Вы здесь

Из прошлого русской культуры в Крыму. Поиски и находки историка-источниковеда. Крымские газеты времен гражданской воины – ценный малоизвестный источник по истории культуры (С. Б. Филимонов, 2012)

Крымские газеты времен гражданской воины – ценный малоизвестный источник по истории культуры


В Крыму в период Гражданской войны, по воспоминаниям Георгия Владимировича Вернадского (1887 – 1973), выдающегося русского историка, в 1918 – 1920 годах – профессора Таврического университета, ушедшего в ноябре 1920 года с армией Врангеля из Севастополя в Константинополь и потому напрочь вычеркнутого из советской историографии, «был расцвет умственной и религиозной жизни»1.

Это утверждение сына позволяет в определенной степени конкретизировать статья оставшегося на Родине отца, академика Владимира Ивановича Вернадского (1863 – 1945), бывшего в 1920 – 1921 годах профессором и ректором Таврического университета. Статья эта, озаглавленная «О научной работе в Крыму в 1917 – 1921 годах», была написана по горячим следам (она напечатана в петроградском журнале «Наука и ее работники» в 1921 году), основана как на документах, так и на личных впечатлениях ученого, и содержит наиболее полный (но, как выясняется, отнюдь не исчерпывающий) перечень научных учреждений и организаций Крыма времен Гражданской войны2.

Из указанных публикаций отца и сына Вернадских, уточняемых и дополняемых по другим источникам (о них см. ниже) следует, что в Крыму в 1917–1920 годах, наряду с многочисленными научными и культурными центрами, существовавшими еще с дореволюционной поры (среди которых были и такие знаменитые, как Таврическая ученая архивная комиссия и Крымское общество естествоиспытателей и любителей природы), возникли и энергично заработали новые. А именно: в столице Крыма Симферополе – Таврическая научная ассоциация (образованная в 1917 году3, она объединила все научные учреждения и общества Крыма и провела в июле 1917 – ноябре 1920 года семь научных съездов), Таврический университет (торжественно открыт 1 (14) октября 1918 года; при университете работали научные общества: Математическое, Педагогическое, Хирургическое, Общество изучения музыки, Общество философии, истории и социологии), Народный университет, Центральный архив, Крымское библиотечное общество, Общество распространения коммерческого и экономического образования, Религиозно-философское общество, Украинское культурно-просветительное общество «Кримська Освіта», Юридическое общество; в Алуште – Крымский государственный природный заповедник; в Бахчисарае – Ханский дворец-музей татарской культуры; в Евпатории – Общество для изучения Евпаторийского уезда; в Керчи – Боспорский университет; в Севастополе – Юридический институт, Крымская филармония, Народный политехнический институт, Религиозно-философское общество; в Феодосии – Народный университет, Литературно-артистический кружок; в Ялте – Народный университет4, Народная консерватория, Библиотечное общество, Дом-музей А.П.Чехова, Литературное общество им.

А.П.Чехова, Медицинское общество, Религиозно-философское общество, Художественно-артистический кружок, Художественное общество Южного берега Крыма, Художественный музей, Юридическое общество им. Н.А.Приселкова5, Ялтинская киностудия.

К сожалению, источниковая база истории перечисленных научных и культурных центров очень узка: архивов большинства из них обнаружить не удалось (вероятнее всего, они погибли), свои печатные органы имели лишь некоторые учреждения и организации, но только лишь «Известия Таврической ученой архивной комиссии» и «Известия Таврического университета» содержат, наряду с научными статьями, еще и информацию о деятельности своих издателей6.

Опыт обращения к периодической печати Крыма времен Гражданской войны показал, что деятельность практически всех существовавших на территории региона в тот период научных и культурных учреждений и организаций находила отражение на страницах крымских газет, в огромном количестве выходивших в 1917–1920 годах7.

В обстановке Гражданской войны, когда каждая участвовавшая в ней политическая сила стремилась призвать под свои знамена максимум волонтеров, большинство газет имели конечно же откровенный агитационно-пропагандистский характер. Таковы, например, газеты «Борец за коммунизм», «Голос евпаторийского пролетариата», «Голос юного коммунара», «Известия Керченского совета рабочих и солдатских депутатов», «Известия Крымского областкома партии РКП(б)» и мн. др.

Но были и газеты, рассчитанные на интеллигентного читателя, на страницах которых значительное внимание уделялось не только политике, но и насущным вопросам науки, культуры, духовной жизни. Таковы газеты «Великая Россия», «Vivat Academia!», «Время Бор. Суворина», «Крымская мысль», «Крымский вестник», «Святая Русь», «Таврический голос», «Царь-колокол», «Юг России», «Южные ведомости», «Ялтинский вечер», «Ялтинский голос», «Ялтинский курьер» и др.

