Вы здесь

Иисус Христос – царь Парфии. Глава 2. Потерянное царство (Игорь Семенов)

Глава 2. Потерянное царство

К первому веку до нашей эры в известном тогда мире существовали только две великие сверхдержавы – Рим и Парфия. Рим завоевал пространства от Атлантического океана до Ближнего Востока, от покрытых снегами Альпийских гор до знойных песков Северной Африки. В свою очередь Парфия унаследовала большинство территорий, ранее входивших в состав персидской империи Ахеменидов (558—330 до н. э.) и государства Селевкидов (312—64 гг. до н.э.). Если историю Рима мы довольно подробно изучаем в школе, то о Парфии в учебниках сказано всего несколько строк. Вообще данных об этом государстве и о парфянах подозрительно мало. А между тем парфянское влияние на судьбы древнего мира было воистину огромным. Просуществовав около 500 лет, Парфянское царство оставило свой неизгладимый след. Парфией – это государство, в первую очередь, называли римляне и греки. Сами же парфяне именовали свое государство, вероятно, Эраншехр (Земля ариев) или просто Иран.

Реальное могущество парфян как-то не вяжется с редкими упоминаниями о них у античных писателей. Такое впечатление, что источники по парфянской истории сознательно уничтожались заинтересованными могущественными лицами. Американский востоковед Ричард Фрай (родился в 1920 г.) обратил внимание на весьма удивительный факт: «Мы знаем о парфянах еще меньше, чем об их предшественниках – Ахеменидах и греках, или об их преемниках – Сасанидах».34 Из античных источников известно, что греческий историк и географ Страбон (64/63 гг. до н.э. – 23/24 г.) написал специальную работу по истории Парфии. О ней также писали историк Аполлодор из Артемиты (II век до н.э.) и древнегреческий философ и историк Посидоний (139/135 гг. до н.э. – 51/50 гг. до н.э.). Историк и географ Арриан (ок.85—175 гг.) специально посвятил этому таинственному государству свое произведение «Παρθικά». Еще в древние времена эти исторические труды были утрачены. Ученые полагают, что к исчезновению парфянских источников приложили руку, отвоевавшие власть у парфян, Сасаниды и позднее арабы. Это несомненно, но я полагаю, что еще более потрудились на ниве забвения парфянской истории ранние христиане. Почему? Наберитесь терпения. Обо всем по порядку.

Сейчас занавес над парфянской тайной постепенно приоткрывается благодаря значительным исследованиям, проведенным рядом ученых из разных стран. Наиболее существенны в этом отношении работы М. Е. Массона, Г. А. Пугаченковой, И. М. Дьяконова, Л. И. Ремпеля, М. И. Ростовцева, А. Г. Периханяна, В. А. Лившица, В. Н. Пилипко, А. Г. Бокщанина, Г. А. Кошеленко, А. Г. Лапшина, R.Frye, J. Wolski, J. Markwart, N.C. Debevoise, U. Kahrstedt, O. Reuther, G. Widengren, R. Ghirshman, C. Lippolis, A. Invernizzi и других.

Населявшие юг России скифы, в VII веке до н.э., как вихрь пронеслись по всей Малой Азии, Сирии и Палестине, оставив в старозаветных воспоминаниях иудейства ужасы Гога и Магога. Почти четыреста лет спустя часть скифо-сарматских (сакских) племён вновь двинулась в грандиозный поход и между Каспийским морем и Амударьей на севере, Евфратом на западе, Индией на востоке и Индийским океаном на юге, основала Парфянскую империю. Становление этого государства началось в 247 г. до н. э. Ее создатели парны, по данным Страбона, являлись частью племени даев (дахов) и сначала проживали около Меотиды (Азовского моря) и назывались ксандиями и парнами35, а потом переселились на восток от Каспийского моря. Они захватили закаспийский регион, в ту пору контролировавшийся империей наследников Александра Македонского – Селевкидов. Знаменитый географ и историк Страбон (64/63 гг. до н. э. – около 23/24 гг. н. э.) также причислял к даям (дахам) племена асиев, пасканов, тохаров. В произведении древнегреческого историка Марка Юниана Юстина «Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа» подтверждается, что Парфянское царство основали скифы.36 Их миграция, вероятно, была связана со следующим обстоятельством. У скифов было принято посылать младших сыновей в военные походы для того, что бы они с помощью оружия могли отвоевать себе новые земли и получить долю в добыче. Древнеармянский историк Мовсес Хоренаци (V – VI века) писал о принципе, которым руководствовался основатель Парфянского царства Арсак Великий в деле построения своего государства. Арсак предлагал одному из своих сатрапов завоевывать новые царства по принципу: «Чего достигнут мысль твоя и храбрость, ибо границы храбрецам (…) определяет их меч: сколько отсечет, стольким и владеют».37


Царь Парфии Арсак Великий. III век до н.э.


По словам римского историка Помпея Трога (I век до н.э. – I век) в изложении Марка Юниана Юстина (III век), основатель Парфянского царства Арсак был человеком «большой доблести».38 Его имя дало название династии Арсакидов. Народная традиция, записанная среднеазиатским ученым Аль-Бируни (973—1048 гг.), связывает Арсакидов с мифическим хорезмийским героем Сиявушем, который был сыном легендарного иранского царя Кей-Кавуса и отцом Кей-Хосрова – могущественных основателей Ирана.

В исторических источниках различного периода, имя Арсак так же пишется, как Аршак, Арцах, Аршаг, Ершаг и т. д. Для этого имени предлагалась, вероятно ошибочная, этимология от слов хвар (солнце) и шак или сак (племя), т.е. «солнце саков».39 Но вероятно все обстоит гораздо проще. Арсакиды вышли из скифо-сарматской среды. А потому имя Арсак происходит от аланского (сарматского) «арс» или авестийского «арсан» (медведь) и означает «медвежонок», поскольку окончание «ак» означает уменьшительно-ласкательную форму. На современном персидском языке это слово звучит, как «херс». В ряде европейских языков это или слегка измененное слово означает то же самое. Например, в бретонском и валлийском – «арз», на французском, мальтийском и окситанском – «орс», на румынском и сардинском – «урс», и т. д.

Понятие «парн» восходит к сакральному мидийскому слову фарна, фарр и авестийскому – хварянаш, хварна, что означало на мидийском и авестийском языках «блеск», «сияние», «слава», «божье благословение» и «блеск, сияние, великолепие» в современном персидском языке. Именование даев (дахов) – парны, вероятно, было связано с тем, что они были носителями «фарра» – славы богов или племенем, из которых назначались цари – обладатели священного фарра. Древние арийские племена верили в божественный характер власти и божественное назначение своих царей, считая их потомками богов. Арии называли их людьми среди богов и богами среди людей. Фарр (хварна) считался признаком Святого духа, как противовес зла и лжи (друджа). В Яштах «Авесты» (19. 34—35) сообщается, как иранский царь Йима (Джамшид) стал предаваться лживым речам и тогда «от него хварна, в облике птицы отлетела». Следовательно, спускалась на человека она подобным же образом. В русском языке сохранилось слово, происходящее от слова «хварна». Когда человек заболевает, то есть от него удаляется Святой дух, говорят, что тот захворал. Один из вариантов изображения хварны – нимб вокруг головы – стал атрибутом христианских святых, Богородицы и самого Христа. Грубо говоря, обладание хварной (фарром) соответствует понятию «помазанник Божий». В какой-то степени носители фарра – это обладатели Святого Духа.

В авестийских текстах сообщается о трех видах хварны (фарра), о хварне арийцев, хварне Кавиев, то есть иранских царей, хварне богов Митры, Трайетоны и Крсаспы. Есть еще одна разновидность хварны – это хварна Заратустры, о которой в зороастрийском «Денкарте» (600, 20) говорится, что она в огнеподобном виде проникла в тело матери Заратустры, а затем стала частью самого пророка. Это вполне можно сравнить с рождением Христа от Святого Духа, то есть при помощи божественной хварны. Хварна была неразрывно связана с огнем.

Значение термина «парн» также совпадает с предполагаемым первоначальным смыслом термина «турк»40, который, происходит от слова тур-кун (тур-кан) со значением «возрастной класс молодых неженатых воинов».41 В таком случае, название «парн» могло быть иранской калькой тюркского термина «турк». То есть парн – это девственник. В русском языке молодые люди называются схожим словом – «парни», а на греческом языке слово «девственник» звучит, как «парфенос». Скифская молодежь устремлялась на захват новых земель, жен и всего остального, чего им не хватало на родных просторах. Они объединялись в военные подразделения. Ввиду молодости они наверняка являлись девственниками, отсюда и термин «парфяне» и греческое и римское наименование Парфии.

