Вы здесь

Из четырех стран (сборник). Алгонкин Парк-история одной поездки (Александр Гомельский, 2018)

Алгонкин Парк-история одной поездки

Первое, что мы купили по приезде в Канаду это палатку и все остальные туристские принадлежности.

Соскучились в Израильской жаре по родной природе северного края. Знакомые посоветовали посетить Алгонкин парк – всего 4 часа езды от Торонто, и ты один на один с нетронутой природой лесного края.

Мы с сынишкой изучили карту – куда податься – ведь парк большой – множество озер и несколько рек.

Выбрали район реки Петавава. Это что у границы с Квебеком – самая удаленная северо-восточная часть парка. Наш излюбленный сезон для отдыха – конец Августа. Меньше комаров и больше грибов. Рыбалка тоже к началу сентября неплохая. Мы стали бывать там каждый год и в конце концов решились ехать на три недели.

Вот едем по гравийной дороге в глубь парка. Вдруг видим: какое-то животное переходит дорогу, так-это важно, не спеша, как бы с чувством собственного достоинства. Остановились, выскочили из машины, бежим к нему – что за диковинный зверь. При ближайшем рассмотрении – оказался дикобраз. Похож на капибару (а капибара похожа на огромную морскую свинку, если кто не знает), но весь в иголках и с хвостом, тоже сплошь усеянным длинными иглами. Животное не убыстрило своего шага, только искоса посмотрело на нас – мол, советую не приближаться. Скрылось в кустах – мы едем дальше.

Приехали до стартового места нашего маршрута к вечеру. Запарковались и вышли к озеру. Оно было довольно болотистое и тучи комаров накинулись на нас, хотя сезон их пиковой активности давно прошел. Быстренько обрызгали друг друга спреем – и они сразу отпрянули – а мы остались в атмосфере этого не слишком приятного химического запаха…

Укладываем вещи, удочки в наше каноэ и отчаливаем. Маршрут выбрали не из легких: 4 портажа – то есть переноса нашего каноэ с одного озера на другое. Один из портажей довольно длинный – более 2-х километров по пересеченной местности, а ведь и рюкзаки, и удочки – за один раз не ухватишь, приходится делать несколько переходов. Но в нашем распоряжении 3 недели – длинный отпуск по Канадским понятиям, и первую неделю мы решили провести на ближайшем озере – там отличная полянка для лагеря. А погода стояла славная – солнечно, тепло, даже жарко. Первое, что заметили, расставляя палатку – какие-то белые шарики под кустами – точь – в-точь как шарики для настольного тенниса. Я сначала было не обратил на них особого внимания – ну кто-то рассыпал. Но потом до меня дошло – это же черепашьи яйца. Их можно кушать – но мы как-то не решились – а вдруг черепашонок вылезет, будет противно..

Купались, ловили рыбу – черных окуней, варили уху и жарили их на сковородке.

Верх нашей палатки был розового цвета; это усиливало эффект утренней зари. Вся палатка по утрам заливалась розовым сиянием, солнце пригревало, и можно было расстегнуть и откинуть спальник. Даник еще сладко спал, а я брал книжку и читал… Я мысленно желал чтобы сынишка спал подольше – хотел растянуть это удовольствие, насколько возможно. Но, как только чувствовал, что он просыпается – выскакивал из палатки – и за работу: разжигал керогаз и варил наш традиционный завтрак – овсянку.

Ночи были тихие, слышно только шорох каких-то грызунов, наверно полевых мышей. Но вот один раз я проснулся ночью (а сон у меня с детства был чуткий) от необычных звуков: чье-то тяжелое дыхание, пофыркивание и шаги слышались прямо у моего уха – просто рядом, но по другую сторону палатки. Я замер, как бы оцепенел от страха в своем спальном мешке. Выглянуть из платки не решался. Лось, может быть? Я старался успокоить себя – это, верно, лось. Животное потопталось около палатки и, наконец, удалилось. Утром, по следам на примятой траве понял что это был медведь. Да и что лосю было делать у палатки? Их не привлекают кулинарные запахи. Впоследствии я понял что сделал правильный выбор, оставшись в спальном мешке. Медведь мог испугаться, увидев меня, вылезающим из палатки. А испуганный мишка или убежит или атакует – как ему подскажет его звериный инстинкт самозащиты.