Работать с этими газетами потрясающе интересно, но и весьма затруднительно. Почему? Во-первых, потому, что в условиях практически непрерывных боевых действий на территории Крыма обеспечить сохранность в полном объеме всех письменных источников было невозможно8 и многие газеты попросту погибли9. Во-вторых, потому, что газеты эти по причине их ярко выраженной антибольшевистской направленности долгое время содержались в режиме так называемого «специального хранения» («спецхрана»), оставаясь практически недоступными исследователям, и только недавно были «выпущены на волю». В-третьих, потому, что со времен красного террора в Крыму 1920 – 1921 годов10, когда за хранение этих газет («за хранение белогвардейской литературы») грозил расстрел, они стали колоссальной библиографической редкостью. Достаточно сказать, что в крупнейших библиотеках не только Крыма, но и Киева, Москвы и Санкт-Петербурга нет ни одного полного комплекта ни одной из этих газет. Поэтому для того, чтобы ознакомиться с этим источником, приходится проводить длительные и кропотливые разыскания.


Аркадий Тимофеевич Аверченко


Ознакомление с крымскими газетами периода Гражданской войны позволяет характеризовать их как ценный малоизвестный источник по истории интеллигенции, научной и культурной жизни. В деятельности крымских вузов, других научных и культурных учреждений и организаций в 1917–1920 годах живое участие принимали не только представители местной, крымской, интеллигенции, но и крупнейшие ученые, бежавшие от большевистского террора из университетских центров России и Украины в белый Крым. (Добавлю, что многие из них впоследствии стали «белоэмигрантами»: помимо упомянутого выше историка Г.В.Вернадского, из Крыма в эмиграцию ушли геолог академик Н.И.Андрусов, биолог С.И.Метальников, правовед П.И.Новгородцев, филолог В.А.Розов, философ Л.И.Шестов, а знаменитый философ и богослов профессор священник Сергий Булгаков с приходом в Крым в 1920 году большевиков был изгнан из Таврического университета, а в 1922-м – и из страны.) На страницах крымской периодической печати времен Гражданской войны удалось обнаружить не только хроникальные заметки, рассказывающие о деятельности вышеперечисленных научных и культурных учреждений и организаций, но и остававшиеся неизвестными публикации (многие из них републикуются ниже) таких замечательных представителей отечественной науки и культуры, как «король смеха» фельетонист А.Т.Аверченко, крупнейший русский религиозный мыслитель о. Сергий Булгаков, писатель В.В.Вересаев, ученый-энциклопедист академик B. И.Вернадский, его сын историк Г.В.Вернадский, первый ректор Таврического университета профессор Р.И.Гельвиг, писатель Г.Д.Гребенщиков, будущий академик историк Б.Д.Греков, будущий академик филолог и литературовед Н.К.Гудзий, первый декан историко-филологического факультета Таврического университета А.Н.Деревицкий, «король фельетона» В.М.Дорошевич, писатель, мемуарист и публицист C. Я.Елпатьевский, член-корреспондент Академии наук историк И.А.Линниченко, историк искусства Г.К.Лукомский, историк искусства С.К.Маковский, будущий член-корреспондент Академии наук классик крымоведения А.И.Маркевич, драматург С.А.Найденов, классик русской литературы А.Н.Толстой, писатель и драматург К.А.Тренев, историк искусства Я.А.Тугендхольд, классик русской литературы И.С.Шмелев и др. Основная идейная направленность этих публикаций – тревожные размышления о прошлом, настоящем и будущем истерзанной Родины. Поскольку размышления эти удивительно созвучны сегодняшним думам миллионов соотечественников из бывшего СССР, значимость выявленных материалов трудно переоценить.


Викентий Викентьевич Вересаев


…Передо мною – одна из старейших11 и популярнейших в Крыму газет «Крымский вестник». Эта ежедневная политическая, общественная, литературная и научная газета издавалась в Севастополе в 1888 – 1920 годах. Повышенное внимание к вопросам культурной жизни делает «Крымский вестник» незаменимым источником при изучении истории интеллигенции, науки, культуры и просвещения в Крыму.

Большой интерес представляет содержащаяся в газете информация об истории Таврического университета. Так, 3 (16) октября 1919 года в «Крымском вестнике» была напечатана заметка «Годовщина Таврического университета»: «1 октября (по старому стилю. – С.Ф.) состоялось празднование годовщины Таврического университета. Торжество открылось в 1 час дня в Дворянском театре (ныне Крымский академический русский драматический театр им. М.Горького. – С.Ф.) вступительной речью ректора университета проф. Гельвига, после чего генерал А.И.Деникин был избран почетным членом (хочу подчеркнуть, что с тех пор этого звания его никто не лишал. – С.Ф.). С отчетной речью выступил проф. Деревицкий, с академической речью проф. Гензель. Представители студентов гг. Костяков и Маршал вручили ректору адрес. С приветствиями выступали представители общественных организаций. Получено телеграфное приветствие от бывшего председателя краевого правительства С.С.Крыма. Собрание закончилось пением студенческой песни «Gaudeamus». В 6 час. вечера состоялось шествие профессоров со студентами по городу. Вечером был устроен большой концерт в городском клубе».