Дахи (даи) упоминаются в древнеперсидских надписях, как одно из сакских племен, проживавших в низовьях Сырдарьи, а в III в. до н.э. переселившихся на юг, к границам Парфии. Их название, по всей видимости, происходит от общеиндоевропейского слова «Деи», означающем «Боги». На среднеперсидском языке слово «Дей» означало «Творец» и соответствовало обозначению верховного бога Ахурамазды. В Иране и, разумеется, в Парфянском царстве один из месяцев календаря носил название «Дей». Он длился с 22 декабря по 20 января. Его также именовали Хвармах или Хоршидмах, что означает «Месяц солнца». На первый день этого месяца приходился и до сих пор приходится праздник Шаб-е-Ялда. Иранцы в эту ночь и последующий день отмечают победу света над тьмой, поскольку ночь после дня зимнего солнцестояния начинает уменьшаться и отступать.

В середине III в. до н.э. парны, объединив под своим руководством ряд других сакских племен, захватили власть в Парфии и, смешавшись с местным оседлым населением, приняли самоназвание парфян. Судя по историческим документам раннего средневековья, Парфию также называли Персией, а парфян персами, как и ранее при Ахеменидах. Арсакиды уничтожили в Парфии власть македонской династии Селевкидов, правившей там, в течение нескольких десятилетий после завоевательного похода Александра Македонского.

Греческий историк Луций Флавий Арриан (ок. 85—175 гг.) так поведал об отделении Парфии от государства Селевкидов: «Парфяне относятся к скифскому племени; подчинившись вместе с покоренными персами македонянам, они отпали по следующей причине: было двое братьев Арсакидов – Арсак и Тиридат, преемники Фриапата; назначенный Антиохом Теосом сатрап этого края Ферекл хотел учинить насилие над одним из братьев, они же, не стерпев позора, убили злодея; затем, сообщив пятерым соумышленникам свой план, братья побудили народ отложиться от македонян, и захватили власть».42

В средневековой «Истории епископа Себеоса» (VII век) сообщается, что «на одиннадцатом году даря Антиоха парфяне восстали и освободились из-под власти македонян, и воцарился Арсак Великий, сын царя тетальского в Бахл-Шахастане, в стране Кушанов, которому покорились все народы Востока и Севера… Вот парфянские властители, которые царствовали после Арсака, их отца, в Бахл-Шахастане, в стране Кушанов. Говорят, что у Арсака, царя парфянского, было четыре сына: первого, говорят, он воцарил в стране Теталов, второго над киликийцами, третьего над парфянами и четвертого над Армянской землей».43 Теталия – это название территорий, находившихся под властью индийских Арсакидов. Она включала Бактрию, страны, прилежащие к Инду, а также земли саков и восточных аланов, т. е. территорию от Кандагарских гор до устья реки Инд. Бахл-Шахастан – являлся главным торговым центром Бактрии. Через него проходили караваны, направлявшиеся в Китай и Индию. Обратите внимание, что Арсакидам подчинялись не только народы Востока, но и Севера. Возникает логический вопрос. До каких пределов? Армянский историк Мовсес Хоренаци (V – VI века) утверждал, что Арсак Великий подчинил своей власти «всю вселенную».44

Династия Арсакидов именуется также Пахлавуни, поскольку историческая традиция считает, что ее корни, на каком-то этапе произрастали из Бахла (Балха) или Пахлава. В дальнейшем слово «пахлав» стало синонимом слов «герой», «силач», «богатырь». В персидском языке слово «богатырь» до сих пор звучит, как «пахлаван». Ныне город Балх (Вазирабад) находится на севере Афганистана и расположен в 20 км северо-западнее крупного города Мазари-Шариф и в 74 км от реки Аму-Дарья. Когда советские пограничники контролировали этот район Афганистана (1983—1989 гг.) во время нахождения советских войск в этой стране, то многим из них доводилось видеть явление Пресвятой Богородицы. Причем те, кто согласно должностным инструкциям, открывал по нарушительнице границы огонь из автоматов и пулеметов, вскоре сходили с ума и кончали жизнь самоубийством. По мнению некоторых историков именно в Балхе родился и погребен пророк Заратустра.

В «Истории Армении» Иованеса Драсханакертци (845/850 – 929 гг.) сообщаются еще некоторые подробности о рождении парфянского государства: «Так царствовали они (Селевкиды), мало ли, много ли, шестьдесят лет, когда восстали парфяне против македонян. И воцарился над Персией, Мидией и Вавилоном Арсак Храбрый из поколения Авраама от Хеттуры, которую он взял в жены после смерти Сары. Оказавшись непобедимым во многих войнах против храбрецов, он покорил все царства и прозван был Партев, что значит „насилие“. И так как, овладев миром, Арсак стал неограниченным самодержцем, то воцарил над Арменией брата своего Валаршака, мужа благомыслящего, мудрого и храброго».45 По этим данным род Арсакидов связан с хеттами и с наложницей Авраама Хеттурой, на которой он женился после смерти Сарры (Быт. 25:1—6). Ее сыновья и внуки перечислены в I книге Паралипоменон (1:32—33). Вот их имена: Зимран, Иокшан, Медан, Мадиан, Ишбак, Шуах. Внуки: Шев, Дедан, Еф, Ефер, Ханох, Авид, Елдаг.

Среди них имеются прародители некоторых древнеарабских, ассирийских, тюркских племен и мидийцев. От одного из потомков этого рода Ефера, был назван континент Африка. Во всяком случае, так считал иудейский историк Иосиф Флавий. Некоторые из этих сыновей были союзниками Геракла во время его похода на Ливию и против Антея. На дочери Иофара из племени мадианитов был женат пророк Моисей, и от неё у него было двое сыновей. Мадианиты принимали участие в Исходе иудеев из Египта. При разделе земель Ханаана, судьи наделили землёй и потомков Хеттуры.46 Но имена самих парфян к III веку до н.э. не имеют ничего общего с вышеперечисленными. Вероятно, иудеи решили искусственно вписать в свои ряды великих правителей того времени. Подобные стремления мы часто можем наблюдать и в наше время.

Царь Парфии правил при поддержке семи именитых родов: Карен (вотчина в Нахаванде, южнее Хамадана), Сурен (Сеистан), Испахпат (Гурган), Спандиат (Рей), Михран (Рей), Зик (ликвидирован во времена Фраата II, царствовавшего в 138—128 гг. до н.э.), Гев (Мидия Атропатена). Разумеется, ко временам Иисуса Христа эти рода перемешались между собой и сохраняли свои названия лишь, как память о своих далеких предках. Из какого-либо рода не происходил Царь Парфии, он являлся Арсакидом в любом случае. Правитель Парфии носил титул, ранее принадлежавший Ахеменидам – «Царь царей». Даже в более позднее, сасанидское время Аршакиды назывались теми, «кто известны истинностью власти» (Большой Бундахишн XXXVI, 9).

Совет знатных и Совет из мудрых людей и магов (волхвов), т. е. парфянского жречества, составляли часть центрального правительственного аппарата. Власть царя была ограничена этими властными органами. Эти советы избирали или утверждали нового правителя. Когда в стране осложнялась политическая обстановка или царь вступал в преклонный возраст, назначались соправители царя из числа его сыновей или из авторитетных представителей знати из числа Арсакидов. Подобная кадровая политика применялась в Иране еще при Ахеменидах. Несомненно, эта церемония отражена в Книге пророка Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:13—14).


Барельеф из Персеполиса с изображением Царя Дария Великого и Сына Человеческого. VI в. до н.э.


По версии немецкого археолога и филолога-ираниста, профессора восточной археологии Берлинского (1918—35) и Принстонского (США, с 1936) университетов Эрнста Херцфельда такой наследник-соправитель назывался Сыном человеческим.47 Исследованию этого термина знаменитый археолог посвятил семь страниц своего фундаментального труда про Заратустру. Подобного мнения придерживается известный иранист Уильям Куликан в своей работе «Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов» (глава 5). «Сына человеческого» постоянно изображали на барельефах, стоящим за троном Царя царей. Подобные барельефы имеются на Бехистунской скале, в Персеполисе, в Музее остана Фарс и других местах Ирана. Царем мог быть только Арсакид. Впоследствии каждый царь Парфии назывался Арсаком. Имя основателя государства стало эквивалентом слова «царь», подобно тому, как имя Гая Юлия Цезаря – Цезарь, обозначало титул императоров в Риме. Каждый правитель Парфии помимо собственного имени имел титул «Арсак». Правда, на современном персидском языке этот титул пишется, как «Ашк» или «Аск» и отличается от имени прародителя царской парфянской династии.

