Вы здесь

Из четырех стран (сборник). Экскурсия на дно древнего моря (Александр Гомельский, 2018)

Экскурсия на дно древнего моря

В бытность мою студентом Института Вайцмана, я взял интереснейший предмет – курс биологической эволюции. Да, я был знаком с этим предметом по советской школе. Но там преподавали эволюцию на примитивном уровне – как постепенное накапливание организмами полезных для выживания свойств.

От низшего к высшему по восходящей линии. Когда советская наука увлеклась бредовыми идеями академика Лысенко – и этого не стало. По специальности инженер электронных материалов, я был без малейшего понятия о терминах биологии, тем более на английском языке. Пришлось сидеть в библиотеке со словарем и переводить незнакомые мне слова как то: усики, жвала, головоногие, членистоногие, и т. п. Зато передо мной открылся целый мир эволюции во всей ее сложности со скачками и периодами застоя, с нисходящей и восходящей ветвями, слиянием признаков и их разделением. Взаимодействие генетического набора (genetic pool) и изменения климатических условий и этот вечный дуализм – борьба между сохранением и изменением… Все было очень интересно и захватывающе! В конце курса я сделал презентацию о ранней стадии эволюции человека. Удивил даже преподавателя, когда привел доказательства, что человек, еще не превратившись по-настоящему в человека, уже проявлял склонность к искусству и выделывал свои примитивнейшие инструменты с такими деталями, которые не имели функциональной нагрузки, кроме как отображали наличие элементов фантазии или воображения у этих получеловеков.

Но апофеозом курса была запланированная экскурсия на дно доисторического моря, давно высохшего, разумеется. Это что в пустыне Негев, а 100 миллионов лет назад там было море разливанное… Цель экскурсии – ознакомиться с ископаемыми остатками древнейших обитателей морей – ракушками, частями скелетов, и т. п. В качестве гида у нас был один известный профессор палеонтологии из Нью Йорка. Уговор был такой: профессор разъясняет нам наши находки, а мы за это обязуемся отдать ему самую значительную и интересную находку, если таковая будет иметь место.

Нам показали удобные места для спуска на дно «моря «, и студенты осторожно двинулись вниз по склону. Мне попадались в основном мелкие ракушки, некоторые весьма причудливой формы, и я хотел показать их профессору, а самые интересные оставить себе на память. Но больше всего мне хотелось найти что-то такое, чтобы профессор попросил находку для своей научной коллекции. Вот все стали понемногу подниматься по тем же, едва видимым тропинках, и я с карманами полными ракушек последовал за ними. Вот мы уже снова на «берегу». Скоро будет команда по машинам, а пока все делились своими находками и вокруг профессора образовалась толкучка так что протиснуться к нему не было возможности. Пока суть да дело, я решил еще походить вдоль обрыва – авось еще что-то попадется. Вот вижу – выглядывает из песка какая-то завитушка – надо к ней добраться, поглядеть что это такое. Стал осторожно спускаться – уклон в этом месте был градусов на шестьдесят, не меньше. Нагнулся за ракушкой – это оказался здоровенный аммонит, размером в тарелку, и совсем целый! Засунул свою находку за пазуху и стал подниматься – уж теперь, верно, пробьюсь к профессору – есть что показать. Немного поспешил от радости и… песок поехал подо мной, и я с неумолимым ускорением покатился вниз вроде как солдаты на известной картине Сурикова – «Переход Суворова через Альпы». Через несколько минут я был уже опять на дне «моря».

Ошарашенно посмотрел вверх- люди показались мне фигурками из детского конструктора «Playmobile», медленно перемещающимися вдоль обрыва. Понимал, что время было уже позднее и надо было во что бы то ни стало успеть подняться, чтобы избежать стыда «спасательной операции». Тропинки ведущие вверх были безвозвратно для меня потеряны – и некогда было их искать. Я начал отчаянно работать руками и ногами – но песок безнадежно осыпался подо мной и я оказывался на той же «zero ground», откуда начинал карабкаться вверх.

Постарался успокоиться и действовать более методично. Тут вспомнилось мне как в одном документальном фильме туземцы взбирались по крутым песчаным склонам холмов: они выкапывали ямку и ставили туда ногу, затем выкапывали другую, чуть повыше первой и ставили туда другую ногу, и так далее. Решил попробовать. Получается! Главное, не волноваться! Вскоре мои руки и ноги стали дрожать от напряжения, я делал паузу – и лез дальше. Вот уже край обрыва в досягаемости – но у края уклон самой большой- не скатится бы обратно вниз. Тут я увидел протянутую мне руку – это был Рони, мой коллега по лаборатории. Толкучка возле профессора к тому времени рассосалась – все стали потихоньку пробираться к своим машинам. Показал профессору свою находку – и вот – удостоился! – ученый попросил мой аммонит в свою коллекцию. Не зря старался. А одна симпатичная девочка подошла ко мне и подала маленький букетик полевых цветков, те, что иногда встречаются в этом засушливом районе.