10 (23) ноября 1919 года в заметке «В Таврическом университете» сообщалось: «Работа в Таврическом университете идет полным ходом. Все профессора уже съехались и читают лекции.

Университет пополнился новыми преподавателями, между прочим на юридическом факультете начал чтение лекций известный философ профессор С.Булгаков»12.


Сергей Константинович Маковский


21 мая (3 июня) 1920 года «Крымский вестник» публикует заметку «Ученые-беженцы»: «На территории Крыма скопилось много ученых-беженцев. Среди них немало людей с крупными европейскими именами. С 1 мая все они лишены содержания, и некоторые из них уже принуждены продавать бублики, спички и т. п. Чтобы спасти их всех от голода, ректор Таврического университета [Р.И.Гельвиг] поднял вопрос о причислении всех их к Таврическому университету. На днях этот вопрос получит благоприятное разрешение».

22 июля (4 августа) 1920 года в газете появилась заметка «Богатства Крыма»: «Несмотря на крайне тяжелые условия современной жизни группа ученых, сгруппировавшаяся вокруг Таврического университета, задумала издание чрезвычайно интересного сборника – энциклопедии, посвященного описанию всех природных богатств Крыма. Особые главы будут посвящены углю, белой нефти и каждому из других ископаемых. Главная редакция этого весьма ценного сборника поручена академику Вернадскому, в состав редакции входят многие профессора Таврического университета. Значительная часть отделов книги уже готова. Так, нам передают, что совершенно готов отдел геологии под редакцией профессора Байкова и отдел энтомологии под редакцией С.А.Мокржецкого».

22 сентября (5 октября) 1920 года в «Крымском вестнике» был напечатан некролог о первом ректоре университета Р.И.Гельвиге, написанный профессором медицины А.Е.Щербаком: «Неожиданное тяжкое горе стряслось над Таврическим университетом. 19 сентября от необычно тяжелой формы сыпного тифа скончался в возрасте около 40 лет, в расцвете сил и служения русской науке и просвещению, ректор университета профессор Роман Иванович Гельвиг. Роман Иванович – анатом по специальности – был человек с весьма широким общим образованием и кругозором, искренно преданный и любящий науку, обладающий колоссальной, редкой энергией, неутомимый труженик и талантливый администратор. В дни всеобщей разрухи, при самых неблагоприятных внешних условиях Р[оман] И[ванович] неустанно трудился – и трудился успешно – над созданием Таврического университета, которому посвящал все свои силы и богатые способности, забывая о личной своей жизни.


Максимилиан Александрович Волошин


И самая преждевременная смерть постигла Р.И. отчасти благодаря тому, что он так мало заботился о себе, раз дело шло о благе университета. В одну из своих очень частых деловых поездок Р.И. схватил тиф: недавно для решения важных для университета вопросов он приезжал в Севастополь. Здесь появились уже первые признаки болезни, но, несмотря на недомогание и повышенную температуру, он продолжал утомительные хлопоты, и вопреки уговорам, больным уехал, на лошадях, в Симферополь, а через несколько дней его не стало… Большое несчастье для университета и русского просвещения смерть Р.И., но дело его не погибнет, если правительство и общество, понимая цену культуры и просвещения для созидания новой России, энергичными и твердыми мерами поддержат молодой университет и дадут ему возможность стать одним из лучших русских университетов, о чем так мечтал покойный. Не будем же опускать рук после постигшего нас тяжкого удара судьбы, а будем работать и работать для университета. Люди, знакомые с психическим складом Р.И., думаю, все согласятся с тем, что и сам Р.И. признал бы такую работу и такую твердую волю наилучшим способом почтить его память. Профессор А.Щербак».

Неделю спустя, 30 сентября (13 октября) 1920 года в заметке «Выборы ректора» сообщалось об избрании ректором университета академика В.И.Вернадского: «Собрание совета профессоров Таврического университета избрало ректором университета большинством 37 против 9 акад. Вернадского». (В должности ректора В.И.Вернадский пробыл менее трех месяцев; в январе 1921 года его сменил профессор А.А.Байков, которого лично еще с дореволюционной поры знал М.В.Фрунзе. – С.Ф.).

