 была просто полезной идеей, X.com обещала поистине революционные изменения. Маск впервые противопоставил себя толстосумам, окопавшимся в финансовом секторе, взяв курс на опрокидывание всех стереотипов. Кроме того, он начал отрабатывать свой фирменный стиль вхождения в сверхсложный бизнес – нисколько не беспокоясь о том, что не знает всех его тонкостей. Илон полагал, что банкиры всё делают не так, а он сможет организовать этот бизнес лучше, чем все остальные.
Для X.com Маск подобрал в полном смысле слова звездную команду. Все четыре соучредителя считали, что банковская сфера безнадежно отстала от времени. Но, несмотря на всё свое единодушие и весь свой энтузиазм, четверка столкнулась с серьезными проблемами. Было крайне сложно лавировать между запутанными правовыми нормами и модернизировать отрасль, которая боялась любых перемен.
Через пять месяцев после создания X.com один из основателей, Харрис Фрикер, решил, что компании нужен новый лидер. «Он сказал: либо он сам становится генеральным директором, либо забирает людей и создает свою компанию, – вспоминает Маск. – Я ответил: „Шантажа мне только не хватало. Иди и создавай“. Ну, он и ушел».
У Маска осталось название компании и несколько преданных ему сотрудников. «Помню, после всего случившегося сидим мы с Илоном в его офисе, – вспоминает Джули Анкенбрандт, одна из первых сотрудниц X.com, оставшаяся с Маском. – Он посмотрел на меня и сказал: „Я думаю, нам нужно нанять еще несколько человек“».
Маск стал искать финансирование для X.com. Ему пришлось пойти к венчурным инвесторам и признаться, что от компании остались «рожки да ножки». Майк Мориц, известный инвестор, поддержал компанию, сделав ставку в основном на Маска. Маск снова обрел популярность в Кремниевой долине; своими зажигательными речами о будущем интернет-банков ему удалось привлечь новых сотрудников.
Дни шли за днями, число сотрудников росло, идея становилась реальностью. Компания получила лицензию на банковскую деятельность. К ноябрю небольшая команда программистов превратила X.com в один из первых в мире интернет-банков, с полным страхованием банковских счетов и тремя паевыми фондами для инвесторов.
X.com выстроила современную систему платежей, позволяющую быстро отправить деньги, указав на сайте адрес электронной почты получателя. Совсем не то, что у «тихоходных» банков с их обработкой платежей по нескольку дней! Это был прорыв, и более 200 тыс. человек поверили в него и стали клиентами X.com в течение первых двух месяцев.
А вскоре у X.com появился сильный конкурент. Пара неглупых ребят – Макс Левчин и Питер Тиль – работали над собственной платежной системой, первоначально названной Confnity. Помещение – а точнее, подсобку – они арендовали у X.com и пытались реализовать денежные переводы для владельцев карманных компьютеров PalmPilot через инфракрасные порты. X.com и Confnity, занимавшие небольшой офис в Пало-Альто, превратились в центр финансовой революции в интернете. «Эти молодые ребята работали, забыв обо всем, – вспоминает Анкенбрандт. – Там стоял такой запах… я до сих пор его чувствую: запах остатков пиццы и пота».
Конец ознакомительного фрагмента.