Территория Парфии делилась на сатрапии и царства. Во главе сатрапий стояли, назначаемые Арсаком, нахвадары. Стратегически важные области возглавляли специальные наместники – питиахши, превосходившие своей властью нахвадаров. Крупными чиновниками являлись «начальники крепостей». Города, имевшие полисное устройство, сохраняли своё самоуправление, но в них сидели царские эпистаты. Римский историк Плиний Младший (61—113 гг.) упоминает, что в конце I века в Парфии существовали 18 царств, в том числе 11 «верхних» и 7 «нижних» (VI, 112). Прошу запомнить эти термины. Мы встретим их в Евангелиях. Подобное разделение царств существовало и в империях Ахеменидов и Селевкидов. Исконная территория Парфии относилась к «верхним» царствам, вероятно, не только потому, что в них, преимущественно проживали арии, но и потому, что они находились в горной местности.

Парфяне были подвержены доктрине присоединения территорий некогда бывших в составе Персидского государства. Они имели интересную привычку назначать своих царей в регионе, которые когда-либо входили в состав империи Ахеменидов, законными наследниками которых они себя считали. Один раз в год парфяне устраивали сбор дани со своих подданных, который назывался «усбор». Слово звучит почти как по-русски – «сбор».

По данным осетинского историка В. Абаза, в Парфии был принят герб в виде одноглавого орла с распущенными крыльями и держащего в клюве поверженную змею. Изображения хищных птиц были любимыми образами парфян. Их мечи часто имели рукоятки, заканчивающиеся головкой орла, а на парадном щите из Нисы, вокруг вычеканенного царского трезубца среди пальметт раскинули крылья десять орлов. В древних российских гербах также встречаются подобные двуглавые орлы со змеей в клюве, а в более современных изображениях противостояние между орлом и змеем отражено в битве св. Георгия Победоносца с драконом.

Парфяне, как и все скифо-сарматы, имели индоевропейскую внешность. Об этом свидетельствует большое количество изображений на монетах, фресках, на бытовой и военной утвари. Парфяне имели длинные светлые волосы, длинные бороды и усы, и серо-голубые глаза. Цари парфян подвязывали волосы лентой практически так же, как древние славяне. Парфяне, как и вообще скифы, одевались в короткий с рукавами кафтан, нечто вроде русского кучерского кафтана, с вырезанным воротом, подпоясанным узким ремнем. На ногах они носили сапоги и длинные широкие анаксириды (штаны), подвязанные у щиколотки. Их одеяние во многом сохранилось у кубанских и запорожских казаков. Практически все парфянские цари носили в ухе серьгу, как это впоследствии можно было встретить у казаков, а до XII века и у русских витязей и великих князей. Например, у великого князя Святослава Игоревича, по свидетельству византийского историка Льва Диакона, в ухо была вдета золотая серьга, украшенная карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами.48

По сообщению римского историка Марка Юниана Юстина (III век), язык парфян был смесью скифского и мидийского языков.49 Парфяне часто использовали арамейский алфавит для письма, но читали слова согласно их собственному произношению. Созданный на основе арамейского алфавита письменный язык парфянских канцелярий состоял более чем наполовину из арамейских слов, которые, однако, полагалось читать по-парфянски. Таким способом, в частности, записаны документы архива из Нисы. Сейчас найдено свыше двух тысяч документов из древней парфянской столицы, написанных на парфянском языке арамейским письмом (I в. до н. э.). Китайский путешественник и дипломат II века до н. э. Чжан Цянь отмечал поразивший его способ письма парфян на арамейском языке слева направо. На арамейском языке пишут наоборот – справа. Обилие арамейских слов, вероятно, является следствием того, что в парфянской среде осела часть так называемых «колен Израилевых», а точнее скифов-гиксосов, изгнанных из Египта вместе с Моисеем, Кадмом, Данаем и другими легендарными персонажами. Несомненно, повлияло и то, что столица Парфии город Ктесифон (Тизбон, Мадаин) располагался в Вавилонии, где арамейский язык широко использовался с древних времен. Среднеиранский язык, получивший название парфянского пехлеви, был также одним из государственных языков в Парфии. Немногие сохранившиеся на нем памятники написаны арамейским алфавитом по системе гетерограмм. Материалом для письма служил пергамент. Немецкий исследователь Д. Г. Мессершмидт (1685—1735 гг.), открывший для науки в верховьях Енисея и в долине Орхона «енисейское письмо», ошибочно считающееся тюркским, отмечал, что рунические знаки в нем сочетаются с древними парфянскими буквами. То есть парфянская письменность не была чужда рунам.

Многие надписи, в том числе на монетах с изображением царей, делались на греческом языке. Правда, при этом допускались существенные ошибки в написании. Греческий язык являлся основным в городах и широко применялся в торговых операциях. На нем составлены юридические документы из сельской местности в Мидии. При его помощи Царь царей переписывался со многими подконтрольными городами. Многие парфянские правители были заядлыми эллинофилами. Практически каждый царь из династии Арсакидов называл себя поклонником Греции (Эллады) – Филоэллин. На западе были распространены арабские наречия. К парфянскому времени относится расцвет искусства иранских певцов-сказителей (гошанов) и, вероятно, сложение восточно-иранского эпоса в той его форме, которая была зафиксирована позднее, при Сасанидах, и в величайшем произведении Фирдоуси «Шахнаме» («Книге царей»).

Парфяне исповедовали одну из форм маздаизма, в период появления Иисуса Христа, они поклонялись богу Ахурамазде, богу Митре, часто выступавшему в виде бога-сына, и богине Анахите, то есть зороастрийской Троице. Причем, Митра являлся наиболее популярным богом. Главный огонь Парфянского царства Адур-Бурзен-Михр, находившийся в горах неподалеку от Нишапура (Хорасан), был посвящен именно солнечному богу Митре. Религия пророка Заратустры тесно переплеталась с народными верованиями парфян. Священной книгой зороастрийцев была «Авеста», имеющая общие корни с еще более древней божественной книгой ариев – «Ригведой».

Жрецы культа – маги (волхвы) считали себя прямыми наследниками и хранителями древней арийской веры и считали своей прародиной северную страну Ариан-Веджо («Зерно Ариев»). Из «Авесты» известно, что эта страна находится там, где десять месяцев зима, а два – лето. Но и в эти два летних месяца в Ариан-Веджо холодная вода, холодная земля и холодные растения, а зима – их враг. Сам пророк Заратустра, по мнению некоторых ученых, происходил из земель, расположенных на юге Урала. В не так давно открытом городе Аркаим, в Челябинской области, предполагается наличие его священной могилы. Но чаще всего возникают предположения, что родиной Заратустры был уже упомянутый в связи с Арсакидами город Балх.

Вообще зороастризм эпохи парфян плохо известен. Имеющиеся сведения позволяют сказать, что он очень сильно отличался от того, основы которого прописаны в «Авесте». Пришедшие им на смену Сасаниды часто упрекали парфян в извращении зороастрийской веры. Вероятно, для этого были веские причины. Будущие исследователи наверняка еще удивятся тому, что они обнаружат в этой области знаний. Совершенно точно установлено, что культ Митры в Парфии во многом затмевал все другие религиозные направления, поскольку был тесно связан с религиозными представлениями скифо (сако) -сарматов, из среды которых парфяне и появились. Его популярность особенно прослеживается в священной столице Парфии городе Нисе.

Парфяне отличались исключительной веротерпимостью к религиям покоренных народов, но сами были достаточно стойки в вере. В сакско-сарматской среде, откуда происходили парфяне, в ту пору была распространена религия, среди которой выделялся культ солнечного божества, носившего различные имена, и в первую очередь – Митры. Наряду с этим солнечным божеством почиталась Великая богиня, Девственница-мать, богиня плодородия, связанная с водою, что особенно понятно на Востоке, где обилие урожая целиком зависит от орошения. Вода – это золото Востока. Местные культы в Средней Азии сливались с культом зороастрийских божеств.

Пантеоны городов Месопотамии в парфянское время включали не только местных богов, но предоставляли место египетским, вавилонским и греческим божествам. Парфянские боги часто изображались в образе греческих небесных властителей: Ахурамазда, как Зевс, Анахита, как Артемида, Митра в виде Аполлона и т. д. В северо-восточных пределах земель Арсакидов, в Маргиане, был широко распространен буддизм. В середине I века в Адиабене (нынешний город Эрбиль на севере Ирака) ее правитель Изат принял иудаизм. Иудеи жили на территории Персии в большом количестве еще со времен Вавилонского плена. Они пустили там глубокие корни. Именно в парфянский период в Вавилонии были заложены основы Талмуда, и именно в Парфии находился иудейский Синедрион после его изгнания из Палестины. В Вавилонии, в Негардее, Суре и Пумбедите находились огромные еврейские общины и иудейские академии (иешивы), правда, согласно документам того времени, в том числе и Талмуду, иудеи Пумбедиты (ныне иракский город Фаллуджа) пользовались репутацией воров и мошенников.50 А уроженцы Негардеи – бандиты Акиней и Асиней долго терроризировали регион своими набегами.