9 (22) октября 1920 года, незадолго до прихода в Крым красных, в «Крымском вестнике» появилась заметка «Голодающие ученые»: «В наше время это стало обычным явлением. Там, по ту сторону фронта (т. е. в Советской России. – С.Ф.) голодает цвет нашей культуры и науки. Здесь, на небольшом клочке России, собралась группа ученых, избежавших горькой участи своих собратьев, но и здесь, в Крыму, положение нашей профессуры оставляет желать много лучшего. В последнем заседании Совет Таврического университета постановил обратиться к правительству [Врангеля] с запиской, в которой указывает, что «…профессора, преподаватели и служащие университета доведены до той крайней степени нищеты, при которой уже начинается массовое вымирание определенной общественной группы или настанет неизбежная необходимость отказа от научной работы».


Сергей Александрович Найденов


17 (30) октября 1920 года: «Освобождение студентов. По приказу Главнокомандующего все студенты-медики 3-го курса, имеющие зачет семи семестров и состоящие в войсковых частях в качестве фельдшеров, освобождаются от военной службы для прохождения 4-го курса в Таврическом университете». (Хочу подчеркнуть, что этот приказ был издан П.Н.Врангелем в чрезвычайно трудное для него время, за две недели до прихода в Крым большевиков. – С.Ф.)13.

В «Крымском вестнике» содержится также информация о проходивших в Севастополе вечерах писателя А.Т.Аверченко (15, 19, 20, 23 февраля 1919 г.; здесь и далее даты выхода газеты приводятся только по новому стилю), концертах А.Н.Вертинского (7 октября 1919 г., 20 марта 1920 г.) и Л.В.Собинова14 (7, 14, 24 сентября 1920 г.), спектаклях артистов МХАТ, в числе которых были В.И.Качалов и О.Л.Книппер (31 августа, 6, 7 сентября 1919 г.), публичных лекциях поэта и художника М.А.Волошина «Бунтарская стихия русской истории и ея провидец» (о В.И.Сурикове), «Скрытый смысл войны», «Апокалипсис города (судьба Э.Верхарна)» (12, 14, 15 января 1919 г.), члена Учредительного собрания Г.К.Покровского «Суд и правосудие большевистско-советской власти» (17 января 1919 г.), бывшего члена Государственной думы В.М.Пуришкевича «Россия вчера, сегодня, завтра» (21 января 1919 г.), писателя Е.Н.Чирикова «Андреев и Горький» (23 сентября 1920 г.).


Влас Михайлович Дорошевич


Из литературы известно, что в годы Гражданской войны в Крыму проживал «король фельетона» В.М.Дорошевич. Так, Михаил Кольцов в статье о В.М.Дорошевиче писал: «Врачи предписывают ему Крым. Он переезжает туда.

Но находит здесь не отдых и исцеление, а холодную, тоскливую тюрьму. Опять болезнь, полная изоляция, бедность, опять настойчивые зазывания крымских газетчиков и опять в ответ решительный отказ дать хотя бы строчку…»15. Вторит ему и автор вступительной статьи к изданному в 1986 году сборнику рассказов и очерков В.М.Дорошевича: «В разгар гражданской войны, со справкой врача Петроградской трудовой коммуны, в которой говорилось о том, что Влас Дорошевич нуждается в безотлагательном лечении на юге, писатель оказался на белогвардейском юге. Отказываясь сотрудничать в белой печати, Дорошевич выступает с лекциями о Великой французской революции, невероятно бедствует»16.

Подтверждает ли вышеприведенную информацию «Крымский вестник»? Подтверждает, но лишь частично. Да, действительно, 7 февраля 1919 года газета информировала о прибытии в Севастополь «известного писателя и журналиста» В.М.Дорошевича. Действительно, 23 августа 1919 года в заметке «Лекции В.М.Дорошевича» сообщалось: «Известный писатель и знаменитый “король фельетона” В.М.Дорошевич свыше 15-ти лет занят изучением Великой французской революции и связанного с нею периода французской истории. В.М.Дорошевич решил поделиться с широкими слоями публики своими знаниями; он предпринимает лекционное турне по Крыму, Украине и Кавказу. На днях состоится первая лекция В.М. в Симферополе на тему “Французская революция. Наполеон”». О лекциях В.М.Дорошевича газета сообщала также 28 августа, 2 сентября 1919 года, 18 и 21 января 1920 года.


Константин Андреевич Тренев


Но вот утверждения советских литературоведов об отказе В.М.Дорошевича от сотрудничества с антибольшевистской печатью после ознакомления с «Крымским вестником» стали вызывать большие сомнения. Дело в том, что в октябре – декабре 1919 года на страницах «Крымского вестника» был напечатан ряд талантливо написанных фельетонов, подписанных псевдонимом «Москвич»: «После болезни» (2 октября), «Милые соседи» (4 октября), «Последний поезд» (18 октября), «Разговор двух дам» (19 октября), «Героиня дня» (22 октября), «Трудолюбивая страна: Из записной книжки иностранца» (24 октября), «Великое переселение народов» (26 октября), «Трамвай должен ходить!» (2 ноября), «Из альбома» (7 ноября), «Единственная тема» (15 ноября), «Из альбома» (21 ноября), «Путешествие из Севастополя в Симферополь: Быль ХХ века» (4 декабря). Зная, что «Москвич» был одним из псевдонимов В.М.Дорошевича17, можно с достаточным на то основанием предположить, что перед нами – часть его литературного наследия, остававшаяся неизвестной.

