Вы здесь

Из живых ключей твоих, Россия. Русак природный (П. П. Котельников)

Русак природный

Русак природный я

Родился я на Сейме,

Россия – родина моя,

Кто стать меж нами смеет.

Утратив ум, не до конца,

Ведь даже глупый знает,

Отчизну, близких, мать, отца,

Никто не выбирает.

Терпенья мне не занимать,

Моя страна терпела,

Я жизнью должен доказать,

Что право нашее дело.

Я стою на берегу Невы, облицованной в камень. Строгая красота ожерелья реки приковывает взгляд к себе, но холодна величавая река, не дотянешься рукой до воды, непроглядна толща ее, серой тяжелой массой кажется, не теплом от нее веет, как не веет теплом от бездушного каменного изваяния.

Прохладен камень, раскален…

Без скульптора бездушен.

Тот красоту увидит в нем,

Рукам его послушен.

Все лишнее снесет резец,

И явит изваяние,

Но душу не вдохнет Творец.

Нет творчества страданья.

Скопление творений рук

Как памятник могилы.

Не испытал создатель мук,

И слез над ним не лил он.

И форма есть, и камня блеск,

Но взгляд к себе не манит,

Хоть, внешне, кажется, все есть,

Шедевром труд не станет.

Иное дело река, на правом берегу которой я родился. Пусть и не слишком широк Сейм, пусть и глубины его не велики, но он близок и ласков. Воду его можно пропускать через пальцы ладоней своих, в него можно погрузить уставшие ноги. Его вода поит и кормит мое село Жадино. В нем мы купались, в нем полоскали белье женщины, в нем по брюхо стояли коровы и пили, довольно пофыркивая, лошади в жаркую погоду. Над водой, над цветами кувшинок повисали стрекозы. По поверхности скользили жучки-водомерки. Заросли тальников, ольхи и черемухи подходили к некоторым домам моего села. В зарослях этих находили приют соловьи. Соловьиные трели по ночам были такими громкими, что приходилось закрывать окна, – младенец, лежавший в люльке, подвешенной к потолку, уснуть не мог. Влюбленные, утомленные поцелуями, лежа в объятиях друг друга, долго внимали чудному пению курского соловья. Мала пичуга, невзрачная на вид, а на тебе, как поет, заливается! Соловьев, распевающих у нашего дома, я не помню уже. Но память сохранила крутой спуск к реке. Он начинался узким проулком, заросшим крапивой, потом шел вдоль берега по самому его краю, потом поворачивал вниз узкой тропинкой. В стороне, за огородами стояли старые амбары. Сбежать по тропинке вниз, было делом нескольких минут. Река здесь расширялась, бесшумно задевая о берега, тихо текла. Кругом было просторно, вольно, молчаливо. Берег был с крутым обрывистым дном. Купаться здесь можно было тем, кто хорошо плавал. Все свободное время от учебы и работы по дому, которой в каждой сельской семье было немало, дети проводили у реки. Плавать учились так же естественно, как и учатся ходить. Правда, о стилях плавания понятия не имели, просто подгребали под себя воду и, двигая ногами наподобие того, как это делают лягушки. Переплывать реку в самом широком месте приходилось, держась за гриву коня. Только чуть шевелишь ногами, струи воды обтекают могучую грудь коня, чуть скосит животное глаз на тебя и плывет дальше. Велик и могуч Сейм, вот только бы знать, где он начинается? Откуда и куда пыхтящий дымом катер тянет вереницу груженых барж за собой? Где заканчивается Сейм, многие дети знали от родителей своих. Сейм вливал свои чистые светлые воды в красавицу Десну. У места впадения располагалось большое село с названием «Великое Устье». Так хотелось ребенку пойти вдоль берега Сейма навстречу течению в поисках истока реки. Но, пройдя несколько километров, убеждался, что река оставалась такой же широкой, как и у родного села, и конца, и края ее не было видно. Неудовлетворенный и усталый, голодный возвращался домой. Сейм после такого похода казался еще более широким и невероятно глубоким. Впрочем, и сравнивать его было не с чем. Старики сказывали, что в омутах реки водились огромные сомы. Их обвиняли в исчезновении водоплавающей птицы, скорее всего, напрасно. Напротив села располагался большой остров, называемый жителями села «Зарекой». Остров был густо поросший деревьями и кустарником. В половодье его заливало водой, пополняя рыбой небольшие озерца воды. Достичь острова было трудно, ловлей рыбы взрослые занимались редко. Только время от времени, приезжающие на отдых в село горожане организовывали поездки на «Зареку», опустошая бреднем рыбные запасы озер. Добычей становились ведра карасей. Щуки не давались, перепрыгивая сеть. Местные мальчишки и мечтать не могли о рыболовной снасти. Примитивные удочки, изготовленные из ивовых прутьев, конского волоса и самодельных рыболовных крючков были редкими. Но рыболовами дети становились рано. Для ловли рыбы использовались подол рубахи, старенькие кошелки и плетеные из ивняка корзины. Для ловли такой примитивной снастью собирались небольшими группами. На мелких местах двое мальчишек, стараясь не громко шуметь, тихонько подводили к берегу снасть, остальные начинали топтать ногами в кустах и осоке. Добычей становились обезумевшие от страха и прыгающие в снасть (корзину или рубаху) язи, окуньки, лини, налимы и пучеглазые раки. Но чаще попадались зеленые лягушки, некоторые из них достигали огромных размеров. К северу и западу от села шли леса, преимущественно осинники. Отправлялись туда летнею порой большими группами. Собирали ягоды и грибы. Взрослые, прежде чем согласиться на поход в лес, долго внушали поросли своей правила поведения, главным из которых было требование не отрываться от массы, – для этого использовались звуковые сигналы. «Ау!» – долго слышалось в лесной чаще. Пустыми из лесу не возвращались. Добычу видно было издалека. Чтобы показать свою удачливость, верх лукошка украшали самые крупные и красивые боровики. Лазали и по соседским садам, чего уж грех таить. Делалось это не из-за нужды, поскольку яблони и груши росли у каждого деревенского дома. Ребятня охотилась и за маковыми головками, особенно в период молочной спелости, когда мак в меру мягок и сочен. Хороший теплый летний дождь тоже приносил немало забав с собою. Строились небольшие запруды, да и просто бродить по лужам – само удовольствие. Но грозы пугали людей: и детей, и взрослых. Детей оглушительный грохот небесных барабанов и сверкание слепящих молний, взрослых – возможность пожаров. В деревнях пожары после гроз были нередким явлением. Погорельцы в одночасье становились нищими, с вытекающими последствиями из этого положения. Сколько их бродило по городах и селам с протянутой рукой, и с просьбой помочь хоть чем нибудь?