Парфяне не преследовали иудеев за вероисповедание. Более того, иудеи пользовались большими льготами. Это было вызвано постоянной потребностью в финансовых средствах для ведения войн и завоевания новых территорий. Иудеи, вероятно, предоставляли такие средства, как это было позднее почти во всех странах Европы. Складывается впечатление, что Арсакидов интересовал только политический аспект религии. Парфянам было безразлично в кого и как верят покоренные народы, лишь бы они оставались лояльными их власти.

Поскольку парфяне происходили из сако-сарматской среды, то религиозные представления последних во многом наложили печать на их верования. У саков один из главных богов – Митра фигурировал, прежде всего, как гарант родового, племенного и социального, а не персонального, как в зороастризме, договора (соглашения). Он так же олицетворял неизбежность наказания за нарушение договора. «Несомненно, существовала соответствующая система этических ценностей митраизма, своего рода круг понятий рыцарского благочестия и морали. Наиболее известное выражение она нашла в основных типах героического или „дружинного“ эпоса, создателями которого были, прежде всего, мужчины и предназначался он в основном сословию дружинников – воинов», – пишет сотрудник Центрального государственного музея Казахстана Алишер Акишев в своей работе «Сакский митраизм» а альманахе «Тамыр».51

В митраизме понятие правды было приближено к ценностям кодекса чести – «рыцарству». Саки называли своих рыцарей «ассабара» (всадники). «Рыцарский кодекс и образ рыцаря-спасителя возник у них гораздо раньше, чем, скажем, в средневековой Европе. В принципе, нельзя исключать, что истоками рыцарских конгрегаций в Азии были мужские союзы, в том числе и тайные, с эзотерической и тайной идеологией и символикой», – утверждает Алишер Акишев.52 Известная иранистка Мэри Бойс (1920—2006 гг.) пишет о том, что союзы такого типа прослеживаются на примере «морианни» – молодежных объединений в культуре индоевропейцев II тысячелетия до н. э. В первую очередь, в государстве Митанни. Митра являлся важнейшей фигурой сакской, а, следовательно, и парфянской эсхатологии. Образ этого бога был связан с представлениями о посмертном суде, с образами Спасителей – Саошьянтов. Последнее определение связывает военный аспект культа с идеей праведности, грядущего суда и спасения.

Практически с момента своего основания Парфянская держава неукоснительно придерживалась геополитической доктрины, основанной на отвоевании территорий, некогда принадлежавших иранским правителям – Ахеменидам. По сути дела, они возродили Персидскую державу и добавили новую славу древнему Ирану. Если глубоко проанализировать источники, получается, что праправнуки ариев, создавших Иранское государство в VI веке до нашей эры и потерявших его в конце IV века до н.э., сумели через сто лет вернуть утраченные территории и возродить великую державу. Сразу же после захвата власти в Парфии они завладели соседней Гирканией. Через некоторое время Гиркания ушла из-под их контроля, но ненадолго. С тех пор между парфянами и наследниками Александра Македонского в Азии – Селевкидами долго велись кровопролитные войны. В 228 г. до н. э. Селевк II, видя угрозу с Востока, был вынужден заключить мир с вечным геополитическим соперником – Египтом, и двинул крупные силы в Парфию, чтобы наказать строптивцев. Наступление вынудило царя Парфии Тиридата I бежать к скифским племенам, кочевавшим на границе Хорезма. Помощь северных сакских племен спасла страну от поражения. Конные армады захлестнули территорию древнего Ирана. Одновременно, в тылу Селевка началось восстание, которое Тиридат использовал для перехода в наступление и восстановления своей власти в Парфии и Гиркании. Впоследствии сакские войска постоянно вносили решающий вклад в победу кого-либо из Арсакидов.

В могущественных повелителей мировой державы Арсакиды превратились при Митридате I (171—138 гг. до н.э.). Он осуществил множество успешных военных походов и последовательно присоединил Гедрозию, Сеистан, Арейю и Мидию. В 142 г. до н.э. в его руках оказался Вавилон, в июле 141 г. до н. э. Митридат захватил столицу врага Селевкию. В 140 г. вавилонские клинописные документы именуют парфянского правителя титулом Ахеменидов – «Царем царей» (шахиншахом). Впоследствии, этот титул стал непременным атрибутом каждого парфянского правителя. Началом новой парфянской эры в Вавилоне считали 1 нисана (апреля) 247 г. От этой даты отсчитывалась официальная история Парфии. Жители отвоеванных у Селевкидов территорий чаще всего приветствовали приход парфян, считая их избавителями от греко-македонского ига. Митридат также вторгся в Бактрийское царство в Центральной Азии и покорил две его области – Тапурию и Траксиану. К концу правления Митридата владения Арсакидов простирались от гор Гиндукуша до Евфрата, включая области, отвоеванные у Греко-Бактрии, а на западе – большинство районов Ирана и Месопотамии.

Около 130 г. до н. э. Селевкиды сделали последнюю попытку восстановить своё господство в Азии. Антиох VII Сидет обрушил свою мощную армию против парфян. Он сумел нанести ряд поражений противнику. Войска Антиоха победоносно дошли до Мидии. Парфянский царь Фраат II начал переговоры о мире, но условия Антиоха оказались для парфян неприемлемыми. Тогда в Мидии вспыхнуло мощное восстание против Антиоха, поддержанное парфянами. Оно привело к гибели селевкидских гарнизонов и самого Антиоха Сидета (129 г. до н. э.). Мидийцы видели в парфянах своих единоплеменников и братьев по оружию. Вероятно, у них были на то веские основания.

Римский историк Тацит первым заметил синхронность действий парфян и иудеев. Правда, не сделал из этого выводов. Он писал: «Пока Востоком правили ассирийцы, мидяне и персы, иудеи были самыми презренными из их подданных; потом, во время господства македонян, царь Антиох попытался искоренить суеверие и ввести греческие обычаи, но парфянская война помешала ему улучшить нравы самого гнусного племени: ведь как раз в это время отложился Арсак». То есть Тацит признает, что восстание Арсака произошло в тот момент, когда над иудеями нависла угроза гибели. Эту тему также подробно затронул иудейский историк Иосиф Флавий, но он также предпочел не делать глубоко идущих выводов.

Наиболее успешное расширение Парфии на запад происходило в 170—140 гг. до н.э., как раз в то время, когда Селевкидскую державу изнутри разрывало восстание в Иудее, начавшееся в 167 г. до н.э. под руководством династии Хасмонеев (Маккавеев). В этот период парфяне захватили у Селевкидов Персию, большую часть Месопотамии и Армении. Если проанализировать действия парфян и Хасмонеев в тот период, то вполне можно предположить, что у них был общий план. Заметьте, когда Селевкиды перекидывали основные воинские подразделения против парфян, то Хасмонеи наносили удар в спину. И наоборот. Такая синхронность и общность действий, вероятно, породила мысль о тождественности парфян и десяти потерянных «колен Израилевых» у американского историка Стивена М. Коллинза в его работе «Parthia: The Forgotten Superpower».53 Но он сделал одну существенную ошибку. Предложив новую теорию, он остался в рамках ложного стереотипа о том, что «потерянные колена Израилева» имели родство с иудеями. А они были лишь временными союзниками иудеев в ближневосточном регионе и не более. Подробнее об этом вы сможете прочесть в одной из последующих глав. С. М. Коллинз, в качестве главного доказательства своей теории приводит наличие термина «фарр» у иудеев времен Авраама и в поздние времена. Он, вероятно, не знает, что этот термин является неотъемлемой частью зороастризма и митраизма. Не ведая истоков вопроса, сам того не понимая, он, по сути, доказал, что иудаизм является производной религией от зороастризма, его искажением и его тогдашней головной болью. Исследование С. М. Коллинза заставляет задать вопрос, а не происходил ли отец Авраама из древних иранцев, раз он носил иранское имя Фарра?

Парфянская экспансия на запад временно приостановилась, когда державе Арсакидов стала угрожать нахлынувшая с северо-востока очередная волна сако-сарматских (массагетских племен). В китайских хрониках это племенное объединение, в состав которого входило и племя кушан, носило название «юэчжи». Античные авторы также называли их тохарами. В борьбе с этими родственными племенами нашли свою смерть цари Парфии Фраат II и Артабан I (128—123 гг. до н.э.). Дальнейшее продвижение этих племен удалось остановить только Митридату II (123 – 88 гг. до н.э.). Этому в немалой степени способствовала крупномасштабная военная реформа.

При нём парфяне сумели отклонить направление набегов своих сородичей – саков на юг, в результате чего те стали оседать в древней Дрангиане, вокруг озера Хамун и дальше на восток, в Арахосии. Эта территория с тех пор стала называться Сакастаном, ныне Сеистан (Систан). Вскоре там образовались самостоятельные царства, распространившие свою власть на юго-восточные районы Ирана и северо-западные районы Индии. Но там также правили Арсакиды.


Надпись Митридата II. Бисетун (Бехистун), Иран.