А вот заметка, озаглавленная «Поэты в Крыму», напечатанная 18 сентября 1920 года. Она настолько колоритна, что заслуживает быть воспроизведенной полностью: «Из Коктебеля сообщают о тяжелом положении поэтов, застрявших в Крыму. Наши поэты – совесть народа, – не имевшие возможности за три года напечатать ни строчки своих произведений, вынуждены приспосабливаться к жизни, занимаясь иногда совершенно несвойственным им делом. Сравнительно лучше других вышел из этого затруднительного положения М.А.Волошин. Он не только поэт, но еще и художник, и последняя отрасль искусства служит ему сейчас предметом заработка. Волошин рисует сейчас по заказу Американской миссии и живет на вырученную от этого сумму, дополняя ее квартирной платой живущих на его даче лиц. В.В.Вересаев переводит древних поэтов, складывая переводы в ящик стола до того времени, когда можно будет их напечатать. П.С.Соловьева (Allegro) летом вынуждена была вышивать шапочки, продажей которых и поддерживала существование. Сейчас же ведет совместно с Н.И. и Е.М.Монасеиными не сложное, но для них тяжелое хозяйство. И.Г.Эренбург – просто безработный и питается акридами и диким медом. Хуже всех было положение выехавшего сейчас в Батум О.Э.Мандельштама, менее всех приспособленного к реальной жизни и обносившегося и оголодавшего до последней степени. Неужто при таком положении вещей можно серьезно думать, что возрождение страны возможно? Дело армии – освободить территорию, но кто же будет насаждать культуру в освобожденной территории? Ведь это же трагедия!».

О том, насколько энергичной была культурная жизнь в Крыму в годы Гражданской войны, убедительно свидетельствует один из последних номеров «Крымского вестника», датированный 3 ноября 1920 года. (Напомню читателям, что 15 ноября 1920 года в Севастополь вошли части Красной Армии.)

«Симферополь. Состоялось заседание Таврической ученой архивной комиссии в память столетия пребывания Пушкина в Крыму».

«Бахчисарай. По инициативе смотрителя Ханского дворца в Бахчисарае чиновника Плаксина и при участии губернского инженера Садовского восстанавливается находящийся в саду дворца монумент в память 300-летия Дома Романовых. Памятник этот был разобран севастопольскими матросами еще в марте 1917 года. В настоящее время закончена установка двуглавого орла и бронзовых украшений по сторонам монумента. Около памятника ежедневно толпы народа, по-разному трактующие совершающийся факт».

«10-летие смерти Льва Толстого. В [Севастопольскую] городскую управу поступило следующее заявление от Таврической губернской земской управы. 7 (20) ноября исполняется 10 лет со дня смерти Л.Н.Толстого. Земская управа полагает, что эта юбилейная дата не должна пройти ничем не отмеченной в жизни начальных школ и что ею следовало бы воспользоваться в целях большего ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого. Губернская земская управа считает необходимым, чтобы материал, прорабатываемый в классах в этот день, был связан с указанным событием путем подбора соответствующих статей, бесед и т. д. Управа считает весьма желательным сверх сего устройство для учащихся особого “дня памяти Л.Н.Толстого” на следующий день в воскресенье 8 ноября».

«Обращение к ученым всего мира. Как нам передают, на предстоящем съезде ученых Таврии предполагается выработать воззвание к ученым всего мира от имени русских ученых, собравшихся в Крыму. В воззвании будет обращено внимание на катастрофическое положение русской культуры, давшей миру величайших представителей во многих областях науки и искусства и ныне погибающей в огне гражданской войны, вызванной и раздуваемой большевиками. С другой стороны, будет указано на необходимость международной поддержки тех немногих светильников культуры, которые теплятся на юге России и нуждаются в братской помощи цивилизованного мира».

…22 октября (4 ноября) 1920 года в Симферополе открылся VII (как оказалось, последний) съезд Таврической научной ассоциации. Председателем съезда был избран академик В.И.Вернадский.

Съезд начался с трагедии: скоропостижно скончался от инсульта известный астроном профессор Людвиг Оттович Струве (1858–1920). Через несколько дней о такой кончине тысячам крымчан останется только мечтать.

На вечернем заседании 4 ноября председатель съезда академик В.И. Вернадский произнес вступительную речь, профессор Н.И. Кузнецов – краткое слово памяти Л.О. Струве. Участники съезда вставанием почтили память Л.О. Струве и скончавшихся в период между VI и VII съездами профессоров Р.И. Гельвига, Г.Ф. Морозова и других ученых.