В другой раз, уже под утро, я услышал недалеко от палатки топот, как будто лошади бегали. Не выдержал – выглянул из палатки – вижу лисенка, играющего с рулоном туалетной бумаги, оставленной нами на пне. Лисенок размотал рулон и бегал за ним, вроде как котенок играет с катушкой ниток. А звук от его беготни передавался по земле а не по воздуху – поэтому-то и казался таким гулким.

Неделя подходила к концу и, как запланировано, пора было сворачивать лагерь и двигаться дальше. В последний день я говорю сынишке: «на спор, я сегодня вечером поймаю сома «. «Да на что?»– спрашивает он – «у нас кроме искусственных блесен никаких приманок!» «Да вот, на кусок мыла»– отвечаю я. Ну, поспорили, не помню уж на что. Вечером, когда начало смеркаться, сели в наше каноэ и погребли к протоке, что соединяла наше озеро с соседним. В месте, где прибрежные кусты низко склонялись над водой, мы остановились, и я забросил удочку с кусочком мыла на крючке прямо под склонившиеся ветлы у самого берега. Постояли, подождали. У меня никогда не было терпения для ужения на крючок – слишком «статическое» занятие – не по мне. «Ладно»-говорю- «погребли обратно» – уже совсем темно стало. Но удочка как назло застряла – зацеп, что-ли. И немудрено – кругом водоросли, ветки кустов… Стал мотать – тяжело, но все таки поддавалась. «Сук какой наверно подцепил»– думалось мне. Вдруг показалась черная гладкая спина рыбины… Ээ, да это и есть сом! Да, так он клюет – необычно – не дергает как другие рыбы, а просто упирается изо всех сил – и ни гу-гу! Еще одно усилие – сынишка подхватил сетку, и огромный полутораметровый сом оказался в нашем каноэ! «Ну, что я говорил! «– бывают же такие «зведные» часы, или скорее минуты в жизни человека! У меня это было всегда связано или с удачной рыбалкой или с открытием нового эффекта в лаборатории.

Вернулись в лагерь. Разделывать рыбу было уже поздно. Что с ним делать? Я вспомнил о живучести сомов и сам воочию видел как они целую неделю жили в ванне у дяди Миши. У нас было тяжелое грузило, килограм на десять- свинцовый шар с петелькой. На кой черт мы его тащили с собой я и сам не знаю. Но вот пригодился… Идея была такая: я продел прочную леску сому через губу а другой конец привязал к к грузилу. Кое-как закрепил его на берегу камнями и пустил бедного сома в озеро – пусть еще ночку погуляет на привязи… Скорей забрались в палатку и быстро заснули. Утром я первым делом пошел доставать сома. Но грузила не берегу не оказалось… Что за чертовщина – не мог же он уплыть с десятикилограммовым грузилом! Говорю Данику – поищи шар – должен быть где-то здесь.

Искали оба – но так и не нашли. Раздосадованный, я все же продолжал поиски в воде. Озеро не обрывалось здесь круто на глубину и можно было походить по мелководью еще шагов на пятьдесят.

Бродил, взрывая ногами ил … и наткнулся на шар! метров в двадцати от берега. Ну, силен, бродяга!

Вытащил таки его на берег, разделал, бросил куски на сковородку – так они еще подергивались как живые – вот уж вегетативная нервная система у этого животного!

Однако пора сворачивать лагерь и следовать дальше по нашему маршруту. Первый портаж был легкий – мы даже не разгружали лодку а перетащили ее по воде, идя вброд по перекатам. Благо протока была неглубокая в этом месте. Ночевали на временной стоянке не разгружая рюкзаки. Усталые, мы не подвесили их, а просто положили метров в десяти от палатки. В середине ночи слышим треск рвущейся ткани – я выскочил из палатки – еноты! Зубами рванули материю рюкзака – я бросил в них камнями они отошли. Пришлось поместить рюкзаки в палатку потому что развешивать их уже не было сил.