После проведения военной реформы основным ядром парфянской армии стали отряды тяжеловооруженных, одетых в доспехи всадников вместо тяжелой пехоты. Митридат возобновил войну с саками, нанес им несколько поражений и заставил около 115 г. до н.э. признать свое право на власть. В руках парфян оказались Арейя, Трансоксания и Мерв. Только сакарауки остались в Согдиане и своей столицей считали Бухару. Очевидно, был достигнут взаимно выгодный компромисс. Сакские племена были интегрированы в структуру Парфянского государства или наоборот. В дальнейшем вожди саков занимали при парфянском дворе очень высокое положение. Только они имели право возлагать диадему на голову вновь избранного парфянского царя. То есть, формально считаясь независимым государством, Парфия, в действительности, была вассалом северных сакских племен, об истории которых, к сожалению, до сих пор мало что известно. Можно сказать, что молодежь, отвоевавшая Иран у Селевкидов, признала главенство своих предков.

Захватив основные торговые пути между Востоком и Западом, Парфия стала наиболее мощным государством Среднего Востока, с которым стали считаться соседние страны. Царь царей Митридат торжественно принял посла «Срединной империи», то есть Китая. Император У Ди из династии Хань хотел укрепить отношения с Парфией, чтобы беспрепятственно вести торговлю не только с этим государством, но и с западными странами. «Шелковый путь» на значительной протяженности оказался под контролем Парфии. Это способствовало еще большему укреплению этого государства и обогащению его элиты.

Около 120 г. до н.э. парфяне покорили царство Иоспасина. Затем были подчинены Элимаида (Элам) и Персида. В начале I в. до н.э. они нанесли ряд поражений армянам. Потом Митридат II возобновил завоевательные войны на западе. В 90 г. до н.э. был разбит правитель Келесирии и Финикии Антиох X. В 88 г. до н.э. в плену у парфян оказался еще один Селевкид – правитель Дамаска Деметрий III. Западной границей парфянских владений стала река Евфрат. Кое-где парфяне вышли даже в Парапотамию, т. е. в область к западу от Евфрата.

В 87 г. до н. э. Митридат умер, а царем стал Готарз I, до этого правивший в Вавилонии. Ему пришлось вести тяжелую войну с армянским царем Тиграном II, который незаконно присвоил себе титул Царя царей, пока в Парфии происходила очередная династическая смута. О последних годах правления Готарза I сведений очень мало. Известно, что в Парфии началась гражданская война. Против Готарза выступил другой претендент на престол – правитель Вавилонии Ород I (Ирод). В 80 г. до н.э. он провозгласил себя Царем царей. Но в 77 г. до н.э. с его властью покончил представитель старшей ветви Арсакидов – Санатрук. Предполагают, что он был ставленником сакского племени сакарауков. То есть родичи с севера установили порядок на территории, подвластной их более молодым соплеменникам. Санатрук был уже старым человеком и правил недолго. В 70 г. до н.э. он умер. Ему наследовал сын Фраат III. При этом царе римляне в 64 г. до н.э. завоевали Сирию и сделались западными соседями Парфии. Наступил момент, когда две разрастающиеся империи добрались до состояния прямого соприкосновения.


Парфянское царство


Необходимо обратить внимание на тот факт, что Арсакиды были очень почитаемыми на всем Востоке. Их род правил не только в Парфии. Складывается впечатление, что представители Арсакидов были царями у всех скифо-сарматских племен от Вислы до Китая. Армянские источники свидетельствуют о наличии кушанских и массагетских Арсакидов. В хронике армянского историка Фавстоса Бузанда (V век) упоминается, что род Арсака жил в Кавказской Албании и в Южном Азербайджане. Арсакиды долгое время правили в Армении. К Арсакидам также относились правящие династии и аристократия Иберии.54 Суфийский философ и поэт Алишер Навои (1441—1501 гг.) и азербайджанский поэт Ариф Ардебиллы (XIV век) писали, что царь Парфии Фархад (Фраат II) приходился сыном китайскому царю. Парфяне под его руководством прогнали римлян до пустынных территорий Сирии, а реку Фарат прозвали своим именем. И в устье реки Фарат-Фархад был заложен город Арсак. Получается, что около 138—128 гг. до н.э. китайский царь также принадлежал к роду Арсакидов. К. Патканьян в своем дополнении к первой части Санкт-Петербургского издания «Агванской истории», в 1861 году, писал, что Арсак, правивший в стране Кушан, являлся сыном шаха Тетала. Известно, что Тетал состоял из племен Агхун, Абдал, Идал, Хайтал.

Во многом родственны были и народы, населявшие страны, которыми управляли Арсакиды. Географ Страбон сохранил свидетельство Эратосфена Киренского (276—194 гг. до н.э.), использовавшего в своем труде сведения сподвижников Александра Македонского. Говоря о населении Персии, Мидии, Согдианы и Бактрии, он писал, что «…эти народы одноязычны до малого». Китайский путешественник Чжан Цянь сообщал, что на всем протяжении от Давани (Ферганы) до Аньси (Парфии) язык повсюду один. О родстве парфян и сарматов говорят многие античные авторы. Помпоний Мела (I в.н.э.) в своем «Землеописании» (Кн. III. 4. 33) сообщал:» (млеописании"ни. э. китайский царь также принадлежал к роду Арсакидов. нцы – это Сарматия, более широкая внутри, чем по морскому берегу, отдаляется от следующих земель рекою Вистулой (Вислой – И.С.) и, спускаясь вниз, доходят до реки Истра (Дунай – И.С.). Население ее по одежде и вооружению ближе всего подходит к парфянскому, но отличается более суровыми нравами, подобно самому климату. Сарматы… племя воинственное, свободное, непокорное…". Знаменитый исследователь Ирана Ричард Фрай также сообщает, что саки отличались от согдийцев, хорезмийцев и других соседей только по образу жизни, а не по этносу или языку.55

Многие данные говорят о том, что древние парфяне, мидяне, саки, сарматы, аланы, массагеты, маскуты, кушаны (юэчжи), тохары, бактрийцы, согдийцы, эфталиты, киммерийцы, венеты (венды, анты, ваны), фракийцы, пеласги и даже какая-то часть (очевидно, правящая) гуннов, иберов и армян – 2 000 лет назад были близкородственными народами. Некоторые могут возразить, мол, как гунны попали в этот список? Ведь это народ, пришедший из западных районов Китая. Об этом, мол, много доказательств у Л. Н. Гумилева. Но в данном случае, я имею в виду других гуннов. В «Географии» греческого ученого Клавдия Птолемея, составленной в 172 г. до н.э., говорится о хуннах, обитающих в степи к северу от Кавказа, рядом с роксоланами и бастарнами, между Манычем и Кубанью. В сведениях, приведенных готско-аланским историком Иорданом, жившим в VI веке, утверждается, что гунны произошли от смешения группы готских женщин, изгнанных Фелимиром за колдовство, названных им галиуруннами, с жителями Меотиды (Приазовья).56


Монета Царя Парфии Готарза II с надписью Арсанид, а не Арсакид.


Священной столицей Парфии был город Ниса, расположенный в горах Копетдага, вблизи современного Ашхабада, у селения Багир. Там располагались усыпальницы парфянских царей, и имелся значительный храмовый комплекс. В 4 км к северу от Старой Нисы находится городище Мансур-депе, назначение которого, вероятно, было связано с ритуальными отправлениями. Само слово «Ашхабад» (до 1921 года – Асхабад), по современным представлениям, означает «город любви», хотя нетрудно заметить, что он название переводится, как «Город Асов». Как возникло это название неизвестно. Однако можно предположить, что город назван так в честь места, на котором люди поклонялись богам и своим обожествленным предкам, то есть проявляли чувство любви к ним. Одним из первых засомневался в принятом в литературе толковании слова «Ашхабад» основатель туркменской лингвистики А. Поцелуевский (1894 – 1948 гг.), считавший, что «Ашк» является именем одного из парфянских царей. На парфянское название города указывал знаменитый археолог А.А.Марущенко, начавший раскопки в древней Нисе еще в 30-ых годах XX столетия. Их версию разделяют исследователь туркмено-сельджукской истории доктор исторических наук, профессор С.Г.Агаджанов (1928—1997 гг.) и современный историк-фарсист Хангельды Овнук. В их правоте нет оснований сомневаться.

