Собственница бизнеса или наемный работник?
Итак, Интернет теперь кажется вам достаточно интересным способом для заработка и самореализации.
В этой главе мы разберем, в каком формате вы можете начать работать.
И расскажу я вам только о том, что сама знаю очень хорошо – как продавать свои услуги через Интернет. Ведь по большому счету существует много способов заработка через Интернет.
Например, можно открыть интернет-магазин: вы продаете какой-то товар, организуете доставку, получаете за это деньги.
Но есть минус – нужно либо закупать товар, либо договариваться продавать его со склада поставщиков, в общем – заморочка.
Поэтому мы с вами поговорим о тех способах создания дохода, которые не требуют множества инвестиций.
Часто у моих учениц основные затраты – только на обучение у меня, далее они делают то, что я рекомендую, некоторые даже не пользуются рекламой до выхода на прибыль.
Модели заработка
Работа по найму
Итак, давайте рассмотрим вариант, когда вы являетесь наемным сотрудником и выполняете ту работу, которую вам поручают.
Плюсы работы по найму
Вам не нужно думать – что делать. У вас есть четкий план работодателя, и вы его выполняете.
В некоторых случаях вас ждет стабильность – вы получаете оклад, знаете, сколько именно ждать поступлений в конце месяца. Хотя многие работодатели не всегда могут пойти на фиксированную оплату и предпочитают сдельный гонорар за проделанный объем или проценты с прибыли. Им хочется удостовериться в том, что вы адекватны, хорошо работаете и не подведете.
Минус работы по найму
Если вы работаете полный день (даже дома на любимом диване), в конце концов упретесь в «стеклянный потолок» зарплаты. Да, работодатель может повышать уровень заработка, но не в 2–3 раза, а на 10–20 % в год-полтора в лучшем случае. И вы снова, как и в офисе, начинаете думать, что если хочется зарабатывать больше, вы должны впахивать на пяти работах. Поэтому лично мне эта модель не кажется очень привлекательной.
Но ведь есть женщины, которые не решаются с места в карьер создавать свое дело. Кстати, я тоже долгое время была на этой стороне, пока не решилась делать что-то свое. Однако у наемной работы есть огромный плюс – это приобретение опыта за счет работодателя. Я, например, приглашаю людей в команду не столько по их знаниям, опыту и навыкам, сколько по личностным характеристикам и обучаемости. Почему? Во-первых, я могу платить такому сотруднику меньше и он воспримет это адекватно, он учится и набирает опыт. Мне нужен обучаемый человек, с такими приятно иметь дело. Обучаемость, внимательность и ответственность – вот набор качеств для сотрудника-суперзвезды.
ВОПРОС № 2За какое время можно обучиться и работать по найму в Интернете?
В среднем месяца за два-три. Еще полгода, чтобы стать экспертом в этой области. Всегда есть 2–3 недели привыкания к новому делу (если вы этим не занимались вообще), затем наступает этап «притирки» – вы уже поняли, как выполняется работа, и начинаете изобретать способы ее оптимизации. Самые простые в освоении профессии – менеджер по прозвону клиентов или специалист поддержки (отвечающий на почту или чат). Делать звонки или писать письма могут почти все.
Посложнее – трафик-менеджер, необходимо изучить современные сервисы, понимать потребности клиента, угадывать, что будет лучше продаваться. В этом случае процесс освоения и привыкания занимает месяца 3–4. Зато вы получаете «бонус» – специалисты в этой профессии стоят дороже.
Здорово, если работодатель помогает вам при обучении и подсказывает – где можно поучиться, если у него самого недостаточно компетенций.
Итак, вы находите своего работодателя, договариваетесь о том графике, который вам интересен, и работаете с удовольствием.
При этом вам все равно надо будет отпрашиваться в отпуск, как и на офлайновой работе, возможно, его вам оплатят, а может быть, и нет, в зависимости от договоренности, поэтому обсудите все детали при собеседовании.
Стоит помнить, что приверженец этой модели может заработать меньше, чем в других случаях, так как заработная плата зависит часто от времени, проведенного на работе, и образуется психологический «стеклянный потолок»: вы физически не можете работать больше, а денег больше хочется (рано или поздно у каждого человека возникает потребность увеличить доход).
Я хочу сменить офисную работу на свой бизнес. Но страшно! Что с психологической точки зрения нас держит на стабильной работе?
О, про это я знаю очень много! У меня был период в жизни, когда я два года собиралась уйти с работы по найму в свое дело. Два года! Да, я не самая смелая женщина. Также я очень много общалась с другими людьми, у которых были подобные истории. Выяснилось, что основные причины – это страх неизвестности, ведь есть убеждение, что текущая ситуация (оклад, работа, даже если деньги не всегда устраивают) – это то, что Я ИМЕЮ, я это ощущаю и осознаю. Будущего еще не существует, оно эфемерно.