4 ноября на съезде были заслушаны доклады профессора П.П.Сушкина «Русские зоологи и их участие в мировой науке» и профессора Ф.Г.Яновского «Общественная борьба с туберкулезом», 7 ноября (стало быть, аккурат в третью годовщину большевистского переворота в Петрограде) – доклады академика В.И.Вернадского «Русская интеллигенция и новая Россия», профессора А.В.Репрева «Неполное голодание», профессора В.И.Смирнова «Памяти двух великих русских математиков (Чебышева и Ляпунова)» и Б.П.Вологдина «Роль государства, земства и общества в деле народного образования», 9 ноября – доклады профессора Н.К.Гудзия «История культуры и история литературы» и профессора П.П.Кудрявцева «Судьба русской философии XIX века»18.

Три дня спустя, 13 ноября 1920 года, в Симферополь вошли части Красной Армии. В Крыму начался чудовищный по размаху и жестокости красный террор, жертвами которого стали десятки тысяч человек (о точном количестве казненных до сих пор спорят историки, приводя цифры от 20 тысяч до 120 тысяч). В числе расстрелянных чекистами в 1920–1921 годах были не только тысячи офицеров врангелевской армии, чиновники, дворяне, священнослужители, но и представители интеллигенции, в том числе издатели, редакторы и журналисты (в частности, Ф.Н.Андреевский, А.П.Лурье, А.Я.Хаджи, Н.П.Чоглаков).

Разразившийся на полуострове одновременно с террором голод усугублял ужасы крымской трагедии.

Трагедию эту с присущей великому мастеру пронзительностью запечатлел в своей эпопее «Солнце мертвых» И.С.Шмелев.

По авторитетному мнению известного писателя и критика

А.В.Амфитеатрова, «более страшной книги не написано на русском языке…».


Александр Васильевич Репрев


Алуштинскому краеведу Л.Н.Поповой удалось установить некоторых прототипов «Солнца мертвых»19. Автору настоящей книги удалось, используя недавно рассекреченные материалы архива Главного Управления Службы Безопасности Украины в Крыму, уточнить и дополнить содержащуюся в книге Поповой информацию20.

Полагаю, что крымские газеты времен Гражданской войны позволяют продолжить работу по выявлению прототипов произведений И.С.Шмелева. Например, в одном из последних номеров газеты «Таврический голос» (с приходом большевиков газета была немедленно закрыта), вышедшем 27 октября (9 ноября) 1920 года, сообщалось: «Сильное впечатление оставил доклад А.В.Репрева «Неполное голодание» (на вышеупомянутом VII съезде Таврической научной ассоциации. – С.Ф.), нарисовавшего мрачную картину питания современных горожан как в Крыму, так и в Совдепии, питания, имеющего все признаки неполного голодания, влекущего за собой вырождение и гибель»21.

Думаю, что именно этот доклад вызвал скорбные размышления алуштинского доктора Михаила Васильевича Игнатьева, одного из героев эпопеи И.С.Шмелева «Солнце мертвых»: «Веду, например, записи голодания. На себе изучаю, как голод парализует волю и постепенно весь атрофируешься. И вот какое открытие: голодом можно весь свет покорить, если ввести в систему. Сейчас даже лекции читаются там – показал он за горы, перекувыркнув ладонь, – “Психические последствия голодания”. Талантливый профессор читает. Сам голодает и – читает. И голодная аудитория набивается дополна! Всем занятно! Гипоте-зы создаются! Как бы в потустороннее заглядывают. Ведь объект с субъектом сливаются. Новый, необычайный курс медицинского факультета. Садизм научный! Как если бы подвальным смертникам профессор, и он же смертник, о психологии казнимых читать взялся! Науку-то как обогащаем! Да, “Психология казнимых: лабораторное и кли-ни-ческое исследование на основании изучения свыше миллиона, может быть, свыше двух миллионов, казненных, с применением разных способов истязания, физических и психических, всех возрастов, полов и уровней умственного развития”! Курс-то какой! Со всего света приедут слушать и поражаться мастерством грандиозного опыта! Лабораторного материала – горы. Что до нашего опыта у Европы было? Ну, инквизиция… Но тогда научной постановки не было. И потом, там как-никак, а судили. А тут… – никто не знает за что! (здесь и далее разрядка автора. – С.Ф.). Но каждый в подвале знает, знает! – что вот, еще день или два дня будет слабнуть – ведь им, как общее правило, в наших, в здешних-то, крымских подвалах и по четверке хлеба соломенного не давали, а так… теплую воду ставили – для успокоения нервов?! может быть, и х н и й профессор присоветовал, для о п ы т а?! – так вот, каждый в подвале знает, что вот в эту или в ту ночь начнет истлевать. Где только? В яме ли тут, в овраге, или в море? И судей своих не видал, нет судей! А потащут неумолимо, и – трах! Я даже высчитал: только в одном Крыму, за какие-нибудь три месяца! – человечьего мяса, расстрелянного без суда, б е з с у д а! – восемь тысяч вагонов, девять тысяч вагонов! Поездов триста! Десять тысяч тонн свежего человечьего мяса, мо-ло-до-го мяса! Сто двадцать тысяч го-лов! че-ло-ве-ческих!! У меня и количество крови высчитано, на ведра если…»22.