Мир ребенка ограничен местностью, где он проживал. Он был необычайно огромен, заканчивался где-то далеко за зубчатой стеной синих лесов, откуда несла свои воды река. В 12 километрах от села находился город Рыльск, расположенный вблизи устья речки Рыло, впадающей в Сейм. Сказывали старики, будто бы из краев наших княжеская дружина в Половецкие степи ходила, воевать какого-то хана. Из похода того никто живым не вернулся.

На Сейме невеликий городок,

Но славный, по старинным меркам.

Пути идут на Запад и Восток,

И имя Рыльска не померкло.

Шли русские князья на Кончака

Добыть себе добра и славы

Дорога, правда, долгая была

Через поля, холмы, дубравы.

Знамение дано – конь князя захромал,

А это – вестник неудачи.

Но князь и слова не сказал,

По-прежнему вперед дружина скачет.

Князь Игорь их приветливо принял,

Хотя Путивль и город небогатый.

Когда к груди своей прижал

Племянников, двоюродного брата.

Потом опять знамение пришло,

Дорогу русичам перебежал косой.

И солнце потемнело и зашло

Закат кровавою налился полосой

Лик солнца заслонен средь бела дня луною.

Испуганные лошади храпят,

Тела дрожат, натянуты струною,

Но русичи молчание хранят

Поход князей на Кончака

Окончился огромной неудачей,

Хоть с той поры прошли века.

А слово о полку сегодня плачет

Шли русские полки на Кончака.

Добыть себе добра и славы,

Казалось им, победа так близка —

Вот только бы поспеть на пир кровавый?..

* * *

Дружина Рыльская млада и невелика,

Хоть с виду, – парни молодцы,

Не нюхали еще и фунта лиха,

Их провожали матери, отцы.