Любопытно посмотреть на это с точки зрения нашего мозга. Когда стоит выбор между двумя решениями, мозг «выбирает» в пользу той позиции, которая ему уже знакома. Например, я знаю, как работать по найму, я это делала уже 10 лет, мне все это знакомо, все плюсы и минусы. А как вести свое дело – представляю смутно. Нет «картинки», нет ощущений. Незнакомо. Очень сложно прыгнуть в неизвестность. У меня ушло два года на то, чтобы эту картинку себе создать.
Что в итоге помогло, что позволило сделать этот шаг? Я работала с 9.00 до 18.00 корпоративным тренером в большой компании, но меня не покидал внутренний позыв к реализации себя в чем-то другом, Своем Деле. По вечерам я организовывала встречи моего «Антистресс-клуба», небольшие мероприятия с символической платой за вход. Мне это нравилось, и для меня это был своего рода переход из состояния найма в состояние бизнеса: я пробовала, ничего не теряя. Это действительно проще – сохранить за собой «тыл» наемной работы. Однако будьте внимательны, чтобы тепленькое «болотце» привычного не засосало вас и не помешало реализации больших целей.
Мало-помалу заработок будет расти, а с ним и ваша уверенность в себе. В этом случае переход переживается проще, эволюционно, так сказать. Когда я наконец ушла, был 2009 год, посткризисное пространство в России, я попробовала поделать что-то свое, у меня ушло все лето на эти попытки, и к осени я «сдалась» – опять ушла в работу по найму. Видите, какая я была трусиха! С другой стороны, я не жалею, ведь тот опыт бесценен и помог мне решать разные рабочие ситуации. Например, мне было полезно приобрести навык руководства людьми, ведь это крайне важно в своем деле.
Как вы понимаете, после «неудачной» попытки работать на себя я не остановилась, иначе эта книга не была бы написана. Я сменила несколько мест и работала в крупнейшей веб-студии Екатеринбурга менеджером проектов (кстати, эта должность дала мне массу опыта управления командами). Я получала проценты с продаж, поэтому работать должна была активно. Как же совместить с моим проектом? Когда уже освоилась с работой на новом месте, я научилась завершать работу раньше окончания своего рабочего дня и какое-то время тратила на свой проект, который развивался медленно, так как я не могла уделять ему много внимания. Приходя домой, вела вебинары, это было сложно, но это был мой выбор, поэтому я не жалела. Когда оклад на работе по найму стал равен деньгам, которые я получала от своего проекта, я – наконец-то! – приняла решение распрощаться с работой по найму.
Да, есть люди более смелые, они бросают работу в офисе и начинают делать свое дело. Это может получиться, если у вас накоплены основные компетенции для управленца, смело беритесь за дело, и у вас получится. Если же таких компетенций нет – нарабатывайте на наемной работе, просите руководство поднять вас по карьерной лестнице, берите на себя больше ответственности – и получите «жизненный тренинг» за счет работодателя.
С момента, как у меня появилась цель сделать свой проект, до его реализации прошло около пяти лет. Это случилось очень плавно, и кому-то покажется, что медленно. Я не жалею об этом, так как моя работа по найму соответствовала тем целям, которые я ставила в бизнесе. Вы можете поступить так же. Например, у вас есть желание сделать бизнес в какой-то конкретной сфере – идите на наемную работу в этой области, там вы поймете, к каким проблемам готовиться, какие черты характера необходимы, какой опыт, и далее сможете сделать что-то свое.
Примеры профессий, обучившись которым вы можете работать по найму:
● личный помощник инфобизнесмена, организатора – это правая рука человека, который организует либо свои онлайн-тренинги, либо является продюсером, то есть организует тренинги других людей. Такому человеку очень важно уметь быть исполнительным, четким, точным и придерживаться своих договоренностей с работодателем;
● копирайтер – человек, пишущий статьи (кстати, некоторые, кто успешно пишет для моих проектов, нигде специально не учились, так вышло, что владеют слогом);
● администратор социальных сетей;
● менеджер активных продаж;
● «ангел поддержки», отвечающий по почте на вопросы клиентов.
Фриланс, или Один в поле все-таки воин
Итак, теперь давайте обсудим такую модель заработка, как фриланс. С английского это означает «внештатный работник», а если обратиться к этимологии слова, то она любопытная – «свободное копье». Эта модель – своеобразный переходный момент между наемной работой и своим делом.
Фриланс – это оказание услуг тет-а-тет, то есть когда вы являетесь непосредственно и начальником, и исполнителем. Вы сами ищете клиентов и сами же оказываете им услуги. Этакий один в поле воин. Причем в одной и той же профессии вы можете быть и как фрилансер, и как наемный работник, и как создатель своего бизнеса, выше мы про это уже говорили.
В чем отличие фрилансера от наемного сотрудника? Фрилансер имеет несколько «руководителей», они же клиенты.