Биографическую справку о профессоре Таврического университета Александре Васильевиче Репреве (1853 – 1930) недавно удалось составить23. Биографии многих других деятелей науки и культуры, пребывавших в Крыму в 1917 – 1920 годах, все еще дожидаются своих исследователей.

Примечания

1 «В Крыму был расцвет умственной и религиозной жизни.»: Г.В.Вернадский и его воспоминания о Крыме / предисл., подгот. текста к републикации В.В.Лаврова, комментарии А.В.Мальгина // Крымский Архив. – Симферополь, 1994. – № 1. – С. 33.

2 См.: Вернадский В.И. О научной работе в Крыму в 1917 – 1921 годах: [републикация] // Крымский Архив. – Симферополь, 2000. – № 6. – С. 216 – 223.

3 См.: Отчет о деятельности Таврической научной ассоциации (Комитета объединенных научных учреждений и обществ Таврической губернии) за 1917 – 1918 гг. Год I. – Симферополь, 1919. – С. 9.

4 Удалось установить, что в его работе принимали участие видные деятели отечественной науки и культуры. В программе университета на 1920 год значились, в частности, следующие циклы лекций: С.К.Маковский. «История искусства»; Лев Шестов. «Введение в философию»; Т.Л.Щепкина-Куперник. «История театра» (Ялтинский голос. – 1919. – 19 декабря). Летом 1920 года в работе университета принял участие писатель, философ и переводчик Я.Э.Голосовкер (1890–1967), прочитавший лекции «Античность и новые идеи в педагогике», «Сократ и Ницше: античная и современная мораль» (Наш путь. – Ялта, 1920. – 16 (29), 17 (30) июля).

5 Н.А. Приселков – присяжный поверенный, видный общественный деятель Ялты, скончавшийся в октябре 1918 года; см. о нем: Пасманик Д. Памяти Н.А. Приселкова // Ялтинский голос. – 1919. – 18 (31) октября. – № 133 (354).

6 Поэтому приходится лишь сожалеть о том, что, например, «Записки Крымского общества естествоиспытателей и любителей природы» не содержат информации о деятельности Общества в период Гражданской войны. Как удалось установить по другим источникам (в частности, по газетам), деятельность Общества в 1918–1920 годах, в которой живое участие принимали академики Н.И.Андрусов, В.И.Вернадский, В.И.Палладин, профессора А.А.Байков, Н.И.Кузнецов, В.А.Обручев и др., имела выдающееся научное значение. Так, на заседании Общества, состоявшемся 28 мая 1920 года под председательством профессора В.А.Обручева, был заслушан доклад

A. А.Кириллова «О периодической повторяемости обширных неурожаев и очередной неурожай хлебов в Крыму». «Доклад вызвал оживленный обмен мнений. И докладчик, и оппоненты считают, что 1921-й год в России, вероятно, будет неурожайным» (Южные ведомости. – Симферополь, 1920. – 30 мая). Прогноз этот, сделанный более, чем за год (!) до урожая 1921 года, подтвердился: в 1921 году вследствие неурожая в Крыму и Поволжье разразился чудовищный голод, доводивший людей до каннибализма.

7 Составленные современными исследователями перечени крымских газет и журналов, выходивших в 1917–1920 годах (см.: Зарубин B. Г., Зарубин А.Г. Периодические издания Крыма (март 1917 – ноябрь 1920 г.) // Крымский Архив. – Симферополь, 2001. – № 7. – C. 267–288; Филимонов С.Б. К вопросу о составе и содержании периодических изданий Крыма 1917–1920 годов // Там же. – Симферополь, 2002. – № 8. – С. 257–259), насчитывают в общей сложности около 150 наименований газет. Но похоже, что указанные перечни все еще далеки от полноты: как отмечает крымский историк и политолог А.В.Мальгин, «неопубликованная и, к сожалению, безвозвратно утраченная библиография Е.Е.Гопштейна «Печать в Крыму в годы революции» объемом в 22 п.л., включала около 350 наименований периодических изданий на семи языках» (Мальгин А.В. Культура Крыма в период Гражданской войны // Крымский Архив. – Симферополь, 2007. – № 10. – С. 17).

8 См., напр.: Филимонов С.Б. Б.Д.Греков – заведующий Крымцентр-архивом // Сов. архивы. – М., 1978. – № 3. – С. 28–31.