Всплакнув, крестили на дорогу,

Зазнобы каждого стояли тут

И говорили: «Трогай с Богом,

Пусть будет праведным твой путь!».

Дружинников нетраченые силы,

Бунтует в жилах юных кровь,

Невесты, оставаясь, голосили,

Вернется ли назад их пылкая любовь?

Блестят кольчуги и шеломы,

Меч за спиной, копье в руке.

И цвет волос под цвет соломы,

Да и глаза, как синь в реке…

Кругом раздолье, буйны травы,

Дружина движется вперед.

Где состоится бой кровавый?

Кто будет жив, а кто – умрет?

И захирел бы Рыльск, если бы не монахи из болгарских земель сюда не пожаловали. Построили те монахи монастырь. Потянулся и люд на колокольный звон монастырский. Городу повезло, – может, в том и немалая заслуга монастырской братии была? Не тронул его монгольский хан Батый. То ли не приглянулся ему городок на Рыле, то ли некогда ему было – на Киев спешил… Кто теперь скажет? Опасность над Рыльском нависла еще раз реальная, когда монгольские полчища хана Ахмата на виду у города появились. Забили набат колокола городских храмов и монастыря. Сельский люд кинулся под защиту деревянных стен города. На кострах, – так назывались в древние времена сторожевые башни, – горожане дежурили, костры жгли, чтобы знак округе подать о великой печали своей. От мала и до велика, готовились боем встретить врага, к мирянам и монахи присоединились, из тех, что помоложе был. Не способные оружие в руках держать, смолу в огромных котлах до кипения нагревали. В монастыре и церквях молитвы неслись к небу, к Господу Богу нашему о защите града малого от воинства поганого. И услышала Божья Матерь, заступница люду русского, упросила сына своего, спасителя Христа помочь. Ушли окаянные монголы, города не тронув. Понеслись звоны звонкие, звоны радостные со всех звонниц. А вот позднее, когда видимого врага не было, стал город хиреть. Обошла его стороной железная дорога, как и многие другие, прежде славные, города русские.

С половецким станом бился рус,

Перед ханом на колени не упали,

По смерти души их принял Иисус,

А на земле легендой они стали.

Со смертью князя город не упал.

И Сейм, и Рыло город умывали.

Защитником монах, священник стал,

На Бога нашего в молитвах уповали.

Сюда, спасаясь, иноки пришли

Болгарских православных христиан,

С собою мощи Иоанна принесли,

И был заложен православный храм.

На взгорье городок – чудесный вид,

Холмы, дубравы, меловые горы.

Извилистою лентой Сейм блестит.

Среди лугов – зеркальные озера.

На заливных лугах – стада коров, овец

И табуны коней пасутся.

Такую красоту создал здесь Бог-творец,

Покинул, хочется опять сюда вернуться!

Но время шло, нал Русью вновь беда,

С востока черной тучею накрыло,

И в Сейме стала розовой вода,

Она такой же стала в речке – Рыло.

Народ наш от врага не убегал,

Рубаху чистую, на шею крест – и в битву,

За веру и Россию погибал,

Пред боем створив молитву.

А городок и вся земля окрест

Руки Батыя так и не познала,

Над Рыльском был благословенен крест,

А вот далече – вся земля стонала.

Батыем город был не покорен,

Монголы не вошли, не покорили.

Здесь не было смешения племен.

Здесь Богу люди истово служили!

Звонили по утрам колокола,

Широко двери открывали храмы.

Под сенью Бога мирно жизнь текла

Душевные залечивались раны!

Под стены города войска привел Ахмат,

Рыльск хану не открыл ворота.

Бил колокол отчаянно набат

Шли город защищать, и смело, и охотно.

Был город вновь Спасителем спасен,

От Рыльских стен ушли татары

Под звонкий колокольный звон.

Монастыря и храмов старых.

И вера та чудесною была

Враги Спасителя не сокрушили стены.

И это – не красивые слова,

Не знали здесь предательства, измены.

Не уклонялся Рыльск от добрых дел,

Под урожай ума закладывались грядки.

Купец из Рыльска Шелехов сумел

Оставить свое имя у Камчатки!

Родная сердцу русская земля

Тебе я песнь пою и не лукавлю,

Не видеть красоты твоей нельзя.

От всей души тебя я славлю!