Например, если вы копирайтер и нашли трех постоянных клиентов, пишете для них тексты – они и являются вашими генераторами задач. Вы выстраиваете отношения не с одним человеком, а с несколькими командами. Работодатели разные, кто-то может вам личностно нравиться, а некоторые – нет, и это особенность такой модели.
Как фрилансеры могут увеличивать свой заработок? Либо постепенно повышать цену на свои услуги, либо повышать количество клиентов, а это значит – повышать свой объем работы, что не каждому хочется делать. Бывает, что работодатель может внезапно отказаться от ваших услуг, и вам приходится искать нового. Это может быть тяжело – одновременно и продавать себя, и быть качественным исполнителем.
Явным плюсом фриланса являются небольшие расходы: вы получаете всю сумму, которую вам перечислили за исполнение услуги (за вычетом оплаты счетов за Интернет), нет расходов на команду и персонал. Вы можете работать откуда угодно.
Минус этой модели: такой же «стеклянный потолок», как у наемных работников. У фрилансера есть прайс и есть рабочее время. К тому же если вы решили месяцок отдохнуть, нежась на солнышке где-нибудь в Таиланде, поступлений не ждите, так как работу никто не выполняет.
Разница между фрилансером и наемным сотрудником: наемному сотруднику надо продать себя один раз и на долгие (в лучшем случае) годы работодателю. Фрилансер делает это постоянно – продает свои услуги разным работодателям. Очень важно уметь коммуницировать, продавать себя (не демпингуя, а по достойной цене). Также вам пригодится умение «пинать» себя к светлому будущему и ставить самой себе цели (потому что наемного сотрудника организует работодатель, тут и планировать особо не нужно). Фрилансер – это человек-оркестр, который сам отвечает за свою деятельность, так как клиентам чаще всего важен результат, хотя и скорость работы тоже. И если у вас еще нет опыта работы вне офиса без надзора работодателя, у вас может возникнуть проблема самоорганизации, которую, впрочем, легко преодолеть.
Плюс этой модели: вы можете работать когда угодно и где угодно – можно просыпаться в 12:00 и приступать к выполнению задач, а можно с самого утра, как вам удобнее.
Юридический вопрос: многие из тех, кто работает на фрилансе, не организуют юридического лица и часто даже не оформляют отношения с работодателем, если руководитель – небольшая компания или один человек. В идеале следует заключить договор, так как это понятное подтверждение вашим устным договоренностям.
«Свой бизнес»
Итак, вы уже эмоционально доросли до создания своего дела. И правильно, скажу я вам! Плюсы у работы на себя значимые и могут существенно улучшить качество вашей жизни. Если вы фрилансер и уезжаете в отпуск, то денежный поток прекращается, так как никто, кроме вас, не заботится о получении прибыли с клиентов. Если у вас свой бизнес, значит, у вас есть система для зарабатывания денег, команда, которой можно делегировать задачи. Даже если вы уехали на какое-то время, если вы чувствуете себя нехорошо или просто захотелось отдохнуть в понедельник, вы спокойно это можете сделать без потери дохода.
В этом очень важное отличие от фриланса: ваша задача – выстраивать команду. Да, сначала вы работаете в одиночку, затем можете делегировать своему помощнику те дела, которые являются рутиной и не создают особой ценности, тем временем вы занимаетесь важными делами. Или вы понимаете, что некоторые функции вам делать не хочется (технические моменты, общаться с клиентами, отвечать на многочисленные письма), это можно делегировать.
Практически любая профессия из ранее рассмотренных может быть реализована в модели своего дела.
команда + организованная система продаж = бизнес.
В своем бизнесе важно умение работать с командой, умение управлять. Легко ли этому научиться? Легко в одном случае – если у вас есть четкая мотивация, драйв и стремление в любом случае делать свое дело, тогда преодолимы любые сложности. Трудно стать руководителем, если вы склонны не брать на себя стопроцентную ответственность за результат, считаете, что «во всем всегда виноват» кто-то еще, а ваши сотрудники (текущие или будущие) – лентяи и все хотят только денег! Руководителю требуется терпение, умение четко выражать свои мысли, коммуницировать, делегировать.
Плавный переход или революция
Если вы хотите в будущем создать свой бизнес, но пока боитесь «нырять» в него с головой, возьмите на заметку следующие варианты: вы устраиваетесь на работу по найму в такое место, которое либо связано с отраслью, в которой хотите развиваться, либо предполагает наличие подчиненных. Так вы сможете в относительно безопасной обстановке отработать нужные вам навыки. Например, я являюсь интровертом (или, по крайней мере, считаю себя им), и раньше мне было довольно сложно общаться с людьми, да еще и руководить ими, ставить задачи и спрашивать результаты. Если вы начнете проверять ваши управленческие навыки в своем бизнесе, то будете рисковать уже своими деньгами.