Что означало само название – Ниса до сих пор точно не установлено. На арабском языке – Ниса – это женщина, девушка, дева или дама, госпожа. В «Коране» даже имеется сура с таким названием. Именно в ней рассказано о распятии пророка Исы, то есть Иисуса Христа. Средневековый географ Самани (XII век) в своем словаре полагал, что название города произошло от арабского слова, которое переводится как «женщина». Мол, согласно легенде, арабы во время завоевания Средней Азии собирались взять город штурмом, но изменили свое намерение, выяснив, что защищают его только женщины. Но это объяснение, не выдерживает критики, поскольку название «Ниса» существовало за долгие века до арабского нашествия. Ферекид из Сироса (VI век до н.э.) сообщает, что слово «Ниса» означает «дерево». С арамейского языка это название можно перевести, как «испытание» – от корня «нес», означающего «знамение». Например, в древнеиудейской Торе это слово употребляется именно в этом значении при описании испытания Авраама богом, в тот момент, когда он должен был заколоть собственного ребенка по приказу Яхве. Знаменитый иудейский раввин Маймонид пишет, что «Бог испытывал (ниса) Авраама, зная, что он пройдет испытание достойно. Вера Авраама будет светить как маяк и станет знамением (нес) другим народам».

По мнению некоторых авторов, слово «Ниса» переводится, как «место, где небесный свет распространяется». Вероятно, такое объяснение может вытекать из того обстоятельства, что территория Нисы входила в местность под названием Хорасан, что в переводе означает «страна, где восходит солнце». По-шумерски, синий (голубой, небесный) – ниси. Поэтому слово «Ниса» может быть связано с небом, с синевой, с высотой и восходом солнца. Археолог, доктор исторических наук, В. Н. Пилипко, долгие годы ведущий раскопки в Нисе, полагает, что название древней Парфянской столицы переводится, как «светлый, блестящий».57


Руины Нисы. Окрестности Ашхабада (Туркменистан)


В курдском языке, а курды считаются потомками мидян, хотя по их нынешней внешности об этом не скажешь, имеются слова низар (роща на склоне горы), низир (клятва, обет), низирге (святилище). Видимо, это слово имеет непосредственное отношение к названию горы Низир. Если принять во внимание гипотезу писателя В. Щербакова (1938—2004 гг.) о тождественности парфянской Нисы и города германо-скандинавских асов – Асгарда, то последние объяснения слова вполне могут оказаться правильными. В казахском языке имеется слово «аскар», переводящееся, как «высокая, недоступная гора». Ассирийское слово «асу» обозначало – «восход, восток». То есть в данном значении слова с корнем «ас» являются синонимами слова с корнем «ниса».

Город Ниса упоминается в греческой мифологии. В нем провел детство бог виноделия Дионис, спасаясь от преследований. По просьбе Зевса, Гермес временно превратил Диониса в козленка и передал его нимфам Макриде, Нисе, Эрато, Бромии и Вакхе, обитавшим на горе Ниса. Они поселили Диониса в пещере, холили и лелеяли его, кормили медом. За эту службу Зевс впоследствии поместил их изображения среди звезд под именем Гиад (в созвездии Тельца). У Аполлодора сообщается, что «Гермес, взяв ребенка (Диониса) на руки, отнес к нимфам, которые живут в Нисе, находящейся в Азии».58

В принципе, если подробно проанализировать слово «Дионис», то получается «Бог Нисы». Поскольку «дио» происходит от общеиндоевропейского обозначения бога – «деос», «дей». Нису, где бог провел детство, искали в различных уголках Азии, повсюду, где росли виноград и плющ, и где название страны сопоставлялось бы с его именем. Именно на горе Ниса Дионис изобрел вино, за что его в основном и превозносят. Диониса почти всегда изображали с чашей в руке, подобной той, которую носили всегда с собой скифы. Также сохранилось множество фресок и панно, на которых Дионис изображен вместе с пантерой. Греки связывали фракийско-эллинского бога с аналогичными богами лидийской мифологии, а также идентифицировали его с египетским Осирисом и персидским Митрой. Это делало Диониса как бы богом всех народов, населяющих мир. В Египте имя бога Осириса звучало, как Асра (Асир). Осирис – это греческая форма его наименования. Если Дионис – это аналог Асры (Осириса), то в этом случае мы вновь видим равнозначность корневых форм этих слов «нис» и «ас». Ниса также называлась Митридаткерт, в честь царя Митридата, имя которого переводится, как «Данный Митрой».


Дионис на пантере. Фреска из римской виллы в Злитене. Археологический музей. Триполи. Дионис. Напольная мозаика триклиния т.н. «Дома Диониса». II в. н. э. Брешиа. Городской музей Санта-Джулия.


Диониса часто изображали воином, вторгшимся в чужую страну, например борющимся с азиатскими амазонками. Согласно Еврипиду, он со своей свитой прошел всю Малую Азию, Персию, Бактрию, Мидию и Аравию. Поэтому место, где заканчивалось путешествие Диониса, македоняне и греки искали на востоке. Например, когда Александр Македонский совершил свой победоносный поход в Азию, где-то не далеко от границы с Индией в области Сват, у подножия Кохи-Нора, он обнаружил местечко, название которого было созвучно со словом «Ниса». Местные жители полагали, что их город основан Дионисом. После этого Александр приказал считать, что это именно так, и что Дионис победоносно прошел через всю Индию. Это не единственная Ниса, через которую проследовали войска Александра Великого.

В 324 году Александр провел месяц на Нисейских полях, где с древнейших времен выращивалась знаменитая порода лошадей, слава которых и сами кони позднее достигли Китая, где получили название «небесных коней». То есть слово «нисейский», в данном случае, является синонимом слова «небесный». За этими Нисейскими (небесными) конями император Поднебесной империи даже снарядил военную экспедицию. Это были знаменитые парфянские кони (предки ахалтекинской породы лошадей). По легенде эти кони произошли от божественных жеребцов, обитавших высоко в горах и принадлежавших самим богам – дивам, и земных кобыл, принадлежавших парфянам. Считалось, что парфянский конь на полном скаку может обогнать даже быстрокрылого сокола. Из всего этого можно сделать вывод, что название священной парфянской столицы происходило от таких понятий, как небесный, высокогорный, синий, голубой, священный и т. д.

В пределах Парфянского царства было подозрительно много объектов, имеющих в своем названии корень Ниса. Город Нисибис, расположенный на юге Северного Курдистана вблизи реки Хабур, на границе сирийской и турецкой частей Курдистана. Ныне он разделен между Сирией и Турцией. Кстати Филон в своем сочинении Φοινικικά пишет ΝάσιΒις через α, а Ураний – Νέσιβις через ε. По толкованию Урания слово Νέσιβις означает на финикийском наречии вместе лежащие и нагроможденные камни. Но древние святилища, в принципе, и состояли из таких камней. Так же имелась Нисайя – земля на северном краю гор Копетдага, где также располагалась богатая долина Астуэна.

В Парфии существовал также город Нисапур, который называли и Нашапур. Он известен как родина персидского поэта Омара Хайама. Правда, некоторые историки связывают происхождение названия этого города с более поздним временем и с царем Шапуром из династии Сасанидов. Даже рассказывают весьма примитивную легенду об этом. Но это точно не установлено и скорее всего, является фантазией более позднего времени, когда правление Сасанидов обрастало легендами, а предания парфян тотально уничтожались.

В XV в. до н.э. в Северной Месопотамии находился город Нуса. Тогда этот город входил в арийское государство Митанни. В Каппадокии, на которую претендовали парфянские правители, находился город Кесария. Но его прежнее доримское название было Неса. Название парфянской столицы Ниса в адаптированной форме на арабском языке выглядело как Наса. Например, в имени известного математика, врача и астронома Абу-л-Хасана Али ибн Ахмада ан-Насави (1010—1075 гг.), последний элемент имени указывает на то, что он был уроженцем той самой парфянской Насы (Нисы). Я привел несколько примеров того, что слово Ниса писалось и через «а», и через «е», и через «у».

Самое интересное, что во времена пришествия Христа, на территории древней Палестины находился город Скифополис, называвшийся также… Нисой. Другое название этого поселения – Бейт-Шеан (Беф-Сан). Вероятно, в нем жили не просто скифы, а именно парфяне. Он находится в плодородной области на стыке Изреельской и Иорданской долин у реки Харод, в 20 км южнее Генисаретского озера. Его расположение давало возможность контролировать торговый путь из Египта в Заиорданье и Сирию. Название города, по-видимому, происходит от местного языческого бога солнца Шеана или Сана. То есть Бейт-Шеан – это «Дом солнца». Название впервые упоминается в египетских текстах XIX века до н. э. Плиний Старший в I в. (V, 18, 74) связывал название города со скифами – спутниками бога Диониса.


Руины Скифополиса (Нисы, Бет-Шеана)


В эпоху иудейского завоевания Ханаана, Бейт-Шеан вошел в надел Манассии, однако его население оставалось ханаанским, то есть местным. Позже город был взят совместным войском филистимлян и египтян. После смерти Саула и его сыновей в битве на горе Гильбоа, их тела были выставлены на стене городской башни Беф-Сана. Он был отвоеван у филистимлян лишь при царе Давиде. При царе Соломоне он стал одним из важнейших административных центров. Название Скифополис он получил от проживавших в этом городе скифов. В эпоху Второго Храма Бейт-Шеан был эллинистическим, богатым и цветущим городом. С римским завоеванием город стал частью Декаполиса – конфедерации 10 эллинистических городов. Служил столицей римской провинции Палестина Секунда. В византийский период пребывал столицей Галилеи и Голан. Основное его население составляли христиане. После землетрясения 15 января 749 г. город пришел в упадок. В настоящее время между Беф-Шеаном и городом Назарет – родиной Иисуса Христа, расстояние составляет около 30 км.