9 Об этом свидетельствует член Таврической ученой архивной комиссии с 1919 г. Н.Л.Эрнст, который в своей работе «Источники изучения истории Крыма» (эта обширная работа, написанная еще в 1935 г., почти семь десятилетий оставалась неизданной и лишь недавно была мною опубликована) отмечал: «В периоды белогвардейщины издавался ряд газет в разных городах и разнообразных направлений, и меньшевистские, и эсеровские, и буржуазные, либеральные, и ярко реакционные, и русские, и татарские. Они представляют собою, конечно, очень важный исторический источник, которым не следует пренебрегать. К сожалению, все они сохранились далеко не полностью в наших архивах и библиотеках, многие комплекты в пылу гражданской войны погибли, по-видимому, безвозвратно» (Историческое наследие Крыма. – Симферополь, 2004. – № 5. – С. 126).

10 О красном терроре в Крыму см., напр.: Абраменко Л.М. Последняя обитель. Крым, 1920 – 1921 годы. – К., 2005; Зарубин А.Г., Зарубин В.Г. Без победителей. Из истории гражданской войны в Крыму. -2-е изд., испр. идоп. – Симферополь,2008. – С.682–692; ФилимоновС.Б. Тайны крымских застенков. Документальные очерки о жертвах политических репрессий в Крыму в 1920 – 1940-е годы. – Изд. 3-е, доп. – Симферополь, 2007.

11 О дореволюционной периодике Крыма см.: Хоменок О.С. Дореволюционная периодическая печать Таврической губернии (1838–1916): очерк истории и библиографический указатель. – Одесса: АО БАХВА, 2003. – 180 с.

12 О том, что С.Н.Булгаков приступил к преподавательской деятельности в Таврическом университете с осени 1919 года (он возглавлял кафедру истории экономических и социальных учений и читал лекции по кафедре богословия), подтверждают и другие источники (см.: Филимонов С.Б. Следственное дело отца Сергия Булгакова (1922 г.) // Крымский Архив. – Симферополь, 1999. – № 5. – С. 162). Эта информация позволяет исправить допущенную в справочнике о профессорах Таврического национального университета неточность, где сказано, что С.Н.Булгаков работал в университете в 1918 – 1921 гг. (см.: Профессора Таврического национального университета им. В.И.Вернадского, 1918 – 2000. – К., 2000. – С. 28).

13 См. также: Филимонов С. До большевиков: Таврический университет на страницах газет 1919 – 1920 годов // Крымское время. – Симферополь, 2003. – 14 октября. – № 188 (1789). – С. 4.

14 А вот что сообщалось в некрологе «Ю.Л.Собинов»: «Убитый в бою сын Л.В.Собинова отличался исключительными музыкальными способностями, обещавшими покойному блестящую артистическую карьеру. Ему было всего 22 года. Другой сын Л.В. также сражается на фронте. Л.В.Собинов, проживающий в Балаклаве, узнал о смерти сына лишь на днях. Предполагавшиеся на будущей неделе выступления Л.В. в зале Морского собрания откладываются» (Крымский вестник. – Севастополь, 1920. – 30 октября).

15 Дорошевич В.М. Рассказы и очерки. – М., 1966. – С. 478.

16 Дорошевич В.М. Рассказы и очерки / сост., автор вступ. ст. A. П.Карелин. – М., 1986. – С. 24.

17 См.: Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. – М., 1960. – Т. 4. – С. 170.

18 См.: VII съезд Таврической научной ассоциации // Таврический голос. – Симферополь, 1920. – 24 октября (6 ноября); Русская интеллигенция и новая Россия (доклад акад. В.И.Вернадского) // Там же. – 27 октября (9 ноября); Съезд научной ассоциации // Там же.

19 См.: Попова Лия. Шмелев в Алуште. – Алушта, 2000. – С. 42–78.

20 См.: Филимонов С.Б. Дела прототипов эпопеи И.С.Шмелева «Солнце мертвых» // Филимонов С.Б. Тайны крымских застенков. Документальные очерки о жертвах политических репрессий в Крыму в 1920 – 1940-е годы. – Изд. 3-е, доп. – Симферополь, 2007. – С. 267–294.

21 Съезд научной ассоциации // Таврический голос. – Симферополь, 1920. – 27 октября (9 ноября).

22 Шмелев И.С. Солнце мертвых // Шмелев И.С. Неупиваемая Чаша: Романы. Повести. Статьи. – М., 1996. – С. 95–96.

23 См.: Профессора Таврического национального университета им. В.И.Вернадского / ред. колл.: Н.В.Багров, В.Н.Бержанский, B. В.Лавров; сост.: В.Г.Ена, В.В.Бобков, В.К.Федоров. – К., 2007. – C. 120.