Из бандитов – в бизнесмены
Так жёстко отношения СОБРа с бандитами строились до момента, когда бандиты сами потихонечку не стали легализоваться. Многие из них легализовались уже в 1996 и 1997 годах. Во-первых, все поняли, что от чистого криминала выгоды мало. Во-вторых, это просто небезопасно. Изначально у братвы, то есть бандитов в чистом виде, психология была какая: мы братва – это очень круто. А есть ещё барыги, они не в братве. Поэтому они – никто. А если вдруг какой-то браток начинает заниматься бизнесом, зарабатывать, то он – барыга, терпила, он лох. И он должен братве платить, потому что любой барыга должен платить братве всегда! Это как раньше воры не могли запятнать себя работой, так бандиты нового времени не могли запятнать себя коммерцией.
Но затем бандиты сообразили, что просто обирать коммерсантов – это опасно. Реально можно сесть и надолго. Или тебя могут вообще убить, если ты с кем-то что-то не поделил. Поэтому лучше деньги зарабатывать. Это приносило гораздо больше дохода.
Бизнес бандиты отжимали у коммерсантов. А если ты стал заниматься бизнесом, то надо сращиваться и с властью, и с депутатами, и с силовиками. Известная личность – Глущенко «Хохол». Он достаточно долго был депутатом от ЛДПР. А одновременно – криминальным авторитетом. Был ещё такой «Фима-банщик», Ефимов. Он одно время так хорошо и уверенно себя чувствовал, что в открытую говорил, что у него вся милиция кушает с руки. И действительно, он реально платил территориальным подразделениям милиции! Присадил его именно РУБОП. После отсидки он вышел, подался в бега – скрывался от новых обвинений. И вот не так давно его этапировали из Ялты.
Задержаний в то время были не десятки, а сотни. Они у меня в памяти все сливаются. Обычно происходило это так: СОБР подъезжает, оперативники показывают нам либо машину, либо помещения. Дальше – фас! Выламываем дверь, валим, то есть укладываем на пол всё живое. И начинается уже индивидуальная работа. Часто при задержаниях мы находили оружие.
Хорошо помню одно задержание. Рядом с Гостиным двором стоит двухэтажное здание. На первом этаже театральные кассы, а на втором этаже был какой-то ресторанчик. В этом ресторане надо было задерживать бандитов. Ресторан закрытый, клубного типа. Там обычно кроме бандитов никого больше не бывало. Нам сказали, что их будет человек шесть. На заявку поехало шесть собровцев и несколько оперативников. А бандитов оказалось восемь! Я хорошо запомнил момент, когда мы вбежали. Бандиты сидели за большим круглым столом. Я, как вбежал в зал, сразу запрыгнул на стол. Ногой сбиваю со стула человека, сидящего передо мной! Он падает назад, у него задирается одежда. Вижу: под одеждой на нём бронежилет. И пистолет ТТ за поясом… Упаковали мы всех очень быстро. Обыскали. У трёх или четырёх человек были бронежилеты, а ещё у двоих – тоже ТТ. Это называется – ребята приехали в центр города покушать! А может, они и всё время так ходили, кто их знает…