Но вернемся к столице Парфии. В «Авесте» сказано: «Пятой из мест и областей наилучших Я, Ахурамазда, сотворил Нисайю, что между Моуру и Бахди. А в противостояние этому слепил Ангроманью многопагубный злое противомыслие». То есть Ниса являлась творением бога Ахурамазды в противовес главе темных сил Ангроманью. Под воздействием веков в текст «Авесты» вкралась ошибка. На самом деле это Моуру (Мерв) лежит между Нисайей (Нисой) и Бахди (Бактрией).

Ниса располагалась на естественном высоком холме, возле склонов Копетдагских гор. Крепостные стены, стоящие на этой мощной платформе, имели ширину в нижней части около 10 метров. Их первоначальная высота, вероятно, достигала 20 метров. По периметру стены располагалось около 40 башен и один неприступный бастион. Внутри крепости (ее площадь около 14 гектаров) находились два крупных архитектурных комплекса: северный и южный. Южный комплекс ныне является главной достопримечательностью всей Нисы. В нем имеется несколько примечательных объектов, связанных с религиозными отправлениями парфян. Северный архитектурный комплекс Нисы состоял из большого квадратного дома, вокруг которого располагались различные строения хозяйственно-бытового назначения, в частности, винные склады, сплошь уставленные хумами – огромными глиняными бочками, в которых хранилось вино. Виноградные плантации и сейчас составляют значительную часть полей вокруг Нисы, напоминая о деяниях бога виноделия Диониса?

Интересно, что накануне мощнейшего землетрясения 5 октября 1948 года велись археологические работы в так называемом Квадратном доме дворца, где находилось хранилище ценностей усыпальницы парфянских царей. Местные жители просили археологов остановить работы, чтобы не навлечь гнева Бога. Среди культовых предметов, предназначенных для ритуального обслуживания усыпальниц, были найдены величественные ритоны – крупные рогообразные сосуды из слоновой кости для культовых действий. Археологии потревожили покой парфянских царей. То землетрясение снесло с лица земли соседний город Ашхабад – столицу Туркмении. С тех пор археологи боятся проводить раскопки в данном месте холма.

По мере расширения Парфянского царства, столицы парфян постепенно смещались на запад. После завоевания Гиркании, области на юго-востоке от Каспийского моря, парфяне основали там еще одну столицу – город «ста ворот» – Гекатомпил (городище Шахр-е-Кумис около города Дамгана в Иране). В Гекатомпиле раскопки не обнаружили городских построек. Все собранные археологами материалы являются остатками только церемониальных строений (гробниц и мавзолеев). То есть эта столица также являлась священным центром. Через некоторое время главным городом государства стал Рей (южнее Тегерана, другие названия Расакен и Рага). На востоке Рея до сих пор сохранились остатки парфянской крепости на высоком холме Чешме Али. Из-под холма бьют многочисленные родники. Местная молодежь любит проводить там время.


Останки парфянской крепостной стены в Рее (Иран).


Позднее столицей Парфии стал город Ахматан (Экбатана) в Мидии. Ныне это город – Хамадан. Чуть северо-восточнее центра на холме сейчас раскопана значительная площадь, называемая Хегматана-теппе. Там найдены значительные следы парфянского владычества. В археологическом музее даже представлено захоронение знатного парфянина, а под стеклом можно любоваться большим количеством монет парфянского периода, найденных в этом месте. Кстати, там имеется церковь Св. Марии, что может показаться нонсенсом, если не знать, кто такие были на самом деле Арсакиды.

В зимнее время столицей страны становился Ктесифон (недалеко от развалин древнего Вавилона). Его другое название – Мадаин. На армянском языке Ктесифон именовался, как Тисбон. Этот город оставался столицей Парфянского царства вплоть до его уничтожения. Впоследствии в нем находился престол иранских царей из династии Сасанидов.


Руины столицы Парфии Ктесифона (Ирак).


Первое противостояние между Римом и Парфией произошло в 92 г. до н.э., когда войска римского военного гения Суллы вышли к реке Евфрат. В результате переговоров была установлена граница между враждебными государствами по этой реке. В 66 г. до н.э. римский полководец Помпей Великий был назначен командующим легионами в Малой Азии, чтобы продолжить военные действия против царей Понта и Армении. Путем различных политических и военных махинаций Помпей изгнал парфян из Гордиены, а его полководец Габиний перешел границу и возглавил грабительский поход за Евфрат до Тигра. В 64 г. парфянам пришлось заключить мирный договор с Помпеем на его условиях. Тогда же Помпей, воспользовавшись смутой, сумел захватить Иудею, вошел в алтарную комнату храма Соломона и тем самым осквернил храм. С независимостью Иудеи было покончено.


Монета с изображением царя Парфии Орода II (Гирода).


В 57 г. до н.э. после непродолжительной междоусобной войны со своим братом Митридатом – царем Парфии стал Ород II, который назван также Гиродом (Hyrodes) на парфянских монетах и в работах некоторых античных историков, например у Плутарха в «Сравнительном жизнеописании», в книге «Антоний» (гл. 33,37). Столицей Парфии при Ороде II стал небольшой городок Ктесифон (Тизбон, Мадаин), находившийся на восточном берегу Тигра, неподалеку от Селевкии. В период его царствования резко обострились отношения с Римом, причем не по его вине. В 55 г. до н.э. римский полководец Красс, уязвленный тем, что его слава не может соперничать со славой Цезаря и Помпея, решил нарушить мирные соглашения с Парфией. Он собрался напасть на великого соседа и расширить империю на восток, подобно Александру Македонскому. В ноябре 55 г. до н.э. он вышел со своей армией из Рима. Весной 54 г. до н.э. он взял под свой контроль легионы, размещенные в Сирии. Его армия составляла примерно 7 легионов – более 40 000 человек. Для ее содержания он ограбил сокровищницу иудейского храма Соломона в Иерусалиме, чем в очередной раз вызвал возмущение и ненависть среди иудеев. Весной 53 г. царь Парфии Ород (Гирод) потребовал объяснения у Красса относительно похода, а на заявление, что ответ будет дан в Селевкии, приказал передать, что «прежде вырастут волосы» на пальме, показанной послам, чем Красс увидит Селевкию. Победное продвижение легионов Красса была остановлено 5 мая 53 г. до н.э. в битве при Каррах. Карры – это нынешний городок Харран, неподалеку от Эдессы. В ту пору он являлся частью парфянской провинции Осроена. Парфяне провели блестящую операцию и разгромили врага. Даже И. В. Сталин особо подчеркивал значение этой войны в развитии военного искусства. «…Хорошо организованное контрнаступление, – писал он, – является очень интересным видом наступления… Еще старые парфяне знали о таком контрнаступлении, когда они завлекли римского полководца Красса и его войска в глубь своей страны, а потом ударили в контрнаступление и загубили их».

Поверженные легионы Красса решили отступить к границам Армении. Неподалеку от горного массива Синнака они были окружены парфянским полководцем Суреной и окончательно разбиты. Более 20 тысяч римлян погибли, 10 тысяч оказались в плену. Спасшиеся от парфян бегством, римские солдаты, по словам Плутарха, уверяли, что «будто от преследующих парфян убежать невозможно, в бегстве же они неуловимы, будто их диковинные стрелы невидимы в полете и раньше, чем заметит стрелок, пронзают насквозь все, что ни попадется на пути, а вооружение закованного в латы всадника такой работы, что все пробивает, а само выдерживает всякий удар». Мечтавший о величии Красс был убит. Его голову и правую руку Сурена привез на пир царя Орода и царя Армении Артавазда, праздновавших помолвку своих детей. Посланец прибыл в то время, когда весь двор смотрел трагедию Еврипида «Вакханки». История сохранила полный драматизма рассказ, повествующий об этом. Актёр Ясон из Тралл, исполнявший роль Агавы, подхватил голову Красса и показал её вместо головы растерзанного менадами Пенфея, произнеся при этом, как и следовало по ходу действия, слова трагедии: «Мы приносим с гор рога оленя, только что убитого на нашей счастливой охоте».

Иудеи, ободренные победой Парфии, и уставшие от бесчинств римлян, попытались поднять несколько мятежей, которые были быстро подавлены римлянами.

