Вы здесь

Из смерти в жизнь… Записки военного священника. Зачем армии священник? (С. Г. Галицкий, 2017)

Зачем армии священник?

Какое место в армии должен занять священник? На этот, казалось бы, простой вопрос очень редко можно услышать правильный ответ. В мирное время некоторые военные вообще не понимают, зачем им нужен какой-то священник. Многие же считают, что священник полезен – он помогает улучшить моральный климат в воинском коллективе. Некоторые вспоминают о подарках, которые батюшки часто привозят в воинские части. Так обычно получается, когда люди живут в своём замкнутом мире, и у них, как им кажется, нет необходимости обращаться к Богу. Они думают, что жить будут долго и счастливо! В таком духовном состоянии человек к вопросам веры часто бывает глух и слеп.

Всё меняется, когда в условиях реальных боевых действий человек близок к тому, чтобы встретиться с вечностью не теоретически, а уже очень даже практически. Именно на войне многие начинают задумываться о серьёзных вещах. Однако просто задумываться мало. Надо совершать конкретные шаги. И как раз военный священник должен научить военных, как им надо действовать, что они должны делать, чтобы Бог не удалялся от них, а в критическую минуту был с ними и помогал выжить и победить.

Главная задача любого священника – приводить людей ко спасению. Военный священник должен привести ко спасению военных людей. Привести их он может через участие в церковных таинствах. Если душу свою не лечить, то как можно в ней что-то изменить к лучшему? С грязным сердцем в мире с Богом жить не получится. И только священник может предоставить солдатам и офицерам возможность исповедоваться и причащаться.

Священник на войне решает ещё одну очень важную с государственной точки зрения задачу. Военный человек должен понимать, за что он воюет. За деньги одного или другого олигарха?.. Или всё-таки за своё Отечество? Кто может сегодня человеку понятно объяснить, почему он должен бросить свою благополучную жизнь, свои дела и идти служить в армию? И не просто служить, а ещё и воевать, реально рискуя своей жизнью.

Верующие люди имеют религиозный взгляд на историю, на все события, происходящие в мире. И Церковь даёт оценку тем событиям, которые в мире происходят. Поэтому важной задачей деятельности священника в войсках является правильная мотивация солдат и офицеров к воинскому служению. Именно сильная мотивация помогает человеку бороться со страхом и преодолевать немыслимые трудности. Человек с чёткими и твёрдыми убеждениями в критической ситуации, когда очень хочется убежать подальше и зарыться поглубже, будет поступать правильно – воевать.

Много примеров на этот счёт даёт нам Великая Отечественная война. В абсолютно безнадёжном положении, без малейшей надежды победить, советские солдаты и офицеры продолжали сражаться до последнего патрона. (А есть и противоположные примеры. Армии большинства стран Европы, хорошо вооружённые и подготовленные, сдались Гитлеру за считаные недели.)

Но для того, чтобы дать мотивацию солдатам и офицерам, священник сам должен эту мотивацию иметь! Священник должен сам чётко понимать, за что в той или иной ситуации мы воюем. И в первую очередь он сам должен быть патриотом и горячо любить своё родное Отечество.

Если кратко сформулировать определение патриотизма, то можно сказать, что такая любовь выражается в желании блага для своего Отечества. Но когда ты перед военными произносишь общие фразы, что Отечество надо любить, каждый из них воспринимает эти слова по-своему. Как-то я приехал в отряд спецназа. Передо мной там выступал очень уважаемый генерал. Он, кстати, и к вере очень хорошо относится! На встрече с солдатами и офицерами генерал рассказывал им о своём видении сути происходящих мировых событий. Но рассказывал он сугубо с материалистической точки зрения. Говорил о том, что в мире идёт война за ресурсы: туда нефть пойдет, газ туда не пойдёт… В результате про ситуацию с глобальным движением нефти и газа на планете очень всё толково разъяснил.

Я общался с ребятами сразу после того, как он уехал. Вижу – солдаты сидят какие-то обалдевшие, опустошённые… Помолчали, помолчали – и спрашивают меня: «Батюшка, а мы что, здесь за нефть, что ли, воюем?». Да, они были потрясены до глубины души. Но совсем не так, как предполагал генерал. Никто из них за нефть умирать не хотел. Сдалась сто лет им эта нефть… Ведь сразу логично возникает вопрос: а кому эта нефть принадлежит? И, может быть, пусть те, кто получает от этой нефти сверхприбыли, за неё и умирают?..

А вот у наших врагов на Северном Кавказе, которые с нами воюют не на жизнь, а на смерть, есть сильнейшая нематериальная мотивация. Она пусть и лжерелигиозная (ваххабизм – это не ислам, это людоедская сектантская идеология), но всё-таки религиозная! Поэтому и бьются такие идеологизированные террористы до конца, подрывают себя в безвыходной ситуации.

Не так давно брали банду Гакаева в Веденском ущелье. Наши зажали там одиннадцать боевиков. Так все бандиты, кроме одного, подорвали себя гранатами! Вот пример религиозно-мотивированной ненависти к нам. Это же серьёзное дело – пойти на физическую смерть, только чтобы не сдаться в плен! Ни за какие земные блага, нефть или газ человек убивать сам себя не будет.

И с такими фанатично настроенным людьми без истинно религиозной мотивации воевать невозможно. Ведь опытным путём давным-давно выяснили: автоматом против идеи сделать ничего нельзя. Идея всегда в таком противостоянии побеждает. И именно священник может и должен дать солдатам и офицерам истинную мотивацию драться и побеждать. Он должен чётко объяснить им, что они защищают, и почему они должны это делать даже с риском для собственной жизни.

Конец ознакомительного фрагмента.