Село строилось на возвышенном правом берегу реки с таким расчетом, чтобы талые воды разлившегося широко Сейма не заливали крестьянских подворий. Учитывалось и то, чтобы строения и не слишком удалялись от берега реки. Поначалу улица села строго следовала изгибам речного русла. Когда люди научились копать колодцы, можно было и нарушать это правило. С кручи по узкой тропинке, спускающейся к реке в поредевших зарослях ивняка, перевитого хмелем, передвигаться следовало, хорошо изучив все выступы и углубления, созданные для облегчения спуска. В теплое время года делать это было нетрудно, – и дети, и взрослые ходили босиком. Ноги наши не требовали обуви. Купались мы без одежды. В воду можно было сползать, скользя голыми ягодицами по мокрому глинистому краю берега реки. Но лучше всего было прыгать с деревянных мостков, с которых производился забор воды. Только редко эти мостки оказывались свободными. То одна, то другая молодая баба, сделав два наклона коромыслом, зачерпывала ведрами прозрачную, чистую воду. Ловким движением она поправляла на плече коромысло и, не торопясь, удалялась, покачивая широким ладным станом. Полные белые икры вдавливали стопу во влажный прибрежный песок. Левый берег Сейма низок. Тут росли черный ольшаник, ива, осина, черемуха. А на сухих песчаных возвышенностях сосны.

По берегам Сейма на вязах, липах, дубах, как небольшие сережки, дуплянки висят. Рядом с ними золотистые щурки дежурят. Щурки – птицы красивые, но нетерпимые теми, кто пчеловодством занят, щурки пчел едят. Пчелы излюбленное лакомство для птиц. В дуплянках дикие пчелы живут, мед с цветов собирают. Раньше профессия была собирателей дикого меда, бортниками звали их. Кажется, существованию диких пчел больше беды нанесли люди, сельским хозяйством занимающиеся, чем щурки и собиратели дикого меда.

Избы деревенские, точно сестры родные, отличаются лишь размерами. Правда, те избы, что богаче, и стены имеют покрасивее, бревна их не выпирают, как ребра скелета динозавра, а бревнышко к бревнышку так плотно прилажены, лезвие бритвы между ними не просунешь. Изнутри бревна тесаные, гладкие, янтарем желтым отливают, такие стены принято перед праздником великим ножом скоблить, кипятком поливая. А в избах бедных бревна корявые, между ними пакля кусками торчит. В щелях тех полчища клопов государства свои образовали. В войне с хозяевами изб перевес, а знать и победа, всегда на стороне клопов была. У самых богатых дома кирпичом красным обложены, окна в них высокие, да широкие, блеском стекол красуются. На стенах висят в тонких деревянных рамках фотографии многочисленной родни. Время от времени хозяйка снимает их со стены, смахивает тряпочкой пыль и подолгу рассматривает слезящимися глазами. В красном углу горницы в тяжелой раме, в ризах висит темное с трудом различимое лицо. Над ним нимб виден. Значит, это лик святого. Только какого?.. В простенке часы-ходики висят с гирей на цеапочке. В форме сосновой шишки. У бедных окна маленькие, подслеповатые, вместо случайно выбитого стекла, пучок соломы или подушка торчит. Да, что говорить про богатых, полы у них деревянные, у некоторых даже крашеные, дорожки из рядна постелены, а в сенях на полу рогожа постелена. Чтобы в горницу грязи не носили, разувались в сенях… Чистота и строгость в таком дому. Зайдешь в такой дом по делу, стоишь столбом безмолвным у порога самого, боясь движением лишним что-то нарушить. Зыркнет глазами ледяными в незваного гостя, холодом от взгляда того по всем членам волны расходятся. Хозяин, тот и головы не повернет в сторону пришедшего – стоит ли расходовать взгляд-то на мелочь всякую. Не дай Бог, пришел во время неурочное, когда хозяева за стол сели. Запахом щей с говядиной все пространство заполоняется. Ситный хлеб, нарезанный, горкой на столе высится… Ком в горле у пришедшего возник, дух невольно перехватывает. Чтобы не задохнуться, приходится долго слюну глотать. А она, проклятущая, как назло рот заполняет. Нет, тут за стол пригласить не догадаются. Ждешь, когда хозяин внимание на тебя обратит, да, толкнув локтем хозяйку, скажет: «Узнай, что этому надо?» Но такого оборота событий долго приходится ждать, с ноги на ногу переминаясь. А обедающие не торопятся. Медленно перемещаются ложки по воздуху, еще медленнее двигаются челюсти. Продержав в покорности долгое время, до чаепития самого, наконец, смилуются, и хозяйка, вытирая тыльной стороной пухлой руки влажные, жирные от мяса губы, и еще раз окинув взглядом тебя презрительным, вроде вошь последнюю, скажет резко: «Ну, что тебе?»

