Вы здесь

Из прошлого русской культуры в Крыму. Поиски и находки историка-источниковеда. Научные общества при Таврическом университете (С. Б. Филимонов, 2012)

Научные общества при Таврическом университете

В исторической науке одна из наименее обеспеченных источниковой базой тем – история добровольных общественных организаций. Дело в том, что, в отличие от государственных учреждений, где наличие делопроизводства и архива обязательно, добровольные общества могли вести свою делопроизводственную документацию, а могли ее и не вести, могли хранить свой архив, а могли его и не хранить. Хорошо, если добровольные общества имели свои печатные органы, которые в определенной степени компенсируют отсутствие архивных материалов. Но как быть, если интересующее исследователя общество не имело своего издания?


Профессор Георгий Владимирович Вернадский, председатель Общества философии, истории и социологии при Таврическом университете


Особенно затруднительно изучение истории тех добровольных общественных организаций (а их было, как выясняется, немало), которые функционировали в нашей стране в период Гражданской войны, в огне которой погибло множество ценнейших документов…


Николай Митрофанович Крылов


Как свидетельствуют сохранившиеся источники, при Таврическом университете, открытом в 1918 году, существовали следующие научные общества: Математическое (председатель – профессор Н.М.Крылов), Педагогическое (председатель – профессор И.П.Четвериков), Хирургическое (председатель – профессор М.М.Дитерихс), Общество изучения музыки (председатель – профессор А.Н.Деревицкий), Общество философии, истории и социологии (председатель – профессор Г.В.Вернадский).

Поскольку общества эти своих печатных органов не имели, а их архивов обнаружить не удалось, основным источником по истории их деятельности следует признать крымские газеты, в первую очередь – издававшиеся в Симферополе в 1917 – 1920 годах ежедневные общественно-политические и литературные газеты «Таврический голос» и «Южные ведомости».

В заметке, напечатанной в «Южных ведомостях» 22 февраля 1920 года, сообщалось, что «на днях» состоялось годичное собрание Общества философских, исторических и социальных знаний при Таврическом университете. Следовательно, Общество было образовано в феврале 1919 года.


Михаил Михайлович Дитерихс


Кто персонально входил в состав членов Общества? Из той же заметки явствует, что на годичном собрании Общества с отчетом о его деятельности за истекший год выступал председатель Общества профессор Г.В.Вернадский; он же был избран председателем и в феврале 1920 года. Товарищами председателя были избраны знаменитые ученые – профессора С.Н.Булгаков и И.П.Четвериков, а секретарями (стало быть, делопроизводственная документация в Обществе велась, только она не сохранилась) – доценты Н.Л.Эрнст и С.А. Бугославский.


Николай Львович Эрнст


Дмитрий Власьевич Айналов


Сохранившиеся газеты зафиксировали следующие заслушанные на заседаниях Общества доклады (перечисляю их в хронологическом порядке, сохраняя, как это было принято в крымских газетах в период Гражданской войны, старый стиль):

27 марта 1919 года. Профессор Н.К.Гудзий. «К истории русского театра XVIII в.»; профессор А.П.Кадлубовский. «Трагедия Аполлоса Байбакова «Иеофай»; профессор В.А.Розов. «Заметки об истории русского языка»;

3 апреля 1919 года. К.Д.Старынкевич. «Наука о жизни как основа органического мировоззрения»;

11 мая 1919 года, совместное заседание ТУАК и Общества философии, истории и социологии при Таврическом университете, посвященное памяти крупнейшего русского историка академика А.С.Лаппо-Данилевского, выпускника 1-й Симферопольской мужской гимназии. А.И.Маркевич. «Архивно-археологическая деятельность академика А.С.Лаппо-Данилевского»; профессор Б.Д.Греков. «Ученая и учебная деятельность А.С.Лаппо-Данилевского»; профессора Я «А.С.Лаппо-Данилевский как историк России XVIII в.»; протоиерей А.Г.Назаревский. «А.С.Лаппо-Данилевский как воспитанник Симферопольской гимназии»;

23 сентября 1919 года. Профессор С.Н.Булгаков. «Трое (о единой России)»;

10 октября 1919 года. Профессор Г.Ф.Морозов. «Наука и этика»;

5 ноября 1919 года. Профессор Г.В.Вернадский. «Два лика декабристов»;

6 декабря 1919 года. Профессор С.Н.Булгаков. «Кризис русского самосознания (Родина или интернационал?)»;

Февраль 1920 года. Профессор Н.К.Гудзий. «О пределах биографических разысканий в истории литературы»;


Сергей Алексеевич Бугославский


5 марта 1920 года. М.Э.Шайтан. «Св. Маргарита из Кортоны (из истории францисканской мистики)»;

12 марта 1920 года. Профессор И.П.Четвериков. «Памяти Е.Н. Трубецкого»; профессор С.Н. Булгаков. «Памяти Е.Н. Трубецкого»;

20 марта 1920 года. Профессор Д.В.Айналов. «Лицевое житие св. Бориса и Глеба»;

23 апреля 1920 года. Приват-доцент М.А.Штромберг. «Сельскохозяйственная кооперация, ее задачи и место в общей кооперативной системе»;

8 мая 1920 года. В.И.Касперов. «Производительность в социалистическом строе с теоретической точки зрения»;

14 мая 1920 года. Профессор А.И.Яроцкий. «О смысле сознания с социологической точки зрения».

О большинстве докладов, заслушивавшихся на заседаниях Общества, газеты лишь упоминали. О некоторых докладах информация была более подробной; например, в заметке о докладе Г.В.Вернадского «Два лика декабристов» сообщалось: «Докладчик, анализируя историю и причины возникновения движения декабристов, указал на его двойственность: с одной стороны, оно было вызвано недовольством офицеров победоносной армии политикой Александра I, с другой – глубокими религиозными побуждениями декабристов, толкнувшими их на организацию тайных обществ. В оживленном обмене мнений по поводу доклада приняли участие проф. И.П.Четвериков, В.А.Розов и С.Н.Булгаков, произнесший блестящую, насыщенную глубиной проникновения, речь»1. (Кстати сказать, газеты зафиксировали участие С.Н.Булгакова в прениях и по другим докладам. Так, автор язвительной статьи, посвященной докладу Г.Ф.Морозова «Наука и этика», писал: «Проф. Метальников бракует дарвинизм на том основании, что от него, якобы, берет свое происхождение большевизм, а проф. Булгаков бракует всю науку, потому что она находится “в плену неверия”… Обращенный марксист, очевидно, считает, что свободной наука была, когда она находилась под опекой веры, когда, например, Галилей в одежде кающегося грешника каялся перед аэропагом кардиналов, что он будет доносить на всех приверженцев учения Коперника о движении Земли»2. А выступая в прениях по докладу Н.К.Гудзия «О пределах биографических разысканий в истории литературы», «проф. С.Н.Булгаков возражал против понимания докладчиком процессов творчества и эволюции»3.) Отдельные доклады (в частности, доклады С.Н.Булгакова) были удостоены специально им посвященных газетных статей (статьи эти републикуются ниже, в Приложении IV). Доклады Г.В.Вернадского, Б.Д.Грекова и А.И.Маркевича об академике А.С.Лаппо-Данилевском были напечатаны в полном объеме на страницах № 56 «Известий» ТУАК (Симферополь, 1919).

Конец ознакомительного фрагмента.