Бытие как всеобщее: космология древних
Лекция 2
В прошлой лекции мы определили, что ум имеет дело с общим и целым, или можно сказать ещё так: с миром как целым и общим. Как это может быть? В восприятии мы имеем дело с многообразием вещей и явлений, но то, что мы воспринимаем, ещё не есть всё, что есть. То, что мы способны в данный момент воспринимать, будем называть наличным бытием или просто наличным. Очень многое из того, что существует, мы воспринять по разным причинам не можем, к примеру, в силу слишком маленького размера или чрезмерной удалённости от нас, но мы, однако, догадываемся, что наличным мир не ограничивается, и тогда мы воображаем мир как всё что есть в нём или просто Всё. Воображая, мы преодолеваем наличность или совершаем действие трансцендирования и в результате получаем возможность думать о мире как о пределе всего существующего и специальное слово, которое именует это – Всё или бытие.
Примерно так же, давным-давно в древности, поступили наши предки и стали мыслить мир как всё существующее или бытие.
Когда я говорю древние, то имею в виду людей, которые жили до начала нашей эры (пока нам не нужны точные даты) в трёх географически разных местах: вокруг Средиземного моря, на полуострове Индостан и в Китае. Для простоты будем называть их греками, индусами и китайцами. Так вот греки именовали бытие космосом, индусы – брахманом, китайцы – тай цзы (великий предел), но поскольку мы благодаря, нашей системе образования, являемся наследниками именно греческой культуры, то тоже будем называть мир древнего человека или наш мир, как если бы мы были древними людьми, космосом. Потому учение о мире будет называться космологией. Таким образом, космология – это онтология древних.
Я употребил сейчас незнакомое слово – онтология. Поэтому сделаю сейчас отступление и объясню кое-что, без чего дальше никак не обойтись. В философствовании принято выделять основные темы: размышление о мире, размышление о человеке, размышление о знании и другие. Со временем стали выделять основные разделы, соответствующие основным темам философствования. Далее мы будем иметь дело с четырьмя главными из них: онтологией, гносеологией и этикой. Онтология – это учение о бытии, гносеология – о познании, этика о том, что и как человеку делать в этом мире.
Мы начнём с онтологии, и как уже было сказано, онтология древних – это космология. Что такое космос? Космос – это мир или бытие, в котором главенствует порядок. Если порядка нет, то это не космос, а хаос. Хаос -это беспорядок, бессмысленность или просто не пойми что, одним словом, – это небытие2. Космос – это бытие, хаос – небытие. В чём есть порядок – бытие-космос, в чём порядка нет – небытие-хаос. Этот не особо гениальный вывод важен, по крайней мере, по следующей причине: то, в чём нет порядка, понять нельзя, понять можно только то, в чём есть порядок, а что нельзя понять, то этого и не существует. О том, что мыслить можно только то, что существует прямо говорит Парменид:
«Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; Бытие ведь есть, а ничто не есть: прошу тебя это обдумать».
Или Веды:
«Шри-Бхагаван сказал: … небытие не причастно бытию, бытие небытию не причастно; Граница того и другого ясна для постигшего Правду».
Очевидно, что очень похоже сказано.
Теперь попробуем охарактеризовать Космос. Воспользуемся чеканной формулой А. Ф. Лосева:
«Космос – это телесно оформленная стихия, движимая космической душой и руководимая космическим разумом» [5].
Он сказал это о Космосе древних греков, но мы, конечно, с известной долей условности, можем применить эту формулу и к Космосу индусов и китайцев.
Причём древние люди и мир, и человека, и общество понимают как Космос и особой разницы между этими явлениями не делают. Поэтому для того, чтобы представить Космос, воспользуемся образом человека: голова – ум (нус или брахман); телесная внешность – вид (идея или пуруша); телесная внутренность – материя (стихия или пракрити); живот как средоточие жизни – душа (пневма или атман). Конечно эти соответствия не буквальные, но наша задача сейчас не поиск точных соответствий, а общий логический каркас космологических представлений древних.
Итак, как только человек перестаёт удовлетворяться наличным и пытается начать понимать что к чему, первое с чем он сталкивается выходя умом за рамки наличного это бытие понимаемое как всё или как всеобщее, то есть как Космос.