Следующий портаж был тяжелый – двухкилометровый. Было жарко, перетащили каноэ, затем один за другим рюкзаки и прочие аксессуары. Даник уже разложил свой походный паек на берегу, а я дотаскивал последний груз, когда мне снова встретился медведь. В этот раз я увидал его блестящую черную шкуру метрах в десяти от тропинки. Он что-то откапывал в траве. Когда я проходил мимо, он затих, но на меня не глядел – как бы игнорировал, а сам был настороже. Я прошел, не убыстряя шагу, как ни в чем не бывало, но сказал Данику – сворачивай свой завтрак – потом доешь, а то медведь может тоже захочет поучаствовать…

Двигаемся дальше по протоке, согласно нашему маршруту. Но неожиданное препятствие, не обозначенное на карте – дорогу нам перегородила бобровая плотина, и довольно грандиозная, как баррикада. Обойти ее по суше не было возможности, так как оба берега были низкие, болотистые и сплошь заросшие камышом и осокой. Что делать? Маршрут должен быть пройден – впереди нас ждал «happy island» (остров Удачи- как мы его окрестили) – остров возле которого обитает пикерель – вкуснющая ценная рыба. Делать нечего – пришлось разбирать баррикаду. Я взгромоздился на нижние сучья и раскидывал верхние, а Даник выбрасывал их на берег. Наконец проход сделан – мы плывем дальше. Следующее озере – сильно вытянутое, и мы плывем как по реке. Жарко, приустали немного. Вижу, далеко впереди – коряга посередине озера. Как-то стоит сама по себе – вокруг чистая гладь воды. Что-то показалось мне подозрительным в этой коряге, будто как она движется… Дани, кричу- это, верно, лось плывет – нам наперерез – переплывает озеро. А ну-ка поднажмем – догоним его. Мы стали лопатить во всю мочь, и скоро величественная голова красавца – лося ясно вырисовалась. Мы подгребли к нему на расстояние вытянутой руки – куда ему было деться? Ноги у него были заняты – а то дал бы копытом – мало не покажется – медведя может убить если достанет. Все же погладить его не решились – еще мотнет головой – и перевернет наше утлое и перегруженное суденышко… пусть себе плывет с миром. Вот лось наконец нащупал копытами дно – вылез – и почесал в лес – только треск пошел.

Приехали на еще одну временную стоянку, устроились на ночевку. К вечеру услышали оглушительный выстрел. Звук раздавался с озера. Кто мог стрелять? Это же заповедник. В уже темнеющей глади воды разглядел движущийся треугольник – это бобер! Он и стреляет. Своим плоским и сильным хвостом- шлепает по воде, дает сигнал другим бобрам – я тут. Скоро привыкли мы к этим звонким ударам бобриного хвоста и сразу принимались наперегонки искать бобриный движущийся треугольник.

Вот и наше озеро – конечная остановка. Разбили лагерь. Оказалось, в этом месте особенно много енотов. Как только сумерки – рыскают вокруг – вынюхивают чем бы поживиться. Как бы их отвадить? Даник смастерил себе классную рогатку, немного поупражнялся днем – с двадцати шагов мог запросто поразить мишень размером с голову енота. Вот пришли, как обычно в сумерки. Даник вылез из палатки со своей рогаткой – хлопнула резинка – попал! Боже, что за вой поднял раненый енот! Казалось в этом вое можно различить и физическую боль и незаслуженную обиду… Еноты медленно, один за другим, покинули территорию нашего лагеря, раненый енот ушел последним. Больше они нас не беспокоили.

Но ждала нас другая неприятность – погода стала быстро портиться, мы уже заметили темный зловещий угол на северо-востоке, откуда выползали тяжелые тучи – начались проливные дожди.

По утрам серенькое небо сменило радостные розовые краски первых дней. Я выскакивал из палатки и по-быстрому готовил овсянку. К полудню дождь обычно усиливался и обедали мы уже в палатке – варили картошку в мундире и ели прямо с «мундиром» щедро поливая ее растительным маслом. А вечером кипятили чай – вот и весь наш «боевой» паёк. Палатка наша отсырела и стала неуютной – хотя и не протекала. Были все же светлые минуты и в этой мокрой жизни – светлые в буквальном и переносном смысле: небо на короткое время прочищалось от туч, и выглядывало солнышко – мы выползали из нашей сырой норы и бросались к каноэ – на рыбалку. Изо всех сил гребли и нашему «острову Удачи», где водилась пикерель. А рыба клюёт отлично после дождя, но нужно спешить.

Природа не баловала нас длительными передышками, и мы с унынием наблюдали как в северо-восточном углу неба снова собираются темно-лиловые тучи. Времени в обрез – но Даник обычно успевал заполучить парочку пикерелей, и я штучку. Быстро чистили, кидали на сковородку и так разнообразили нашу немудрёную диету вкусной рыбой.