Парфяне не сумели воспользоваться своей блестящей победой. Вторжение в Сирию началось только в 51 г. до Р. X., когда римляне уже оправились от поражения. Это был масштабный рейд конницы во главе с царевичем Пакором. Вторжение было остановлено войсками под командованием Марка Тулия Цицерона и будущего убийцы Цезаря Гая Кассия, одного из немногих оставшихся в живых полководцев Красса. Они отбросили парфян от Антиохии. Прорваться в Каппадокию парфянам также не удалось. Парфяне отступили за Евфрат. Через несколько лет Гай Юлий Цезарь стал планировать очередное вторжение в Парфию, но его убийство приостановило эту затею. В период боевых действий между войсками приверженцев Гая Юлия Цезаря и армией Гая Кассия парфяне выступили на стороне последнего. Они послали отряд, который участвовал в сражении при Филиппах (в Македонии) против Октавиана и Антония в 42 до н.э.

Следующая война между Римом и Парфией началась в 40 г. до н. э. В ту пору восточные провинции Римской империи находились под властью Марка Антония. Переправившись через Евфрат, парфяне, возглавляемые Пакором, ворвались в Сирию. Без труда были взяты Апамея и столица Сирии Антиохия. Пакор овладел Сидоном и Птолемаидой, вторгся в Иудею и взял Иерусалим. Была захвачена даже такая южная территория, как Петра, принадлежавшая Набатейскому царству. Другая парфянская армия под командованием бывшего римского военачальника Квинта Лабиена оккупировала Малую Азию. «В Палестине парфян встретили радостно: им содействовала партия, действовавшая среди евреев», – сообщает историк М. Колледж.59 В Иерусалиме парфяне посадили на трон представителя династии Хасмонеев Антигона. Тот сразу же начал чистки среди правящей верхушки Иудеи. Своему дяде Гиркану он приказал отрезать уши, понимая, что телесное уродство не позволит тому исполнять обязанности первосвященника. Армянский историк Мовсес Хоренаци в «Истории Армении» пишет, что Антигон лично откусил уши Гиркану.

Правитель Иудеи Ирод надеялся получить помощь от арабского царя Малиха, который был должен ему большую сумму денег. Однако Малих даже не впустил Ирода в свой город, предпочитая не ссориться с парфянами. Тогда Ирод отправился в Египет, а оттуда – в Рим к Марку Антонию. Антоний провел в Сенате назначение Ирода царем Иудеи. С помощью наемников и примкнувших к нему иудеев, при поддержке римских военачальников Вентилия Басса и Силона, Антигон был свергнут. В 38 г. до н.э. римские войска разбили армию Квинта Лабиена, а потом двинулись в Сирию и возле Гиндар разгромили царевича Пакора. В этом сражении был уничтожен цвет парфянского войска. В бою пал и сам бесстрашный Пакор.

Узнав о смерти сына, престарелый Ород отрекся от престола в пользу еще одного из своих 30 сыновей – Фраата IV. Новый царь для того, чтобы укрепить свою власть приказал перебить всех своих братьев, а потом велел умертвить отца. Эти и другие жестокости породили волну протеста. Против Фраата восстала Мидия, и Фраат начал упорную войну с мятежниками. Эта война породила большое количество парфянских эмигрантов. «Когда его зверства затем стали распространяться на знать, немало ее представителей бежали за границу», – пишет историк М. Колледж.60 Многие представители рода Арсакидов оказались в Сирии, Галилее и Иудее. Плутарх также сообщает: «Когда Фраат умертвил своего отца Гирода и овладел царскою властью, многие парфяне бежали из отечества…» («Сравнительное жизнеописание. Антоний», гл. 37).

В разгар этой смуты, в 36 г. до н.э. на Парфию напала огромная армия Марка Антония, состоявшая из 16 легионов, численностью до 100 000 человек. В роли подстрекателя к нападению выступил один из парфянских эмигрантов Монобаз. Помня о трагическом исходе похода Марка Красса, Антоний избрал для нападения северный путь – через гористую Мидию Атропатену и мятежную Мидию. Римляне рассчитывали ослабить действие парфянской конницы. Но в горах они столкнулись с другой проблемой – им пришлось переправляться с тяжелым обозом и осадными орудиями по узким труднодоступным дорогам. Из-за этого войско было лишено маневренности. В конце концов, Марк Антоний оставил обоз под охраной двух легионов, а сам с основными силами поспешил к столице Мидии Атропатены – городу Фрааспе. Он надеялся, что мятежники перейдут на его сторону, но трагически ошибся.

Тем временем царь Парфии Фраат IV напал на римский обоз, разгромил охранявшие его легионы, захватил запасы продовольствия и сжег все осадные орудия. Это был смертельный удар, решивший судьбу всей войны. В армии Антония наступил голод. Парфянская конница постоянно терзала римские легионы. С приближением зимы Антонию пришлось начать отступление в Армению. За 27 дней похода Антоний потерял более 30 тысяч человек. Таким образом, вторжение закончилось полным разгромом. Антоний отправился в Египет к Клеопатре, где в ее объятиях зализывал свои раны и отогревал части тела.

Фраат из-за внутренних распрей не смог воспользоваться сложившейся ситуацией, когда занятые гражданской войной между Октавианом и Антонием, римляне ослабили оборону своих восточных границ. В 36 г. до н.э. парфяне с большим трудом сумели вернуть свою власть над Мидией Атропатеной. Но уже в 30 г. до Р. X. Фраат был вынужден бежать из своей столицы в далекие северо-восточные области Парфии. Его место на царском троне занял другой Арсакид – Тиридат II. Однако и он продержался у власти недолго. Навербовав войско в северо-восточных сатрапиях Парфянской державы и среди саков, Фраат вернулся на трон. В 25 г. до н.э. разбитый Тиридат II бежал в Рим. С собой он похитил одного из сыновей Фраата. Этого сына вернули в 20 г. до н.э. с условием, что Фраат вернет римлянам их штандарты, захваченные в битве при Каррах и во время вторжения Марка Антония. Фраат согласился с этим требованием. Это послужило установлению мирных отношений между Парфией и Римом. Но вековые противники не собирались отказываться от завоеваний, они лишь затаились на время.


Монета с изображением царя Парфии Фраата IV.


Фраат IV Арсак XVII был царем Парфии в 38—29, 28—26, 25—12 и с 10 до 2 г. до н. э. Октавиан Август подарил Фраату для его гарема рабыню Фермусу (гречанку по происхождению). Вскоре, в 18 г. до н.э., из наложниц Фермуса превратилась в царицу Фермусу Тею Уранию (Небесную богиню). От нее у Фраата IV родился сын, будущий царь Фраат V, обычно называемый Фраатак. Около 10 г. до н.э. она убедила мужа отправить его четырех старших сыновей с семьями в Рим в качестве заложников. «Парфянский царь Фраат, сын Орода, послал ко мне в Италию всех своих сыновей и внуков не потому, что был побежден в войне, а потому, что он, отдав своих детей в заложники, надеялся добиться нашей дружбы», – с гордостью повествует Октавиан Август в «Перечне деяний божественного Августа, при помощи которых он подчинил мир власти римского народа, и тех затрат, какие он произвёл в пользу государства и народа римского, высеченных на двух медных столбах, которые установлены в Риме…". Совершеннолетние сыновья Фраата Сераснапам, Родасп, Вонон и Фраат вместе с женами из царского гарема были переданы наместнику римской провинции Сирии в 10 г. до н. э. Двое сыновей Фраата, как свидетельствует одна из надписей, умерли в Риме.

В последние годы I в. до н. э. Парфия значительно утратила свое былое могущество. По сообщению Страбона, в это время многие страны «перешли под власть римлян и назначенных ими властителей. Что касается армян и народностей, которые обитают над Колхидой (албанцев и иберов), то для тех достаточно только присутствия намеченных наместников, так как они превосходно подчиняются власти римлян. Впрочем, когда римляне заняты другими делами, они поднимают восстания… (парфяне) весьма могущественны, тем не менее, настолько склонились перед превосходством римлян и их современных правителей, что не только отослали в Рим трофеи, некогда поставленные ими в знак победы над римлянами, но больше того Фраат даже вверил Августу Цезарю своих детей и детей своих детей, почтительно обеспечив выдачей заложников „дружбу“ с Августом. Теперь парфяне даже часто приходят в Рим просить себе царя и почти что готовы уступить все свое могущество римлянам» («Анналы», VI, 4, 2).

Противостояние между Римом и Парфией, однако, на этом не окончилось. Противники старались использовать любой случай для ослабления друг друга. Римляне мечтали присоединить к себе территории, некогда захваченные Александром Македонским, а парфяне грезили мыслями о присоединении стран некогда входивших в империю Ахеменидов и Селевкидов, законными наследниками которых они себя считали. В первую очередь их аппетит распространялся на территории Малой Азии, Сирии и Иудеи, а возможно даже на Египет. Во всяком случае, к Египту парфянские цари проявляли пристальное внимание.