Вы здесь

Иллюзия жизни. 21 история коучинга о том, как победить себя и обрести внутреннюю гармонию. История № 2. Тревога длиною в жизнь, Или как начать всё сначала (Антон Мироненко, 2016)

История № 2

Тревога длиною в жизнь, Или как начать всё сначала

От себя сбежать невозможно. Куда бы ты ни переехал, где бы ни оказался, прошлое придёт следом. И в новых декорациях развернётся уже знакомая пьеса…

Это был тот редкий день, когда Артёму удалось наконец побыть наедине с собой и своими мыслями. Он специально встал пораньше и уехал на побережье смотреть на море и понять, что же делать дальше. Море, пожалуй, единственное, что его не перестало радовать после переезда в Баку. Да, это было смело. Бросить всё и уехать к возлюбленной, Джамиле, в Азербайджан.

Артёму 28 лет, вроде бы уже должна состояться жизнь, а он решил начать всё сначала. Переехал, устроился менеджером по продажам и начал работать, не жалея сил, чтобы закрепиться в новом городе. И всё складывалось как нельзя лучше – дом, семья, работа; даже море рядом – мечта детства. Но разрывающее чувство тревоги преследовало Артёма каждую минуту каждого дня и оседало в теле неприятными ощущениями.

Ещё до переезда он ходил на различные тренинги личностного роста, читал книжки по психологии, но тревога не уходила. Даже когда стоило радоваться, Артём страдал. Сейчас в чужом городе, среди чужих людей, это ощущение обострилось, и уже подкралось самое страшное из человеческих чувств – отчаяние, что этот груз тревог будет с ним всегда и уже ничего нельзя изменить. Последнюю надежду он возлагал на коучинг с Антоном Мироненко. Судя по вебинарам, которые тот вёл, видно, что Антон умеет менять самоощущение людей и помогает избавиться от угнетающих проблем.

Из-за географического отдаления коучинг с Артёмом мы проводили по скайпу. После того, как он вкратце изложил свою проблему, я попросил его закрыть глаза и мысленно вспомнить ближайшую ситуацию, когда это чувство тревоги было особенно интенсивным и острым, и начал задавать уточняющие вопросы, чтобы понять, что за ощущения мешают ему жить.




– Артём, расскажи, что происходит в твоём теле?

– Меня будто сдавливает изнутри. Словно на сердце лежит булыжник. Он очень горячий. В сердце начинается покалывание и сильное жжение. Тяжело дышать. Очень хочется спрятаться и сжаться.

– Артём, а что должно произойти, чтобы это ощущение в теле резко усилилось?

– Если мне не дадут зарплату, тогда не на что будет дальше жить. Ещё такое бывает, когда моя девушка отказывает в сексе. Вроде бы понимаю, что ничего страшного не происходит: она просто устала или у неё голова болит, но я воспринимаю это как знак, что она собирается от меня уйти. Ещё это ощущение появляется, когда я думаю, что кто-нибудь из местных скажет мне: «Русский, вали обратно». Я очень боюсь этого.

– Хорошо, Артём. Сосредоточься на этом ощущении в теле, почувствуй твой булыжник в груди. Чьи лица появляются?

– Мама… Моя девушка Джамиля…

Как вы могли заметить, болезненные чувства Артёма были связаны в первую очередь с мамой. В их взаимоотношениях и стоило искать причины его тревог. С таким настроем мы и начали погружаться в гипнотический транс.

– Итак, Артём, сядь удобней и приготовься к внутренней работе. Закрывай глаза. Дыши глубоко и медленно. Плавный вдох и плавный выдох. Почувствуй, как лёгкие наполняются и твоё тело начинает расслабляться. Вдох, выдох…

После того как Артём вошёл в нужное состояние сознания, он не мог открыть глаз, не мог поднять рук, когда я его об этом просил, и отвечал очень медленно. Мы начали.

– Артём, сейчас ты находишься в состоянии глубокого целебного сна. Ты можешь проявлять любые эмоции, которые появятся в теле. Позволь телу выпустить из себя все переживания, которые там скопились. Чем больше ты будешь их проявлять, тем скорее твоя душа будет исцеляться… Сейчас вспомни какую-то недавнюю ситуацию, когда ты чувствовал тревогу, когда горячий булыжник сдавливал грудь и ты не мог дышать. Вспомни в ярких красках всё, что происходило тогда. Ты там? Наблюдай за собой и своим телом. После того, как ты почувствуешь горячий булыжник, сконцентрируйся на этом ощущении. Представь, что это тоннель времени. Иди в него, там тебя ждёт более раннее воспоминание, когда это чувство появилось в твоём теле. Расскажи мне, что ты видишь? Где ты? Сколько тебе лет?