«Да, вот мать прислала…»

Договорить не дадут, прерывают: «Не вовремя ты тут появился?.. Ну, ладно уж, возьми там, в углу сумку! Да не забудь сказать матери, пусть долг на жнивах отработает!» Берешь сумку, забрасываешь на плечо и уходишь, думая: «Ведь была приготовлена сумка с мукой, зачем так долго измывались?»… Одно хорошо, что вне дома богатея хлебаешь полным ртом воздух, насыщенный всеми запахами деревни.

Богатый крестьянин, а значит – кулак!

Таким называется словом.

Когда приглядишься, тут – что-то не так?..

Какая богатства основа?

Кого-то ограбил? Кого обманул?

Добыл все крестьянской смекалкой?

Без пая оставил бедняжку, вдову?

Честь, совесть отправил на свалку?

Теперь от соседей с поклоном почет,

Над ними богатством возвышен!

А тайно зовут тебя: «Сволочь и черт!»

И злоба в затылок твой дышит!

Твой дом под железом. Амбар под замком.

Ты крепкий хозяин – кулак!

Ты сам на селе себе власть и закон!

Тебя не согнешь просто так!

А время идет, и беда за спиной.

Но скрыто во мраке все это

И в ссылку отправят с детьми и женой!

Решат твою участь «Советы!»

Сколько раз село возрождалось, никто не знает. Создания летописей село не удостоилось. Местных Несторов-летописцев земля Рыльского уезда не родила. Горели избы, подожженные ударом молнии. Как спички горели. Горели и во времена татарских набегов. Молниеносных набегов следовало ждать по весне, когда вырастала высокая трава. В зеленом корме нуждались татарские всадники. В зиму не совершались набеги. Ожидать нападения следовало и с западной стороны, где Литва с Польшей козни против Руси замышляли.

Набат гремит, и мечется село,

Нет крепостной стены и земляного вала.

Откуда супостата принесло?

Был мирный день, и словно не бывало?

До города добраться, не успеть,

Осталось слишком времени немного.

Куда жену, детишек малых деть?

Опять приходится надеяться на Бога.

А супостат не ведает креста,

И на него не действует молитва.

Придет он даже с именем Христа,

И с православным начинает битву.

Что может в битве выставить село?

И из чего создать селу защиту?

Оружья нет, так издревле велось.

Со всех сторон село врагу открыто…

Кто взял косу, а кто-то взял топор…

Но большинство собралось в божьем храме.

Кто их спасет, ведь с давних пор

От войн село носило только раны?

Стучат копыта многих лошадей,

Налет молниеносный крымцев.

Добро они хватают и людей,

И некуда крестьянам бедным скрыться!

Одно осталось – спрятаться в лесу,

Но путь туда врагом отрезан.

Крестьянин в руки взял косу,

Но сбит конем, и саблею зарезан.

Его сосед стрелою поражен,

Навылет грудь его пробита.

Сгоняет враг детишек малых, жен.

Защитники села, до одного, убиты.

Храм подожжен, пылает, весь в огне.

Стенания, несутся вопль и крики.

Татарин лихо скачет на коне,

Священника глава торчит на пике.

Полыхают крестьянские избы. Черный дым заволакивает голубые небеса, и солнце проглядывает сквозь горький дым кроваво-красным пятном, словно гневом наливается. Враг уходит прочь, тащит за собой множество пленников, которые будут проданы на невольничьих рынках Крыма. Оставшиеся в живых крестьяне, успевшие спрятаться от татар, принимаются за работу. Рубят избы. Ставят церквушку малую. Возрождается земля. Мы привыкли славить князей, да царей по именам, забывая, что все живут они от стола крестьянского. Восстанет из пепла село, ведь оно – основа государства российского. Так было, и так будет, пока живы на Руси будут крестьяне!