– Мне 28. Я уже неделю в Баку. Постоянно думаю, правильно ли я сделал, что приехал сюда. Получится ли у меня здесь обосноваться? Я чувствую себя чужим. Мне страшно. Я плохо знаю азербайджанский и многого не понимаю, что они говорят, поэтому боюсь, что они меня обманут или сделают что-то плохое.

– Хорошо. Сконцентрируйся на этом чувстве в теле. Ныряй внутрь него. Иди по нему, как по тоннелю. Вспомни ещё более раннюю ситуацию, когда ты испытывал это же чувство. Где находишься и что видишь?

– Мне 27 лет. Я разговариваю по телефону с Джамилей о переезде. Мне страшно ехать в другой город. Я сомневаюсь. Моя жизнь уже устоялась, в ней всё понятно, всё стабильно, а меня зовут в неизвестность. Я читаю отзывы о новой стране и о том, как относятся там к русским. Я боюсь почувствовать себя человеком «второго сорта» и что у меня ничего не получится.

– Скажи мне, там и тогда этот булыжник есть в теле?

– Да.

– Хорошо. Почувствуй снова его тяжесть, погружайся в него. Расскажи более раннюю ситуацию, когда было это чувство.

– Мне 24 года. Я на заводе. Первый день в новой должности менеджера по продажам. До этого был инженером. Мне тяжело, так как вчера меня бросила девушка. Она сказала, что изменила мне и уходит к другому. Это больно. Я больше никогда не найду такую. Продажи – это сложно. Справлюсь ли? У меня ничего не получится. Я не могу звонить клиентам. Мне все отказывают. Зря я поменял должность…

Голос Артёма начинает дрожать, и я вижу, как по щеке скатывается слеза. Как бы не было больно в этот момент Артёму, для меня это хороший знак. Значит, мы движемся в правильном направлении.

– Артём, пойдём дальше. Сконцентрируйся снова на ощущениях в теле. Вспомни более раннюю ситуацию, когда ты переживал эти же чувства.

– Мне 22 года. Я на кафедре института. Это моя первая в жизни работа. Мой начальник только что сильно на меня наорал, сказал писать заявление об увольнении. Написал и бросил ему на стол. Мне страшно, мне кажется, что я больше никогда не найду работу.

– Очень хорошо. Скажи мне, Артём, там это чувство есть в теле?

– Да.

– Тогда сейчас полностью сконцентрируйся на этом чувстве в теле. Входи в него и иди по нему вниз. Ныряй в него и находи более раннюю ситуацию, где оно было. Скажи мне, что видишь и где находишься?

– Мне 18 лет. Я иду в университет, узнать поступил я или нет. Меня трясёт от мысли, что я провалился… Боюсь, что придётся идти в армию, где меня будут бить и унижать. Боюсь, что в армии я сломаюсь и просто покончу с собой.

– Погружайся глубже в это ощущение. Расскажи, когда ещё ты это чувствовал…

– Я в девятом классе. Урок физкультуры. Мы с Пашкой стягиваем новенького в классе с турника. Он падает на пол и начинает кричать, держась за руку. Похоже, он её сломал… Пашка убегает и все видят только меня. Думают, что это я во всём виноват. Меня трясёт. Я очень испугался.

– Там это чувство есть в теле? Булыжник…

– Да.

– Погружайся ещё глубже в память. Найди более раннего себя, когда было это чувство в теле. Скажи мне, где находишься и что видишь?

– Я дома. Мне 12 лет. Я уронил часы, которые маме подарили на работе. По ним пошла трещина. Стрелки не идут. Меня трясёт. Мама меня накажет…

– Хорошо. Сконцентрируйся на этом чувстве в теле. Ныряй в него и иди по нему как по тоннелю времени. Найди там ещё более раннюю ситуацию, где было это чувство в теле. Скажи мне, что видишь и где находишься?

– Мне 10 лет. Я вытащил у папы из портфеля кошелёк с деньгами и взял мелочь на жвачки. Родители обнаружили пропажу и отругали, сказали, что я вор. Папа выпорол меня ремнём. Мне больно и страшно.

– Сейчас снова сконцентрируйся на этом чувстве в теле. Иди дальше по тоннелю времени. Доходи до конца. Найди там ещё более раннюю ситуацию, где было это чувство в теле. Смотри, где находишься и что там видишь?

– Я совсем маленький. Мне три года. Родители на работе. Никого нет рядом. В квартире ещё кто-то есть. Я не вижу его, но чувствую. Мне страшно. Он очень опасный. Я прячусь за диваном. Я стараюсь не шевелиться и не дышать. Я боюсь, что он меня найдёт и сделает со мной что-то ужасное.

– Артём, скажи, это чувство для тебя сейчас новое или знакомое?

– Знакомое.

– Хорошо. Тогда ныряй в это чувство ещё дальше и глубже. Находи там более раннего себя, когда ты переживал это же чувство. Смотри, где находишься и что там видишь?

– Темно. Очень темно. Наверное, я где-то внутри. Внутри мамы. Я хочу двигаться, но не могу. Меня что-то сжимает. Мне плохо и неприятно. Я хочу жить, но боюсь. Я не хочу идти дальше, я хочу остаться здесь. Мне тут хорошо. Я боюсь…

– Хорошо! Когда я досчитаю от пяти до одного, хлопну в ладоши. И ты вспомнишь самую раннюю ситуацию, когда это чувство возникло в первый раз. Сейчас полностью концентрируйся на этом чувстве там и тогда будучи в возрасте восьми месяцев. Пять-четыре-три-два-один. (Хлопок). Ты там. Что там происходит? Там это чувство есть?

– Я внутри. Я чувствую, как мама тревожится. Я не понимаю, что происходит. Мама отравилась и её тошнит. Я боюсь, что меня сейчас не будет. Меня сжимает. Я чувствую жжение во всём теле (начинает стонать).

Проблема оказалась довольно простой: мама отравилась, а маленький Артём подумал, что сейчас умрёт.

– Артём, попробуй полностью выразить то чувство, которое тебя сейчас переполняет. Начинай двигаться так, как хочется твоему телу. Отпусти его. Вытряхивай из него всё, что там накопилось. Сейчас я досчитаю до одного, щёлкну пальцами, и ты начнёшь двигаться. Как почувствуешь, что стало легко, скажи мне. Три, два, один (щелчок).

Артём начинает тяжело дышать, стонать и бить кулаком по столу. С каждым разом он бьёт сильнее и сильнее. Его тело колышется в разные стороны, грудь вздымается всё сильнее и сильнее. Примерно через две минуты он замер, расслабился и стал глубоко и медленно дышать.

– Скажи мне, как там сейчас?

– Лучше.

– Артём, что осталось от того чувства? Представь, что мама стоит перед тобой, скажи ей всё, что не высказал и не выразил тогда.

– Мама, мамочка! Я боюсь, не надо! Я хочу жить, не убивай меня! Мне нужна твоя поддержка.

– Когда я хлопну в ладоши, ты станешь мамой. Посмотришь на маленького Артёма и ответишь ему (хлопок). Ты мама. Посмотри на Артёма. Отвечай.

– Сыночек! Я просто отравилась. Мне уже легче, всё в порядке! Я тебя люблю.

– Сейчас я хлопну в ладоши, ты снова станешь маленьким Артёмом. (Хлопок). Ты снова Артём. Зная теперь, что мама любит тебя и не хотела причинять тебе боль, скажи мне, как там сейчас?

– Легче.

– Прости маму. Прямо сейчас, пока ты совсем маленький. Можешь?

– Могу.

– Тогда посмотри на маму и говори: «Мама я тебя прощаю за то, что ошибся. Прощаю за всё, что тогда случилось». Как почувствуешь, что перестал винить и обижаться на маму, когда полностью, всей душой, искренне простишь маму, скажи мне.

Несколько минут мы сидели в тишине. Процесс прощения требует много душевных сил и серьёзной концентрации. В прощении нельзя спешить, иначе зёрна останутся внутри и прорастут снова.

– Артём, посмотри сейчас вглубь себя. Можешь ли ты простить себя за то, что ошибся тогда, приняв тревогу мамы за своё собственное чувство? Ты понимаешь, что нет твоей вины в твоих реакциях, тревогах и страхах?

– Да, могу.

– Скажи, Артём, как ты теперь будешь думать, когда произойдёт ситуация, которая ранее вызывала чувство тревоги? Что ты будешь говорить себе, чтобы впредь чувствовать себя уверенно и комфортно?

– Чувства других людей со мной никак не связаны, – с улыбкой говорит Артём.

– Очень хорошо! Теперь мы снова вернёмся в то воспоминание, когда твоя мама отравилась. Три, два, один. Ты там. Вот началось… маме плохо, тебя сжимает. Как ты реагируешь?

– Спокойно. Я знаю, что всё будет хорошо. Мамочка, держись.

– Артём, ты выжил тогда. С тобой всё в порядке. Ты – целеустремлённый, смелый, самодостаточный человек. С этого момента мысленно начинай расти, возвращаясь в сегодняшний день, перебирая все ситуации, в которых ты испытывал это чувство. Реагируй по-новому. Прощай всех, кто когда-то причинил тебе страдания. Принимай все эти события, как бесценный опыт твоей жизни. Храни его. Береги. Благодаря этим ситуациям ты стал лучше понимать себя. Когда дойдёшь до настоящего момента, до сегодняшнего дня, скажи мне.

Минут семь я наблюдал, как происходят изменения в Артёме. Как менялось выражение его лица, пока он трансформировал, переосмысливал события прошлого – от напряжения к сосредоточенности, от сосредоточенности к состраданию, от сострадания к прощению, от прощения к любви, от любви к счастью. С каждым кругом он начинал улыбаться всё шире и добрее.

– Я здесь.

– Хорошо, Артём. Загляни снова вглубь себя. Есть ли ещё что-то, что мешает тебе жить?

– Нет, всё спокойно…

– Тогда иди в своё будущее. Что тебя ждёт впереди? Как ты будешь реагировать на тревожные ситуации, как ты будешь побеждать, как у тебя получается всё, что ты задумал. Твой мозг переобучается. Как дойдёшь до мая следующего года, скажи мне.

Через десять минут Артём дал знак, что он сделал всё, о чём я просил.

– Теперь постарайся сохранить эти ощущения в теле. Запомни, что ты чувствуешь. Сейчас я досчитаю от трёх до одного, и ты полностью вернёшься в настоящий момент. Ты перенесёшь изменения в твоём внутреннем мире в мир внешний. Три, два, один (щелчок). Открывай глаза. Возвращайся. Скажи, как теперь ты себя чувствуешь?

– Облегчение! Булыжника больше нет. Свободно так дышится.

– Давай проверим это новое чувство в теле. Тебе нужно будет в общественном месте громко поговорить по телефону. Можешь позвонить мне. В разговоре скажи демонстративно громко минимум пять раз, что ты русский. Так, чтобы тебя услышали люди вокруг. Когда будешь это делать, наблюдай, что ты чувствуешь, как реагирует твоё тело. Если какие-то деструктивные ощущения останутся, мы их доработаем.

– Договорились. Попробую. Пока вроде не возникает пугающих мыслей. Раньше я бы уже через пять минут отказался от этой затеи…

Вечером мне пришла смс-ка от Артёма: «Всё спокойно. Сначала побаивался, но сделал легко. Булыжника нет…»

Как вы заметили, в данной ситуации преступником оказалось чувство тревоги, которое Артём получил, когда ещё не родился. Преступник быстро проник в тело Артёма и терроризировал его много лет.

Маленький ребёнок всегда остро переживает любые чувства, которые испытывает мама, самый близкий человек. Когда он был маленький, ему было необходимо сжаться, чтобы выжить. Когда всё стало спокойно, и угрозы больше не было, но он не смог расслабиться. Инстинкт самосохранения стал самым преданным спутником Артёма и берёг его, проявляясь в виде тревожности. Однако в какой-то момент оно стало управлять им и мешать в достижении своих целей и желаний. По факту никакой опасности не было, но тело и мозг Артёма продолжали слать ему сигналы: «Спасайся!».

Через месяц мы встретились с Артёмом снова и он рассказал, что ни разу это чувство не возвращалось. Он чувствовал, что оно близко, ещё чуть-чуть и его снова накроет, но оно не появлялось. Он научился управлять своей тревогой, которая могла бы испортить всю его жизнь.

Попробуйте и вы избавиться от своей повышенной тревожности, если вы замечаете за собой похожие симптомы, с помощью аудиомедитации, которую можно скачать на сайте www.vertexcoach.ru